Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 21:12, реферат
Формальные институты социализации могут быть подвержены стандартизации. Неформальные институты же в меньшей степени находятся под социальным контролем, однако, тем не менее, они оказывают значительное влияние на социальное становление подростка. Отсюда необходимо глубокое научное изучение такого социального явления как неформальные объединения подростков с целью оптимизации его влияния на развитие личности.
В данной работе подробно рассмотрен процесс социализации и суть неформальных объединений в процессе социализации.
Вступление
Формальные институты социализации могут быть подвержены стандартизации. Неформальные институты же в меньшей степени находятся под социальным контролем, однако, тем не менее, они оказывают значительное влияние на социальное становление подростка. Отсюда необходимо глубокое научное изучение такого социального явления как неформальные объединения подростков с целью оптимизации его влияния на развитие личности.
В данной работе подробно рассмотрен процесс социализации и суть неформальных объединений в процессе социализации.
1. Определение неформальных объединений молодёжи
Формальной обычно называют социальную группу, обладающую юридическим статусом, являющуюся частью социального института, организации, где положение отдельных членов строго регламентировано официальными правилами и законами. А неформальные организации и объединения ничего этого не имеют.
Неформальные объединения молодежи - это несанкционированные властью, автономно и спонтанно возникающие молодёжные группы и движения, объединённые общими идеалами и интересами, отличными от общепринятых, традиционных представлений о престижном и полезном.
Ради каких только интересов не объединяются люди и дети, подростки и молодежь, взрослые и даже убеленные сединами старики. Число таких объединений измеряется десятками тысяч, а количество их участников - миллионами. В зависимости от того, какие интересы людей положены в основу объединения, возникают и различные типы объединений. В последнее время в крупных городах страны, ища возможности реализации своих потребностей, и не всегда находя их в рамках существующих организаций, молодежь стала объединяться в так называемые "неформальные" группировки, которые было бы правильнее назвать "самодеятельными любительскими объединениями молодежи". Отношение к ним неоднозначно.
В зависимости от направленности они могут быть как дополнением организованных коллективов, так и их антиподами. Члены самодеятельных объединений борются за сохранение окружающей среды от загрязнения и уничтожения, спасают памятники культуры, безвозмездно помогают реставрировать их, заботятся об инвалидах и престарелых людях, по-своему борются с коррупцией. Стихийно возникающие молодежные группы именуют то неформальными, то любительскими, то самодеятельными.
Наиболее же адекватным представляется термин "самодеятельное движение". И вот почему: во-первых, все они формируются на принципе добровольности и являются организационно самостоятельными; во-вторых, в большинстве своем они заняты каким-то определенным видом деятельности в расчете на реальную отдачу. Вот почему употреблявшийся первоначально термин "неформалы" является не совсем точным и может быть использован только лишь относительно таких групп и объединений, как "Хиппи", "Панки", "Металлисты" и прочие другие группировки. Им характерен, чаще всего, спонтанный, неорганизованный, нестабильный характер.
Неформальные объединения молодёжи исторически возникают вместе с выделением молодёжи в отдельную социально-демографическую группу, расширением границ молодёжного возраста, с ростом многообразия форм её воспитания и образования. Они образуют особый молодёжный социум или молодёжную субкультуру, в которой выражаются как специфически молодёжные интересы (спорт, мода, секс и т.д.), так и своеобразно понимаемые молодёжью традиционные формы деятельности (политика, искусство, бизнес и т.д.).
В качестве неформальных объединений молодёжи выступают разного рода инициативные группы, клубы по интересам, "группы риска" и т.д. Хотя во всех такого рода молодёжных объединениях господствует спонтанное, неформальное общение, они имеют вполне определённую внутреннюю структуру. Для всех неформальных объединений молодёжи характерно наличие неформальных лидеров, идентификационных символов и ритуалов, особого языка (слэнга). Сверх того, многие молодёжные группы располагают своими рабочими и печатными органами.
Все неформальные объединения молодёжи условно можно подразделить на объединения молодёжной субкультуры и молодёжные группы социально-политических инициатив. На Западе неформальные объединения молодёжной субкультуры громко заявили о себе несколько десятилетий назад, в виде движения битников, хиппи, новых левых и т.д. Эти движения стали культурно-идеологической почвой для политических движений "гражданских инициатив" 60-ых годов, а позднее для "новых социальных движений" 80-90 годов. В нашей стране неформальные объединения молодёжи периода 60-80 годов имели прозападную ориентацию и квалифицировались властями как диссидентские. Среди инициативных движений современной западной молодёжи наиболее влиятельными являются экологическое движение, феминизм, а также различные группы право- и левоэкстремистской направленности.
С началом перестройки в СССР неформальные объединения молодёжи получили широкое развитие в составе "народных фронтов", а также в форме разнообразных групп молодёжной субкультуры. В современной России неформальные объединения молодёжи носят в основном неполитический характер. Но независимо от своей политической или иной ориентации, неформальные объединения молодёжи выступают важной частью демократического, плюралистического общества. В отличие от консервативно мыслящих "отцов", молодёжь смело проигрывает принципиально новые стратегии и стили жизни, выступая важнейшим источником социально-политических инноваций. Посредством своих неформальных объединений молодёжь достигает самоидентификации по отношению к старшему поколению, приобщаясь - зачастую в конфликтной форме - к активной политической жизни и содействуя социальному контролю над властью.
2. Исследования в данной области
В области исследований неформальных объединений молодёжи большое значение имеют работы педагогов Толстых и Мудрик, а также работников петербургского научно-исследовательского центра “ЭЛИМП”.
Центр “ЭЛИМП” был основан в 1988 году экспериментальной лабораторией изучения молодежных проблем на базе ДК работников пищевой промышленности.
В совместно принятом положении “ЭЛИМП” определялся как:
1. научно-исследовательский центр, который организует и координирует исследовательскую работу и специалистов в области педагогики, психологии, философии, социологии, юриспруденции и других научных дисциплин, связанных с изучением проблем воспитания молодежи;
2. экспериментально - методический центр, представляющий возможность специалистам (членам лаборатории) опробовать на практике существующие (а в последствии и созданные, научно обоснованные “ЭЛИМП”) методические разработки по организации досуга и воспитанию подростков (на базе организованного в рамках лаборатории “инициативной” педагогики);
3. информационный центр, который собирает, обрабатывает и систематизирует различного рода материалы и информацию (включая библиографию) по направлениям работы лаборатории;
4. консультационный учебно-методический центр для лиц и организаций, желающих пополнить и углубить свои знания по данным вопросам;
5. центр организации досуга для членов лаборатории и для подростков, участвующих в экспериментальной программе “ЭЛИМП”;
6. организационный центр для деятельности творческой молодежи в рамках студий, непосредственно входящих в “ЭЛИМП” и обеспечивающих его культурно-массовые мероприятия.
Таким образом, изучению подверглись такие аспекты:
философский
психологический
лингвистический (сленг)
социально – психологический
религиозный
искусствоведческий
социологический
юридический
Первыми в “ЭЛИМП” явились “металлисты”, но работа с ними была затруднена по ряду объективных причин, таких как отсутствие материальной базы и т.д.
Вслед за металлистами в “ЭЛИМП” заявились хиппи, и за год через центр их прошло несколько сотен. Человек 20 осталось надолго. Взаимодействовал с ними педагог В.В.Зайкин, знавший “систему” изнутри. Работа под его руководством проходила достаточно разнообразно: занятия по саморегуляции, театральная студия, выставки рисунков (картин), образцов литературного творчества, выпуск стенгазет, “круглые столы” по темам, названным самими ребятами. По инициативе самых активных вскоре осуществился переход на самоуправление и организовался молодежный центр.
3. Структура неформальных объединений
Среди всех неформальных объединений можно выделить два типа, различных по своей структуре:
1. Демократический (на основе социальных ролей)
2. Авторитарный (на основе формальных правил)
Для тех и других объединений характерна групповая динамика. Под групповой динамикой понимают взаимодействие членов социальных групп между собой.
Существует множество видов взаимоотношений и взаимодействий. К процессам групповой динамики относятся: руководство, лидерство, формирование группового мнения, сплоченность группы, конфликты, групповое давление и другие способы регуляции поведения членов группы. Группа может подчиняться одному или двум своим членам, но в процесс управления могут включаться все ее члены. Эти и многие другие образцы поведения и составляют динамику группы.
Для того чтобы рассмотреть динамику группы с демократическим управлением, необходимо рассмотреть влияние различных способов коммуникации на деятельность группы (было изучено А. Бовеласом ). Он рассматривал итоги деятельности групп из пяти членов при различных способах коммуникации, которые он назвал так: “круг”, “змея”, ”штурвал”, ”игрек”, ”паутина”.
А. Бовелас установил, что схема коммуникации при выполнении группового задания в значительной степени влияет на результат действий группы. Например, при выполнении несложных заданий в ограниченное время, наиболее эффективным способом коммуникации является “штурвал” так как в данном случае исключается общение членов между собой. Они могут контактировать только с лидером в центре “штурвала”, который получает информацию ото всех, перерабатывает ее и выдает управленческие указания. Для выполнения творческих работ очень хороши два способа коммуникации: “круг” и “паутина”. Ни один из членов группы не перегружен информацией и каждый находится в равном положении и может получать информацию от любого члена группы; кроме того, здесь возможна и обратная связь. Каждый способ коммуникации, таким образом, приводит к разным результатам групповой деятельности.
Одной из динамических характеристик групп является система социальных ролей. Исследователи группового поведения отмечают, что система взаимосвязанных ролей в группе подвержена постоянному изменению. При этом меняется не только содержание, но и ее значимость по отношению к другим ролям. В группах существуют роли наиболее значимые по отношению к остальным. Таковой можно признать роль лидера. Само по себе лидерство - это проявление индивидом его способностей, личностных качеств в поведении, соответствующем роли лидера. Исполнение индивидом роли лидера возможно в силу проявления им индивидуальных качеств, выдающихся по сравнению с качествами других членов группы, или в силу обладания высоким формальным статусом. Выдвижение в лидеры обусловлено эффективностью вклада члена группы в решение групповых задач. Другими словами, лидер появляется в том случае, если члены группы признают деятельность какого- либо индивида наиболее значимой, а его вклад в деятельность группы наиболее ценным. При этом речь идет только о пользе для группы в целом. Очевидно, что лидер в группе не может возникнуть и функционировать без поддержки ее членов, признающих его выдающиеся качества и способности. С этой точки зрения лидер - авторитарный член группы, личностное влияние которого позволяет ему играть главную роль в деятельности группы. Его авторитет, таким образом, базируется на признании коллективом его личностных качеств. Авторитет лидера может быть мнимым, то есть существовать только в представлении членов группы, а может быть и реальным, основанным на действительных, незаурядных качествах индивида.
Одна из основных обязанностей лидера в группе - деятельность по реализации нововведений, созданию новых культурных образцов, проверки новых способов взаимодействия. Таким образом, лидер выступает как новатор, развивая и изменяя субкультуру группы. За столь ценные услуги, оказанные группе, он получает кредит доверия, в силу которого сам может в той или иной степени отступать от групповых норм. Более того, лидер не должен полностью выполнять все групповые нормы как рядовой член группы, иначе он потеряет свой престиж и, в конечном счете, статус лидера.
Авторитарное объединение с жесткой структурой и более точным является термин “организация”.
Можно выделить четыре направления в определении организации:
1. В соответствии с теорией К. Барнарда - это такой вид кооперации людей, который отличается от других социальных групп сознательностью, предсказуемостью и целенаправленностью. К. Барнард уделял внимание в основном совместным действиям людей, их кооперации, а уж потом необходимости достижения цели.
2. Другое направление лучше всего характеризует точка зрения Д. Марча и Г. Саймона, согласно которой организация - это сообщество взаимодействующих человеческих существ, являющееся самым распространенным в обществе и содержащим центральную координационную систему. Все это делает организацию похожей на отдельный биологический организм.
3. П.Блау и У.Скотт представляют третье направление в определении организации. В этом определении указывается основная, по их мнению, характеристика сложившейся организации - то, что она для достижения специфических целей должна быть формализована, и обладать формальной структурой.
4. По мнению А. Этциони, организации - это человеческие группы, сознательно конструируемые и реконструируемые для специфических целей. Основной упор здесь делается на сознательное членство в организации и сознательные действия ее членов.
На основании перечисленных основных специфических черт можно дать определение организации как социальной группы, ориентированной на достижение взаимосвязанных специфических целей и формирования высокоформализированных структур.
Часто к определению организации добавляют такие специфические черты как наличие координирующего и управляющего органа и разделения труда между ее членами. Однако эти черты проявляются в основном в крупномасштабных организациях и не являются строго обязательными для всех организованных социальных групп.
Организация - это весьма изменчивое и высокосложное социальное образование. Рассмотрим отдельные его элементы:
1. Социальная структура является центральным элементом любой организации. Она характеризуется как нормативной структурой, так и фактическим порядком.