Моложежная субкультура в современном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2011 в 22:16, курсовая работа

Описание работы

Феномены молодежных субкультур, достаточно длительное время рассматривались в науке «девиации» а сами субкультурные сообщества как угроза позитивной социализации ребенка. Однако современные подходы в изучении молодежной субкультуры носят довольно либеральных характер. Западное общество, по сути, (разрешает выражать молодежи себя в этой сфере, акцентируя, внимание на социализирующей адаптивной, интегративной) функции молодежной субкультуры. Субкультуры интерпретируются как пространство игры, экспериментирования с нормами, ценностями иерархией, взрослого мира.

Содержание

Глава 1. Теоретические подходы рассматривание молодежной субкультур.

1.1 Концепция молодежи и молодежных субкультур…………….7

1.2 Теоретические модели молодежных субкультур………………10

Глава 2. Субкультуры в молодежной среде…………………………………16

2.1. Типы и виды неформальных молодежных группировок………..16

2.2 Наркотики и молодежная субкультура……………………………22


2.3. Организационные меры решения проблем молодежных субкультур ……………………………………………………………………26


Заключение…………………………………………………………………….33

Работа содержит 1 файл

Курсовая 222.doc

— 209.00 Кб (Скачать)

спустя 4 года. Новый виток развития этого движения был обозначен уже бритыми наголо головами, армейскими и нацистской символикой. Английские «бритоголовые» стали чаще вступать  в драки с полицией, фанатами футбольных клубков, такими же «скинхэдами», студентами, гомосексуалистами, иммигрантами. В 1980 г. «Национальный фронт» проник в их ряды, привнеся в их движение неонацистскую теорию, идеологию, антисемитизм, расизм и т.д. На улицах появились толпы «скинхэдов» с татуированной свастикой на лицах, скандирующие «Зиг, хайль!»  

      С 70-х годов неизменной униформа «скипов»: черные и зеленые куртки, футболки националистического характера, джинсы на подтяжках, армейский ремень с железной пряжкой, тяжелые армейские ботинки ( типа «GRINDERS» или «Dr.MARTENS»).[16,26] 

      Практически во всех странах мира «скины» предпочитают заброшенные места. Там «бритоголовые» встречаются, принимают новых сочувствующих  в ряды своей организации, проникаются  националистическими идеями, слушают  музыку. Об основах учения «скинов  « говорят и надписи, весьма обычные в местах их обитания: 

      Россия  – для русских! Москва – для  москвичей!

      Adolph Hitler. Mein Kampf. 

      У «скинов есть» четкая иерархия. Существует «низший» эшелон и «высший» - продвинутые  «скины», имеющие отличное образование. «Не продвинутые скины» - это в основном подростки 16-19 лет. Любой из прохожих может быть избит ими до «скинхэдами», которые зовутся «правыми». Прежде всего, это не просто распоясавшаяся молодежь, который нечем заняться. Это своеобразная «скинхэдовская» элита – люди начитанные, образованные и взрослые. Средний возраст «правовых скинов» от 22 до 33 лет. В их кругах постоянно муссируются мысли о чистоте русской нации. В тридцатых годах такие же идеи двигал с трибуны Геббельс, но только речь шла об арийцах.[15] 

      2.2. Наркотики и молодежная субкультура.

      Молодежная  субкультура – феномен городской  культуры западного типа. В нем  отразились разнообразные процессы, протекающие в религиозной, идеологической, политической сфере экономики имоды.

            Основной фактор, привлекающий молодежь в субкультуре – стремление приобрести внешние, формальные характеристики, позволяющие выделяться из общей  
 
 
 

обезличенной  массы населения мегаполиса. Поэтому, несмотря на декларирование представителями  субкультуры своей приверженности каким-либо идеологическим, религиозным, политическим, обычно они не особо вникают в них и в основном объединяются характеристикам – одежда, музыка, места, общения и т.д.[11,38]

      Распространение наркотических средств и рост наркоманий являются одной из существенных составляющих в динамике криминогенной обстановки во многом связанной с ухудшением социально – экономической ситуации  в стране. За последние несколько лет существенно изменилось отношения населения,в том числе молодежи, к наркотикам. Это изменение характеризуются, прежде всего, выраженной тенденцией к либерализации. Наркотики в прцессе их употребления перестают восприниматься как явление исключительное, обретая оттенок обыденности и повседневности. Вместе с тем мода на определенные виды психоактивных веществ способствует расширению их номенклатуры, тем самым, увеличивая рынок сбыта. В известной мере формирование моды на определенный вид наркотика связано с внутренней динамикой подростковой субкультуры. Это одной стороны приводит к резкому увлечению потребления того или иного вида психоактивного вещества, попавшего в разряд модных, с другой стороны – отодвигает на задний план его стоимостные характеристики. Таким образом, увеличение предложения на рынке сбыта наркотиков не приводит к снижению цен. [19,76]

            Следует отметить, что динамика роста лиц, употребляющих наркотики, и динамика изменения моды на разные виды психоактивных веществ находятся в явной положительной связи. Новый, модный наркотик находит пользователей не только среди лиц, имеющих опыт использования психоактивных веществ, но, и как правило, привлекает к себе внимание подростков, находящихся в начале дозы экспериментирования. Одним из атрибутов нового, модного наркотика обычно являются его «безопасность», способность особым, необычным образом изменять сознание и сведения о его употреблении в референтных группах. Все это делает наркотик особенно привлекательным для групп подростков  в периоде экспериментирования. Все перечисленные атрибуты являются, безусловно,, мистическими, однако их эмоциональная заряженность существенно снижает уровень критического отношения к ним. В сочетании с повышенной внушаемостью подроста атрибутивные свойства способны серьезно повлиять на его поведение. Сказанное не означает, что в молодежной субкультуре существует однородное и однозначное отношение к наркотикам. Присутствие сверстников, как правило, провоцирует подростка демонстрировать либо нейтральное, либо положительное 
 
 
 
 

 отношение к наркотикам. Но даже если это отношение искренне, оно всегда в своей основе амбивалентно, противоречиво и непоследовательно. Наркотик в сознании молодого человека спроецирован всегда в настоящее время и почти никогда не переносится в будущее. Интерес к употреблению наркотиков сочетается с опасениями и страхами за возможные последствия В групповом поведении проявление страха подавляется либо волевым усилием, либо путем такого защитного механизма как рационализация. Амбивалентность в отношении к наркотикам в молодежной субкультуре проявляется в том, что сам наркотик может вызывать интерес, но отношение к наркотикам окрашено отрицательно. Последнее обстоятельство, скорее всего, свидетельствует о влиянии механизма вытеснения.[13,59] 

     Специфика массового самосознания подростков, молодёжной субкультуры в целом базируется не только на противопоставлении миру взрослых по признаку «старые – молодые»,но, прежде всего по признаку «современные – несовершенные». Иначе говоря, одним из фундаментальных психологических атрибутов молодёжной субкультуры, помимо ценностных ориентаций, традиций, поведенческих стереотипов, экспектации, является особая ускоренность в настоящем. Современность переживается подростком с психологической точки зрения принципиально иначе,  чем взрослым. Тенденции настоящего молодым человеком воспринимается как нечто абсолютное. Взрослый же с позиции своего опыта придерживается относительного взгляда и более взвешенных оценок. В этой связи в подростковой субкультуре наркотики воспринимаются как особый атрибут современности. Субъективное своеобразное этого восприятия состоит в том, что знание о тысячелетней истории использование наркотиков человечеством сочетаются с ощущением нового к ним отношения.[7,62] 

      В современной подростковой субкультуре  представления о кризисе возрасте являются распространенными и устойчивыми, правда, не лишенными своеобразия. Быть беспроблемным, значит рисковать, остаться в одиночестве. Наркотики, по своей сути, есть новый атрибут подростковой проблемности, оправдывающей их и укореняющей их в молодежной культуре. 

      Поэтому одним из стратегических направлений  профилактики наркоманий и формирования представлений о здоровом образе жизни является, на наш взгляд, изменение представлений о подростковом возрасте, основанных не на поведенческих описаниях; а на глубоком анализе психологи их субъективности и отказ идеи тотальной кризисности подросткового возраста.[14] 
 
 
 
 

          По отношению к наркотикам  можно условию выделить две  группы субкультур. В одну их  них входят хиппи, растаманы,  толкиснисты: в этих субкультурах  наркотическое опьянение обычно  имеет целью достижение расслабленности,  вялости, спокойствия, равнодушия. Наиболее ходовые наркотики – табак, конопля, алкоголь (чаще пиво и вино), галлюциогены. В другую входят панки, трэшеры, сатанисты и др. Здесь целью опьянения обычно ставится достижение извинченного, агрессивного, расторможенного состояния. Наиболее ходовые наркотики – алкоголь ( чаще вино и водка), табак, конопля. 

     Кроме вышеперечисленного, существуют некоторые  другие, отличные по образу, поведения, субкультуры:

     Рейверы – основной объединяющей фактор –  пристрастие к современной компьютеризированной музыке и к проведению времени а ночных дискотеках и клубах, отрицание «серой» действительности. Отношение к наркотикам. Главная функция наркотиков – придание энергии для всенощных танцев, достижение транса, демонстрация своей причастности к современной моде. Основные наркотики – нелегальные синтетические, сравнительно дорогие вещества: амфетамин, экстази, LSD, 2мфрки» ( LSD+ амфетамин), а также алкоголь ( в основном пиво и слабоалкогольные коктейли), конопля.  

     Скинхэды  основной объединяющий фактор – пристрастие к насилию, обычно декларируют свою приверженность идеям фашизм и расизма. В целом повторяют пассивный и бесценный образ жизни других субкультур, но очень большое значение уделяют агрессивным актам ( нападениям, угрозам) по отношению ко всем иначе выглядящим и иначе себя ведущим. К счастью, немногочисленны, но представляют потенциальную опасность для атмосферы в молодежной среде.12,146 цль опьянения – достижение агрессивного состояния, преодоление моральных психологических барьеров. Однако особенностью являются тот факт, что время в этой среде возникает тенденция к полной трезвости и спортивному образу жизни ( с целью увеличения физической силы и боеспособности). 
 

     2.3. Организационные меры решения  проблем молодёжных субкультур.

     Решение возникающих в молодежной сфере социальных проблем не может быть реализовано без организации социальной работы, разворачивания деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодежи. Социальная работа среди молодежи рассматривается как обеспечение наиболее благоприятных социально- 
 
 
 

Экономических условий развития каждого молодого человека, способствующая социальному  становлению личности, обретение  со всех видов свобод и политического  участия индивидов в жизни  общества.[19,49] 

     При организация деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодежи осуществляется целый комплекс мер. Решается задача по созданию и развидию комплекса специализированных служб и учереждений по указанию подростком и молодежи разнообразных медико- социальных, психолого-педагогических, реаблитационных и социально-правовых услуг.

     Так, открыты центра социального здоровья семьи и детей в Москве, Костроме, Петрозаводске, Томске и др. развиваются службы психологической, медико- социальной помощи семье и подросткам, открываются «телефоны доверия», консультационные центры. Такие центры действуют более чем в з0-ти регионах России. Для детей и подростков, испытывающих жестокое обращение в семье и насилие, создаются социальные приюты.

     С начала 1992 года на базе семи приемников- распределителей для несовершеннолетних созданы центры социальной реабилитации детей и подростков, организуют приюты для детей, оказавшихся вне внимания семьи, и интересы. Ведется работа по созданию при приемниках-распределителях, направленных на ресоциализацию подростков с девиантным поведением.

     Кроме этого в ряде регионов созданы  Центры (комплексы) социальной реабилитации и адаптации подростков, функции которых значительно расширены. В составе Центров помимо приютов, учебной части, отделения временной изоляции несовершеннолетних созданы реабилитационные службы, Малые, производственные подразделения, детская гостиница, полиграфическая и швейная мастерские, теплица и т.п.), психолого- оздаравительный центр.[18,21]

           Обеспечение полноценного физиологического и интеллектуального развития личности, подготовка молодого поколения к самостоятельной и трудовой жизни объективно ставят задачу целой системы социальных служб, призванных заниматься этими проблемами, в том числе психологической службу. В настоящий период она представлена психологами в детских садах и школах; семейной психологической службой, организационно оформленной в виде городских или районных психологических консультаций; социальной службой, центральной фигурой которой является социальный работник.

  Базисными видами деятельности специалистов, указанных служб, являются психолого-прафилактическая, психолого-диагнастическая и коррекционная работа, а 
 
 
 
 
 

также консультационная деятельность.

          Необходимость такого вида социальных  услуг все больше осознается населением и государством.

     В системе психологического консультирования различают6

      возрастно-психологические  консультирования (контроль над состоянием психологического развития ребенка);

      семейное  психологическое консультирование ( оказание помощи населению по широкому кругу семейных проблем);

      психолого-педагогическое консультирование преподавателей и  воспитаний;

      консультационная  работа социального работника, в  функции которого входит, прежде всего, задача представления интересов  и прав клиента в широком социальном окружении.

     В настоящее время во многих регионах Росси открыты центры социальной помощи семье и детям. Работа с  молодежью в них идет по обращаемости (через «телефон доверия» и консультирование, когда подростки анонимно обращаются за помощью к специалисту психологу, врачу-гинекологу, сексопатологу и т.п.) и путем привлечения в центры подростков из школ, ПГУ, техникумов. При центрах работают медико – педагогические школы, где на профессиональном уровне проводятся занятия с группами подростков по проблемам сексуального поведения,, репродуктивного здоровья, вреде абортов и ранних половых контактов ,профилактики венерических заболеваний и т.п. 

Информация о работе Моложежная субкультура в современном обществе