Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2011 в 22:16, курсовая работа
Феномены молодежных субкультур, достаточно длительное время рассматривались в науке «девиации» а сами субкультурные сообщества как угроза позитивной социализации ребенка. Однако современные подходы в изучении молодежной субкультуры носят довольно либеральных характер. Западное общество, по сути, (разрешает выражать молодежи себя в этой сфере, акцентируя, внимание на социализирующей адаптивной, интегративной) функции молодежной субкультуры. Субкультуры интерпретируются как пространство игры, экспериментирования с нормами, ценностями иерархией, взрослого мира.
Глава 1. Теоретические подходы рассматривание молодежной субкультур.
1.1 Концепция молодежи и молодежных субкультур…………….7
1.2 Теоретические модели молодежных субкультур………………10
Глава 2. Субкультуры в молодежной среде…………………………………16
2.1. Типы и виды неформальных молодежных группировок………..16
2.2 Наркотики и молодежная субкультура……………………………22
2.3. Организационные меры решения проблем молодежных субкультур ……………………………………………………………………26
Заключение…………………………………………………………………….33
Во-вторых становление
социальной зрелости молодежи происходит
под влиянием многих относительно самостоятельных
факторов: семьи, школы, трудового коллектива,
средств массовой информации, молодежных
организаций и стихийных групп. Эта множественность
институтов и механизмов социализации
не представляет собой жестокой иерархированной
системы, каждый из них выполняет свои
специфические функции в развитии личности.[11,
43].
Молодость - пора
когда каждый должен сам определить
свою судьбу, найти единственно верный,
ведущий к успеху жизненный путь,
который позволит максимально реализовать
свои способности и дарования. Это
период, сопряженный с мучительно
трудным процессом самопознания, обретения
собственного «Я». Человеку нужно определить
границы своих реальных возможностей,
понять, на что он способен, утвердить
себя в обществе. С другой стороны, в то
же время ему необходимо сформировать
максимально достоверное представление
об окружающем мире. Систематизировать
ценностные ориентации, политические,
нравственные, эстетические воззрения.
Жизнь ставит молодого человека перед
необходимостью принятия ряда важнейших
решений в условиях дефицита жизненного
опыта. Выбор профессии, выбор спутника
жизни, выбор друзей- вот далеко не полный
перечень проблем, то или иное решение
которых в значительной степени формирует
образ последующей жизни.[5, 35].
1.2.Молодежная субкультура.
Под культурой понимается убеждения, ценности, и выразительные средства, которые являются общими для определенной группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Воспроизводство и передача культуры, последующим поколениям лежат в основе процесса, социализации-усвоения ценностей, верований, норм, правил, и идеалов предшествующих поколений.[5, 58]
Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства обществ, называется субкультурой. Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религии, социальные группы или место жительства. Ценности субкультуры не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, они обнаруживают лишь некоторые отклонения от неё. Однако большинство, как правило, относятся к субкультуре с неодобрением или недоверием.
Иногда группа активно вырабатывает нормы или ценности, которые явно противоречат господствующей культуру, её содержанию и формам. На основе таких норм и ценностей формируется контркультура. Известный пример контркультуры – хиппи 60-х годов или «система» в России 80-х годов.[7, 86].
Элементы, как
субкультуры, так и контркультуры
обнаруживаются в культуре современной
молодежи в России. Под молодежной субкультурой
понимается культура определенного молодого
поколения, обладающего общностью в стиле
жизни,
поведение групповых норм, ценностей и стереотипов.
Её определяющей характеристикой в России является феномен субъективной «размытости», неопределенности, отчуждения от основных нормативных ценностей (ценностей большинства).
Так, у не малого
числа молодых людей
Социальное отчуждение проявляется чаше всего в апатии, безразличии к политической жизни общества, образно говоря в позиции «стороннего наблюдателя». На уровне самоидентификации проявления каких - либо определенных политических установок минимальна. Вместе с тем эмоциональность легковерность, и психологическая неустойчивость молодых людей умело используется политическими элитами в борьбе за власть. «Участие в политической жизни» в школе ценностных суждений, предложенных в ходе анкетного опроса среди учащихся старших классов петербургских школ, занял последнее место (это занятие привлекает лишь 6,7% опрошенных). Только каждый 4 из старшеклассников (25,5%) готов жить для других, даже если придется поступиться своими интересами, в тоже время почти половина выборки (47,5%) полагает, что «в любом деле нельзя забывать о собственной выгоде». «Политикой» интересуются лишь 16,7% опрошенных, отсюда закономерно проистекают, и неопределенные политические позиции старшеклассников: лишь треть из них (34,4%) имеет сложившееся политические убеждения (по самооценке), в то время как вдвое большее число либо вообще ими не обладает, либо никогда не задумывалось об этом (соответственно 29,5 и 37,1%).[11, 38].
Существует мнение, что аполитичность молодежи закономерный результат чрезмерной идеологизации воспитания прошлых лет, а активное политизированность граничит с социологией. Вряд ли можно встать на подобную позицию: если в стабильном обществе приоритеты частной жизни закономерны и естественны, то в ситуации системного кризиса социальное индифферентность молодых чревато необратимыми последствиями для бушующего страны. Не менее тревожно и то, что политизация отдельных групп молодежи приобретает черты политического и национального экстремизма.
Противопоставление
образа «мы» и «они» традиционно,
достаточно вспомнить
хотя бы хрестоматийный роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Однако сегодня у молодого поколения не редко вливается в полное отрицание всех «папиных» ценностей, включая историю собственного государства. Эта позиция особенно уязвима, если иметь в виду собственную аполитичность, молодых людей, их устраненность, от участия в решении социальных проблем для общества, а не только для себя. Особенно явственно это противопоставление прослеживается культурных (в узком смысле) стереотипов молодежи: есть «наша» мода, «наша» музыка, «наше» общение, а есть – «папина», которое предлагается институциональными средствами гуманитарной социализации. И здесь обнаруживается третий аспект отчуждения молодежной субкультуры - это культурное отчуждение.[10, 46]
Именно на этом уровне субкультуры молодого поколения преобретает заметные контркультурные элементы: досуг, особенно юношеством, воспринимается как основная сфера жизнедеятельности, и от удовлетворенности им зависит общая удовлетворенность жизнью молодого человека. Общее образование для школьника и профессиональное для студента как бы отходят на другой план перед реализацией экономических («зарабатывать деньги») и досуговых («интересно провести свободное время») потребностей. На ряду с коммуникативной ( общение с друзьями) досуг выполняет в основном рекреативную функцию (около 1/3 старшеклассников отмечают, что их любимое занятие на досуге – «ничего неделание»), в то время как познавательное, креативная и эвристическая функции не реализуются вовсе, или реализуются, недостаточно.
Ценности национальной
культуры, как классической, так и народной,
вытесняются схематизированными стереотипами
– образцами массовой культуры, ориентированными
на внедрение ценностей «американского
образа жизни» в его примитивном и облегченном
воспроизведении. Любимыми героями и определенной
степени образцами для подражания становятся,
по данным опросов, героини так называемых
«мыльных опер» (для девушек) и видеотриллеров
типа Рембо (для юношей). Индивидуального
поведения молодых людей проявляется
в таких чертах социального поведения,
как прогматизм, жестокость, стремление
к материальному благополучию в ущерб
профессиональной самореализации. Потребительство
потребляется как в социокультурном, так
и в эвристических аспектах. Эти тенденции
приветствует в культурной самореализации
учащееся молодежи, что косвенно обусловлено
и самим потоком преобладающей культурной
информации ( ценности массовой культуры),
способствующей фоновому восприятию и
поверхностному закреплению её в
сознании.
Выбор тех или иных культурных ценностей чаще всего связан с групповыми стереотипами достаточно жесткого характера (не согласные с ними легко попадают в разряд «отверженных»), а так же престижной иерархией ценностей в неформальной группе общения. Групповые стереотипы и престижные иерархии ценностей обусловлены половой принадлежностью, уровнем образования, места жительства и национальностью реципиента. Культурный конформизм в рамках неформальной группы проявляется от более мягкого, средне студенческой молодежи, до более агрессивного, в среде учащихся средней школы, крайним направлением этой тенденции, молодежной субкультуры являются так называемые «команды» с жесткой регламентацией ролей и статусов их членов.
Данные исследований показывают, что Досуговая самореализация молодежи осуществляется в не учреждений культуры. Народная культура (традиции, обычаи, фольклор и т.п.) большинство молодых людей воспринимается как анахронизм. Попытки несения этнокультурного содержания в процессе социализации в большинстве случаев ограничиваются при общении к православии, между тем как народные традиции, безусловно, не ограничиваются одними лишь религиозными ценностями. Кроме того, этнокультурное самоидентификация состоит, прежде всего в формировании положительных чувств в отношении к истории, традициям своего народа, т.е. того, что принято называть «любовью к Отечеству». Возникновения такой, а не иной, с указанными особенностями молодежной субкультуры обусловлено целым рядом причин, среди которых наиболее значимыми представляются следующие.
1.Молодеж живет
в общем социальном и
свободы можно, лишь изменив внутренний строй души; освобождению души способствуют наркотики; поступки внутренние раскованного человека определяются стремлением оберегать свою свободу как величайшую драгоценность. Красота и свобода тождественны, их реализация – число духовная проблема: все, кто разделяет сказанное, образует духовное сообщество. Помимо христианских идей. Среди «философствующих» неформалов распространенны также буддистские, даосистские и иные древневосточные религиозно – философские учения.
Политические неформальные организации. В данную группу неформальных молодежных организаций относятся объединения людей, которые имеют активную политическую позицию и выступают на различных митингах, участвуют и проводят агитацию.
Среди политически активных молодёжных группировок выделяются пацифисты, нацисты ( или скинхэды), панки и другие. Пацифисты: одобряют борьбу за мир; против угрозы войны, требуют создания особых отношений между властью и молодежью.
Панки – относятся достаточно
экстремистскому течению среди
неформалов, имеющих вполне определённую
политическую окраску. По
Неофашисты (скинхэды). В 20–30–х века в Германии появились то, что погубило миллионы людей, то, что заставляет вздрагивать нынешних жителей Германии и извиняться за те грехи предков перед целыми народами. Имя этому чудовищу – фашизм. Названный историей « коричневой чумой».[13,61]
Прошло более 50-ти лет, и история сделала свой новый виток, и настало время повторении ее. Во многих странах мира появляются молодежные организации фашистского толка или, так называемые, неофашисты. «Скинхэды» родились в середине 60-х годов как реакция определенной части рабочего класса Великобритании на и рокеров-мотоциклистов. Тогда им пришлось по душе традиционная рабочая одежда, которую трудно было порвать в драке: черные фетровые куртки и джинсы. Они коротко стригли волосы, чтобы не мешали в потасовках.
К
1972 г. Мода на «скинхэдов» пошла на
убыль, но неожиданно возродилась
Информация о работе Моложежная субкультура в современном обществе