Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 09:40, курсовая работа
Эффективность государственного управления зависит не только от организации и функционирования высших и центральных органов власти и администрации. Реализация основополагающих целей государственной администрации, выполнение разработанных в центре программ реформ и развития в значительной части возлагается на территориальные органы, которые, помимо выполнения общегосударственных задач, призваны самостоятельно решать вопросы местного значения.
Местное самоуправление во Франции имеет длительную историю формирования и развития при различных режимах. Оно претерпело множество преобразований, которые помогли ему прийти к современной организации. Поэтому несомненна актуальность изучения функционирования французских органов местной власти.
В каждой коммуне есть мэр и муниципальный совет. Полномочия этих субъектов не зависят от численности населения коммуны. В Париже, Марселе и Лионе коммуны подразделяются на муниципальные округа [5].
Кантон объединяет несколько коммун (по крайней мере, в сельской местности – в городах, напротив, одна коммуна может соответствовать нескольким кантонам). Своих органов самоуправления в этой структурной единице нет. Кантон является избирательным округом по выборам советников (депутатов) Генерального совета департамента. Это его основное предназначение. Кроме этого в кантоне имеется ряд должностных лиц, которых нецелесообразно иметь в каждой коммуне (нотариус, судья), создается участок жандармерии, призывной участок и т.д. [6]
Округ объединяет от 100 до 150 коммун. Во Франции свыше трехсот округов. Во главе округа стоит лицо не избираемое, а назначаемое правительством. Это должностное лицо – государственный чиновник – именуется супрефектом, выполняющий определенные законодательством государственные функции.
Следует различать округа и так называемые муниципальные округа, являющиеся административными единицами в составе таких городов, как Париж, Марсель и Лион [7].
Основной
территориально-
Основным
управляющим органом
Регион
– самая крупная административно-
В каждом из них избирается орган самоуправления – региональный совет. Главным должностным лицом региона является префект, назначаемый правительством.
Поскольку Франция является унитарным государством, регионы не могут утверждать собственные законодательные и регулирующие нормы. С другой стороны, регионы получают от правительства долю национальных налогов и обладают значительным бюджетом, который расходуют на различные нужды.
Время от времени ставится вопрос о предоставлении регионам некоторой законодательной автономии, но эти предложения всегда подвергаются жесткой критике. Также предлагалось упразднить советы департаментов (Генеральные советы) и передать их функции региональным советам, сохранив департаменты в качестве административной единицы более низкого уровня, однако конкретных шагов предпринято не было [9].
Особенность
построения системы органов
С одной стороны, департамент (регион или коммуна) является объектом государственного управления, возглавляемым префектом департамента. Префект назначается и отзывается Президентом Французской республики. В обоих случаях Президент подписывает декрет, который затем утверждается Советом Министров Франции. Префект получает от Президента и Премьер-министра Франции прямые указания, от выполнения которых не может уклониться.
С точки зрения самоуправления, департамент (регион или коммуна) – территориальный самоуправляющийся коллектив, наделенный собственной компетенцией и возглавляемый собственными, в т.ч. и выборными, органами самоуправления [4].
2.
ХАРАКТЕРИСТИКА
2.1.
Общие черты коммуны,
департамента и
региона
Коммуна, департамент и регион, как территориальные самоуправляющиеся коллективы имеют:
1. Собственные органы местного самоуправления. В коммуне формируется муниципальный совет, в департаменте – Генеральный совет департамента, в регионе – региональный совет. Советы избираются населением. Органы местного самоуправления не входят в государственную вертикаль и в рамках установленной законом компетенции самостоятельны в решении местных вопросов.
2. Собственную компетенцию. Особенностью выделения компетенции территориальных самоуправляющихся коллективов является отсутствие дифференциации на государственные и местные дела. Налицо совмещение государственных функций и функций местного самоуправления в одном органе. Передача компетенции от государственных органов местным происходит путем законодательного перечисления, чтобы избежать дублирования и двойного финансирования.
3. Собственные ресурсы, закрепленные за территориальными самоуправляющимися коллективами в целях реализации их компетенции и наращивания собственных средств. В наиболее общем виде ресурсы территориальных самоуправляющихся коллективов можно подразделить на три категории:
Регион.
Представительным органом власти в регионе является региональный совет, избираемый на шесть лет. Избирательным округом по выборам в региональный совет является департамент.
Член регионального совета называется «советником».
Региональный совет собирается по меньшей мере раз в три месяца. Помимо очередных, совет может созываться на чрезвычайные сессии по определенной повестке дня и на продолжительность, не превышающую два дня.
Возглавляет региональный совет председатель, избираемый из состава советников на 6 лет. Председатель совета сосредотачивает в своих руках исполнительную власть региона (по должности) и выполняет полномочия, полученные от совета:
В отличие от мэра (коммуна) и председателя генерального совета (департамент), председатель регионального совета не имеет полицейских функций.
Для
координации деятельности органов
власти департаментов, входящих в регион,
создаются специальные
Региональный
социально-экономический совет
Региональный совет по займам – консультативный орган, определяющий общие ориентиры займов, предоставляемых для развития коммун [10].
В компетенцию региональных органов самоуправления входят следующие блоки:
Регион одновременно несет на себе функции государственного уровня управления, и как объект государственного региона он возглавляется префектом региона. Префект региона – высшее должностное лицо региона, подчиненное Правительству и Президенту Франции, представляющее на территории региона государственную власть и являющееся прямым представителем Премьер-министра и министров Франции. Его назначение происходит Декретом Совета Министров, по предложению Премьер-министра и Министра внутренних дел. Префект представляет государство и выполняет три функции:
1. Политические: представляет государство на всех официальных мероприятиях; информирует руководство обо всех местных событиях, а местное сообщество – о правительственной политике, которую он обязан защищать и разъяснять; в его обязанности входит связь со всеми влиятельными группами и лицами региона и входящих в него департаментов.
2. Юридическое представительство: подписывает все контракты, заключаемые в регионе от имени государства с частными или юридическими лицами; представляет государство в судебных органах и передает в суды иски по поводу актов органов власти, которые он считает незаконными.
3. Полицейские функции:
а) общие (административная полиция), что означает право префекта вмешиваться в четырех случаях – если требуется принять меры по поддержанию общественного порядка и безопасности, выходящие за рамки коммун и департаментов, если применяется право замещения мэра коммуны, если в коммунах необходимо принятие полицейских мер в случаях массовых беспорядков и демонстраций, если вводятся в действие планы чрезвычайного положения;
б) специальные, по определенным вопросам (рыбная ловля, охота, или, например, надзор за умалишенными);
в) функции судебной полиции (принимает акты, касающиеся констатации правонарушений в области внутренней или внешней безопасности государства, и направляет виновников в суды при условии передачи дел Прокурору Республики в течение 48 часов).
Префект
осуществляет управление, координацию
и руководство всеми
Префект опирается на специальный орган управления. Он имеет трехзвенную структуру, включающую:
Департамент.
Представительным органом местного самоуправления в департаменте является Генеральный совет. Председатель Генерального совета возглавляет его исполнительный орган, при котором работает постоянная комиссия (бюро).
Департамент разбит на кантоны (избирательные округа), объединяющие несколько коммун.