Муниципальные институты Франции

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 09:40, курсовая работа

Описание работы

Эффективность государственного управления зависит не только от организации и функционирования высших и центральных органов власти и администрации. Реализация основополагающих целей государственной администрации, выполнение разработанных в центре программ реформ и развития в значительной части возлагается на территориальные органы, которые, помимо выполнения общегосударственных задач, призваны самостоятельно решать вопросы местного значения.
Местное самоуправление во Франции имеет длительную историю формирования и развития при различных режимах. Оно претерпело множество преобразований, которые помогли ему прийти к современной организации. Поэтому несомненна актуальность изучения функционирования французских органов местной власти.

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 112.50 Кб (Скачать)

     В каждой коммуне есть мэр и муниципальный  совет. Полномочия этих субъектов не зависят от численности населения  коммуны. В Париже, Марселе и Лионе  коммуны подразделяются на муниципальные  округа [5].

     Кантон объединяет несколько коммун (по крайней мере, в сельской местности – в городах, напротив, одна коммуна может соответствовать нескольким кантонам). Своих органов самоуправления в этой структурной единице нет. Кантон является избирательным округом по выборам советников (депутатов) Генерального совета департамента. Это его основное предназначение. Кроме этого в кантоне имеется ряд должностных лиц, которых нецелесообразно иметь в каждой коммуне (нотариус, судья), создается участок жандармерии, призывной участок и т.д. [6]

     Округ объединяет от 100 до 150 коммун. Во Франции свыше трехсот округов. Во главе округа стоит лицо не избираемое, а назначаемое правительством. Это должностное лицо – государственный чиновник – именуется супрефектом, выполняющий определенные законодательством государственные функции.

     Следует различать округа и так называемые муниципальные округа, являющиеся административными единицами в составе таких городов, как Париж, Марсель и Лион [7].

     Основной  территориально-административной единицей во Франции и в ряде бывших колоний этой страны являются департаменты. Площадь департаментов в континентальной Франции, как правило, составляет от 4000 до 8000 км². Численность населения варьирует от 100 тыс. до 1 млн человек. Департаменты официально пронумерованы в соответствии с алфавитным порядком во время французской революции (в настоящее время есть исключения из алфавитного порядка).

     Основным  управляющим органом департамента является Генеральный совет, избираемый сроком на шесть лет. С 1982 г. советом  руководит президент. Административный центр департамента носит название «префектура» [8].

     Регион – самая крупная административно-территориальная единица во Франции. Регион представляет собой определенную территорию, обладающую собственной культурной или социальной идентичностью. Страна разбита на 26 регионов, 21 из них находится на континентальной «метропольной» территории + 1 – остров Корсика и 4 – на заморских территориях.

     В каждом из них избирается орган самоуправления – региональный совет. Главным должностным  лицом региона является префект, назначаемый правительством.

     Поскольку Франция является унитарным государством, регионы не могут утверждать собственные  законодательные и регулирующие нормы. С другой стороны, регионы  получают от правительства долю национальных налогов и обладают значительным бюджетом, который расходуют на различные нужды.

     Время от времени ставится вопрос о предоставлении регионам некоторой законодательной  автономии, но эти предложения всегда подвергаются жесткой критике. Также  предлагалось упразднить советы департаментов (Генеральные советы) и передать их функции региональным советам, сохранив департаменты в качестве административной единицы более низкого уровня, однако конкретных шагов предпринято не было [9].

      Особенность построения системы органов государственной власти и самоуправления во Франции заключается в том, что одна и та же территория (департамент, регион или коммуна) одновременно имеет двойной статус.

      С одной стороны, департамент (регион или коммуна) является объектом государственного управления, возглавляемым префектом департамента. Префект назначается и отзывается Президентом Французской республики. В обоих случаях Президент подписывает декрет, который затем утверждается Советом Министров Франции. Префект получает от Президента и Премьер-министра Франции прямые указания, от выполнения которых не может уклониться.

      С точки зрения самоуправления, департамент (регион или коммуна) – территориальный  самоуправляющийся коллектив, наделенный собственной компетенцией и возглавляемый  собственными, в т.ч. и выборными, органами самоуправления [4].

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ  САМОУПРАВЛЯЮЩИХСЯ  КОЛЛЕКТИВОВ ВО  ФРАНЦИИ 

2.1. Общие черты коммуны,  департамента и  региона 

      Коммуна, департамент и регион, как территориальные  самоуправляющиеся коллективы имеют:

      1. Собственные органы местного самоуправления. В коммуне формируется муниципальный совет, в департаменте – Генеральный совет департамента, в регионе – региональный совет. Советы избираются населением. Органы местного самоуправления не входят в государственную вертикаль и в рамках установленной законом компетенции самостоятельны в решении местных вопросов.

      2. Собственную компетенцию. Особенностью выделения компетенции территориальных самоуправляющихся коллективов является отсутствие дифференциации на государственные и местные дела. Налицо совмещение государственных функций и функций местного самоуправления в одном органе. Передача компетенции от государственных органов местным происходит путем законодательного перечисления, чтобы избежать дублирования и двойного финансирования.

      3. Собственные ресурсы, закрепленные за территориальными самоуправляющимися коллективами в целях реализации их компетенции и наращивания собственных средств. В наиболее общем виде ресурсы территориальных самоуправляющихся коллективов можно подразделить на три категории:

  • трудовые (территориальные служащие);
  • финансовые (местные налоги и дотации из государственного бюджета);
  • материальные ресурсы.
 

      Регион.

      Представительным  органом власти в регионе является региональный совет, избираемый на шесть лет. Избирательным округом по выборам в региональный совет является департамент.

      Член  регионального совета называется «советником».

      Региональный  совет собирается по меньшей мере раз в три месяца. Помимо очередных, совет может созываться на чрезвычайные сессии по определенной повестке дня и на продолжительность, не превышающую два дня.

      Возглавляет региональный совет председатель, избираемый из состава советников на 6 лет. Председатель совета сосредотачивает в своих  руках исполнительную власть региона (по должности) и выполняет полномочия, полученные от совета:

  • готовит и выполняет его решения;
  • готовит, ставит на голосование бюджет и исполняет его в качестве распорядителя;
  • передает префекту региона все решения для осуществления юридического контроля;
  • обеспечивает порядок при проведении заседаний совета.
  • организует и руководит работой всех административных служб департамента;
  • назначает (увольняет) служащих на должности, созданные советом.

           В отличие от мэра (коммуна) и председателя генерального совета (департамент), председатель регионального совета не имеет полицейских функций.

      Для координации деятельности органов  власти департаментов, входящих в регион, создаются специальные консультативные  органы – экономический и социальный совет, совет по займам.

      Региональный  социально-экономический совет не обладает полномочиями по принятию решений, но дает администрации заключение по планированию, бюджетной деятельности, а также, по собственной инициативе, – по любым вопросам компетенции  региона.

      Региональный совет по займам – консультативный орган, определяющий общие ориентиры займов, предоставляемых для развития коммун [10].

      В компетенцию региональных органов  самоуправления входят следующие блоки:

  • Финансы. Региональный совет получает средства от территориальных коллективов и правительства; производит займы, вводит обязательные и факультативные налоги.
  • Экономические вопросы: Региональный совет решает вопросы координации экономического развития департаментов в составе региона, инвестиционных программ; формирования общего индикативного плана развития и мер по его реализации (за счет использования экономических рычагов: налоги, финансы), заключения контрактов с государством в целях реализации плана и увязки его с общенациональным.
  • Благоустройство территории региона, в т.ч. участие в финансировании крупных государственных проектов, представляющих интерес для региона; предоставление за счет государства прямой финансовой помощи инвестиционным программам предприятий, способствующих региональному развитию и увеличению занятости.
  • Социальные вопросы: региональный совет имеет особые права в области строительства лицеев, созданию программ по профессиональному обучению и региональных фондов профессионального обучения, на которые возложены задачи по его финансированию; может выполнять ряд правительственных полномочий в культурной сфере, в области транспорта и строительства жилищ, охране окружающей среды [4].

      Регион  одновременно несет на себе функции  государственного уровня управления, и как объект государственного региона  он возглавляется префектом региона. Префект региона – высшее должностное лицо региона, подчиненное Правительству и Президенту Франции, представляющее на территории региона государственную власть и являющееся прямым представителем Премьер-министра и министров Франции. Его назначение происходит Декретом Совета Министров, по предложению Премьер-министра и Министра внутренних дел. Префект представляет государство и выполняет три функции:

      1. Политические: представляет государство на всех официальных мероприятиях; информирует руководство обо всех местных событиях, а местное сообщество – о правительственной политике, которую он обязан защищать и разъяснять; в его обязанности входит связь со всеми влиятельными группами и лицами региона и входящих в него департаментов.

      2. Юридическое представительство: подписывает все контракты, заключаемые в регионе от имени государства с частными или юридическими лицами; представляет государство в судебных органах и передает в суды иски по поводу актов органов власти, которые он считает незаконными.

      3. Полицейские функции:

      а) общие (административная полиция), что  означает право префекта вмешиваться  в четырех случаях – если требуется  принять меры по поддержанию общественного  порядка и безопасности, выходящие  за рамки коммун и департаментов, если применяется право замещения мэра коммуны, если в коммунах необходимо принятие полицейских мер в случаях массовых беспорядков и демонстраций, если вводятся в действие планы чрезвычайного положения;

      б) специальные, по определенным вопросам (рыбная ловля, охота, или, например, надзор за умалишенными);

      в) функции судебной полиции (принимает  акты, касающиеся констатации правонарушений в области внутренней или внешней  безопасности государства, и направляет виновников в суды при условии  передачи дел Прокурору Республики в течение 48 часов).

      Префект осуществляет управление, координацию  и руководство всеми государственными службами на территории региона, в т.ч. обладает всеми полномочиями по принятию управленческих решений; является единственным распорядителем гражданских государственных служб региона, подписывает все расходы этих служб.

           Префект опирается на специальный орган управления. Он имеет трехзвенную структуру, включающую:

    1. кабинет (политические и полицейские вопросы);
    2. генерального секретаря (имеет звание супрефекта, ему подчиняются непосредственно кадровые вопросы, бюро по вопросам переписки и координации и коммунальные службы);
    3. коммунальные службы (делятся на 3 управления: общей администрации, финансовых вопросов и местных коллективов, координации и экономических вопросов) [11].      

      Департамент.

      Представительным  органом местного самоуправления в  департаменте является Генеральный совет. Председатель Генерального совета возглавляет его исполнительный орган, при котором работает постоянная комиссия (бюро).

      Департамент разбит на кантоны (избирательные округа), объединяющие несколько коммун.

Информация о работе Муниципальные институты Франции