Объект и предмет социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 12:29, реферат

Описание работы

Каждая наука, как и соответствующая ей учебная дисциплина, имеют свой объект изучения и свой предмет, которые взаимосвязаны, но существенно различаются. К сожалению, некоторые авторы учебных пособий по различным дисциплинам не отделяют эти понятия друг от друга, часто выдавая объект науки за ее предмет. Объект каждой науки – это часть действительности, которая обобщенно и углубленно отражается, исследуется этой наукой, находясь за ее пределами и до ее возникновения. Предмет – это содержание науки, ее основные положения, для теории – это система категорий (научных понятий) и законов, отражающих объект. Для уяснения предмета науки необходимо четкое представление о ее объекте.

Содержание

1. Об объекте социологии.
2. Социологическая теория и социологические исследования.
3. Социология и идеология: общее и особенное.

Работа содержит 1 файл

ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ.doc

— 86.00 Кб (Скачать)

     ОБЪЕКТ  И ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ 

  1. Об объекте  социологии.
  2. Социологическая теория и социологические исследования.
  3. Социология и идеология: общее и особенное.

 

     Каждая  наука, как и соответствующая  ей учебная дисциплина, имеют свой объект изучения и свой предмет, которые взаимосвязаны, но существенно различаются. К сожалению, некоторые авторы учебных пособий по различным дисциплинам не отделяют эти понятия друг от друга, часто выдавая объект науки за ее предмет. Объект каждой науки – это часть действительности, которая обобщенно и углубленно отражается, исследуется этой наукой, находясь за ее пределами и до ее возникновения. Предмет – это содержание науки, ее основные положения, для теории – это система категорий (научных понятий) и законов, отражающих объект. Для уяснения предмета науки необходимо четкое представление о ее объекте.

     В современной литературе, в том  числе в учебниках и учебных  пособиях, встречается несколько  различных подходов к пониманию  объекта социологии. Среди них  наиболее распространенными являются следующие три подхода. Многие считают объектом социологии общество. Такая точка зрения была широко распространена в XX в. Она опиралась на высказывания французского философа Огюста Конта. В первой половине XIX в. он ввел в научный оборот понятие «социология», представляющее собой сочетание двух слов латинского и греческого происхождения, которое переводится на русский язык как наука об обществе. Другие считают объектом социологии не общество в целом, а гражданское общество. Этот подход обосновывается, например, известным российским социологом профессором Тощенко Ж. Т., главным редактором журнала « Социологические исследования» («СОЦИС»). Третьи считают объектом социологии социальную сферу, одну из основных сфер общества (схема № 1), которая выделяется при анализе общества в аспекте основных общественных отношений.

     Чтобы понять, насколько правомерен такой  подход, обратимся к анализу указанных  четырех сфер общественной жизни (экономической, политической, социальной и духовной). В каждой из них можно выделить основные «клетки», отражающие ее сущность. В экономической сфере – это товар, в политической – власть, в духовной – мысль, в социальной – социальное действие, т.е. деятельность человека, ориентированная на реакцию другого человека, других людей. Эти «клетки» оказываются важнейшими категориями экономической теории, политологии, культурологии и социологии. Объектом экономической теории является экономическая сфера общества, отношения людей в процессе производства, обмена и потребления. Объектом политологии является политическая сфера, сердцевину которой составляют отношения по поводу власти, культурологии – духовная сфера, сфера осмысления мира. А объект социологии не ограничен социальной сферой, ибо социальные действия происходят во всех сферах общества, в процессе производства, обмена, потребления, в процессе формирования и осуществления власти, в обмене мыслями, идеями. Социология изучает и сознание, и поведение людей.

     Объект  социологии также шире гражданского общества как совокупности форм совместной жизнедеятельности, определенных общечеловеческими ценностями свободы личности и удовлетворения ее потребностей. Гражданское общество обычно противопоставляется государству (схема № 2). Но если государство формируется при переходе к экономической формации, то гражданское общество – на ее высшем этапе при расширении демократии и свободы личности. Гражданское общество непосредственно не связано с государством и его структурами. Оно и изучается социологией, в частности политической социологией. Социология изучает движущие силы сознания и поведения людей не только как членов гражданского общества, но и как граждан определенного государства, их сознание и поведение в ходе правотворчества, правоприменения, правоохраны и в других социальных процессах в государстве.

     Общество в целом, основные законы его становления и развития – это объект и предмет социальной философии. От социальной философии социология отличается как объектом, так и методом. Социология изучает не общество в целом, а современную социальную жизнь и поведение в ней человека. Основным методом социологии являются социологические исследования, т.е. система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью – получить достоверную информацию об изучаемом социальном процессе или явлении. Социологические исследования позволяют углубиться в сознание и поведение людей, выявить новые научные знания.

     Итак, объектом социологии является современный  социум – социальный аспект общества и личность – социальный аспект человека. Социология изучает взаимосвязь социума и личности, ее социальные действия, связи, взаимодействия. Социум – совокупность социальных взаимодействий людей, периодически повторяющиеся социальные действия людей по отношению друг к другу. Социальные взаимодействия происходят во всех сферах общества: бывают социально-экономические, социально-политические, социокультурные и другие взаимодействия. Объект социологии шире, чем объект экономической теории, политологии, культурологии, но они не включаются в социологию. Данный факт может служить подтверждением того, что объектом социологии не является общество в целом.

     В XX в. в понимании объекта социологии, особенно в нашей стране, часто игнорировался его основной, главный элемент – личность. В советском обществоведении игнорировались положения К. Маркса и Ф. Энгельса о свободе личности, о правах человека, и учение Маркса об отчуждении человека в рамках экономической формации. Даже положение Маркса о том, что человек это ансамбль общественных отношений, переведена на русский язык в следующей трактовке: человек – совокупность общественных отношений, а различие между этими фразами существенно, т. к. в последней человек представлен исключительно как объект социальной системы, но не ее субъект. Маркс, используя понятие ансамбль, неоднократно подчеркивал, что личность не только продукт общественного развития, но и активная сила социального процесса.

     Да  и в постсоветских учебных  пособиях по социологии недостаточное  внимание уделяется человеку, личности как субъекту социальных изменений.

     Процесс производства, участниками которого станут выпускники нашего вуза, обуславливается  тремя взаимосвязанными факторами: материальным, финансовым и человеческим. В XXI веке роль человеческого фактора все больше будет возрастать, что требует совершенствования социальной технологии, умения использовать возможности человека и межличностных взаимодействий, чему должно способствовать изучение социологии. Современное гуманитарное образование сохраняет те недостатки, которые ему были присущи в XX в. Во-первых, оно дает определенные знания об обществе, но не умение его изменить. Главной целью процесса обучения должно быть формирование у человека исследовательской позиции, направленной на поиск в социальной действительности проблем и путей их решения. Во-вторых, оно часто имеет догматический характер, оторванность от реальности, от современной социальной практики. Такое образование закрепляет уже существующие социальные структуры и формирует конформистов. Оно развивает функцию левого (аналитического) полушария мозга, пренебрегая при этом правым (интуитивным) полушарием. Преимущественное же внимание к мышлению и действию, к результативности и творчеству снимает проблему перегрузки обучения: следует обучать только самому важному в процессе развития личности. В-третьих, современное образование, как и в XX в. формирует просвященного, а не изобретающего человека будущего. XXI веку нужен новый человек, активный субъект социума, человек инновационный, понимающий мир сегодня и способный развивать цивилизацию завтра.

     Человек и общество – сложнейшие, многогранные явления. Они имеют множество  аспектов. При анализе общества, можно выделить и другие сферы, кроме  указанных выше. Так, современная  социология, рассматривая общество в  аспекте жизнедеятельности человека, выделяет две основные сферы (схемы № 3 и № 4): труда и быта. Сфера труда связана с производством материальных и духовных благ; быт – сфера их личного потребления, необходимого для воспроизводства человека. Обе эти сферы социальной жизни взаимосвязаны с жизнедеятельностью человека (схема № 5). Время – основное мерило характера жизнедеятельности, которое используется в научных исследованиях: фотография рабочего дня, выявление структуры временных затрат на материально-бытовые потребности, также изучение структуры свободного времени.

     Объектом  современной социологии является, как  уже подчеркивалось, не общество в  целом, а его социальный аспект, где  обязательно присутствует личность. Так, для примера возьмем производство, точнее предприятие (см.: схему № 6), которое является составной частью общества. Социология изучает не предприятие как общественное явление, а его социальный аспект, т. е. его коллектив, внутриколлективные взаимодействия и личные качества работников. Социология исследует социальный фактор производства, в том числе человеческий фактор развития производства – личностный аспект социального фактора. В этой функции социологии она очень важна для инженера и менеджера.

     В обыденном сознании имеется определенный отрыв, разделение социологии и социологических исследований. Оно связано с пониманием социологии исключительно как общей теории об обществе, оторванной от эмпирических исследований. В свою очередь, социологические исследования рассматриваются как эмпирические исследования любых общественных явлений и процессов, которые применяются различными гуманитарными науками, а также в практике управления.

     Социологическая теория – это система наук о  социуме и личности, о социальных явлениях и процессах, сущностным элементом  которых является социальное взаимодействие. Она состоит из общей социологии, изложению предмета которой посвящено данное учебное пособие, и нескольких десятков социологических наук, изучающих те или иные стороны и явления социума. Социологическая теория, все ее основные части, т. е. социологические науки, не существуют без социологических исследований. Взаимосвязь социологической теории и социологических исследований проявляется в следующем: с одной стороны, социологическая теория формируется и развивается на основе социологических исследований, с другой стороны, положения теории являются методологической основой социологических исследований. Не может быть социологической теории без социологических исследований, как и социологических исследований без социологической теории.

     Предмет социологии – это система категорий  и законов, отражающих социальную жизнь  и поведение человека. Категория  – это научное понятие, отражающее объект, те или иные его стороны, явления, процессы. Закон – это  мысль, отражающая наиболее общие, существенные, необходимые связи в изучаемом объекте. Некоторые категории социологии: социум, личность, социальное, социальное действие, социальное взаимодействие и другие – уже упоминались, подробно они будут рассмотрены в следующих темах, как и некоторые общесоциологические законы.

     Социология  сравнительно недавно выделилась из философии, поэтому ряд общесоциологических  законов является также законами социальной философии. Среди них, например, закон расширения свободы личности в ходе общественного прогресса. Как отмечали философы древности всех стран и народов, стремление к свободе – характерная черта человека. Свобода в обыденном сознании – это возможность выбора деятельности. В теоретическом понимании свобода, как писал нидерландский философ XVII века Барух Спиноза, – это осознанная необходимость. С общественным прогрессом, т. е. с поступательным, восходящим развитием общества, каждый человек все больше имеет возможность определить свой поступок, исходя из его необходимости. Эта возможность возрастает с расширением познания человека, темпы которого ускоряются в настоящее время в условиях научно-технического прогресса. В этих условиях у каждого члена современного общества возрастает возможность выбора из появляющихся разнообразных, в том числе и производственных, видов деятельности.

     Социологические закономерности делятся на общие  и частные, ибо социология изучает  как социум в целом, так и социальные явления. И общие и частные  законы, в свою очередь, делятся на законы функционирования и законы развития, т.е. тенденции изменения социума или изучаемых социальных явлений, процессов. Кроме этого социология рассматривает законы жизнедеятельности личности. К последним относится изложенный выше общесоциологический закон расширения свободы личности.

     В схеме № 7 приводится система социологических наук, среди которых не указана «социология личности», хотя о ней пишут в социологической литературе, в том числе в ряде учебников, в социологических словарях. В действительности личность – важнейший, основной элемент социума, ее социальное действие, как отмечалось выше, это «клетка» социума. Нельзя представить личность без социума, как и социум без личности. Поэтому законы жизнедеятельности личности – это общесоциологические законы. В указанной схеме приводятся далеко не все ныне существующие частные социологические теории. В схеме в первом ряду после общей социологии приводятся теории, отражающие социальные аспекты жизнедеятельности людей в самых широких общественных сферах. С каждой из указанных социологических теорий связаны еще более частные социологические теории, для которых положения более общих теорий играют методологическую роль. Например, с социологией быта – социология семьи, социология услуг, социология досуга, социология жилища и т. п., ибо в сферу быта входит множество общественных явлений, каждое из которых имеет социальный аспект. В следующем ряду схемы представлены социологические теории, связанные с изучением тех или иных общностей людей: молодежь, горожане, жители сел, нации. В нижнем ряду приведены теории, в которых отражены социальные аспекты тех или иных явлений: спорта, девиации, менеджмента, образования, права. Список социологических теорий можно продолжить. Положения общей социологии являются методологией всех социологических наук и социологических исследований. Положения социологических теорий являются методологией социологических исследований

     Подобно тому, как не все знания об обществе являются социологическими знаниями, так и не каждое социальное исследование, в том числе не каждый опрос  общественного мнения, является социологическим исследованием. К сожалению, в обыденном сознании любой анкетный опрос, часто выполняющий определенный идеологический, политический заказ, ассоциируется с социологическим исследованием.

Информация о работе Объект и предмет социологии