Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 10:55, автореферат
Актуальность. В современных условиях достаточно обоснованно актуализируется проблема общепсихологического обеспечения маркетинговых исследований. По мнению многих авторов, в настоящее время необходимы общепсихологические подходы, позволяющие надежно и достоверно разграничить приоритеты потребностей в условиях потребительских отношений (Петренко В.Ф., 1988, 1989, 1990, 2005; Бодалев А.А., 1983; Гамезо М.В., Ломов Б.Ф., Рубахин В.Д., 1985., Берлизон С.Б., 1985). Такие подходы предлагались многими исследователями еще в период планового ведения хозяйства в нашей стране, но практического применения тогда не получили.
Таблица 1.
Набор шкал-антонимов
Метод семантического дифференциала - один из методов построения субъективных семантических пространств. Он предложен американским психологом Ч. Осгудом в 1952 г. и применяется в исследованиях, связанных с восприятием и поведением человека, с анализом социальных установок и личностных смыслов, в психологии, социологии и рекламе. Данный метод является комбинацией метода контролируемых ассоциаций и процедур шкалирования. При этом измеряемые объекты (понятия, изображения, персонажи и т. д.) оцениваются по ряду биполярных градуальных (трех, - пяти - и семибалльных) шкал, полюса которых обычно задаются вербально. Основные задачи, которые можно решить с помощью исследовательской методики семантического дифференциала в брэндинге: оценка критериев выбора (на что стоит обращать внимание в рекламе продукта); выбор правильного названия, отражающего ожидания покупателя от идеального товара этой категории; описание расположения товара на фоне продуктов конкурентов в выявленном семантическом пространстве. Преимущества СД – это его компактность, возможность бланковой работы с большими группами испытуемых, стандартизация результатов и процедур сравнения результатов работы разных испытуемых и групп испытуемых, снятие речевых штампов заданными экспериментатором шкалами. Важнейшее преимущество методов семантического оценивания состоит в том, что в качестве стимула для оценивания может быть представлен почти любой объект: событие, ситуация, социальная роль, продукция, отношения и т.д. Поэтому метод СД нашел очень широкое применение во многих разделах психологии.
В третьей главе диссертации «Пути совершенствования
применения фокус-групп и семантического
дифференциала в психологических исследованиях»
приведены результаты экспериментально-
Установлено также, что
разнокачественные
Первый этап связан с выделением семантических связей анализируемых объектов (понятий, символов, изображений и т.д.). В экспериментальной семантике, психолингвистике в качестве методик выделения семантических связей используются: - ассоциативный эксперимент, где мерой семантической связи пары объектов является сходство дистрибуций их ассоциаций; - субъективное шкалирование, где испытуемые выносят суждение о сходстве каждой пары объектов по некоторой градуальной шкале, содержание которой не задано, то есть испытуемый сам домысливает основания классификации; - семантический дифференциал, где мерой сходства объектов является сходство их оценок, данных по биполярным градуальным шкалам, содержащим в качестве полюсов прилагательные-антонимы; - методика сортировки, где семантическое сходство пары объектов пропорционально количеству объединений их в общие классы при процедуре классификации; - метод подстановки, родственный лингвистическому методу дистрибутивного анализа, где мерой сходства слов выступает количество контекстов, в которых эти слова взаимозаменяемы; - условно-рефлекторные методики, рассмотренные выше, где семантические связи устанавливаются на основе генерализации выработанного условного рефлекса - его переноса с одного объекта на другой, с ним семантически связанный.
Второй этап включает математическую обработку исходной матрицы сходства с целью выделения тех универсумов, которые лежат в ее основе.
Третий этап - это построение семантического пространства и он связан с интерпретацией выделенных структур.
По сути дела, представленный алгоритм представляет собой методические приемы создания различных разновидностей семантических дифференциалов и их обработку. Результаты исследования свидетельствуют, что при работе с семантическим дифференциалом и методом фокус-групп в центральной нервной системе человека актуализируются однотипные нейронные связи и ассоциации. Поэтому метод семантического дифференциала может рассматриваться и как способ настройки целевой аудитории на нужные и актуальные ассоциации, которые крайне необходимы для оптимальной работоспособности участников фокус-групп.
Это предположение было проверено следующим образом: у 22 фокус-групп, проводимых двумя модераторами (11+11) были проведены предварительные исследования методом семантического дифференциала, настроенного на оценку 5 брэндов. У 22 фокус-групп (11+11), которые проводили те же модераторы, перед началом определялись социально-демографические показатели и заполнялись специально разработанные опросники. По времени это занимало столько же, сколько оценка этих брэндов методом семантического дифференциала. Затем была проведена оценка эффективности фокус-групп. Оценка производилась по 10-балльной шкале, как модераторами так и сотрудниками, которые анализировали эти результаты по видеозаписи и по итоговым документам (табл.2).
Таблица 2.
Оценки эффективности фокус-групп в зависимости от предварительного использования метода семантического дифференциала
Оценка качества проведения
фокус-групп без |
Оценка качества проведения фокус-групп с предварительным заполнением семантического дифференциала |
6,9 |
8,3 |
Данные табл.2 свидетельствуют, что при проведении фокус-групп проявления индивидуально - психологических особенностей сознания во многом спонтанны, а при психосемантическом оценивании объектов стимулируются те, которые наиболее важны при его оценке. При этом иные, ситуативные стимулы как бы уходят на второй план из сознания работающего в фокус-группе человека.
Данные исследования показали, что при применении семантического дифференциала и метода фокус - групп важно учитывать влияние на результат различных факторов и стабилизировать их.
Возможно несколько путей объективизации результатов фокус–групп с помощью семантического дифференциала (табл.3).
Таблица 3.
Соотношения индексов брэндов и их продаж
Название брэнда |
Индекс брэнда |
Отношение к ведущему брэнду (100%) |
Процент продаж |
Отношение к ведущему брэнду (100%) |
Сырок 1 |
15,1 |
1,0 |
38,3% |
1,0 |
Сырок 4 |
12,8 |
0,85 |
33,7% |
0,88 |
Сырок 5 |
6,8 |
0,45 |
20,1% |
0,52 |
Сырок 3 |
0,9 |
0,06 |
11,3% |
0,3 |
Сырок 2 |
0,3 |
0,02 |
7,4% |
0,19 |
Путь первый. Результаты практической деятельности, развитие самого маркетинга. Так, при исследовании брэндов сырков выявлено, что индекс сырка 1 равен 15,1. Индекс сырка 4 равен 12,8, сырка 5 - 6,8, сырка 3- 0,9, а сырка 2 - 0,3. Для проверки эти сырки были выставлены в отдельно стоящем магазине по одной цене вместе, через месяц был подведен итог продаж. Оказалось, что Сырок 1 занял 38,3% всех покупок сырков. Сырок 4 составил 33,7% месячных продаж, сырок 5 - 20,1%, сырок 3 – 12% продаж, сырок 2 - 7,4%
Как видно из данных табл.3, индексы брэнда в целом отражают их покупательную привлекательность при прочих равных условиях. Однако этот индекс слишком контрастен, пропорции его не симметричны. Если творожные сырки «Божья коровка», «Солнышко», «Мишки» продавались в соответствии с индексом брэнда, то сырки под номером 1 и под названием «Машинки» продавались в иных пропорциях. Удельный вес индекс брэнда под номером один оказался в 5 раз меньше, чем удельный вес этого брэнда в продажах. А удельный вес брэнда «Машинки» оказался почти в 10 раз меньше, чем удельный вес этого брэнда в продажах.
Установлено также, что нагрузка на семантическое поле «густой - жидкий» (от +2,1 до – 2,1) оказалась меньше, чем нагрузка на семантическое поле «красивый - безобразный» (от 2,7 до –2,2). Но именно по семантическим полям «красивый - безобразный» сырок под номером 1 и сырок «Машинки» получили отрицательные значения. Они то и переместили их на последние места при индексном анализе. При этом все остальные дихотомические понятия по семантике связаны с полями «красивый - безобразный», в то время как «густой - жидкий» такой связи почти не имеет. Поэтому можно предположить, что предложенные семантические поля несколько ассиметричны реальным критериям выбора творожных сырков потребителями.
Результаты исследования показали, что прежде чем использовать семантические поля как критерий при оценке тех или иных выборов людей, важно убедиться, что эти семантические поля системно отражают реальные критерии, которыми руководствуются потребители при выборах. Экспериментальные исследования показали, что такими потенциальными возможностями обладает методика «Семкон». Семантические поля этой методики сгруппированы и по Осгуду, и по Шмелеву, и по личностному дифференциалу. Поэтому возможности применения семантического дифференциала как метода качественно-количественной оценки конкретных маркетинговых явлений достаточно расширены. Наибольший успех при применении данной методики был достигнут в комплексе с другими. По сути дела, семантический дифференциал позволяет связать между собой, сопоставить, скомплексировать качественные и количественные методы оценочного исследования. Это касается и применения качественных методов фокус-групп.
Установлено, что валидность фокус-групп может находиться как по каждому семантическому полю, так и по сумме показателей семантических шкал. При этом важно, чтобы семантические поля системно отражали факторы и даже микрофакторы, влияющие на принятие решения о покупке. В силу этого для объективизации результатов фокус-групп надо, чтобы семантические поля, включенные в семантический дифференциал, перекрывали суждения участников в фокус-группах. Данное явление близко к пониманию конструктивной валидности. В частности, речь идет о конструктивной валидности семантического дифференциала. При этом для одной фокус-группы (в зависимости от состава обследуемых, поведения модератора и множества других ситуативных факторов) будут высказывания, близкие к одним семантическим полям, в другой - к другим, но в своей совокупности – «сработают» те семантические поля, которые наиболее системно и полно отражают результаты фокус-групп (если они, конечно, проведены методически правильно). Единственным условием этого выступает наличие в системе семантических полей дихотомических понятий, которые совпадают или близки к оценкам, высказанным при обсуждении в фокус-группах. Так, если в фокус- группах высказывается мысль, что обертка слишком темная, то в семантических полях должны присутствовать дихотомические поля «темное - светлое». Это достигается с помощью повышения конструктивной валидности семантического дифференциала.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что конструктивную валидность семантического дифференциала можно повысить следующими путями:
во-первых, путем анализа ответов участников большого количества фокус-групп, выбора оценок, сделанных в них и создания дихотомических пар в соответствии со сделанными оценками в группе;
Информация о работе Объективизация результатов фокус-групп с помощью семантического дифференциала