Предмет и объект социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 20:19, контрольная работа

Описание работы

Предметом какой-либо науки именуют совокупность понятий, при помощи которых она описывает объективную реальность. Добытые в эмпирическом исследовании факты ученый затем теоретически обобщает и строит логически непротиворечивую систему понятий.
Объектом социологии как науки выступает все многообразие реально существующих в обществе социальных явлений, процессов, отношений и взаимодействий, в которых участвуют реальные люди, а также само общество, его сферы, части, подсистемы.

Работа содержит 1 файл

контрольная социология.docx

— 42.47 Кб (Скачать)

 

Предмет и объект социологии

Предметом какой-либо науки именуют совокупность понятий, при помощи которых она описывает объективную реальность. Добытые в эмпирическом исследовании факты ученый затем теоретически обобщает и строит логически непротиворечивую систему понятий.

Объектом социологии как науки выступает все многообразие реально существующих в обществе социальных явлений, процессов, отношений и взаимодействий, в которых участвуют реальные люди, а также само общество, его сферы, части, подсистемы.

Объектом социологического исследования выступает отдельный фрагмент этой реальности, представленный поведением или отношениями живых людей (в социологии их называют респондентами), а также вещественными продуктами их деятельности, как-то: документы, штатное расписание предприятия, инфраструктура городского района, совокупность кинотеатров и т.д.

Если при описании объекта исследования главными действующими лицами у социолога выступали респонденты - живые люди, то при описании предмета (теоретической системы понятий) науки таковыми выступают понятий и категории - мертвые абстракции, существующие в идеализированном пространстве.

Итак, объект - это живые люди, которых опрашивают или за которыми наблюдают, здания, документы, памятники культуры и т.п., которые можно видеть, осязать, измерять, пересчитывать. Предмет - это система абстрактных понятий, при помощи которых ученый пытается осмыслить то, что он наблюдал, получил в ходе опроса, измерил или пересчитал. Предмет идет от науки, объект - от жизни.

Предмет социологической  науки - очень сложная система категорий, понятий и показателей, которые образуют компактные тематические области, например социологию молодежи или теорию социальной структуры. Каждая такая область представляет достаточно стройное, но до конца незавершенное теоретическое целое. Скажем, в социологии молодежи трудятся у нас в стране и за рубежом не менее 7-10 тыс. человек. Они проводят ежегодно сотни эмпирических исследований, касающихся как общих, так и частных вопросов положения молодежи в современном обществе, доступности для нее среднего и высшего образования, материального и жилищного положения, досуговых предпочтений, занятий спортом, ценностных ориентаций и множества других проблем. По молодежной проблематике проводятся международные и всероссийские конференции, семинары, симпозиумы, публикуются монографии и статьи, выходят журналы и альманахи, действуют исследовательские лаборатории и институты, происходит специализация студентов и аспирантов.

Предмет исследования предполагает объект, но не совпадает с ним. Предмет  социологического исследования обусловливается  свойствами объекта и характером проблем, стоящих перед социологом, уровнем научных знаний и средств  познания, которыми он располагает. Надо сказать, что один и тот же социальный объект может изучаться с целью  решения различных научных проблем, а предмет исследования обозначает границы, в пределах которых объект изучается в конкретном исследовании.

Среди основных понятий социологии следует выделить два главных, которые  выполняют функцию первокирпичиков - это статус и роль. Необходимость выделения так называемых первокирпичиков науки диктуется не только исследовательскими, но также педагогическими задачами. Методологи признают, что контекст научного открытия знания и контекст его научного обоснования (он же - контекст изложения научного знания) могут существенно различаться. Когда от первого мы переходим ко второму, то стихийная лабораторная работа систематизируется, пробные варианты и всевозможные ошибки отбрасываются, теоретическое знание принимает строго логический и последовательный вид. В такой форме его легче передать студентам, не искушенным в тонкостях профессиональной социологии.

Когда К.Маркс в середине Х1Х века закончил многотрудную работу по сбору эмпирического материала, проработки теоретических источников и статистического материала, записав  его в черновые тетради (кстати, изданные самостоятельными томами в его и  Ф.Энгельса собрании сочинений), он приступил  к систематизации накопленных знаний, а готовый результат изложил  во всемирно известном <Капитале>. Именно здесь, возможно, больше в педагогических целях он выделил исходную клеточку - товар, - из которой впоследствии логически  развернул сложнейшую систему категорий  политэкономии. Прием оказался весьма удачным, благодаря чему уже долгое время его учение покоряет не только читателей, но и профессиональных ученых.

Если попытаться перенести  марксов прием на почву социологии и здесь выделить исходную клеточку для развертывания категориального  аппарата социологии, то лучшего кандидата, чем понятие <статус> мы, пожалуй, не найдем. Иные претенденты, к примеру  личность или индивид, не подходят по ряду причин. Во-первых, индивид не является термином социальной науки, им пользуются и в естествознании. Точно также  и личность не является специфически социологическим понятием. Им с успехом  пользуются как своим педагоги, философы, психологи и др. Во-вторых, личность - слишком сложное и многомерное  понятие, чтобы служить началом, а не концом теоретического изложения.

Иное дело статус. Статусом называется позиция (положение) человека в группе или обществе. Он дает статическое изображение предмета социологии, в то время как парное ему понятие роли раскрывает динамический аспект социальной реальности, поведение и взаимодействие тех, кто занимает то или иное положение в обществе. Быть лидером или аутсайдером в малой группе, например, в компании друзей, означает иметь неформальный, или личный статус. Быть инженером, мужчиной, мужем, русским, православным, республиканцем, бизнесменом, значит иметь формальный, или социальный статус. Иными словами, занимать определенное место в системе общественного разделения труда. У одного человека может быть множество статусов.

Один человек  обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Он - мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор наук, человек средних лет, член редколлегии, православный и т.д. Один человек может занимать два противоположных статуса, но по отношению к разным людям: для своих детей он отец, а для своей матери сын. Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором (это понятие ввел в науку американский социолог Роберт Мертон).

В статусном наборе обязательно  найдется главный. Главным статусом именуют наиболее характерный для данного человека статус, с которым его идентифицируют (отождествляют) другие люди или с которым он сам себя индентифицирует. Для мужчин главным чаще всего является статус, связанный с основным местом работы (директор банка, юрист, рабочий), а для женщин - с местом жительства (домохозяйка). Хотя возможны и иные варианты. Это значит, что главный статус относителен - он не связан однозначно с полом, расой или профессией. Главным всегда является тот статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.

Различают также социальный и личный статусы. Социальный статус - положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (профессии, класса, национальности, пола, возраста, религии).

Личным  статусом называют положение индивида в малой группе, зависящее от того, как его оценивают и воспринимают члены этой группы (знакомые, родные) в соответствии с его личными качествами. Быть лидером или аутсайдером, душой компании или знатоком, значит занимать определенное место в структуре (или системе) межличностных отношений (но не социальных).

Разновидностями социального  статуса выступают приписываемый  и достигаемый статусы. Приписываемым называется статус, в котором человек рожден (прирожденный статус), но который позже обязательно признан таковым обществом или группой. К нему относятся пол, национальность, раса. Негр - прирожденный статус в том смысле, что изменить цвет кожи и связанные с ним физиологические особенности организма невозможно. Однако негр в США, ЮАР и на Кубе - разные социальные статусы. На Кубе, как и в большинстве стран, негр - представитель основного населения, составляющего абсолютное большинство, имеет равные с другими права. В ЮАР, как и на Кубе, негры большинство населения, но в период апартеида они подвергались политической и социальной дискриминации.

В США негры меньшинство  населения, но правовая ситуация в известный  исторический период напоминала ситуацию в ЮАР.

Таким образом, негр - не только прирожденный (заданный природой), но и приписываемый статус. К приписываемым и прирожденным статусам относятся: "член королевской семьи", "потомок дворянского рода" и т.д.

Они прирожденны потому, что королевскими и дворянскими  привилегиями ребенок наделяется по наследству, как кровный родственник. Однако ликвидация монархического строя, уничтожение дворянских привилегий свидетельствуют об относительности 

Прирожденный статус должен получить подкрепление в общественном мнении, социальном устройстве общества. Только тогда он будет прирожденным и приписываемым одновременно. Система  родства дает целый набор прирожденных и приписываемых статусов: сын, дочь, сестра, брат, мать, отец, племянник, тетя, кузина, дедушка и т.д. Их получают кровные родственники. Некровные  родственники называются родственниками-в-законе. Теща - это мать-в-законе, тесть - отец-в-законе. Это приписываемые, но не прирожденные статусы, ведь их приобретают благодаря  браку. Таковы статусы пасынка и  падчерицы, получаемые через усыновление.

В строгом смысле приписываемым  является любой статус, полученный не по своей воле, над которым  индивид не имеет контроля. В отличие  от него достигаемый статус приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека. Таковы статусы президента, банкира, студента, профессора, православного члена консервативной партии. Статусы мужа, жены, крестного отца и матери - достигаемые, поскольку их получают по собственному желанию. Но иногда вид статуса определить трудно. В таких случаях говорят о смешанном статусе, обладающем чертами приписываемого и достигаемого. Допустим, статус безработного, если он получен не добровольно, а в результате массового сокращения производства, экономического кризиса.

Любой статус состоит из ролей, а те - из совокупности прав и обязанностей, которые по традиции общество закрепляет за данной позицией. Учитель обязан передавать знания ученикам, оценивать их успехи, следить за дисциплиной, т.е. выполнять различные роли. Права и обязанности определены социальными нормами. Другой пример: статус "отец" включает в себя несколько ролей: дисциплинатор для детей, обеспечивающий материальное благополучие семьи, партнер по играм с детьми и некоторые другие. У каждой роли - свой круг прав и обязанностей, которые определены либо законом, либо обычаем. Роль "дисциплинатор" из статуса "отец" предполагает, что мужчина имеет право наказывать своих детей и несет обязанность перед обществом за то, что воспитает их в духе законопослушания, уважения традиций и обычаев своего народа. Такова обязанность именно отца, а не матери.

У разных народов нормы  дисциплинирования детей различны: в одних случаях детей не смеют  ударить рукой, в других их избивают плетями. Различаются они и по социальным группам. Известно, что дети из привилегированных классов подвергаются меньшим наказаниям, нежели дети бедноты  и рабочего класса.

Точно также мы можем разложить  на оставляющие элементы другой статус - статус мужа. У него иной набор ролей, в частности, сексуальный партнер, социальный партнер, организатор семейного  быта и досуга, специалист по ремонту  домашней утвари и квартиры и т.п. У каждой роли опять же свой круг прав и обязанностей, которые определены соответствующими нормами поведения. И так буквально с каждым социальным статусом. Нормы могут определять каждую роль по отдельности либо их совокупность в целом, т.е. статус. А  как вы думаете - одна и та же роль может входить в разные статусы?

Итак, статус - это своеобразная ниша или место в социальной структуре  общества (группы). Он включает несколько  ролей. Каждой роли предписан круг прав и обязанностей, которые определяются социальными нормами. В результате статус указывает на место, а роль - на способ поведения.

Дадим определение: модель поведения  в соответствии с правами и  обязанностями, закрепленными за данным статусом соответствующими социальными  нормами, называется ролью. Ее еще называют динамической характеристикой статуса.

Совокупность пустых, т.е. незаполненных людьми статусов, образует социальную структуру общества. Она напоминает пчелиные соты, состоящие из взаимосвязанных, но пустых ячеек-статусов. Если мы заполним каждую ячейку людьми, то получим большие социальные группы людей, совокупность которых дает социальный состав населения. Его изучает статистика.

В примитивном обществе мало статусов: вождь, шаман, мужчина, женщина, муж, жена, сын, дочь, охотник, собиратель, ребенок, взрослый, старик. В принципе их можно пересчитать по пальцам. А в современном обществе одних  только профессиональных статусов около 40000, семейно-брачно-родственных отношений  более 200, многие сотни политических, религиозных, экономических. На нашей  планете более 3000 языков, за каждым из них стоит этническая группа - нация, народ, народность, племя. И это  тоже статусы. Они входят в демографическую  систему наряду с половозрастными  статусами

Социальные соты скреплены  особо прочным фундаментом - социальными функциями. Функция учителя - передавать свои знания, оценивать успехи, следить за дисциплиной и т.д. Функции включают в себя права и обязанности. Они соотносительны друг с другом. Статус учителя относителен статуса ученика, но не работника гороно, родителя, офицера, русского и т.д. Относительность означает функциональную взаимосвязь статусов. Вот почему социальная структура не просто совокупность, а функциональная взаимосвязь статусов. Слово "относительность" связана не только с функциями, но и с отношениями. Выполняя свои обязанности, учитель вступает в определенные отношения с учеником, а тот - с учителем, родителями, полицейским, ровесниками, продавцом, таксистом и т.д. Таким способом из системы социальных функций, связывающих между собой всю совокупность статусов, мы получаем новое понятие - социальные отношения. Оно, подобно статусам и функциям, принадлежит и раскрывает содержание социальной структуры.

Информация о работе Предмет и объект социологии