Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 23:26, курсовая работа
Цель КР – оценка места Новосибирской экономико-социологической школы в развитии российской социологии.
Задачи КР:
Рассмотреть процесс создания и институционализации Новосибирской экономико-социологическй школы с момента основания до настоящего времени.
Изучить и проанализировать исследования НЭСШ.
Рассмотреть деятельность НЭСШ на примере её выдающегося представителя - Т.М.Заславской.
Сделать вывод о месте НЭСШ в развитии российской социологии.
Введение
Становление Новосибирской экономико-социологической школы (НЭСШ)
История создания и институционализации НЭСШ
Значение НЭСШ в дореформенный период
НЭСШ в 90-е годы
Современное состояние НЭСШ
Специфика исследований НЭСШ:
Методологическая основа исследований
Тематика пространства исследований
Выдающийся представитель Новосибирской экономико-социологической школы - Татьяна Михайловна Заславская
Заключение
Библиографический список
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Тульский
государственный
университет»
Кафедра
социологии и политологии
Курсовая работа по дисциплине
«История
социологии»
Новосибирская
экономико-социологическая
школа
Студент гр. 820401
______________________________
(подпись)
Науч. рук.: канд. ист. наук, доц.________________________ Мартынова Т.М.
(подпись)
Тула 2011
План
Введение
Заключение
Библиографический
список
Введение
Сегодня нередко можно слышать, что в российской социологии не было, да и не могло быть научных школ: одни считают ее для этого слишком молодой наукой, другие, объявляя социологию служанкой КПСС, - вообще не признают ее наукой. Однако, Российская социология конца 1950-х – начала 1980-х гг. – это продукт коллективного творчества нескольких ведущих команд, которые реализуют крупные исследовательские проекты, создают научные школы, конструируют фундаментальные теории. В этот период выделяются четыре основные социологические школы: ленинградскую, новосибирскую, свердловскую и пермскую. Наиболее значимым явлением советской и постсоветской социологии по праву была признана Новосибирская экономико-социологическая школа.
Изучением
деятельности Новосибирской экономико-
Цель КР – оценка места Новосибирской экономико-социологической школы в развитии российской социологии.
Задачи КР:
Объект КР – Новосибирская экономико-социологическая школа
Предмет
КР – исследования и достижения Новосибирской
экономико-социологической школы.
При
выполнении данной курсовой использовались
следующие методы: исторический
при изучении образования и
Фактическим
материалом при написании курсовой
работы. Источниковой базой стали статьи
и публикации О.Э.Бессоновой и М.А.Шабановой
«Новосибирская экономико-социологическая
школа», Калугина
З.И. «Новое время – новые задачи: институциональный
подход к изучению трансформационных
процессов», С.Г.Кирдиной «Импорт концепций,
прежние подходы или новые самостоятельные
теории», И.И.Елисеевой «Мужество мыслить
свободно», а так же материалы из книги
«Социология России» под ред. В.А. Ядова
«Социология образования» В.Шубкина и
Я.Астафьева.
1.1
История создания
и институционализации
НЭСШ
В 1957–1958 гг. по инициативе академиков М.А. Лаврентьева, С.К. Соболева и С.А. Христиановича генеральный секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущев принимает политическое решение – открыть отделение Академии наук в Сибири (СО АН СССР). В сибирских лесах был создан своеобразный оазис для научного сообщества – Академгородок г. Новосибирска. Сегодня он объединяет более 30 научно-исследовательских институтов и Новосибирский государственный университет.
Самобытность и закрытость этого территориального образования проявлялась во всем: взаимодействии с местными властями, системе продовольственного обеспечения, внутренней организации жизни. Но главное, разумеется, заключалось в другом – в особой атмосфере, стимулирующей продуктивное мышление.1
В
1957–1959 гг. в Академгородке среди
первых научно-исследовательских
Г.А. Пруденский, В.Д. Патрушев, А.Г. Аганбегян. Становление отдела, объединившего ряд исследовательских групп, шло не один год (как минимум до начала 1970-х гг.). В результате их деятельности и возникла новосибирская экономико-социологическая школа.
История институционального формирования НЭСШ характерна для своего времени. Сначала проводились отдельные исследования, затем наступил этап формирования исследовательских коллективов, далее было создано социологическое структурное подразделение, за ним последовала организация социологической специализации и диссертационного совета, вслед за этим был основан специализированный журнал и, наконец, учреждена кафедра социологии. Можно выделить основные этапы:
1957–1961 гг. – начало работы исследовательской группы под руководством Г.А. Пруденского, возникновение интереса к социальной составляющей экономических процессов;
1961–1962
гг. – создание лабораторий
1967
г. – создание отдела
1969
г. – начало чтения учебных
курсов по социологии для
1972–1973
гг. – создание диссертационного
совета по специальности «
1984
г. – основание серии «
1989
г. – учреждение кафедры общей
социологии на экономическом
факультете НГУ (заведующий кафедрой
– Ф.М. Бородкин).
1.2 Значение НЭСШ в дореформенный период.
Характеризуя
значение Новосибирской экономико-
Общественное значение НЭСШ видится прежде всего в том, что она способствовала научному познанию общества в условиях идеологической несвободы и сыграла важную роль в подготовке общественных перемен. В дореформенный период новосибирская социология ассоциировалась с “действительно научным, социально-критическим”, а не с апологетическим направлением общественной мысли.2 В этом смысле заслуга Новосибирского экономико-социологического коллектива состоит прежде всего в том, что он заложил основы “реалистичной” социологии в советский период, когда российская социология еще не была институционализирована.
Присущее
НЭСШ стремление к познанию объективных
социально-экономических
В 1983 году Т.И.Заславская подготовила доклад “О совершенствовании социалистических производственных отношений и задачах экономической социологии”, который удалось размножить лишь под грифом “для служебного пользования”. Уже через несколько месяцев он был опубликован в США и ФРГ под названием “Новосибирский манифест” и был воспринят Западом как первая ласточка, возвещавшая о начинавшейся в СССР “весне”. Доклад был переиздан во многих других странах и, как признавали западные ученые, “стал редким примером применения критического марксизма к функционированию советской системы…”3.
Несмотря на высокий научный и общественный статус лидера Школы, ее отношения с властными органами складывались неодназначно. В частности, все экземпляры “Новосибирского манифеста” и подготовительные материалы автора были изъяты КГБ, а сама Т.И.Заславская вместе с А.Г.Аганбегяном получили по выговору от Президиума СО АН СССР и от Новосибирского обкома КПСС. Результаты исследований наиболее острых и проблемных вопросов состояния российского общества подавались таким образом, чтобы донести до читателей правду о реальном состоянии дел и сказать больше, чем дозволялось в условиях жесткой идеологической цензуры.
И всё же Новосибирской экономико-социологической школе удалось найти тончайшую грань между диссидентством и апологетикой существовавшего строя. Лидеры школы искали и находили в политической и хозяйственной элите разных уровней тех, кто был заинтересован в получении знаний о реальном состоянии дел и возможностях их улучшения. Многие углубленные массовые обследования населения стали возможны только благодаря заинтересованности и содействию со стороны передовой части руководителей административно-командной системы. Обсуждение полученных результатов, вскрывающих пороки прежней системы, настраивало эту часть управленцев на критическое осмысление социальной реальности и в конечном счете сыграло важную роль в формировании социальной базы перестройки.
Теоретико-
С
тех пор, несмотря на широкое распространение
экономико-социологических
Информация о работе Новосибирская экономико-социологическая школа