Новосибирская экономико-социологическая школа

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 23:26, курсовая работа

Описание работы

Цель КР – оценка места Новосибирской экономико-социологической школы в развитии российской социологии.
Задачи КР:
Рассмотреть процесс создания и институционализации Новосибирской экономико-социологическй школы с момента основания до настоящего времени.
Изучить и проанализировать исследования НЭСШ.
Рассмотреть деятельность НЭСШ на примере её выдающегося представителя - Т.М.Заславской.
Сделать вывод о месте НЭСШ в развитии российской социологии.

Содержание

Введение
Становление Новосибирской экономико-социологической школы (НЭСШ)
История создания и институционализации НЭСШ
Значение НЭСШ в дореформенный период
НЭСШ в 90-е годы
Современное состояние НЭСШ
Специфика исследований НЭСШ:
Методологическая основа исследований
Тематика пространства исследований
Выдающийся представитель Новосибирской экономико-социологической школы - Татьяна Михайловна Заславская
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 83.70 Кб (Скачать)
 

Министерство  образования и  науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное

учреждение  высшего профессионального  образования

«Тульский государственный  университет» 

Кафедра социологии и политологии 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа по дисциплине

«История  социологии» 
 

Новосибирская экономико-социологическая  школа 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Студент гр. 820401 ______________________________________Рыбкина А.А.

(подпись) 

Науч. рук.: канд. ист. наук, доц.________________________ Мартынова Т.М.

(подпись) 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тула 2011

План

Введение

  1. Становление Новосибирской экономико-социологической школы (НЭСШ)
    1. История создания и институционализации НЭСШ
    2. Значение НЭСШ в дореформенный период
    3. НЭСШ в 90-е годы
    4. Современное состояние НЭСШ
  2. Специфика исследований НЭСШ:
    1. Методологическая основа исследований
    2. Тематика пространства исследований
  3. Выдающийся представитель Новосибирской экономико-социологической школы - Татьяна Михайловна Заславская

Заключение

Библиографический список  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Сегодня нередко можно слышать, что в российской социологии не было, да и не могло быть научных школ: одни считают ее для этого слишком молодой наукой, другие, объявляя социологию служанкой КПСС, - вообще не признают ее наукой. Однако, Российская социология конца 1950-х – начала 1980-х гг. – это продукт коллективного творчества нескольких ведущих команд, которые реализуют крупные исследовательские проекты, создают научные школы, конструируют фундаментальные теории. В этот период выделяются четыре основные социологические школы: ленинградскую, новосибирскую, свердловскую и пермскую. Наиболее значимым явлением советской и постсоветской социологии по праву была признана Новосибирская экономико-социологическая школа.

     Изучением деятельности Новосибирской экономико-социологической  школы занимались такие учёные как  М.А.Шабанова, О.Э.Бессонова, Б.М. Фирсов, В.Н.Шубкин (который также являлся и представителем НЭСШ).

     Цель  КР – оценка места Новосибирской экономико-социологической школы в развитии российской социологии.

     Задачи  КР:

  1. Рассмотреть процесс создания и институционализации Новосибирской экономико-социологическй школы с момента основания до настоящего времени.
  2. Изучить и проанализировать исследования НЭСШ.
  3. Рассмотреть деятельность НЭСШ на примере её выдающегося представителя - Т.М.Заславской.
  4. Сделать вывод о месте НЭСШ в развитии российской социологии.
 

     Объект  КР – Новосибирская экономико-социологическая школа

     Предмет КР – исследования и достижения Новосибирской экономико-социологической школы. 

     При выполнении данной курсовой использовались следующие методы:  исторический при изучении образования и институционализации  НЭСШ, сравнительно-исторический при  рассмотрении тематик и методологических оснований исследований НЭСШ, дедуктивный для выделения частных отраслей исследования в пределах одной научной школы, анализ работ ведущих представителей школы Т.М.Заславской и Р.В.Рывкиной.

     Фактическим материалом при написании курсовой работы. Источниковой базой стали статьи и публикации О.Э.Бессоновой и М.А.Шабановой «Новосибирская экономико-социологическая школа», Калугина З.И. «Новое время – новые задачи: институциональный подход к изучению трансформационных процессов», С.Г.Кирдиной «Импорт концепций, прежние подходы или новые самостоятельные теории», И.И.Елисеевой «Мужество мыслить свободно», а так же материалы из книги «Социология России» под ред. В.А. Ядова «Социология образования» В.Шубкина и Я.Астафьева.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Становление Новосибирской экономико-социологической  школы (НЭСШ)

1.1 История создания  и институционализации  НЭСШ 

     В 1957–1958 гг. по инициативе академиков М.А. Лаврентьева, С.К. Соболева и С.А. Христиановича генеральный секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущев принимает политическое решение – открыть отделение Академии наук в Сибири (СО АН СССР). В сибирских лесах был создан своеобразный оазис для научного сообщества – Академгородок г. Новосибирска. Сегодня он объединяет более 30 научно-исследовательских институтов и Новосибирский государственный университет.

     Самобытность  и закрытость этого территориального образования проявлялась во всем: взаимодействии с местными властями, системе продовольственного обеспечения, внутренней организации жизни. Но главное, разумеется, заключалось в другом – в особой атмосфере, стимулирующей продуктивное мышление.1

     В 1957–1959 гг. в Академгородке среди  первых научно-исследовательских институтов (а было их 21) создается Институт экономики и организации промышленного производства (ИЭиОПП), при котором в 1961 г. под руководством А.Г. Аганбегяна была организована лаборатория экономико-математических исследования (ЛЭМИ ИЭиОПП). В середине 1962 г. он учреждает лабораторию экономико-математических исследований и в Новосибирском государственном университете (ЛЭМИ НГУ). Впоследствии, в 1967 г., на базе ЛЭМИ ИЭиОПП и ЛЭМИ НГУ выросло самостоятельное структурное подразделение – отдел социальных проблем ИЭиОПП, существующий под этим названием и по сей день. Появлению социологического подразделения способствовали видные ученые-экономисты:

Г.А. Пруденский, В.Д. Патрушев, А.Г. Аганбегян. Становление отдела, объединившего ряд исследовательских групп, шло не один год (как минимум до начала 1970-х гг.). В результате их деятельности и возникла новосибирская экономико-социологическая школа.

     История институционального формирования НЭСШ характерна для своего времени. Сначала проводились отдельные исследования, затем наступил этап формирования исследовательских коллективов, далее было создано социологическое структурное подразделение, за ним последовала организация социологической специализации и диссертационного совета, вслед за этим был основан специализированный журнал и, наконец, учреждена кафедра социологии. Можно выделить основные этапы:

     1957–1961 гг. – начало работы исследовательской группы под руководством Г.А. Пруденского, возникновение интереса к социальной составляющей экономических процессов;

     1961–1962 гг. – создание лабораторий экономико-математических  исследований в ИЭиОПП и НГУ (руководитель – А.Г. Аганбегян), начало формирования исследовательских коллективов;

     1967 г. – создание отдела социальных  проблем труда и социального  планирования трудовых ресурсов (с 1979 г. – отдел социальных проблем). Руководитель – Т.И. Заславская;

     1969 г. – начало чтения учебных  курсов по социологии для экономистов,  а впоследствии – открытие специализации «Математические методы в социологии» на экономическом факультете НГУ;

     1972–1973 гг. – создание диссертационного  совета по специальности «Прикладная социология»;

     1984 г. – основание серии «Известия  СО АН. Экономика и прикладная  социология» (руководитель – Т.И. Заславская);

     1989 г. – учреждение кафедры общей  социологии на экономическом  факультете НГУ (заведующий кафедрой – Ф.М. Бородкин). 

     1.2 Значение НЭСШ  в дореформенный  период.

     Характеризуя  значение Новосибирской экономико-социологической  школы в дореформенный период, можно выделить три основных аспекта: общественный, теоретико-методологический и научно-образовательный.

     Общественное  значение НЭСШ видится прежде всего в том, что она способствовала научному познанию общества в условиях идеологической несвободы и сыграла важную роль в подготовке общественных перемен. В дореформенный период новосибирская социология ассоциировалась с “действительно научным, социально-критическим”, а не с апологетическим направлением общественной мысли.2 В этом смысле заслуга Новосибирского экономико-социологического коллектива состоит прежде всего в том, что он заложил основы “реалистичной” социологии в советский период, когда российская социология еще не была институционализирована.

     Присущее  НЭСШ стремление к познанию объективных  социально-экономических закономерностей  развития целостных социальных объектов на основе крупномасштабных репрезентативных эмпирических исследований в советское  время неизбежно приводило к  критике существовавшей социально-экономической  системы и поиску путей ее совершенствования, вплоть до “идеологически порочного” вывода о невозможности улучшения  этой системы в рамках прежних  общественных отношений.

     В 1983 году Т.И.Заславская подготовила доклад “О совершенствовании социалистических производственных отношений и задачах экономической социологии”, который удалось размножить лишь под грифом “для служебного пользования”. Уже через несколько месяцев он был опубликован в США и ФРГ под названием “Новосибирский манифест” и был воспринят Западом как первая ласточка, возвещавшая о начинавшейся в СССР “весне”. Доклад был переиздан во многих других странах и, как признавали западные ученые, “стал редким примером применения критического марксизма к функционированию советской системы…”3.

     Несмотря  на высокий научный и общественный статус лидера Школы, ее отношения с  властными органами складывались неодназначно. В частности, все экземпляры “Новосибирского манифеста” и подготовительные материалы автора были изъяты КГБ, а сама Т.И.Заславская вместе с А.Г.Аганбегяном получили по выговору от Президиума СО АН СССР и от Новосибирского обкома КПСС. Результаты исследований наиболее острых и проблемных вопросов состояния российского общества подавались таким образом, чтобы донести до читателей правду о реальном состоянии дел и сказать больше, чем дозволялось в условиях жесткой идеологической цензуры.

     И всё же Новосибирской экономико-социологической школе удалось найти тончайшую грань между диссидентством и апологетикой существовавшего строя. Лидеры школы искали и находили в политической и хозяйственной элите разных уровней тех, кто был заинтересован в получении знаний о реальном состоянии дел и возможностях их улучшения. Многие углубленные массовые обследования населения стали возможны только благодаря заинтересованности и содействию со стороны передовой части руководителей административно-командной системы. Обсуждение полученных результатов, вскрывающих пороки прежней системы, настраивало эту часть управленцев на критическое осмысление социальной реальности и в конечном счете сыграло важную роль в формировании социальной базы перестройки.

     Теоретико-методологическое и научно-образовательное значение НЭСШ состоит в разработке новой для России научной дисциплины – экономической социологии и ее последующей институционализации - как предмета преподавания в университетах и как специальности ВАК.4 Новый теоретико-методологический прорыв НЭСШ аккумулировал научные достижения всех этапов ее развития и разных ее ветвей. Однако это не было бы возможным без интенсивного интеллектуального поиска главных теоретиков школы. Разработанные ими концепции и теории, ставшие ядром авторской версии экономической социологии, дали толчок развитию экономико-социологических исследований в России и открыли новую научную перспективу для последующих поисков.

     С тех пор, несмотря на широкое распространение  экономико-социологических исследований в стране, НЭСШ признается “колыбелью”  российской экономической социологии. И хотя в стране сформировались разные направления экономической социологии, новосибирская ветвь ее сохраняет  свой оригинальный подход к пониманию  и объяснению социальной реальности. Новосибирское направление в  развитии экономической социологии поставило во главу угла целостное восприятие социальных систем и социальных процессов, выявление социальных механизмов и последствий трансформационного процесса. Причем делалось это с учетом специфики современного состояния российского общества и на основе разработки такого понятийного аппарата, который позволяет учесть и понять реальные закономерности общественного развития.

Информация о работе Новосибирская экономико-социологическая школа