Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2011 в 22:16, курсовая работа
Феномены молодежных субкультур, достаточно длительное время рассматривались в науке «девиации» а сами субкультурные сообщества как угроза позитивной социализации ребенка. Однако современные подходы в изучении молодежной субкультуры носят довольно либеральных характер. Западное общество, по сути, (разрешает выражать молодежи себя в этой сфере, акцентируя, внимание на социализирующей адаптивной, интегративной) функции молодежной субкультуры. Субкультуры интерпретируются как пространство игры, экспериментирования с нормами, ценностями иерархией, взрослого мира.
Глава 1. Теоретические подходы рассматривание молодежной субкультур.
1.1 Концепция молодежи и молодежных субкультур…………….7
1.2 Теоретические модели молодежных субкультур………………10
Глава 2. Субкультуры в молодежной среде…………………………………16
2.1. Типы и виды неформальных молодежных группировок………..16
2.2 Наркотики и молодежная субкультура……………………………22
2.3. Организационные меры решения проблем молодежных субкультур ……………………………………………………………………26
Заключение…………………………………………………………………….33
КАИ
Кафедра
Государственного,
муниципального управления и социологии
Курсовая работа
по предмету «Социология»:
Молодежные
субкультуры в современном
Мгнатьева М.А
Научный
руководитель:
Петров
Г.И.
Казань
2010
Оглавление.
Глава 1. Теоретические подходы рассматривание молодежной субкультур.
1.1
Концепция молодежи и
1.2
Теоретические модели
Глава 2. Субкультуры в молодежной среде…………………………………16
2.1.
Типы и виды неформальных
2.2
Наркотики и молодежная субкультура……………………………22
2.3.
Организационные меры решения проблем
молодежных субкультур ……………………………………………………………………26
Заключение……………………………………………………
Введение.
Актуальность.
Любая культура,
выступает как совокупность ценностей,
убеждений, образно-символических средств,
помогает упорядочить опыт, регулировать
поведение определенных групп людей. Культура
любой эпохи выступает как относительная
целостность. Но, по сути, культура всегда
не однозначна. Мир культуры многообразен,
полон противоречий и усваивается людьми
по-разному, с разной глубиной и адекватностью.
В современном обществе феномены молодежной субкультуры привлекают внимание социологов ,культурологов, психологов, педагогов. При этом причины интереса достаточно разнообразны. Молодежная субкультура может рассматриваться как богатый источник инноваций и открытий в искусстве, в моде, в формах досуга; Как вариант примитивной массовой культуры, продукт медия-индустрии как форма творческой активности молодежи, не находящей принятия и поддержки со стороны официальной культуры; как источник опасности для социального и духовного здоровья молодых.
К сожалению в нашей стане в современной ситуации наиболее актуальным становить последнее. Отмечается, что осуществление социального воспитания предполагает наличие у педагогов представленной особенностях и характерных чертах подросткового- юношеской субкультуры, что позволит минимизировать её негативное влияние.
Одни из возможных аспектов этого «негативного влияния» выступает наркотизация молодежи в субкультурах. Актуальность темы исследования заключается в том что. Внимание многих современных исследователей привлекает проблема социального развития и поведения нового поколения. Особенный интерес вызывает проблема влияния наркотиков на развитие личности в целом.
Феномены молодежных
субкультур, достаточно длительное время
рассматривались в науке «
В современных
исследованиях особенное
Одновременно отмечается доминирование в молодежных субкультурах новейшего времени «гедонистического мировоззрения», ценностей удовольствия, развлечения, что , в свою очередь, рассматривается как важнейший мотив регуляции поведения человека в отношении наркотиков.
Таким образом эксперименты и игры «молодых» очевидно, несут в себе опасность для их физического и духовного здоровья.
В этой ситуации рассматриваемые феномены выступают уже не только как предмет научного интереса, но как аспект актуальной социальной проблемы – наркомании.
В литературе утверждается тезис о молодежных субкультурах как носителях наркогенной субкультуры факторах наркотизации.
Анализ таких молодежных субкультур как «хиппи», «панки», «растоманы», «грандж», «рейв», показывает , что употребление психо-активных веществ является в большей или меньшей степени значимым атребутом «элементом» данных субкультур, которая может выступать как : ритуал приобщения (инициации) к субкультуре; способ идентификации с её представителями; элемент символического мира субкультуры; особая форма коммуникации в сообществе; формой протеста по отношению к «взрослой» культуре и др.Можно говорить о характерных для конкретной субкультуры видах ПАВ (марехуанна у «растоманов»; экстази у «рейверов» и т.д.). В некоторых субкультурах употребление наркотиков выступает важной составляющей идеологии (мифологии).
Исследования субкультурных сообществ, свидетельствуют о наличии механизмов воспроизводства соответствующих норм, моделей поведения, символов, стиля субкультуры в новых поколениях. Таким образом, транслируются и традиции употребления ПАВ.
Все это позволяет
утверждать, что работа по профилактике
употребления наркотических веществ
предполагает пристальное внимание
к современным молодежным субкультурам.
Сегодня , для специалистов по профилактике
зависимости от ПАВ знания культуры
и субкультуры молодежи выступает значимым
средством групповой и индивидуальной
диагностики, анализа ситуации, условием
эффективности организации конкретных
видов профилактических мероприятий.
Целью моей курсовой работы является изучение молодежной субкультур в современном обществе, причины вступления в них и влияние их на своих членов.
Задачи курсовой работы:
-Рассмотреть
концепцию молодежи и
-Выявить типы и виды молодежных группировок.
-Изучить наркотизацию в субкультурах.
-Определить организационные меры решения проблем молодежных субкультур.
Объектом данной работы являются молодежные субкультуры в целом. Предметом же являются молодежные субкультуры.
Изучением социальных проблем молодежи является одним из традиционных исследовательских направлений в социологической науке. Это обусловлено необходимостью ясного представления о состоянии и тенденциях формирования и развития данного социального субъекта, поведение которого во многом определяет судьбы общества.
Современная социология достаточно хорошо изучила специфику молодежного сознания, связанную с процессами вторичной социализации и сициокультурной адаптации молодежи в динамично изменяющемся мире, и осмыслила эти особенности, как в рамках теоретического знания, так и на основе анализа эмпирических данных. Это позволило сделать обобщающий вывод о том, что современная молодежь планеты представляет собой главного агента всех происходящих в мире массовых социальных процессов, независимо от того, какова их направленность , форма проявления, темпы и конечные результаты.
Структура работы
состоит из введения, двух глав, включающих
пять параграфов, заключения и библиографического
списка.
Глава 1. Теоретические подходы.
Чтобы рассмотреть проблемы молодежи, необходимо представить себе, что же такое молодежь, чем она отличается от других общественных групп. Именно по этому первая глава посвящена анализу индивидуально личностных особенностей, свойственных молодому возрасту, и закономерностей усвоения норм, ценностей, установок, присущих обществу, различным организованным и неорганизованным группам, оказывающим воздействие на личность.
В отечественном
обществознании долгое время молодежь
не рассматривались как
Одно из первых определений понятия «молодежь» было дано в 1968 г. В.Т. Лисовским : «Молодежь- поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрело возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии могут колебаться от 16 до 30 лет». [5, 27]. Позднее более полное определение было дано И.С. Коном: «Молодёжь – это социально – демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловлена тем или другим социально-психологических свойств. Молодость определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус социально психологические особенности имеют социально историческую-природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственному данному обществу закономерностей социализации».[9, 43].
Сегодня ученые определяют молодежь как социально демографическую группу общества, выделяемою на основе совокупности характеристик, особенностей социально положения и обусловленных теми или другими социально психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе.
Молодость –
это путь в будущее, который выбирает
сам человек. Выбор будущего,
его планирование
– это характерная черта
В возрастной категории молодость характеризуется как период формирования устойчивой системы ценностей, становление самосознания и формирование социального статуса личности. Сознание молодого человека обладает особой восприимчивостью, способностью перерабатывать и усваивать огромный паток информации. В этот период развиваются критичность мышления, стремления дать собственную оценку, разным явлениям, поиск аргументации, оригинального мышления. Вместе с тем в этом возрасте сохраняются еще некоторые установки и стереотипы, свойственные предшествующему поколению. Это связанно с тем, что период активной деятельности сталкивается у молодого человека с ограниченным характером практической, созидательной деятельности, неполной включенности молодого человека в систему общественных отношений. Отсюда в поведении молодежи удивительное сочетание противоречивых качеств и черт: стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешенность от внешнего мира.
Неустойчивость и противоречивость молодежного сознания оказывают влияние на многие формы поведения и деятельности личности. Молодежное сознание определяется рядом объективных обстоятельств.
Во-первых, в современных условиях усложнился и удлинился сам процесс социализации, и соответственно другими стали критерии её социальной зрелости. Они определяются не только вступлением в самостоятельною трудовую жизнь, но и завершение образования, получение профессии, реальными политическими и гражданскими правами, материальной независимостью от родителей. Действие данных факторов не одновременно и не однозначно. В разных социальных группах, поэтому усвоение молодым человеком системы социальных ролей взрослых оказывается противоречивым. Он может быть ответственным и серьезным в оной сфере и чувствовать себя как подросток в другой.
Информация о работе Моложежная субкультура в современном обществе