Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 12:29, реферат
Каждая наука, как и соответствующая ей учебная дисциплина, имеют свой объект изучения и свой предмет, которые взаимосвязаны, но существенно различаются. К сожалению, некоторые авторы учебных пособий по различным дисциплинам не отделяют эти понятия друг от друга, часто выдавая объект науки за ее предмет. Объект каждой науки – это часть действительности, которая обобщенно и углубленно отражается, исследуется этой наукой, находясь за ее пределами и до ее возникновения. Предмет – это содержание науки, ее основные положения, для теории – это система категорий (научных понятий) и законов, отражающих объект. Для уяснения предмета науки необходимо четкое представление о ее объекте.
1. Об объекте социологии.
2. Социологическая теория и социологические исследования.
3. Социология и идеология: общее и особенное.
Каждый из трех этапов на практике характеризуется в среднем следующими затратами времени: I этап – 35-40%, II этап – 20-30% и III этап – 35-40 % от всего отводимого на данное исследование времени. Конечно, каждое конкретное социологическое исследование требует своей структуры затрат времени. Она зависит от объекта, предмета, субъекта социологического исследования, от объективных и субъективных факторов. Второй этап, как правило, делится на две части, которые в основном требуют одинаковое количество затрат времени:
Программа социологического исследования состоит из двух разделов: методологического и методического. Методологический раздел имеет следующие части:
6)
определение задач
Среди шести выше приведенных частей наибольшую трудность для начинающих социологов представляет четвертая, т. е. логический анализ или «операционализация» основных понятий. Анализ этот необходим, чтобы перейти ко II этапу социологического исследования, чтобы определить какие методы социологического исследования рационально использовать в данном случае. Например, возьмем социологическое исследование производственной дисциплины, которое актуально в любом коллективе, где будут трудиться выпускники нашей академии. Состояние производственной дисциплины, обуславливается различными факторами (схема № 8). Для изучения каждого из них требуется использование различных методов социологического исследования.
Второй, методический (процедурный) раздел программы имеет две следующие части:
При
разработке методики социологического
исследования надо выделить следующее:
во-первых, возможность осуществления
различных методов и процедур
сбора и обработки информации
для данного конкретного
На втором этапе социологического исследования, на основе его программы и составленного плана ведется наблюдение, изучение документов и различные виды опроса. Как правило, сочетаются различные методы сбора информации, которые дополняют друг друга. Наблюдение – планомерное восприятие с целью выявления существенных свойств изучаемого объекта. В ходе наблюдения не только регистрируются события и условия, в которых они происходят, но и анализируется поведение людей, межличностное общение, социальные взаимодействия в исследуемых общностях.
При работе с документами не надо забывать, что они представляют собой субъективное отражение действительности, что они составляются всегда с какой-то конкретной целью. При работе с документами необходимо также четко разграничивать в них информацию о событиях и мнения о них. Мнения всегда носят оценочный, субъективный характер и в той или иной мере искажают действительность.
При опросах используются как анкеты, так и различного вида интервью – устные опросы. Число вопросов в анкете, как правило, должно быть ограничено, примерно 10-20. Они могут быть «открытые», когда респондент самостоятельно формулирует ответ, или «закрытые», т. е. имеющие предполагаемые варианты ответов на вопросы. Каждый из видов вопросов имеет свои плюсы и минусы. Ответы на открытые вопросы трудно подвергаются обработке. В случае закрытых вопросов в определенной степени ограничивается свобода респондента. В анкете обязательна «паспортичка», т. е. вопросы о статусных характеристиках респондента.
«Паспортичка» в анкетах необходима для первичной обработки. Предварительная подготовка к обработке собранных анкет включает в себя: проверку на точность, полноту и качество заполнения, исходя из которой производится их отбор для обработки; кодирование информации для обработки на ЭВМ, при этом используются порядковая или позиционная система кодирования. После этого составляются таблицы, матрицы и т. д.
Заключительный этап социологического исследования представляет собой обобщение собранного материала, его интерпретацию. Оно приводит к выводам, которые опровергают или подтверждают рабочие гипотезы, выдвинутые в программе исследования. В результате социологического исследования наряду с новыми теоретическими положениями могут содержаться практические предложения по совершенствованию методики исследования, а также формулируются новые социальные проблемы, т. е. появляется новое «знание о незнании».
Социологическое исследование, будучи взаимосвязанным с социологической теорией, в поисках истины должно исходить из принципов объективности, всесторонности и репрезентативности. Принцип объективности обуславливает достоверность получаемой информации, критический подход к ней. Принцип всесторонности связан с комплексным подходом к изучаемому явлению и позволяет избежать ошибочных суждений, поспешных выводов и непродуманных действий, которые чаще всего оказываются результатом одностороннего подхода. Принцип репрезентативности, представительности, типичности необходим при составлении выборки как в случае проведения опросов, так и при изучении документов и в ходе наблюдения. Единство социологической теории и социологических исследований позволяет углубиться в сущность жизни и поведения человека, а также рационально воздействовать на эти сложные социальные процессы. Таким образом, прослеживается взаимосвязь познавательной и методологической функций науки.
Идеология – совокупность идей и взглядов, в которых отражается и оценивается социальная действительность с точки зрения интересов конкретных социальных слоев общества. Социология и идеология имеют много общего. Во-первых, они имеют один и тот же объект – современное общество – и отражают его в обобщенной форме. Во-вторых, опираются в своем развитии на имеющийся мыслительный материал об обществе. В-третьих, они используют в основном одни и те же понятия. Социология и идеология имеют не только общие черты, но и в определенной мере взаимопереплетаются. Это обусловлено тем, что они являются элементами теоретического уровня общественного сознания. Идеология формирует идеи о социальных ценностях, выдвигает мыслительные конструкции будущего общества, утопии, в рамках которых вырабатываются представления о «всеобщем» идеале. В определенных условиях они могут выступать в качестве гипотез в социологии.
Общие черты социологии и идеологии и некоторое их взаимопереплетение, а главное, коренные интересы высшего слоя «коммунистической» партократии привели в нашей стране и в ряде так называемых «социалистических» стран к распространению тезиса о марксизме–ленинизме как «научной идеологии». Выпускались книги с названиями: «Марксистско-ленинская социология» и «Буржуазная социология». В действительности, наука не может иметь классовый характер, выражать интересы той или иной социальной группы, это – свойство идеологии . Изучая социологию, необходимо отличать научные положения, объективно отражающие действительность, от идеологических мифов и политических лозунгов, в которых реализуются интересы тех или иных социальных слоев общества.
В России последних веков, за исключением 1917–20-х годов, господствовала главным образом идеология феодализма. В XX в. менялась только форма идеологии, а для ее содержания было характерно принижение человека, сдерживание развития его свободы, в том числе свободы мысли.
Сохранение феодальной идеологии было обусловлено феодальными производственными отношениями. В России XIX-XX вв. предпринималось несколько попыток их преодоления. Первая – это отмена крепостного права, она способствовала появлению новых очагов капитализма в стране, но капиталистическая общественная система во II-ой половине XIX в. не сформировалась. Вторая – столыпинская реформа, она увеличила товарность сельскохозяйственного производства, но тоже не привела к ликвидации господства феодальных производственных отношений, к преодолению внеэкономической зависимости основной части тружеников от хозяев, от помещиков, от фабрикантов, которые не покупали рабочую силу за соответствующую ей плату, а в виде мизерной зарплаты компенсировали лишь часть средств, необходимых для воспроизводства рабочей силы. Третья – февральская буржуазно-демократическая революция (1917 г.), которая должна была привести к смене феодальных производственных отношений буржуазным способом производства; но недостаточная численность, слабость российской буржуазии и ряд других объективных и субъективных факторов, в том числе организованность большевистской партии, привели в том же году к октябрьской политической революции. Четвертая - новая экономическая политика, в начале двадцатых годов, с помощью которой руководство большевиков пыталось найти необходимые стимулы для развития экономики России.
В октябре 1917 г. к власти в России пришли люди, «штурмовавшие небо», как говорил о деятелях Парижской Коммуны К. Маркс. Они хотели построить новое, справедливое общество социального равенства тогда, когда для этого не было соответствующих условий. В их идеологии, как и в любых идеологиях, было много заманчивого, утопичного. Эта идеология провозглашала равенство, демократию, свободу, справедливость, гласность, идею научного управления общественным развитием. Реализации этих идей могла способствовать социология, и она начала развиваться в первые годы Советской власти. Значительное распространение получают социологические исследования. В 1919 г. был образован социобиологический институт, в задачу которого входило исследование сущности человека, появились кафедры социологии в Петроградском и Ярославском университетах. В 1920 г. в Петроградском университете было создано социологическое отделение под руководством Питирима Сорокина. В то время издавалось значительное количество социологических публикаций.
Ситуация серьезно изменилась во второй половине 20-х годов, когда некоторые публицисты, выражающие интересы господствующей идеологии, стали считать социологию буржуазной лженаукой. С отменой новой экономической политики в СССР начинает складываться общество, основанное на государственно-феодальном способе производства с элементами социализма, прикрытого коммунистическими лозунгами. Идеология этого общества по форме была коммунистической, по содержанию – государственно-феодальной. Она выражала коренные интересы высшего руководства партии и государства, являвшегося особым слоем социально-классовой структуры. Его представителей можно назвать государственными феодалами. Они от имени государства распоряжались, владели и пользовались средствами производства и природными богатствами России. От них, как от феодалов, зависели судьбы трудящихся, которым в виде зарплаты или оплаты трудодней платили не в соответствии с их трудом, а давали столько, сколько необходимо для простейшего воспроизводства рабочей силы. А сами они как феодалы получали доходы в виде ренты, т. е. в виде различных привилегий. В политической жизни общества утвердился тоталитаризм, сковывающий инициативу человека, не допускавший расширения демократии, гласности и плюрализма. В социальных отношениях существовал классовый антагонизм между трудящимися и государственными феодалами, который, в конечном счете, и привел к коренным политическим и социокультурным изменениям общества, начиная с 1987 г., т. е. с перестройки, и особенно, с августа 1991 г., т. е. с буржуазно-демократической революции.