Молодеж

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 13:49, курсовая работа

Описание работы

Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в существующем рыночном хозяйстве России является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений его деятельности является регулирование занятости и стимулирование высококвалифицированного и производительного труда и, как следствие, увеличения национального дохода.
Важнейшим инструментом регулирования развития социальной сферы является бюджет. Необходимость образования бюджетных ресурсов непосред

Содержание

Введение
Глава 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ государства, ЕЕ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
1.1 Понятие социальной политики государства, ее происхождение и сущность
1.2 Основные принципы и направления государственной политики в социальной сфере в Российской Федерации
1.3 Меры и механизмы реализации политики социального развития
1.4 Сфера здравоохранения и обязательного медицинского страхования в Российской Федерации
глава 2.
Заключение
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

Правовые механизмы реализации социальной политики курсовая.doc

— 169.50 Кб (Скачать)

     -контроль  над ходом и эффективностью проведения социальной политики и внесение соответствующих коррективов в предыдущие технологические фазы.

     В социальной политике можно выделить два взаимообусловленных, взаимодействующих  компонента: научно-познавательный и  практически-организационный.

     Научно-познавательный компонент социальной политики является результатом анализа и осмысления, назревших в обществе потребностей, тенденций развития социальных процессов, обобщенным результатом и оценкой предыдущего курса социальной политики государства. Он отражает уровень общественного мнения и настроения, степень социальной устойчивости различных слоев населения.

     Весь  этот аналитический материал дает возможность  органам государственного управления выработать концепцию социальной политики, сформулировать ее главные задачи и  направления.

     Практически-организационный  компонент социальной политики государства - это непосредственное осуществление концептуальных положений, ее стратегических задач. Здесь большое значение приобретают разносторонняя организаторская деятельность органов государственного управления системой социальных служб и работа с населением, подчиненная задачам социальной политики государства.

     Всесторонне взвешенная, научно обоснованная социальная политика государства, созвучная интересам  народа, составляет важнейшую основу содержания социальной работы, сообщая  ей уверенность в практических действиях.

     Организаторская деятельность - это распределительная деятельность управленческих органов, цель которой - рациональное разделение труда при решении поставленной задачи, оптимальное использование сил и средств, способов стимулирования для качественного и своевременного выполнения задания. Организаторская работа по реализации социальной политики, являясь организационным уровнем социальной работы, предполагает:

     · глубокое уяснение обусловленных содержанием  социальной политики задач и всесторонний анализ, и оценку условий для их решения;

     · подбор и расстановку кадров, создание или изменение организационных  структур в интересах решения  стоящих задач;

     · доведение до исполнителей задания, определение их функций, полномочий и ответственности, ресурсов и средств, имеющихся в распоряжении;

     · разъяснение смысла социальной значимости качественного и своевременного выполнения задач, способов стимулирования труда;

     · координацию усилий и действий структурных  подразделений и конкретных исполнителей, обеспечение целеустремленности их деятельности;

     · проверку хода исполнения заданий по этапам и в целом, оценку деятельности исполнителей, извлечение уроков и  формулирование выводов для последующей деятельности.

     Вычленение  в социальной политике указанных  двух ее компонентов, разумеется, носит условный характер. Нельзя абсолютизировать какую-либо из сторон, тем более их противопоставлять. Абсолютизация научно- познавательного компонента социальной политики может привести к известному академизму, выхолащиванию ее социального смысла, отрыву от жизненных потребностей людей, декларативности. Чрезмерный же акцент лишь на практически-организационной стороне может привести к узкому практицизму, сведению социальной политики к мерам организационного характера, к разрыву системы в социальной работе. Оба компонента социальной политики могут рассматриваться лишь в непрерывном единстве, во взаимосвязи, как внутренне спаянные части целого явления. Научно-познавательный компонент, характеризуя, прежде всего уровень научной обоснованности социальной политики, формулирует цели и общее содержание развития социальной сферы, ее инфраструктуры, определяет направленность, стратегию организаторской работы в этом направлении, а, следовательно, выполняет важную методологическую функцию в отношении социальной работы в обществе в целом.

     Однако  методологическая функция научно-познавательного  компонента социальной политики не означает односторонности ее воздействия  на характер и содержание организаторской  и социальной работы в обществе. Социальная работа с ее разветвленной структурой органов управления в различных сферах общества и обширной сетью учреждений социального обслуживания населения оказывает обратное, и при том активное, воздействие на социальную политику, поскольку играет роль обратной информационной связи в системе управления социальными процессами. Являясь важнейшим элементом реализации политики, вбирая в себя практически-организационный аспект социальной политики государства, социальная работа обеспечивает реализм последней, проверяет ее жизненность.

     Любые практические действия в области социальной работы представляют собой совокупность усилий отдельных личностей, наделенных наряду с общими и неповторимо индивидуальными качествами. Как и социальная практика, социальная работа не является просто суммой действий индивидуумов. Это взаимосвязанное цельное системное образование, проявляющееся на ином уровне, чем персональная практика социального работника. Благодаря ограниченному сочетанию системности и индивидуальности, дифференцированности социальная работа дополняет социальную политику государства, обогащая общество гуманистическими, духовно-нравственными ценностями. Успех социальной работы, как показывает опыт, в решающей степени зависит от социальной ориентированности кадров - обобщающего показателя, характеризующего слитность социально-политического мышления с навыками непосредственного, практического управления социальными процессами на всех уровнях, предполагающего высокое чувство ответственности работников органов государственного управления за реализацию социальной политики государства, утверждение принципа социальной справедливости в общественной жизни.

     Важнейшей стороной социальной ориентированности  кадров является понимание необходимости  удовлетворения интересов и потребностей человека, развития социальной сферы и ее инфраструктуры.

     А многофакторность социальной напряженности  в обществе еще раз подчеркивает важность социальной ориентированности  всей государственной структуры  управления, а не только ведомства  социальной защиты населения, поскольку  от этого, в конечном счете, зависит превращение потребностей и интересов людей в реальный факт социальной политики государства.

     Т.о., социальная политика и социальная работа тесно взаимосвязаны между собой. Обе характеризуются двумя взаимообусловленными сторонами: научно-познавательной и практико-организационной. Социальная работа - это своеобразная форма, способ реализации социальной политики, а социальная политика - стержень, ориентир социальной работы. В этом состоит их единство и различие. Последнее проявляется, в частности, в том, что социальная политика - более широкое понятие, определяющая сторона социальной работы. Социальная политика - ориентир не только для социальной работы, но и для развития социальной сферы в целом. В отличие от социальной работы она более устойчива, стабильна. Социальная же работа более динамична, подвижна, богата по своему содержанию в сравнении с социальной политикой. Вместе с тем их единство нерасторжимо. Какова социальная политика, такова и социальная работа. Реализация содержания, форм и методов последней целиком и полностью определяется социальной политикой. В то же время социальная работа - деятельность по социальной защите, поддержке и помощи социально уязвимых слоев общества, отдельных граждан, населения в целом не может не сказаться на ориентирах социальной политики, ее направлениях, целях и задачах.  

     1.4 Сфера здравоохранения и обязательного медицинского страхования в Российской Федерации 

     Как уже говорилось ранее, сегодня в  России существует огромное количество социальных проблем, возникших вследствие сложного процесса социально-исторического развития нашего государства, и ныне требующих безотлагательных решений. Это различного рода проблемы в области охраны труда, в области образования, здравоохранения; специфические проблемы различных категорий населения, слоев, классов; проблемы демографического характера и т.д. Все это крайне неблагоприятно сказывается на состоянии общества в целом, каждого его отдельного члена, а значит и на уровне развития государства в мировом масштабе, на его положении в мире.

     На  мой взгляд, одной из основных социальных проблем является здравоохранение. Так как здоровье - основа общественного  благополучия нации, ее экономического и социального процветания. Значение общественного здоровья для экономического и социального статуса страны, её места в мировом сообществе, отношения к ней других стран чрезвычайно велико. Есть веские основания рассматривать достижение высокого уровня состояния здоровья населения и его поддержание общегосударственной задачей, способной объединить вокруг себя представителей самых разных народов, населяющих страну, политических и общественных движений, социальных групп.

     В условиях становления и развития рыночных отношений в России личное здоровье человека неизбежно становится фактором, определяющим не только характер и образ жизни, но и потенциал конкурентных возможностей. В наступившем веке именно здоровье народа в его физическом, духовном, социальном, психическом проявлениях должно быть как целью, так и основной движущей силой общественного прогресса. Какова бы ни была формула российской общегосударственной, общенациональной идеи, эта идея не станет жизнеспособной при надорванном здоровье нации, которое восстанавливается трудно и долго.

     В отношении населения РФ Конституция  России 1993 г. закрепила право каждого на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь. Важнейшим нормативно-правовым актом, послужившим фундаментом для создания самостоятельного подразделения системы права - отрасли медицинского права, явились принятые в 1993 г. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан.

     Социальная  политика Российской Федерации реализуется  на трех уровнях (федеральный, региональный и местный) посредством различных  механизмов, наиболее известными и  эффективными из которых являются разработка и реализация специальных социальных программ и проектов по решению специфических проблем общественного развития, а также специальной законодательной базы в данной сфере.

     В сфере здравоохранения в России довольно успешно реализуется приоритетный национальный проект «Здоровье», основными целями которого являются:

     - укрепление здоровья населения России;

     - снижение уровня заболеваемости, инвалидности, смертности;

     - повышение доступности и качества медицинской помощи;

     - укрепление первичного звена здравоохранения, создание условий для оказания эффективной медицинской помощи на догоспитальном этапе;

     - подготовка и переподготовка врачей общей (семейной) практики, участковых врачей-терапевтов и педиатров;

     - увеличение заработной платы медицинским работникам первичного звена, фельдшерско-акушерских пунктов и «скорой помощи»;

     - укрепление материально-технической базы диагностической службы первичной медицинской помощи, скорой медицинской помощи.

     На 2008-2009 годы запланировано расширение приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения, которое коснется, прежде всего, мероприятий, направленных на снижение смертности населения Российской Федерации от управляемых причин и сохранение трудового потенциала страны.

     Общий объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации дополнительных мероприятий на 2008-2009 годы составит 20,9 млрд руб., из них на 2008 год – 11 млрд руб., на 2009 год – 9,9 млрд руб

     С целью целенаправленного аккумулирования  и дифференцированного распределения  финансовых средств, в 1994 году в России внедрена система обязательного медицинского страхования.

     Сложившийся в период социализма механизм государственных  закупок весьма дорогостоящих медицинских  услуг с последующим бесплатным их распределением среди населения  в начале 90-х годов перестал отвечать финансовым возможностям государства. Кроме того, укоренившийся принцип остаточного финансирования системы здравоохранения являлся отражением того, что бюджет перестал быть устойчивым и надежным источником финансирования.

     Поэтому, в условиях жесткого бюджетного дефицита организация системы обязательного медицинского страхования (ОМС) явилась тем политическим и экономическим решением, которое позволило сохранить здравоохранение как отрасль и создать предпосылки для формирования нового социального института, сочетающего принципы страхования и качественно иные подходы к финансированию медицинской помощи.

     Медицинское страхование (Health insurance) в РФ – форма  социальной защиты интересов населения  в охране здоровья.

     Медицинское страхование представляет собой совокупность видов страхования, предусматривающих обязанности страховщика по осуществлению страховых выплат (выплат страхового обеспечения) в размере частичной или полной компенсации дополнительных расходов застрахованного, вызванных обращением застрахованного в медицинские учреждения за медицинскими услугами, включенными в программу медицинского страхования.

Информация о работе Молодеж