Муниципальные институты Франции

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 09:40, курсовая работа

Описание работы

Эффективность государственного управления зависит не только от организации и функционирования высших и центральных органов власти и администрации. Реализация основополагающих целей государственной администрации, выполнение разработанных в центре программ реформ и развития в значительной части возлагается на территориальные органы, которые, помимо выполнения общегосударственных задач, призваны самостоятельно решать вопросы местного значения.
Местное самоуправление во Франции имеет длительную историю формирования и развития при различных режимах. Оно претерпело множество преобразований, которые помогли ему прийти к современной организации. Поэтому несомненна актуальность изучения функционирования французских органов местной власти.

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 112.50 Кб (Скачать)

      Кантоны не являются единицами самоуправления. Они создаются Правительством Франции  и их границы меняются правительственным  декретом. Цель их формирования – обеспечить избрание по одному генеральному советнику в Генеральный совет департамента.

      Генеральный совет, после каждого обновления, избирает раз в три года из своего состава председателя (он называется президентом) совета. Президент Генерального совета:

  • созывает его заседания и председательствует на них;
  • готовит вопросы к обсуждению;
  • ставит на голосование бюджет и исполняет его в качестве распорядителя.

      Собственные полномочия президента Генерального совета такие же, как и у председателя регионального совета. Есть лишь одно существенное дополнение: он выполняет функции руководителя полиции департамента, которые позволяют ему издавать соответствующие административные распоряжения, касающиеся исключительно департаментских дорог, проходящих вне городских агломераций.

      Компетенция Генерального совета включает следующие виды дел:

  • самостоятельное формирование, утверждение, исполнение и контроль за исполнением бюджета; советом принимается исходный бюджет (первоначальные решения, подлежащие затем корректировке), а потом и дополнительный бюджет;
  • управление департаментским имуществом;
  • создание и управление публичными службами, установление их статуса и режима управления ими, который допускает прямое управление из департамента и делегированное управление по контракту с третьими лицами;
  • заключение торговых сделок по обеспечению публичных служб;
  • оказание помощи предприятиям, испытывающим финансовые затруднения, если это необходимо для защиты экономических и социальных интересов департаментов, а также создание и поддержание служб и предприятий, удовлетворяющих потребности населения, если по каким-либо причинам частные предприятия с этим не справляются.

      К исключительным полномочиям Генерального совета относятся:

  • строительство колледжей (средние и средние специальные учреждения) и управление ими;
  • организация центральных библиотек и управление ими;
  • организация перевозок школьников и транспортных средств для школьных нужд;
  • организация междугороднего пассажирского транспорта;
  • социальная и медицинская помощь малоимущим.

      Генеральному  совету запрещено создавать публичные службы, конкурирующие с частными предприятиями, запрещено вмешиваться в административные дела, относящиеся к ведению государства.

      В качестве объекта государственного управления, департамент возглавляется  префектом департамента, функции и роль которого аналогичны префекту региона.

      Коммуна.

      Коммуна является старейшим территориальным  образованием, в рамках которого реализуется  принцип демократического самоуправления.

      Коммуна – естественное объединение граждан (собственников), образующих на определенной территории сообщество, возглавляемое собственными избранными властями, уполномоченными осуществлять компетенцию, доверенную законом Франции.

      Коммуна – юридическое лицо.

      Каждая  коммуна управляется коммунальным (муниципальным) советом, избираемым прямым голосованием, и мэром, который избирается членами этого совета.

      Муниципальный совет состоит из муниципальных  комитетов и комиссий, формируемых  партийными группами на основе пропорционального  представительства.

      Совет должен собираться не менее четырех раз в году [4].

      Основными функциями коммун являются:

  • Гражданские функции: регистрация рождений, браков и смертей; организация демографических и военных переписей, празднование свадеб и др.).
  • Выборные функции (ведение избирательных списков). 
  • Полицейские функции: регулирование шумов, стоянок, парковок и т.д.
  • Социальная деятельность: «бюро социальной помощи», предшественники «коммунальных центров» действуют более ста лет и ведут разнообразные программы (бесплатное питание для престарелых, безработных; медицинские консультации; создание детских садов, яслей).
  • Поддержание путей сообщения.
  • Образование: строительство, содержание школ, а также распределение учащихся и преподавателей для работы школы.
  • Обустройство территории.
  • Экономическая деятельность: формирование, утверждение и исполнение  основного бюджета и дополнительного (где устанавливаются предварительные доходы и расходы торгово-промышленных служб коммуны).

      Мэр является главой исполнительной власти в коммуне. Ему помогают заместители  из числа муниципальных советников [3].

      Функции мэра:

  • осуществляет финансовые полномочия (подготовка и исполнение бюджета, распоряжение коммунальными расходами и надзор над коммунальным бухгалтером);
  • представляет коммуну во всех актах юридической жизни;
  • осуществляет полномочия по охране общественного достояния, по контролю и управлению публичными учреждениями;
  • готовит и исполняет решения муниципального совета;
  • представляет их для юридического контроля префекту департамента.

      Мэр наделен полицейскими полномочиями, которые ограничены тремя сферами: обеспечение безопасности, санитарно-гигиенических норм и общественного порядка.

      В качестве части государственной  системы власти и управления, коммуна  представляет собой объект государственного управления. В отличие от других административно-территориальных единиц, роль представителя государства в коммуне доверяется мэру. Как представитель государства, мэр подчиняется префекту департамента (по административной линии) и прокурору (при исполнении судебных функций).

      Государственные административные функции мэра:

  • опубликование законов и правил;
  • участие в операциях по переписи населения и призыва молодежи в армию;
  • выдача удостоверений и легализация подписей;
  • применение мер общей безопасности;
  • в судебной области мэр исполняет функции составителя актов гражданского состояния и представителя судебной  
    полиции.

      Поскольку мэр, помимо функций главы самоуправления, является агентом государства, он не несет ответственность перед  муниципальным советом и не может  быть снят со своего поста без согласия префекта [4]. 
 
 

2.2. Финансы самоуправления 

      Европейская Хартия местного и регионального  управления закрепляет, что органы самоуправления имеют право на собственные  финансовые средства, которыми они  могут свободно распоряжаться, которые  должны быть соразмерны их компетенциям и по меньшей мере часть которых должна обеспечиваться налоговыми поступлениями.

      Несмотря  на большое количество различий, местные  бюджеты в западных странах имеют  общие черты.

      Во-первых, они формируются на основе одних  и тех же источников доходов:

    • местные налоги и сборы (собственные и переданные местным сообществам органами государственной власти)
    • государственные трансферты (дотации, субвенции и т.д.)
    • займы (в большинстве западных государств муниципальные займы строго контролируются; часто необходимо специальное разрешение органов государственной власти для того, чтобы прибегнуть к займу)
    • доходы от собственной деятельности, преимущественно некоммерческого характера (в некоторых государствах, например, в Швеции, местным сообществам запрещено получать доходы от собственной деятельности)
    • доходы от использования муниципальной собственности.

      Во-вторых, расходование бюджета подчинено  принципу выполнения обязательных компетенций. Это осуществляется через установление минимальных государственных стандартов, защищенных бюджетных статей и т.д. [12]

      Все местные органы власти во Франции  имеют четыре основных финансовых источника  средств: налоги, трансфертные ресурсы (дотации, субсидии), доходы от собственной  деятельности и займы.

      1. Налоги

      Доходы  от налогов являются одним из наиболее важных источников доходов местных  бюджетов.

      Налоги  во Франции делятся на прямые, косвенные  и переданные.

      Существует  четыре основных прямых местных налога, прозванных во Франции «четырьмя  старыми» из-за давности их существования:

  1. поземельный налог на незастроенную землю;
  2. поземельный налог на постройки;
  3. жилищный налог;
  4. налог на профессию.

      Они покрывают до 23,4% общих доходов  местного самоуправления [4].

      2. Трансфертные ресурсы

      Государственные дотации и субсидии выполняют прежде всего задачу перераспределения средств и регулирования деятельности органов самоуправления. Размеры общих дотаций зависят в большинстве случаев от фискального потенциала, численности населения и отношения данных к средним по стране величинам. В среднем государственные субсидии местным бюджетам составляют от10 до 50% их доходов(в ряде случаев до 80%) [12].

      Все трансфертные ресурсы местных органов  власти во Франции могут быть классифицированы по четырем группам:

  1. дотации и субсидии на функционирование (составляют около 52% общей суммы трансфертов);
  2. компенсации налоговых скидок и освобождений от налогов (до 23%);
  3. дотации и субсидии инвестиционные (до 14,5%);
  4. дотации, связанные с передачей компетенции (до 10%).

      3. Доходы от хозяйственной  деятельности

      Доходы  от хозяйственной деятельности и  использования коммунального имущества  составляют незначительную часть местных  бюджетов (около 15%). Как правило, этот источник характерен для бюджетов коммун и не играет никакой роли для бюджетов департаментов и регионов.

      4. Займы

      Заем  является единственным не самофинансируемым  и временным ресурсом, к которому прибегают местные органы власти. Заем местных органов власти предназначается  исключительно для финансирования инвестиций и не может быть использован  на погашение долга или финансирование текущих расходов администрации, что гарантируется механизмом двойного контроля: заем как административный акт подлежит контролю законности на основе общего права, а, будучи одновременно и бюджетным актом, – подпадает под действие процедур бюджетного контроля.

      Местные органы власти могут осуществлять обязательные займы (подписка на облигации), зарубежные займы в валюте, займы между  местными органами власти. По типу они  делятся на займы с фиксированной  и пересматриваемой (меняющейся) ставкой процента, краткосрочные и долгосрочные [4]. 
 
 

2.3. Контроль за самоуправлением 

      Государственный контроль за деятельностью органов  местного самоуправления осуществляют государственные должностные лица - префекты департаментов и супрефекты коммун. Эти государственные должностные лица являются представителями центрального правительства Франции. Государственному контролю подлежат все без исключения решения органов местного самоуправления. Если представитель государства считает решение незаконным, он вправе предложить принявшему его органу отозвать или изменить его, а в случае непринятия мер - передать дело в административный суд. Обращение представителя государства в суд возможно и без предварительного обращения к издавшему решение органу. Контролю подлежит исключительно законность решений, предлагать органам местного самоуправления изменить свое решение по мотивам иного понимания целесообразности представители государства не вправе [13].

Информация о работе Муниципальные институты Франции