Сегодня
контроль за самоуправлением во Франции
представлен двумя группами мер –
опеки и административного контроля.
1.
Меры опеки:
- «Опека
над лицами» означает право префекта
приостановки исполнения обязанностей
(отзыва) мэра коммуны и его заместителей;
роспуска муниципального совета на основании
определенных законом причин и по оговоренной
процедуре.
- «Опека
по замещению» означает, что префект
имеет право замещения (т.е. исполнения
функций) в отношении мэра Генерального
или муниципального совета, право замещения
в полицейской области.
2.
Средства административного контроля
представлены:
- контролем
законности;
- бюджетным
контролем.
Контроль
законности предполагает проверку решений
органов самоуправления на их соответствие
действующему законодательству.
Бюджетный
контроль очень жесткий. Он касается
таких моментов, как дата и процедура
принятия первичного бюджета, реальная
сбалансированность, дефицит по административному
бюджету. Особенностью бюджетного контроля
является право префекта самому устанавливать
бюджет местного коллектива. Для этого
специальный судебный орган – региональная
счетная палата – должен констатировать
нарушение бюджетных норм и обратиться
к местному сообществу с предложением
изменить решение. Если предложение останется
без внимания или будет реализовываться
в недостаточной мере, префект получает
право на самостоятельное решение [4].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Франция
является родоначальница континентальной
модели организации местного самоуправления.
Отличительные признаки этой модели
следующие:
а)
сочетание местного самоуправления
и государственного управления на местах,
выборности и назначаемости;
б)
определенная иерархия системы местного
самоуправления, подчиненность нижестоящих
звеньев вышестоящим;
в)
наличие на местном уровне специального
представителя центральной власти,
полномочного осуществлять государственный
контроль за деятельностью органов местного
самоуправления.
Для
Франции высокая степень централизации
местного управления и самоуправления
является исторически традиционной.
В этой стране достаточно долго существовала
система многоуровневой организации
власти на местах, при которой деятельность
нижестоящих звеньев в значительной степени
определялась и зависела (прежде всего
в административном и финансовом смысле)
от вышестоящих органов управления.
В
настоящее время основным звеном
местного самоуправления во Франции являются
коммуны - муниципальные образования,
создаваемые жителями небольших городов
и сельских населенных пунктов.
Специфика
французского типа организации самоуправления
заключена в совмещении государственного
управления и местного самоуправления
в пределах одних и тех же административно-территориальных
единиц. Поэтому возникает двойственность:
- как административно-территориальные
государственные единицы регионы, департаменты,
коммуны являются звеньями государственного
управления и возглавляются префектами;
- как самоуправляющиеся
сообщества жителей регионов, департаментов
и коммун формируют собственные органы
власти и управления и наделены собственной
компетенцией.
Другой
характерной чертой французской
системы местного самоуправления является
жесткий государственный контроль и опека
за деятельностью местных органов власти
(через систему префектов и супрефектов).
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Франция /
Комментарии Российского законодательства
// [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа:
http://kommentarii.org/strani_mira_eciklopediy/franciy.html – Дата
доступа: 01.05.2010.
- Франция:
электронный словарь // Свободная энциклопедия
«Википедия». [Электронный ресурс]. – 2010.
– Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Франция. - Дата доступа: 01.05.2010.
- Вобленко,
С.В. Основы местного самоуправления
/
С. В. Вобленко // [Электронный ресурс]. –
2010. – Режим доступа: www.bninsk.com – Дата доступа: 01.05.2010.
- Малухин,
А.Г. Местное управление в зарубежных
странах: курс лекций / А.Г. Малухин, Н.И.
Лозовик. – Минск.: Академия управления
при Президенте Республики Беларусь, 2007.
– 245 с.
- Коммуна во
Франции: электронный словарь // Свободная
энциклопедия «Википедия». [Электронный
ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Коммуна_(Франция). - Дата доступа: 01.05.2010.
- Кантон во
Франции: электронный словарь // Свободная
энциклопедия «Википедия». [Электронный
ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Кантон_(Франция). - Дата доступа: 01.05.2010.
- Округ во
Франции: электронный словарь // Свободная
энциклопедия «Википедия». [Электронный
ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Округ_(Франция). - Дата доступа: 01.05.2010.
- Департаменты
во Франции: электронный словарь // Свободная
энциклопедия «Википедия». [Электронный
ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Департаменты_Франции. - Дата доступа: 01.05.2010.
- Регионы во
Франции: электронный словарь // Свободная
энциклопедия «Википедия». [Электронный
ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Регионы_Франции. - Дата доступа: 01.05.2010.
- Дюрон,
Э.В. Местные органы власти во Франции
/ Э.В. Дюрон – Москва, 1996.
- Новожёнова,
И. С. Культура местной власти во Франции
/ И.С. Новожёнова - Москва, 1994.
- Старцев,
Я.Ю. Финансы местных органов самоуправления
/ Я.Ю. Старцев // [Электронный ресурс]. –
2010. – Режим доступа: http:// www.pravo.vuzlib.net/book_z330_page_13.html.
- Дата доступа: 02.05.2010.
- Муниципальное
право: электронный словарь // Свободная
энциклопедия «Википедия». [Электронный
ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Муниципальное_право. - Дата доступа:
02.05.2010.
- Серебреников,
В.П. Контроль над деятельностью органов
местного самоуправления в современной
Франции / В.П. Серебреников // [Электронный
ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http://law.edu.ru/article/article.asp?articleID=1132567 -
Дата доступа: 02.05.2010.
- Институты
самоуправления Франции / Журнал «Континент»
№ 11(24)31 // [Электронный ресурс]. – 2010.
– Режим доступа: http://continent.kz -
Дата доступа: 02.05.2010.