Мыслители прошлого и современности об обществе и его развитии

Автор: d*********@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 12:35, реферат

Описание работы

Социология (от греч. socio – общество, лат. logos – слово, наука) – наука об обществе. Это общее определение имеет несколько уточняющих объяснений:
наука о социальных системах, из которых состоит общество;
наука о закономерностях развития общества;
наука о социальных процессах, социальных институтах, социальных отношениях;
наука о социальной структуре и социальных общностях;
наука о движущих силах сознания и поведения людей как членов гражданского общества.
Последнее определение является относительно новым и его все больше разделяют многие социологи. Исходя из этого определения социологии, ее предметом является совокупность социальных явлений и процессов, характеризующих реальное общественное сознание во всем его противоречивом развитии; деятельность, действительное поведение людей, а также условия (окружающая среда), которые влияют на их развитие и функционирование в социально-экономической, социально-политической и духовной сферах жизни общества.

Содержание

Введение.
Платон об обществе и государстве.
Аристотель об обществе и государстве.
Демокрит о человеке, обществе, морали.
Джон Локк.
Иеремия Бентам.
Арон Раймон.
Аренд Ханна.
Ральф Дарендорф.
Эмиль Дюркгейм.
Фердинанд Тённис.
Томас Гоббс.
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Реферат. Социология.doc

— 160.50 Кб (Скачать)

Новосибирский Государственный  Аграрный Университет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ.

По  предмету «Социология». 

Мыслители прошлого и современности об обществе и его развитии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: Шашков Д. Е. 217гр.                         

Проверил: Лебедев С.В.

                               

Новосибирск

2010

Содержание:

  1. Введение.
  2. Платон об обществе и государстве.
  3. Аристотель об обществе и государстве.
  4. Демокрит о человеке, обществе, морали.
  5. Джон Локк.
  6. Иеремия Бентам.
  7. Арон Раймон.
  8. Аренд Ханна.
  9. Ральф Дарендорф.
  10. Эмиль Дюркгейм.
  11. Фердинанд Тённис.
  12. Томас Гоббс.
  13. Список использованной литературы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

      Социология (от греч. socio – общество, лат. logos – слово, наука) – наука об обществе. Это общее определение имеет несколько уточняющих объяснений:

    1. наука о социальных системах, из которых состоит общество;
    2. наука о закономерностях развития общества;
    3. наука о социальных процессах, социальных институтах, социальных отношениях;
    4. наука о социальной структуре и социальных общностях;
    5. наука о движущих силах сознания и поведения людей как членов гражданского общества.

      Последнее определение является относительно новым и его все больше разделяют  многие социологи. Исходя из этого определения  социологии, ее предметом является совокупность социальных явлений и процессов, характеризующих реальное общественное сознание во всем его противоречивом развитии; деятельность, действительное поведение людей, а также условия (окружающая среда), которые влияют на их развитие и функционирование в социально-экономической, социально-политической и духовной сферах жизни общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Платон  об обществе и государстве.

      Платон (428/427-348/347 гг.  до н.э.) знаменит и как  ученик  Сократа, донесший до  нас  содержание высказываний учителя, и как первый греческий мыслитель, основавший собственную философскую школу – знаменитую Академию (она просуществовала более 900 лет), и как крупнейшая фигура в истории европейской философской мысли.   

      Учение  об обществе и государстве сформулировано им главным образом в диалогах "Государство" и "законы".

      В истории общественного и культурного  развития он выделял три основных стадии:

    1. "династия" - такая форма общества, когда  люди  жили, довольствуясь необходимым, когда  не  было ни бедных, ни богатых и тогда поэтому царили добрые нравы. Писанных законов не  существовало, власть принадлежала старейшинам родов и была как бы царской;
    2. "аристократия" -  эпоха, когда создаются большие  поселения, зарождаются законодательство, появляется  выборная власть. В эту эпоху и складывается государство как таковое;
    3. такое состояние государства и общества, которое может быть названо "идеальным".

      Исходя  из  сказанного, понятно, что Платон, в сущности, определял государство как особую форму поселения людей, возникающую из необходимости взаимопомощи, удовлетворения  потребностей  в  пище и жилье, защиты населения и его территории, поддержания порядка внутри  поселения. Государство и  общество, таким образом, у Платона пока еще не различаются. Государство есть особая форма поселения людей,

      Ключевое  место  в  его концепции занимает учение об идеальном государстве. Идеальное государство - то, которое удовлетворяет  требованию справедливости. Справедливость в  данном  случае  состоит в том, что в обществе созданы условия, которые гарантируют процветание всего государства и  учитывают  естественное  неравенство людей в их природных задатках. Есть люди, которые  от  природы   наделены   разумом, высокой нравственностью, благоразумием, чувством справедливости. Это философы, которые должны управлять государством, создавать законы, править на основе данного им глубокого понимания действительности. Другим свойственны храбрость, стремление к военной  славе, доблесть, бесстрашие. Это - воины, призвание которых  состоит  в  защите государства от внешних и внутренних врагов, поддержание порядка  и  спокойствия. Третьи  лишены всех этих качеств - они должны заниматься ремеслом, пахать землю, торговать, обеспечивать общество материальными благами. Это -  ремесленники и земледельцы. По  убеждению  Платона, грань между этими группами населения непроходима, как непроходима  грань  между  кастами. Идеальное общество строго иерархизировано по принципу природных наклонностей и задатков людей. Так формулируется у Платона идея  разделения  общественных функции между разными социальными группами.

      По  мнению Платона, в идеальном государстве философы и стражи  (воины) живут замкнутыми группами, внутри которых все равны, а имущество – общее. Частная собственность и семья допустимы лишь для  членов  низшей касты земледельцев и ремесленников.

      Отсюда  становиться понятным, что Платон безоговорочно признает  приоритет общественных, общих  интересов над интересами личными, выше ставит государство, подчиняя ему отдельную личность. 
 

      Аристотель  об обществе и государстве.

      Аристотель (384-322  гг.до  н.э.)  также принадлежит к числу философов, значения которых в истории европейской философской мысли  поистине огромно. Ученик платоновской  Академии, он  откажется от многих взглядов учителя, следуя принципу, им же  сформулированному: "Платон  мне  друг, но истина -  дороже". Он  известен  как  создатель новой школы - Лицея, как учитель Александра Македонского, знаменитого завоевателя древности. Аристотелю принадлежат  158  так  называемых  "Политий", в которых он описывал политическое  устройство древнегреческих  полисов, городов-государств. На основе "Политии" им была составлена "Политика", систематически излагающая материал о государстве и формах государственного устройства.

      В отличии от Платона, Аристотель подчеркивал, что существует разница между обществом  и  государством. По  его мнению, существуют различные формы объединения людей: семья, поселения, государство.

      Основой государства является особый тип  социальных отношений – отношения господства и подчинения, которые определяются Аристотелем как отношения политические. Государство, таким  образом, связано с осуществлением политических полномочий, полномочий "господства", власти.

      Взгляд  на  идеальное  государство  у  Аристотеля также отличался от представлений Платона. Платон, в сущности, создавал утопию, его  проект не имел шансов бать реализованным. Аристотель отталкивался от анализа описанных им форм государственного устройства полисов, их  достоинств и недостатков. По  мнению  Аристотеля, существовало три вида "правильных" форм правления в  государстве: монархия, где  власть  принадлежит наследственному правителю; аристократия, где властвуют лучшие; демократия, где власть осуществляется гражданами государства. Однако, по убеждению Аристотеля, недостаток этих "правильных"  форм государственного устройства состоит в том, что они имеют тенденцию вырождаться в "неправильные" формы, где  царят  порок  и злоупотребления: монархия может выродиться в  тиранию, аристократия  - в олигархию (власть  немногих, подчиняющих свои интересам общие интересы), демократия – в охлократию (власть толпы, невежественной  и  темной). Поэтому  он  выдвигал идею формирования "смешанного  государства", счастливо  сочетающего достоинства демократии, аристократии и  монархии. Аристотель  называл эту форму государства "политией". Идея "смешанного государства" получила популярность и повлияла, как полагают ученые, на  формирование  в XVIII веке идеи разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

      Аристотель, таким образом, сохраняя платоновское убеждения в приоритете  интересов общества в целом над интересами личности, в то же время большее значение придавал и интересам личности, ответственности государства перед гражданами. 
 
 

    Демокрит  о человеке, обществе, морали.

      Интересны взгляды Демокрита на человека, общество, мораль и религию. Он интуитивно полагал, что первые из людей вели  неупорядоченную  жизнь.  Когда они научились добывать огонь, у них понемногу  стали  развиваться  различные искусства. Он высказал версию, что  искусство  зародилось  путем  подражания (Мы научились от паука – ткачеству, от ласточки – строить дома и т.д.),  что законы создаются людьми. Писал о дурных и хороших людях. "Дурные  люди  дают клятвы богам, когда попадают в  безвыходное  положение.  Когда  же  от  него избавились, все равно клятв не соблюдают".

          Демокрит отвергал божественное  провидение, загробную жизнь,  посмертное воздаяние за земные поступки. Этика Демокрита  пронизана  идеями  гуманизма. "Гедонизм Демокрита не только в удовольствиях, т.к. высшее  благо блаженное состояние духа и мера в удовольствиях".

          Его нравственные афоризмы дошли  до  нас  в  виде  отдельных   изречений. Например, "богат тот, кто беден желаниями", "добро не в том чтобы не  делать несправедливости, а в том, чтобы даже не желать этого" и т.д.

      Идеалом государственного устройства считал демократическое государство, когда оно в благополучии,  все  в  благополучии,  когда  оно  гибнет  –  все гибнут.

          Левкипп и Демокрит гениально  положили  начало  учению  о   бесконечности миров. Они  продолжали  развивать  догадку  Анаксагора  о  чисто  физическом происхождении и чисто физической, а не божественной природе  светил  и  всех явлений, наблюдаемых на небесном своде.

          В целом следует отметить, что  философия Демокрита - энциклопедическая наука, основанная на атомистической гипотезе. 
 
 
 
 

      Джон  Локк.

      Джон  Локк (1632-1704) - английский философ - материалист, в своих исследованиях опирался прежде всего, на эмпирический метод познания. Заложил основы либерализма. Основная работа по политико-правовой проблематике: "О государственном правлении".

      Локк  считает выражением естественного  равенства готовность людей следовать  разумным естественным, природным законам. Эта естественная готовность людей приводит их к осознанию того, что в интересах общего блага необходимо, сохранив свободу, часть функции отдать правительству, которое призвано обеспечить дальнейшее развитие общества. Как следствие, необходимо образование государства, которое создаётся путём заключения общественного договора. Общественный договор заключается между людьми и государством.

      Основная  цель государства - защита естественных прав людей, прав на жизнь, свободу и собственность. Легко заметить, что Локк существенно отходит от теории Гоббса. Гоббс подчеркивал абсолютную власть государства над обществом и людьми. Локк акцентирует другое: люди отдают государству лишь часть своей естественной свободы. Государство обязано защищать их естественные права на собственность, жизнь, свободу. Чем больше прав у человека, тем шире круг его обязанностей перед обществом. Государство при этом не обладает произвольной абсолютной властью. Право на жизнь и владение имуществом, свободу и равенство, человек не отчуждает никому и ни при каких обстоятельствах. Общественный договор предполагает, по мнению Локка, и ответственность государства перед гражданами. Если государство не выполняет своего долга перед людьми, если оно нарушает естественные свободы - народ имеет право на восстание.

      Государство представляет собой, по Локку, совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников.

      От  всех прочих форм коллективности (семей, господских владений) государство отличается тем, что лишь оно воплощает политическую власть, т.е. право во имя общественного блага создавать законы для регулирования и сохранения собственности, а также право применять силу общества для исполнения этих законов и защиты государства от нападения извне.

      Локк  являлся сторонником режима законности в деятельности государства. Закон в подлинном смысле - отнюдь не любое предписание, исходящее от гражданского общества в целом или от установленного людьми законодательного органа. Титул закона имеет лишь тот акт, который указывает разумному существу поведение, соответствующее его собственным интересам и служащее общему благу.

      Локк  предусматривает особый конституционный  механизм, мешающий государству выходить за рамки своих полномочий, становясь  тем самым деспотическим. Его важнейшие компоненты - принципы разделения власти и законности. Чтобы не допускать концентрации власти в руках руководства, которое получило бы тем самым возможность обратить к своей выгоде и создания законов и претворения их в жизнь, Локк предлагает не соединять законодательную и исполнительную власть и подчинить законодателей действию ими же созданных законов, осуществляемых исполнительной властью. Кроме законодательной и исполнительной, Локк выделяет ещё федеративную ветвь власти, представляющую государство как целое в сношениях с другими государствами.

Информация о работе Мыслители прошлого и современности об обществе и его развитии