Молодеж

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 13:49, курсовая работа

Описание работы

Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в существующем рыночном хозяйстве России является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений его деятельности является регулирование занятости и стимулирование высококвалифицированного и производительного труда и, как следствие, увеличения национального дохода.
Важнейшим инструментом регулирования развития социальной сферы является бюджет. Необходимость образования бюджетных ресурсов непосред

Содержание

Введение
Глава 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ государства, ЕЕ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
1.1 Понятие социальной политики государства, ее происхождение и сущность
1.2 Основные принципы и направления государственной политики в социальной сфере в Российской Федерации
1.3 Меры и механизмы реализации политики социального развития
1.4 Сфера здравоохранения и обязательного медицинского страхования в Российской Федерации
глава 2.
Заключение
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

Правовые механизмы реализации социальной политики курсовая.doc

— 169.50 Кб (Скачать)

     Источником  фонда социального страхования  являются взносы самих застрахованных, а также отчисления фирм и государства. Соотношение между этими источниками финансирования социального страхования в различных странах различно. Например, во Франции доля взносов застрахованных работников составляет в фонде социального страхования 22%, предприятий – 59%, государства – 17%.

     Другая  часть государственной программы социального обеспечения составляет общественное вспомоществование. Оно финансируется из налоговых поступлений государства и направлено на поддержание дохода беднейших слоев населения независимо от их участия в трудовой деятельности и выплаты страховых взносов. Общественное вспомоществование может быть в виде денежных выплат и в натуральной форме (бесплатные обеды, продовольственные талоны, продажа товаров по сниженным ценам).

     Социальная  защита населения в странах рыночной экономики достигает значительных размеров. Так в США расход на социальное страхование составляет 40% федерального бюджета, а на вспомоществование – 16%

     Система социальных услуг (здравоохранение, образование, профессиональная подготовка, служба занятости) опираются на государственный сектор отраслей социальной инфраструктуры, хотя в каждой из них есть и частные предприятия, государство участвует в финансировании, производстве и распределении социальных услуг, увеличивая тем самым их доступность населению.

     Экономическую базу социальной политики государства составляет перераспределение индивидуальных доходов населения через государственный бюджет. Изымая часть доходов населения в виде налогов, частично возвращается государством населению в виде денежных выплат по различным социальным программам. При этом практикуется дифференцированный подход, как к налогообложению, так и к социальным выплатам лицам, находящимся в различном материальном положении. В результате социальной политики государства смягчаются различия в уровне доходов, так как происходит перераспределение личных доходов от более обеспеченных слоев населения к менее обеспеченным, нетрудоспособным (пенсионерам, больным, инвалидам).

     Наилучшим образом социальную политику государства  в рыночных условиях отражает так  называемая «шведская модель благосостояния»

     «Шведская модель» - это система взаимосвязанных  принципов, предусматривающая одновременность  их реализации. Занятость, социальное обеспечение, образование, культура, сектор государственных услуг, высокий  уровень организации трудящихся в профсоюзы, их роль в решении ряда экономических проблем – все это компоненты одновременного действия.

     Перестройка социальной политики идет по нескольким направлениям. Сокращаются расходы  на социальные нужды, увеличивается  платность социальных услуг, повышаются требования для получения социальных пособий. Компенсационные выплаты за потерю работы все больше заменяются профессиональной подготовкой рабочей силы, происходит разгосударствление предприятий сферы социальных услуг путем частичной продажи государственной собственности и развития частного сектора в отраслях социальной инфраструктуры.

     Главное звено в социальной политике государства  занимает политика формирования доходов  населения. Понятие «доход» представляет собой показатель результатов экономической деятельности. Экономическая литература использует понятие «доход» как превышение стоимости произведенного продукта над затратами на это производство, а также как долю каждого класса, социальной группы или отдельного индивидуума в произведенном продукте и присвоенную им.

     Уровень доходов членов общества является важнейшим  показателем их благосостояния, так  как определяет возможности материальной и духовной жизни индивидуума: отдыха, получения образования, поддержания  здоровья, удовлетворения насущных потребностей. Среди факторов, оказывающих непосредственное влияние на величину доходов населения, кроме размеров самой заработной платы, выступает динамика розничных цен, степень насыщенности потребительского рынка товарами и др.

     Для оценки уровня и динамики доходов населения используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода.

     Номинальный доход – количество денег, полученное отдельными лицами в течение определенного периода:

     Располагаемый доход – доход, который может быть использован на личное потребление и личные сбережения. Располагаемый доход меньше номинального дохода на сумму налогов и обязательных платежей.

     Реальный  доход – представляет собой количество товаров и услуг, которое можно купить на располагаемый доход в течение определенного периода, т.е. с поправкой на изменение уровня цен. Номинальные денежные доходы населения формируются из различных источников, основными из которых являются: факторные доходы; денежные поступления по линии государственных программ помощи в виде выплат и льгот. поступления из финансовой системы (из банков, через сберкассы, из страховых учреждений и т.п.) и др.

     Средства, получаемые населением, работающим по найму, в порядке вознаграждения владельцев фактора производства (труда), составляют решающую часть доходов этой группы населения: заработная плата, доходы типа заработной платы на предприятиях, в кооперативах и т.д., доходы от собственного хозяйства и пр. Анализ тенденций перспективного развития оплаты фактора труда свидетельствует о том, что данный вид дохода сохранит свою ведущую роль в формировании общего объема денежных доходов на долгосрочную перспективу.

     Существенное  влияние на формирование доходов  населения оказывают выплаты  по программам государственной помощи, за счет этих источников осуществляются пенсионное обеспечение, содержание временно нетрудоспособных граждан, выплачиваются различного вида пособия (на уход за детьми, медицинское обслуживание, малообеспеченным семьям на детей; выплаты пособий по безработице).

     Соотношение в доходах населения доли трансфертных выплат и заработной платы играет важную роль в формировании экономического поведения индивидуума, его трудовой мотивации.

     При доминирующей роли заработной платы  в формировании общей суммы доходов  формируются такие качества, как  предприимчивость, инициатива. В случае повышения роли выплат по линии государственных программ помощи нередко происходит формирование пассивного отношения к производственной деятельности, психологии иждивенчества.

     Денежные  доходы населения, получаемые через  финансово-кредитную систему, представляются в виде:

     1) выплат по государственному страхованию;

     2) банковских ссуд на индивидуальное  жилищное строительство, хозяйственное  обзаведение молодым семьям, членам  потребительских товариществ (например, на садовое строительство);

     3) процентов по вкладам в сберегательных  кассах, начисляемых по итогам  года;

     4) доходов от увеличения стоимости  акций, облигаций, выигрышей и  погашении по займам;

     5) выигрышей по лотереям;

     6) временно свободных средств, образующихся  в результате покупки товаров в кредит;

     7) выплат различного рода компенсаций  (увечья, ущерб и пр.).

     Прочие  денежные поступления включают выручку  населения от продажи вещей через  комиссионные и скупочные магазины и др.

     Номинальные доходы населения, как уже отмечалось, включают в себя, помимо чистых доходов населения, и обязательные платежи. Обязательные платежи население осуществляет через финансовую систему в виде различного рода налогов и сборов. Через аккумуляцию налоговых платежей и сборов государство реализует свое право на формирование части своих ресурсов для осуществления в последующем социальной политики через перераспределение денежных средств, оказание помощи малоимущим гражданам. В целях защиты интересов малоимущих граждан и недопущения снижения уровня благосостояния ниже предельно допустимого в данных конкретных условиях государство устанавливает пороговый минимум в доходах, не облагаемых налогом. В то же время для высоких доходов устанавливаются прогрессивно более высокие ставки налогов.

     В связи с переходом России к рыночной экономике механизм распределения ресурсов и доходов сопровождается большей дифференциацией доходов населения, чего не наблюдается в период социалистического хозяйства. Периоды экономических потрясений, высокой инфляции и т. п. сопровождаются усилением разрыва в доходах различных групп населения. Так, в России (сентябрь 1997 г.) на долю 10% наиболее обеспеченной группы населения приходилось 31% денежных доходов, а на долю 10% наименее обеспеченной 2,5%. Таким образом, разрыв в доходах этих групп составил 12,5 раз. В сентябре 1998 г. этот разрыв составил 13,5 раз. Обратим особое внимание на неравномерность коэффициента по различным регионам и отдельным крупнейшим промышленно-финансовым центрам. В 1997 г. он составил в Дальневосточном экономическом районе 16,4; Центрально-Черноземном районе 6,4; в Москве 15,9 раз.

     Но  почему вообще существует неравенство  в доходах? Ведь в демократических  странах принято говорить о равенстве  возможностей, которые должны обеспечиваться соответствующими институтами рыночной экономики. Отметим самые важнейшие факторы и причины неравенства.

     Во-первых, от рождения люди наделены различными способностями, как умственными, гак  и физическими. При прочих равных условиях (эту предпосылку нужно  всегда иметь в виду), человек, наделенный исключительной физической силой, имеет больше шансов стать знаменитым и высокооплачиваемым спортсменом.

     Во-вторых, различия во владении собственностью, особенно доставшейся по наследству. Люди не могут выбирать, в какой  семье им родиться - потомственных миллионеров или простых рабочих. Следовательно, одна из разновидностей потока доходов, т. е. доход от собственности, будет существенно различаться у названных нами субъектов.

     В-третьих, различия в образовательном уровне. Сама эта причина во многом зависит от первых двух названных. Ребенок, родившийся в богатой семье, имеет больше шансов получить превосходное образование и, соответственно, профессию, приносящую высокий доход, нежели дитя в бедной многодетной семье.

     В-четвертых, даже при равенстве возможностей и одинаковых стартовых уровнях образования больший доход будут получать лица, которых иногда называют «трудоголиками». Эти люди готовы брать работу на дом, задерживаться по долгу службы на рабочем месте для разрешения той или иной профессиональной проблемы, игнорировать свое неважное самочувствие, лишь бы добиться высоких результатов в своей работе.

     В-пятых, есть такая группа причин, которая  связана просто с везением, случаем, неожиданным выигрышем и т. п. В условиях неопределенности, характерной  для рыночной экономики, эта группа причин может объяснить многие случаи неравенства в распределении доходов.

     Таким образом, по крайней мере, в силу названных причин равенство экономических  возможностей соблюдается далеко не всегда. Бедные и богатые по-прежнему существуют даже в самых благополучных высокоразвитых странах.

     Но  что такое бедность? Как определить ее уровень? Статистические службы, профсоюзы  занимаются исчислением уровня бедности. От этого будут зависеть масштабы и направления перераспределения  доходов, построение налоговых систем, систем пенсионного обеспечения и т. п.

     Бедность  – это уровень дохода, достаточный  для того, чтобы поддерживать прожиточный  минимум. Бедные семьи обычно тратят 1/3 своего дохода на продукты питания. Увеличив эту величину в 3 раза, можно получить доход, необходимый для существования на уровне прожиточного минимума.

     Обратим внимание на то, что прожиточный  минимум - это не физиологический  минимум, который можно определить как уровень дохода необходимый  для физического выживания. Прожиточный минимум, или черта бедности, говорит нам не о границе выживания, а о некоем минимальном уровне стандарта жизни. Разумеется, этот стандарт будет различным у разных стран и народов, и у одной и той же страны, но на разных исторических этапах ее развития.

     В контексте сказанного, социальная политика это политика государства, общества, политических партий, социальных институтов в отношении человека. Социальная политика зависит не только от состояния экономики и возможностей государства, но нередко и от политической позиции и даже политической конъюнктуры. Она является регулятивной сферой общественной жизни, ареной столкновения интересов, соперничества политических сил. Государство, общество и отдельный гражданин выступают в социальной политике не только как ее восприемники, объекты ее влияния, но и как активные субъекты деятельности. Рассматривается концепция государственной социальной политики, логика совершенных социальных отношений в сочетании личных и групповых интересов в наиболее полном виде.

Информация о работе Молодеж