Новосибирская экономико-социологическая школа

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 23:26, курсовая работа

Описание работы

Цель КР – оценка места Новосибирской экономико-социологической школы в развитии российской социологии.
Задачи КР:
Рассмотреть процесс создания и институционализации Новосибирской экономико-социологическй школы с момента основания до настоящего времени.
Изучить и проанализировать исследования НЭСШ.
Рассмотреть деятельность НЭСШ на примере её выдающегося представителя - Т.М.Заславской.
Сделать вывод о месте НЭСШ в развитии российской социологии.

Содержание

Введение
Становление Новосибирской экономико-социологической школы (НЭСШ)
История создания и институционализации НЭСШ
Значение НЭСШ в дореформенный период
НЭСШ в 90-е годы
Современное состояние НЭСШ
Специфика исследований НЭСШ:
Методологическая основа исследований
Тематика пространства исследований
Выдающийся представитель Новосибирской экономико-социологической школы - Татьяна Михайловна Заславская
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 83.70 Кб (Скачать)

     В целом идеи Т.И. Заславской были нацелены на всемерное улучшение социализма. Это были намерения в духе "шестидесятников", далёкие от диссидентства, которые теперь получили ёмкое название "разномыслие", с лёгкой руки Б.М. Фирсова.

     В 1988 возвратилась в Москву для организации Всесоюзного центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), которым руководила до 1992. До 2003 года была почетным президентом ВЦИОМ. После ухода из ВЦИОМ команды Юрия Левады — член правления Левада-Центра, председатель редколлегии журнала «Вестник общественного мнения».

     Однако  круг людей, с которыми общалась Заславская, да и сама жизнь, не могли не наложить тень сомнений на её взгляды. Занимаясь проблемами "улучшения социализма", вынужденная постоянно взвешивать сказанные публично слова и подготовленные для печати тексты, она, между прочим, систематически вела дневник, страницы из которого включены в трёхтомник. Показательно, что ещё в начале 1960-х годов Заславская задумывала написать трактат о причинах кризисного развития советского общества, и приведённые наброски этого плана поражают глубиной и смелостью мысли. В третьем томе мемуарные записки и личные письма переплетаются с записями о политических событиях. 14Т.П. Заславская, имея большой опыт изучения сельского хозяйства, показала, что данные ЦСУ неправильны, ибо отставание в производительности труда у нас в 4.5 раза - с колебаниями от 2 раз по зерну до 8-10 раз по мясу и молоку. Она собиралась выступить с публичным докладом на эту тему, но доклад был изъят органами госбезопасности по настоянию В.Н.  Старовского,  возглавлявшего  в те  годы ЦСУ СССР. В конце концов, в связи с важностью вопроса, была создана комиссия, которая признала правоту Т.И. Заславской. Этот эпизод окончательно рассеял иллюзии автора относительно свободы творчества в стране Советов.

     Но  в период перестройки к ней  пришла всемирная слава, её голос звучал на многих международных конференциях и симпозиумах, а доклад для "служебного пользования" был издан за рубежом в книге под впечатляющем названием "Голос реформ".15

     Избранные труды Т.И. Заславской, которым посвящены настоящие заметки, навсегда вошли в "золотой фонд" общественной мысли России и будут востребованы многими поколениями учёных. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Заключение 

     Значение  Новосибирской экономико-социологической  школы состоит уже  в том, что она способствовала научному познанию общества в условиях идеологической несвободы уже в дореформенный период, сыграв важную роль в подготовке общественных перемен. В то время как российская социология была по сути ещё не институционализирована, НЭСШ заложила основы так называемой «реалистичной социологии»., которая действовала в действительно научном, социально-критическом, а не апологетическом направлении общественной мысли.

     Наиболее  важным стало создание и разработка новой для России научной дисциплины – экономической социологии и ее последующей институционализации. И хотя позже на пространстве российской научной мысли формировались различные ответвления и вариации экономической социологии, ветвь  овосибирской экономико-социологической школы по-прежнему остаётся уникальной и по праву называется «колыбелью» российской экономической социологии. Новосибирское направление в развитии экономической социологии поставило во главу угла целостное восприятие социальных систем и социальных процессов, выявление социальных механизмов и последствий трансформационного процесса. Причем делалось это с учетом специфики современного состояния российского общества и на основе разработки такого понятийного аппарата, который позволяет учесть и понять реальные закономерности общественного развития.

     НЭСШ  обладает объективными, неискаженными материалами о реальном состоянии и развитии общества. Эмпирические данные, на получение которых ориентированы исследователи НЭСШ, стали надежной базой сравнительных исследований и позволил глубже понять реальные закономерности трансформации современного российского общества. Установка на “поиск истины”, на игнорирование обязательных или "модных" идеологических схем, ставшие научной традицией НЭСШ, помогли и в дальнейших условиях вырабатывать такие подходы, которые позволяют уйти от навязанных штампов и предложить научному сообществу оригинальные теоретико-методологические разработки, направленные на осмысление российской реальности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Библиографический список 

  1. Бессонова О.Э., Шабанова М.А. Новосибирская экономико- социологическая школа в российской социологии // Социологические исследования. 2000. № 8.
  2. И.И. Елисеева. Мужество мыслить свободно// ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК, 2009, том 79, № 1, с. 78-81
  3. Заславская Т.И. Развитие новосибирской экономико-социологической школы: формирование новой методологии изучения российского общества // Социальная траектория реформируемой России: Исследования Новосибирской экономико-социологической школы / Отв. ред. Т.И. Заславская, З.И. Калугина. Новосибирск: Наука, 1999. С. 108.
  4. Калугина З.И. Новое время – новые задачи: институциональный подход к изучению трансформационных процессов // Социальная траектория реформируемой России: Исследования Новосибирской экономико-социологической школы / Отв. ред. Т.И. Заславская, З.И. Калугина. Новосибирск: Наука, 1999. С. 112.
  5. Кирдина С.Г. Импорт концепций, прежние подходы или самостоятельные теории (О состоянии фундаментальных исследований в российской социологии).Электронный ресурс]  URL: http://kirdina.ru/public/SOCIS2001/index.shtml (дата обращения 18.11.2011)
  6. Новосибирская социологическая школа: установка на модернизацию экономики и общества.

    Беседа  с академиком Т. Заславской // [Электронный ресурс] URL: www.econom.nsc.ru (дата обращения 20.11.2011)

  1. Рывкина Р.В. Парадоксы российской социологии //Социологический журнал. 1997. № 4.
  2. Шубкин В., Астафьев Я. Социология образования// Социология в России под ред. Ядова. [Электронный ресурс] URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/yadov/09.php (дата обращения 20.11.2011)
  3. Сайт кафедры общей социологии экономического факультета НГУ [Электронный ресурс] URL: http://www.nsu.ru/sociodept/index.jsp (дата обращения 19.11.2011)

Информация о работе Новосибирская экономико-социологическая школа