Молодежь в условиях современного города

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 15:12, творческая работа

Описание работы

Молодежь и студенчество как особые социально — демографические группы являются наиболее динамичной частью общества и характеризуются
специфической ролью и местом в системе общественного воспроизводства,
поэтому изучение проблем этих групп общества является актуальным,
поскольку будущее каждой страны во многом зависит от ее молодого
поколения.

Содержание

Введение …………………………………3

Глава I. Проблемы молодежи

1.1 Молодежь малого города: кризис самоопределения....................................5

Глава II. Адаптация молодежи
Социальная адаптация сельской молодежи

к получению высшего технического образования.......................................10
Адаптации иностранных студентов к условиям жизни и обучения в Иркутске.........................................................................................................12

2.3 Исследование..................................................................................................15

2.4 Вывод исследования.......................................................................................18

2.5 Адаптация первокурсников: проблемы и тенденции.............................19

Заключение.................................................................................................................24

Литература.................................................................................................................25

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 68.96 Кб (Скачать)

    Густонаселенность общежития - безусловно, отрицательный фактор, но сама идея общежития невероятно помогает в процессе адаптации. Например, среди наших респондентов проблемы в общении испытывает только 9%.

  Не  помогает адаптации, а часто вызывает состояние фрустрации у студентов  и тот факт, что слишком трудно получить визу во время обучения, чтобы  съездить домой. 

    Вторая часть анкеты была посвящена адаптации профессиональной, или адаптации к учебному процессу. Она проходит значительно легче, чем другие виды адаптации. Результаты исследования показали, что 55% респондентов не считают систему обучения трудной.Трудными для себя считают экзамены и зачеты 9%, 30% отмечают слишком большую нагрузку и еще 18% - прочие факторы.

   Однако существенным представляется тот факт, что у 61% респондентов, как уже отмечалось, наблюдаются жалобы на память в процессе изучения иностранного языка. Этот факт должен настораживать, так как подобные явления ухудшения памяти часто бывают сигналами экстремального состояния.

   Абсолютному большинству респондентов интересно изучать предметы, хотя они и испытывают определенные трудности, например, с запоминанием терминов. Также сложным бывает начальный период преподавания предметов на русском языке. В анкетах высказывается предложение некоторое время преподавать предметы на иностранных языках.

  

2.4  Вывод исследования

  Результаты, полученные в ходе исследования, могут послужить основой для разработки системы оптимизации процесса адаптации иностранных студентов. Из всего вышеизложенного на основании полученных в исследовании данных можно сделать следующие выводы:

1. Особенности адаптации иностранных студентов определяются комплексом 
факторов (физиологических, социальных, психологических, 
профессиональных), среди которых, по данным субъективных отчетов, 
наибольшее неблагоприятное влияние оказывают физиологические и 
социально-психологические факторы, создающие для данного контингента 
ситуацию, близкую к экстремальной.

2. Комплекс профессионально-психологических факторов, к которым 
отмечается более успешная адаптация, купирует острое воздействие 
социальных и физиологических факторов, несмотря на то, что последние 
оказывают негативное воздействие на здоровье студентов и учебу. Выявляется 
очевидное влияние на процесс адаптации мотивационно-волевой среды.

3. Скорость адаптации в общем по выборке низкая. Ко времени контрольного 
среза большинство учащихся находятся во второй фазе адаптации 
(разрушения старой программы), что оказывает непосредственное влияние как 
на самих студентов, так и на учебный процесс.

4. На степень приспособления влияют индивидуально-психологические 
свойства. Так, по результатам данного исследования, отмечается тенденция к 
лучшей адаптации у интровертов. Высокая тревожность, как и 
предполагалось, ухудшает адаптацию.
 

2.5  Адаптация первокурсников: проблемы и тенденции

    Студенческая жизнь начинается с первого курса. И потому успешная, эффективная, оптимальная адаптация первокурсников к жизни и учебе в вузе -залог дальнейшего развития каждого студента как человека, гражданина, будущего специалиста. Этим определяется и исследовательский, и практический интерес к изучению разнообразных и противоречивых проблем адаптации первокурсников.

  Социологическое исследование проведено в наиболее крупных регионах, 
определяющих образовательную ситуацию в Российской Федерации. 
Опрошены студенты вузов Центрального и Северо-Западного регионов, Урала 
и Сибири.

Таблица 1

Трудно ли Вам  было привыкать к студенческой жизни?
Значения  %
Да, процесс адаптации был трудным  и долгим 18
Нет, процесс адаптации был нетрудным  и недолгим 45
Никакая адаптация не требовалась, сразу  почувствовал себя студентом  26
Затрудняюсь ответить 11

  Как видим, для каждого девятого затруднительной  оказалась сама самооценка. И это  свидетельствует, что какая-то часть  первокурсников вообще не задумывается об этой достаточно важной жизненной  проблеме. Наиболее информативным является соотношение ответов тех, для кого адаптация к студенческой жизни (по их ощущениям) "шла трудно и долго" и для кого она проходила "нетрудно и недолго". Такое соотношение в целом по массиву составляет 1:2,5. Таким образом, представление об определенной легкости и относительной быстроте адаптации преобладает. И это один из важнейших моментов проведенного исследования.

     В современных условиях рыночной экономики важнейший дифференцирующий фактор - материальное положение семьи (готовность и возможность родителей помочь своему ребенку-студенту, помочь не только в оплате контракта, но прежде всего в решении сложнейших материально-бытовых проблем). Образование объективно становится одной из самых затратных сфер социальной жизни. И весь вопрос в том, кто (государство, предприятия или фирмы, родители и родственники) и сколько платят за обучение? Вопрос, решение которого, пока - в современных российских условиях - весьма далеко от оптимального.

  Как же материальное положение взаимосвязано  с адаптацией первокурсников?

Рис. 1. Взаимосвязь  оценок трудности привыкания (взяты  крайние оценки: удельный вес ответов  о долгой и трудной адаптации  принят за 1) к студенческой жизни  и материального положения семьи: (++) - очень хорошее; (+) - хорошее; (=) - среднее; (-) - плохое; (-) - очень плохое 

    При всей условности самооценок студентами материального положения родительской семьи (материалы предыдущих исследований показывают: в современных условиях, когда богатство становится критерием успеха, а быть бедным неудобно, многие студенты свои самооценки завышают), прослеживается четкая тенденция: чем благополучнее материальное положение родительской семьи, тем безболезненнее протекает процесс адаптации.

  Важно, не ограничиваясь общей благоприятной  картиной достаточно хорошего социального  самочувствия студентов-первокурсников и их удовлетворенностью студенческой жизнью, более конкретно рассмотреть  степень их удовлетворенности разными  сторонами этой жизни: учебным процессом (набор и содержание учебных дисциплин; организация учебного процесса, качество преподавания, личные результаты первой сессии); социально-психологическими отношениями (в группе, с преподавателями); условиями  для учебных занятий (обеспеченность учебно-методической литературой, техническая оснащенность аудиторий), бытовыми условиями (в вузе, общежитии, условия питания), условиями для полноценного досуга, занятий спортом, художественным творчеством. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 3

Удовлетворенность различными сторонами  вузовской жизни
Удовлетворены ли вы: Да Не  очень Нет
- набором и содержанием учебных  дисциплин? 43 49 8
- организацией учебного процесса? 44 46 10
- своими результатами в зимнию сессию? 39 34 27
- качеством преподавания? 60 34 6
- обеспеченностью учебно-методической  литературой? 26 44 30
- технической оснащенностью аудиторий? 27 46 27
- отношениями с преподавателями? 64 32 4
- отношениями в группе? 68 26 6
- бытовыми условиями в вузе? 35 43 22
- бытовыми условиями в общежитии? 18 32 50
- условиями питания в вузе? 45 36 19
- условиями для полноценного досуга? 31 41 28
- организацией массовых мероприятий  в вузе? 43 36 21
- возможностями заниматься спортом? 57 27 16
- возможностями для художественного  творчества 41 33 26

    Наименее удовлетворены студенты обеспеченностью (точнее, недостаточной обеспеченностью учебно-методической литературой), техническим оснащением учебного процесса.В рамках социально-психологического блока удовлетворенность очень высокая. Как наиболее примечательный момент отметим одинаковую удовлетворенность отношениями в группе и с преподавателями. Наконец, по наиболее значимому для организаторов внеучебной работы блоку культурно-досуговой деятельности тоже заметны весьма серьезные противоречия. В целом оценка удовлетворенности условиями для полноценного досуга - одна из самых низких. Она конкретизируется невысокой оценкой первокурсниками возможностей своего участия в массовых мероприятиях. Но массовое мероприятие должно быть подготовлено и в этой подготовке активно должны участвовать сами студенты.

  Таким образом, проведенный анализ проблем  адаптации первокурсников позволил сделать следующие выводы.

  1. Между характером оценки адаптации к студенческой жизни и социальным самочувствием студента существует тесная взаимосвязь: чем труднее и длительнее шел процесс адаптации, тем ниже социальное самочувствие студентов.
  2. Исследование достаточно четко зафиксировало существенную долю студентов, чей процесс адаптации к вузу был трудным и долгим. Особое внимание должно быть уделено этим трем из каждых десяти студентов-первокурсников, т.к. свое социальное самочувствие они оценили также крайне низко - в 1-2 и 3 балла.
  3. Работа по адаптации первокурсников должна быть дифференцированной (с учетом разных категорий студентов).
  4. Особое значение в процессе адаптации имеет материальный фактор. Чем благополучнее материальное положение родительской семьи, тем безболезненнее протекает процесс адаптации. В условиях растущего социального расслоения студенчества аспект социальной защиты в адаптации должен быть в поле постоянного внимания администрации и профсоюзных организаций вуза.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  Главной социологической группой общества является молодежь. Именно от них зависит  будущее каждой страны. Молодежь во все времена была одной из главных  движущих сил общества. В дальнейщей жизни молодежи влияют культурная среда, адаптация, учеба. Современное общество, будучи гораздо более сложным и дифференцированным, выдвигает усложнившиеся требования к образованию, знаниям, навыкам и умениям своих членов. На социальную адаптацию и социализацию молодого индивида, приобретение им образования и определенного социального капитала уходит длительное время. Адаптация проявляется сразу же с момента возникновения организма и не прекращается ни на секунду. Она существует как на молекулярном уровне, так и на уровне человеческого поведения. Тем не менее считается, что любая адаптация расходует структурные, генетически детерминированные ресурсы организма, следовательно, чересчур активная, даже успешная, адаптация "съедает" жизненные запасы человека.

Информация о работе Молодежь в условиях современного города