Новосибирская экономико-социологическая школа

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 23:26, курсовая работа

Описание работы

Цель КР – оценка места Новосибирской экономико-социологической школы в развитии российской социологии.
Задачи КР:
Рассмотреть процесс создания и институционализации Новосибирской экономико-социологическй школы с момента основания до настоящего времени.
Изучить и проанализировать исследования НЭСШ.
Рассмотреть деятельность НЭСШ на примере её выдающегося представителя - Т.М.Заславской.
Сделать вывод о месте НЭСШ в развитии российской социологии.

Содержание

Введение
Становление Новосибирской экономико-социологической школы (НЭСШ)
История создания и институционализации НЭСШ
Значение НЭСШ в дореформенный период
НЭСШ в 90-е годы
Современное состояние НЭСШ
Специфика исследований НЭСШ:
Методологическая основа исследований
Тематика пространства исследований
Выдающийся представитель Новосибирской экономико-социологической школы - Татьяна Михайловна Заславская
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 83.70 Кб (Скачать)

     НЭСШ  была не просто совокупностью исследовательских  проектов, объединенных общей проблематикой. Школа имела прочную методологическую и методическую основу. Ее собственную нишу в социальной теории отличали следующие характеристики:

     объективизм и эмпиризм, примат прикладной социологии над теоретической;

     ориентация на макроуровень, системный, структурный и функциональный подходы;

     междисциплинарность;

     приоритет количественных исследований, разработка и применение математических  методов в социологии.

     Эмпиризм  и объективизм стали основными чертами НЭСШ. Острая потребность в живых данных и информации, адекватной реальности, обусловливала всю деятельность исследователей, причем, это имело моральную и просветительскую окраску. В результате складывались такие принципы, как разработка строгих, логически выверенных программ исследования, надежного и достоверного инструментария, приверженность количественным методам сбора и анализа данных.10 Методологическая и методическая база новосибирской социологии подкреплялась серьезными достижениями сотрудников НЭСШ в области математических методов. В Академгороде всегда был и остается силен культ физико-математической школы. Интеллектуальная среда городка и образовательный профиль исследователей благоприятствовали развитию прикладной социологии и социологии управления. Общую методологическую направленность НЭСШ можно назвать «социологической кибернетикой» или теорией управления социальными объектами. Первоначально заказ на исследования поступал со стороны властно-политических структур и нацеливал на решение конкретных региональных задач. Логика исследовательских программ выстраивалась по схеме: проблематизация повседневности – поиск способов решения проблемы. Впоследствии создавались объясняющие теории.

     Ориентация  на макроподход образует еще одну базовую характеристику НЭСШ. Теоретическое становление новосибирской социологии характеризовалось активным применением логики системного анализа к исследованию социальных явлений. «Система» понималась как сложное единство множества взаимосвязанных элементов. Внимание исследователей было сосредоточено на выявлении многообразия внутренних связей объекта и его отношений с внешним окружением. Новосибирским социологам был близок структурно-функциональный подход Т. Парсонса и Н. Смелзера. Таким образом, теоретическим основанием НЭСШ стал своеобразный синтез трех научных направлений: исторического материализма, позитивизма и структурно-функционального подхода.

     В целом, новосибирская социология в  тот период оставалась скорее прикладной, нежели теоретической. С одной стороны, она следовала общему настроению 1960-х гг., когда интенсивно проводились прикладные исследования, развивалась математическая социология. С другой стороны, НЭСШ выбивалась из общего русла советских гуманитарных исследований. Можно утверждать, что советские социологические школы стояли на разных основаниях: московская социологическая традиция зародилась на базе философских учений, ленинградская – на базе психологических и культурологических учений, а новосибирская социология, в свою очередь, росла под эгидой экономических исследований. 

     2.2 Тематическое пространство  исследований НЭСШ.

     На  основе анализа публикаций и диссертационных  работ можно лишь попробовать проследить хронологию развития социологических исследований в период 19601993 гг.

     1960–1969 гг.:

  1. бюджет времени (Г.А. Пруденский, В.Д. Патрушев, В.А. Артемов, В.И. Болгов, Л.С. Колобов);
  2. миграция сельского населения (Т.И. Заславская, В.Д. Миркин, К.Ф. Ершова, Л.П. Ляшенко, Е.В. Виноградова, В.И. Переведенцев);
  3. перемещение трудовых кадров (Е.Г. Антосенков, З.В. Куприянова, В.А. Калмык);
  4. распределение по труду и трудовые ресурсы (Т.И. Заславская);
  5. методология и методика прикладного социологического исследования (Р.В. Рывкина);
  6. профориентации старшеклассников (В.Н. Шубкин, Л.Г. Борисова, Ю.Д. Карпов, В.Г. Фомин);
  7. математические методы в социологии (А.Г. Аганбегян, В.Н. Шубкин, Ф.М. Бородкин).

     Интересен тот факт, что в 1960-1969 гг. было защищено 7 диссертаций (1 докторская и 6 кандидатских), посвященных исследованию бюджета времени. Наиболее активно над этим тогда работала группа Г.А. Пруденского.

     Коллективом Т.И. Заславской проводились исследования миграции сельского населения. В отдельное направление выделился анализ «перемещения рабочих кадров» (Е.Г. Антосенков, З.В. Куприянова). Под руководством В.Н. Шубкина изучались профессиональные ориентации школьников.11

     1970–1979 гг.:

     В этот период социологи интенсивно работают над методологией и методикой  прикладных исследований. Выпускаются сборники «Методические вопросы изучения бюджетов времени» (1972), «Методологические проблемы социологического исследования мобильности трудовых ресурсов» (1974), «Социологические исследования сибирской деревни» (1976)9, где представлены результаты исследований новосибирцев.

     С конца 1960-х гг. математические методы в социологии становятся весьма важным направлением в работе НЭСШ. В 1976 г. издается коллективная монография «Применение факторного анализа для типологизации социальных явлений» под редакцией Т.И. Заславской и Б.Г. Миркина, а в 1977 г. выходит в свет сборник «Математическое моделирование в социологии» под редакцией Ф.М. Бородкина и Б.Г. Миркина. На этом этапе сотрудники отдела социальных проблем особое внимание уделяют применению системного подхода к анализу жизни деревни. Одновременно исследовательские группы специализируются на изучении отдельных подсистем деревни (личное подсобное хозяйство, материальное потребление, доходы сельского населения, сельский образ жизни и т.д.). Публикуются коллективные монографии: «Современная сибирская деревня: некоторые проблемы социального развития» (1975) «Методологические проблемы системного изучения деревни» (1977), «Пути социального развития деревни» (1978)11 и др.

     1980–1993 гг.:

     Кроме таких традиционных тем, как «бюджет  времени» и «трудовая мобильность», коллектив НЭСШ изучает социально-территориальную структуру поселений, благосостояние населения, демографические процессы и др. Проводятся крупномасштабные и лонгитюдные исследования. По сравнению с другими десятилетиями в этот период защищено особенно много диссертаций – 3 докторских и 14 кандидатских.

К началу 1980-х гг. новосибирские социологи  создают концепцию социального  механизма развития экономики (СМРЭ), призванную интегрировать эмпирические и теоретические наработки предыдущих периодов. Под механизмом развития экономики понимается единое множество  взаимосвязанных элементов, которые  исследуются по пяти основным направлениям: управленческие отношения, занятость  населения в ЛПХ, социально-территориальная  структура, миграционные процессы и  распределительные отношения.

     Руководителями  и идейными вдохновителями в период становления и развития НЭСШ были академик, д.э.н. Т.И. Заславская и д.э.н. Р.В. Рывкина, которые во многом задавали тон всей работе.

     Таким образом, первоначально интересы исследователей были сосредоточены на изучении бюджетов времени, перемещении рабочих кадров и миграции сельского и городского населения. В период с начала 1960-х до начала 1990-х гг. тематическое пространство НЭСШ постепенно расширялось. Началось всестороннее изучение социально-экономического неравенства, социальной мобильности, демографических процессов, социально-территориальной структуры поселений и многих других тем. Постепенно методологические и теоретические работы начинают преобладать над эмпирическими и описательными.

     Сдвинулся и уровень изучения объектов: от мезоуровня к макроуровню. По мере накопления эмпирического материала усиливалась и профессионально-отраслевая специализация социологов. А на выходе предполагалась интеграция этих отдельных отраслей социологии в рамках нового научного направления – экономической социологии. 

  1. Выдающийся  представитель Новосибирской экономико-социологической школы Татьяна Михайловна Заславская.
 

     Начало  научной деятельности Т.И. Заславской относится к 1950-м годам, когда она работала в Институте экономики АН СССР. В 1963 г. по приглашению А.Г. Аганбегяна переехала в Новосибирск, в Академгородок. В это время Т.И. Заславская начинает заниматься социальной экономикой колхозного сектора, а затем и всей аграрной отрасли, которая всегда была слабым звеном. Работы, посвященные этим проблемам, вошли в первый том трёхтомника, получивший название "Социальная экономика и экономика социализма". Начав с исследования экономического механизма формирования и распределения доходов колхозного сектора, автор перешла к изучению социально-экономического развития аграрного сектора, включая проблемы миграции сельского населения и её социальных функций, экономического поведения работников и раскрытия социального механизма развития АПК. Большой резонанс вызвали её работы, посвященные типологии поселений, что с неизбежностью привело к исследованию теоретических проблем социально-территориальной структуры советского общества и разработке математической модели социально-экономического развития села. Предложенная ею типология населённых пунктов отличается максимальной обобщённостью и универсальностью.12

     Конец 1960-х - начало 1970-х годов - период возрождения  российской социологии. И в это  время происходит поворот в научной деятельности Т.И. Заславской - от социальной экономики к экономической социологии. Вокруг неё в новосибирском Институте экономики и организации промышленного производства сформировался круг талантливых молодых учёных, которые в полной мере воспользовались идеологической "оттепелью", связанной с решениями XX и XXII съездов КПСС, и развернули конкретные социальные исследования, основанные на опросах населения. Немаловажным фактором успехов новосибирских социологов была энергичная поддержка со стороны директора этого института в то время члена-корреспондента АН СССР А.Г. Аганбегяна.

     Созданная Т. И. Заславской Новосибирская экономико-социологическая школа (НЭСШ) признана одним из влиятельных течений в российской общественной науке 60-90-х годов, оказавшим существенное воздействие на развитие социологии в советский период, и, в частности, на институционализацию экономической социологии как самостоятельной научной дисциплины. Импульс, данный новосибирскими учеными, способствовал количественному и качественному росту экономико-социологических исследований в 90-годы. В это время НЭСШ становится общепризнанной «родиной» отечественной экономической социологии, а возникновение и функционирование этой школы признано важной вехой в развитии российской социологической мысли.

     Огромной  научной заслугой Т.И. Заславской стала публикация двух принципиальных статей: "О предмете экономической социологии" и "Экономическая социология: новое научное направление". Идеи, высказанные в них, обобщены в третьей статье - "Экономика сквозь призму социологии", где прямо указывается на значение для экономики индивида, личности и тех решений, которые индивид принимает на протяжении своей жизни: о числе детей, месте жительства, трудовой сфере. Такого рода утверждения не входили в каноны марксистской науки, в которой приоритет всегда отдавался коллективу.13

     В 1983 Т.М.Заславская подготовила доклад «О совершенствовании социалистических производственных отношений и задачах экономической социологии», который удалось размножить лишь под грифом «для служебного пользования». Уже через несколько месяцев он был опубликован в США и ФРГ под названием «Новосибирский манифест» и был воспринят Западом как первая ласточка, возвещавшая о начинающейся в СССР «весне». В СССР же все экземпляры «новосибирского манифеста», равно как и подготовительные материалы автора, были изъяты КГБ.

Информация о работе Новосибирская экономико-социологическая школа