Муниципальные институты Франции

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 09:40, курсовая работа

Описание работы

Эффективность государственного управления зависит не только от организации и функционирования высших и центральных органов власти и администрации. Реализация основополагающих целей государственной администрации, выполнение разработанных в центре программ реформ и развития в значительной части возлагается на территориальные органы, которые, помимо выполнения общегосударственных задач, призваны самостоятельно решать вопросы местного значения.
Местное самоуправление во Франции имеет длительную историю формирования и развития при различных режимах. Оно претерпело множество преобразований, которые помогли ему прийти к современной организации. Поэтому несомненна актуальность изучения функционирования французских органов местной власти.

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 112.50 Кб (Скачать)
 
 

Курсовая  работа

на тему «Муниципальные институты Франции» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ 

      Эффективность государственного управления зависит  не только от организации и функционирования высших  и центральных органов  власти и администрации. Реализация основополагающих целей государственной администрации, выполнение разработанных в центре программ реформ и развития в значительной части возлагается на территориальные органы, которые, помимо выполнения общегосударственных задач, призваны самостоятельно решать вопросы местного значения.

      Местное самоуправление во Франции имеет  длительную историю формирования и  развития при различных режимах. Оно претерпело множество преобразований, которые помогли ему прийти к  современной организации. Поэтому  несомненна актуальность изучения функционирования французских органов местной власти.

      Во  Франции основными административно-территориальными единицами являются коммуны, департаменты, регионы. Каждая территориальная единица  имеет свои цели, программы действий, органы власти, санкции контроля за действиями органов власти, стили управления и т.д. Такие территориальные уровни  во Франции сложились не случайно. Этому способствовали события происходящие в данной стране, а также сила традиций.

     Целью курсовой работы является изучение и  выявление специфики функционирования местной власти во Франции.

     Задачи  курсовой работы:

  1. изучение государственного устройства и административно-территориального деления Франции;
  2. изучение территориальных самоуправляющихся коллективов во Франции.
 

     Объектом  исследования является государственное управление во Франции. Предмет – муниципальные институты Франции.

     Информационной  базой курсовой работы являются научные  обоснования, статьи, а также Интернет-портал. 

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  ГОСУДАРСТВЕННОГО  УПРАВЛЕНИЯ ВО  ФРАНЦИИ 

1.1 Государственное  устройство Франции 
 

      Франция – президентско-парламентская республика.

      Глава государства – президент, избираемый на 5 лет путем всеобщего и прямого  голосования на основе мажоритарной системы в 2 тура. Он следит за соблюдением  Конституции и обеспечивает нормальное функционирование государственных органов. Он назначает премьер-министра и членов правительства, председательствует в Совете министров, руководит вооруженными силами, назначает на высшие государственные гражданские и военные должности. Он наделен также правом роспуска Национального собрания.

      Законодательным органом является двухпалатный Парламент, состоящий из Национального собрания и Сената. Законодательная деятельность Парламента сводится к таким вопросам, как бюджет и налоги, основы гражданского и уголовного судопроизводства, трудовое и избирательное право, общие принципы обороны, образование, местное самоуправление, разрешение ратификации международных договоров и соглашений.

      Национальное  собрание – нижняя палата Парламента – избирается на 5 лет путем прямого всеобщего и тайного голосования по униноминальной мажоритарной системе в два тура. В голосовании участвуют граждане, достигшие 18 лет.

      Сенат избирается на основе косвенного голосования (коллегия выборщиков состоит из депутатов Национального собрания, генеральных и муниципальных советников). В соответствии с Конституцией председатель Сената, в случае вакансии поста президента, выполняет его обязанности до новых выборов. Сенат обсуждает законопроекты, направленные ему Национальным собранием или непосредственно вносимые Правительством. Состав Сената (321 чел.) обновляется на треть каждые три года. Срок полномочий каждого сенатора составляет 9 лет [1].

      Правительство Франции – Совет министров, осуществляющий политику страны. Оно ответственно перед Парламентом, ему может быть вынесен вотум недоверия со стороны Национального собрания. В состав Правительства входят Премьер-министр – глава Правительства, министры, возглавляющие министерства, и государственные секретари, руководящие подразделениями отдельных министерств.

      Конституционный совет – особый орган, который  следит за соблюдением положений  Конституции во всех сферах государственной  деятельности. Он контролирует соблюдение законности при проведении референдумов, объявляет их результаты, определяет соответствие принимаемых законов положениям конституции. В его составе –  9 членов, срок полномочий которых – 9 лет.

      Экономический и социальный совет – консультативный  орган при Правительстве. Он дает заключения на законопроекты, относящиеся к сфере его компетенции. Совет вправе сам участвовать в разработке этих проектов. Он, кроме того, может высказывать свое мнение о реализации экономических планов. Члены Совета могут выступать перед делегатами Парламента с изложением своих суждений по основным вопросам экономической и социальной политики. Поскольку экономический и социальный совет – консультативный орган, его заключения не носят обязательного характера.

      Система общих судов во Франции включает Кассационный суд, апелляционные суды и суды, рассматривающие различные категории дел по первой инстанции.

      Кассационный  суд, возглавляющий систему общих  судов, - одно из старейших государственных  учреждений Франции. В компетенцию  Кассационного суда входит рассмотрение кассационных жалоб на постановления нижестоящих судов, по которым, как правило, исчерпаны возможности обжалования в обычном апелляционном порядке. При этом Суд рассматривает лишь жалобы по вопросам права, а не факта - только на неправильное применение закона и нарушение процессуальных норм. По уголовным делам Кассационный суд пересматривает приговоры, вступившие в законную силу, по вновь открывшимся обстоятельствам, но только в интересах осужденного, что исключает обжалование оправдательных приговоров кем-либо, кроме самого осужденного.

      В апелляционных судах имеется, как  правило, несколько палат по гражданским  и по уголовным делам, а в некоторых  выделены также палаты по торговым делам и социальным вопросам. Палаты по уголовным делам рассматривают  апелляционные жалобы на постановления  нижестоящих судов, вынесенные по делам об уголовных деликтах и проступках. Палаты по гражданским делам рассматривают апелляционные жалобы на решения, вынесенные не только нижестоящими гражданскими судами общей юрисдикции, но и другими судебными органами (в частности, торговыми трибуналами).

      Суды  первой инстанции, разбирающие гражданские  дела, делятся на:

    • трибуналы большого процесса (разбирательство гражданских дел имущественного характера с суммой иска свыше 30тыс. франков, а также значительного числа четко определенных категорий дел: споры о недвижимости, о браке и разводе, об усыновлении, о гражданстве и др.);
    • трибуналы малого процесса (разбирательство определенных категорий дел, в том числе по искам имущественного характера на сумму до 30 тыс. франков);
    • суды присяжных (рассмотрение уголовных дел о тяжких преступлениях);
    • исправительные трибуналы (рассматривают по первой инстанции дела об уголовных деликтах);
    • полицейские трибуналы (рассматривают по первой инстанции дела о наименее значительных уголовных деяниях) [2].
 

1.2 Административно-территориальное  деление 

      Во  Франции действуют три принципа разделения властей:

  • принцип вертикальной организации (разделения) власти;
  • принцип горизонтальной организации (разделения) власти;
  • принцип функциональной организации власти.

      И характерной чертой каждой организации  власти является – разделение их по уровням. К примеру, вертикальная власть во Франции делится на следующие  уровни:

  1. уровень населенных мест (коммуны);
  2. уровни территориальных мест:
  • средний (регионы, округа);
  • высший (департамент);

3) государственный  уровень (уровень центра).

     Система разделения властей Франции строится в соответствии с административно-территориальным  устройством республики. В законодательстве Франции названы три уровня территориальных  самоуправляющихся коллективов:

    • коммуны;
    • департаменты и заморские территории;
    • регионы.

     Данные  административные единицы обладают административными полномочиями, ограничениями, во-первых, частью национальной территории, управляемой ими, а во-вторых, - так  называемыми местными делами, либо теми, которые им специально поручены, делегированы законом (государством). 

     Такая система разделения властей (на местном  уровне) сложилась сегодня. В недавнем прошлом Франция была государством, для которого была характерна  высокая степень централизации местного управления и самоуправления. Это проявлялось в развитии системы административного контроля центральной власти над местными органами, бюрократической субординации в отношениях центра и мест. В распоряжении опекающей центральной власти находилась широкая гамма средств с различными наименованиями (аннулирование, одобрение, временная приостановка, замещение, пересмотр, отзыв, отставка, роспуск и др.), но имевшая единственную цель – жесткое подчинение себе деятельности местных коллективов. Существовавший предварительный контроль вел к «разоружению» коммуны и департаментов, посягая на их самостоятельность действовать, предлагать, создавать, организовывать новые службы, вырабатывать и реализовывать проекты и т.д.

       Проведенная в 1982г. децентрализация расширила полномочия территориальных коллективов, обеспечила им большую самостоятельность в решении своих дел, сохранив вместе с тем за центральной властью достаточно сильные позиции на местах. В целях реализации новой правительственной политики децентрализации власти в 1983г. были приняты Закон о разделении компетенции между коммунами, департаментами, регионами и государством и Закон о разделении источников финансирования. Эти акты затем были дополнены другими законами, затрагивающими вопросы организационного строения регионов, местного управленческого аппарата, проведения местных выборов, межрегионального сотрудничества и участия граждан в деятельности местных органов власти.

       Целями  децентрализации являлись:

       1. Передать по возможности больше полномочий периферии (главным образом в области услуг).

       2. Найти соответствующую «шкалу»  для улучшения управления, повышения  его эффективности в решении  задач, переданных на уровень  регионов и местных властей.  Для достижения этой цели иногда  было вполне достаточно сократить число муниципалитетов, в других случаях муниципалитетам разрешалось объединяться для оказания определенных услуг и создавать промежуточные уровни власти (часто на региональном уровне) между нижним уровнем управления и центральным правительством.

       3. Усилить финансовую самостоятельность  местных властей. 

       4. Облегчить нагрузку на центральное  правительство.

       5. В некоторых случаях расширить  полномочия исполнительных органов  по отношению к местным советам,  поскольку местные власти были  вынуждены выполнять все более и более многочисленные н технически сложные функции [3].

     В настоящее время Франция –  унитарное государство, имеющее  пятиуровневую систему административно-территориального деления. Ее территория делится на регионы, департаменты, округа, кантоны, коммуны. Органы государственного управления и местного самоуправления создаются в регионах, департаментах и коммунах. В округах и кантонах создаются только отдельные государственные службы [4].

     Коммуна (от лат. communia – общность) во Франции – административно-территориальная единица самого нижнего структурного уровня (за исключением таких коммун, как Париж, Марсель и Лион). Коммуны могут значительно отличаться друг от друга по численности населения. Так, коммуны – это и многомиллионный Париж, и деревня с десятью жителями.

Информация о работе Муниципальные институты Франции