Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 21:12, реферат
Формальные институты социализации могут быть подвержены стандартизации. Неформальные институты же в меньшей степени находятся под социальным контролем, однако, тем не менее, они оказывают значительное влияние на социальное становление подростка. Отсюда необходимо глубокое научное изучение такого социального явления как неформальные объединения подростков с целью оптимизации его влияния на развитие личности.
В данной работе подробно рассмотрен процесс социализации и суть неформальных объединений в процессе социализации.
Нормативная структура включает в себя ценности нормы и ролевые ожидания. Ценности - это критерии привлекательности и разумного выбора цели, а также оценки окружающих социальных норм. Нормы - это управляющие поведением обобщенные правила.
Что касается фактического порядка, то его можно определить как поведенческую структуру. Она значительно отличается от нормативной структуры прежде всего тем, что в ней на первый план выдвигаются личностные качества участников и их взаимные оценки этих качеств.
Социальная структура организации различается по степени формализации. Формальная социальная структура - это такая структура, в которой социальные позиции и взаимосвязи между ними четко специализированы и определены независимо от личностных характеристик членов организации, занимающих эти позиции.
2. Цели, исходя из сформулированного определения, особенно важны, так как ради их достижения и осуществляется вся деятельность такого объединения людей. По мнению А. И. Пригожина существуют три вида организационных целей: цели - задания, цели - ориентация, цели - системы.
Цели - задания - это оформленные как программы общих действий и поручений выдаваемые из вне организацией более высокого уровня. Они определяют смысл существования данной организации.
Цели - ориентации - это совокупность целей участников, реализуемых через организацию.
Цели - системы - это стремление сохранить организацию как самостоятельное целое, то есть - это стремление организации к выживанию в условиях существующего внешнего окружения.
Перечисленные цели организации являются основными или базовыми. Для их достижения организация ставит перед собой множество вторичных целей.
3. Члены организации или участники - важная составляющая организации.
Это совокупность индивидов, каждый из которых занимает определенную позицию в социальной структуре организации и играет соответствующую социальную роль.
4. Технология - это способ достижения поставленных целей, включающий в себя также совокупность технических средств.
5. Внешнее окружение. Каждая организация существует в специфическом, физическом, технологическом, культурном и социальном окружении. Для того чтобы организация могла занять надлежащее место в обществе, она должна адаптироваться к этой внешней среде. Если организация стремиться максимально изолировать себя от воздействия других организаций, то такая стратегия называется буферной. Если же организация стремиться расширить и укрепить свои связи с внешней средой, то такая стратегия называется стратегией наведения мостов.
Таким образом, организация представляется как система элементов, каждый из которых немыслим без других.
4. Различные классификации неформальных объединений молодёжи
4.1. Классификация по Фрадкину
1. просоциальные, асоциальные, антисоциальные;
2. группы принадлежности и референтные;
3. большие и малые (здесь речь не о количестве, а о качестве (группы, в которых все подростки непосредственно общаются друг с другом - малые, а где не могут общаться - большие));
4. постоянные и случайные;
5. с демократическим и авторитарным подчинением;
6. разновозрастные и одновозрастные;
7. однополые и разнополые и т.д.
4.2. Классификация по Фролову
а) по принадлежности:
- ингруппа (моя)
- аутогруппа (чужие)
б) по взаимоотношениям:
- первичные (такие, в которых каждый член группы видит в другом индивида)
- вторичные (обезличенные)
в) по степени общения:
- малые (где каждый член группы находится в личном общении с другими членами группы)
- большие (где непосредственное общение отсутствует)
4.3. Классификация по А. В. Толстых
а) общественно-политические группы (ставят целью пропаганду определенных общественно - политических взглядов , неагрессивны)
б) радикалы (любера, скины - очень агрессивны (лидеры - в основном из старшего поколения))
в) эколого-этические группы (“зеленые”)
г) группы образа жизни (собственно неформально-молодежные объединения - панки, хиппи и т.д.)
д) нетрадиционно-религиозные (сатанисты, буддисты, культовые группы)
е) группы по интересам (значкисты, филателисты, спортивные и музыкальные фанаты)
5. Неформальные объединения молодежи в процессе социализации
Общая причина образования молодёжных объединений – недовольство жизнью, а в социологическом аспекте – кризис общества, неспособность его ответить базовым потребностям молодёжи в процессе её социализации. В последнем заключена причина сугубо молодёжного состава неформальных объединений. Действительно, казалось бы, самые обиженные жизнью – пенсионеры – не спешат на "тусовки" – там чисто молодёжная гегемония. А дело в том, что «люди, кому за 50» уже занимают предоставленную только им прочную нишу в общественной системе, чего никак нельзя сказать о “новом поколении”; за это «место под солнцем» и разворачивается настоящая битва. Молодёжи с обществом, не желающим решать её проблемы и не принимать её такой, какой она хочет быть.
Возникновение молодежных объединений обусловлено целым рядом причин, среди которых В.Т.Лисовскому наиболее значимыми представляются следующие.
1. Молодёжь живёт в общем социальном и культурном пространстве, и поэтому кризис общества и его основных институтов не мог не отразиться на содержании и направленности молодёжной субкультуры. Именно поэтому не бесспорна разработка специально молодёжных программ, за исключением социально-адаптационных или профориентационных. Любые усилия по коррекции процесса социализации неизбежно будут наталкиваться на состояние всех социальных институтов российского общества и прежде всего системы образования, учреждений культуры и средств массовой информации. Каково общество – такова и молодёжь.
2. Кризис института семьи и семейного воспитания, подавление индивидуальности и инициативности ребёнка, подростка, молодого человека как со стороны родителей, так и педагогов, всех представителей “взрослого” мира не может не привести, с одной стороны, к социальному и культурному инфантилизму, а с другой – к прагматизму и социальной неадаптированности и к проявлениям противоправного или экстремистского характера. Агрессивный стиль воспитания порождает агрессивную молодёжь, самими взрослыми приготовленную к межгенерационному отчуждению, когда выросшие дети не могут простить ни воспитателям, ни обществу в целом ориентации на послушных безынициативных исполнителей в ущерб самостоятельности, инициативности, независимости, лишь направляемых в русло социальных ожиданий, а не подавляемых агентами социализации.
3. Коммерциализация средств массовой информации, в какой-то мере и всей художественной культуры, формирует определённый «образ» субкультуры не в меньшей степени, чем основные агенты социализации – семья и система образования. Ведь именно просмотр телепередач наряду с общением – наиболее распространённые виды досуговой самореализации. Во многих своих чертах молодёжная субкультура просто повторяет телевизионную субкультуру, которая лепит под себя удобного зрителя.
Задача современной молодежи сложна как никогда, конфликт между поколениями обострился в настоящее время до предела, социализация фактически терпит крах – словом, картина не утешающая. И тут еще, появляются (к великому ужасу старшего поколения) так называемые неформалы. Как только общество достигает определенного уровня материального благосостояния, гарантирующего большинству его членов удовлетворение основных потребностей, молодежь начинает вести себя несколько необычным образом. Она создает так называемую контркультуру, в понятие которой входит свой образ жизни, свои ценности и правила поведения. Все это из-за открытого противопоставления личных интересов нормам общества, отрицания устоявшихся ценностей, полного нигилизма в некоторых сферах. Словом, реакция большинства населения сводится к фразе типа «От рук отбились...» Ветхая социализация, полусгнившие устои общества - все объято пламенем взбунтовавшейся молодежи, все рушится окончательно под напором свежих молодых сил.
Таким образом, образование неформальных объединений молодежи представляет своего рода фиаско социализации, показывает ее несостоятельность. На мой взгляд, по эффективности социализации можно судить об уровне развития данного общества, данной культуры, следовательно, о количестве неформальных объединений. И если мы замечаем отсутствие нормальной работы агентов социализации, то невольно возникает мысль о далеко не превосходном уровне развития самого общества. И обо всем этом сигнализируют нам своим появлением неформалы.
Не только молодежь, но и остальное население собирается в неформальные объединения прежде всего из-за неблагоприятной обстановки в самом обществе. Когда человек чувствует в нем себя неуютно и неуверенно, он и идет в круг подобных себе, ища понимания и человеческого тепла. И чем неуютней и холодней будет внешняя обстановка, тем больше будет образовываться неформальных групп. Сейчас в нашей стране довольно плодотворно функционирует большинство религиозных сект, которые добиваются успеха (особенно среди представителей молодежи не нашедших в обществе своего места) благодаря вышеуказанной ситуации. А ведь под маской религии встречаются порой отнюдь не безобидные организации.
Заключение
В наибольшей степени проблема молодёжи в нашей стране связана с унаследованной от тоталитарной системы нетерпимостью к другому образу жизни и поведению, причём прослеживаемой не столько в правовых актах, сколько в умах самих граждан. Непримиримость рождает ответную непримиримость, и поэтому сегодняшняя молодёжь, принимая от родителей материальную помощь, не принимает родительского образа жизни, взглядов и поведения. На почве подобных межгенерационных и социальных противоречий и произрастает современная молодёжная субкультура — «вся из контрастов, из острых углов, из клубка нравственных и эстетических проблем».
В связи с этим, задачей современного исследования молодёжной субкультуры должен быть в первую очередь отказ от негативистских предубеждений и дифференцированный подход к оценке отличных от общепринятого мировоззрений и деятельности современных формальных и неформальных молодёжных объединений.
Если народ имеет то правительство, которое он заслуживает, то народ и правительство имеют дело с той молодёжью, которую они сами воспитывают — любое проявление невнимания к молодёжным проблемам способно создать ещё большие проблемы для настоящего и будущего общества.
Список литературы
1. Фролов С. С. Основы социологии, М., Юристъ, 1997
2. Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании, М., Владос, 1995
3. Громов А. В., Кузин О. С. “Неформалы, кто есть кто?”
4. Лисовский В.Т. Социология молодёжи. М., 1996
5. Кравченко А. И. Социология. М., 1997
17