Молодежь в условиях современного города

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 15:12, творческая работа

Описание работы

Молодежь и студенчество как особые социально — демографические группы являются наиболее динамичной частью общества и характеризуются
специфической ролью и местом в системе общественного воспроизводства,
поэтому изучение проблем этих групп общества является актуальным,
поскольку будущее каждой страны во многом зависит от ее молодого
поколения.

Содержание

Введение …………………………………3

Глава I. Проблемы молодежи

1.1 Молодежь малого города: кризис самоопределения....................................5

Глава II. Адаптация молодежи
Социальная адаптация сельской молодежи

к получению высшего технического образования.......................................10
Адаптации иностранных студентов к условиям жизни и обучения в Иркутске.........................................................................................................12

2.3 Исследование..................................................................................................15

2.4 Вывод исследования.......................................................................................18

2.5 Адаптация первокурсников: проблемы и тенденции.............................19

Заключение.................................................................................................................24

Литература.................................................................................................................25

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 68.96 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

Кафедра экономики и мененжмента 
 

                                                  
 
 
 

     Творческая  работа на тему:

     Молодежь  в условиях современного  города 
 
 
 
 
 
 
 
 

                           Выполнил: ст.гр 
 
 

                 Проверил: кан. соц. н., доцент  
 
 
 

2008

Содержание 

Введение …………………………………3

Глава I.  Проблемы молодежи

1.1 Молодежь малого города: кризис самоопределения....................................5

Глава II. Адаптация молодежи

  1. Социальная адаптация сельской молодежи

к получению  высшего технического образования.......................................10

  1. Адаптации иностранных студентов к условиям жизни и обучения в Иркутске.........................................................................................................12

2.3  Исследование..................................................................................................15

  2.4  Вывод исследования.......................................................................................18

     2.5 Адаптация первокурсников: проблемы и тенденции.............................19

Заключение.................................................................................................................24

Литература.................................................................................................................25 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИE

     Молодежь и студенчество как особые социально — демографические группы являются наиболее динамичной частью общества и характеризуются 
специфической ролью и местом в системе общественного воспроизводства, 
поэтому изучение проблем этих групп общества является актуальным, 
поскольку будущее каждой страны во многом зависит от ее молодого 
поколения. Молодежь во все времена была одной из главных движущих сил 
общества. Формирование установок, ориентации и культурных идеалов 
населения определяется, прежде всего, социальной политикой государства и 
деятельностью федеральных, региональных органов и органов местного 
самоуправления. Рассматривая городские реальности в контексте процесса 
урбанизации, а последнюю — как одно из важнейших направлений 
модернизации общества, социология в состоянии обеспечить целостное 
видение города и происходящих в нем процессов, осуществить их 
комплексный анализ и обобщение.

     Молодежь и студенчество, как специфические социально-демографические группы, особенности их социализации и психологию рассматривали такие исследователи как С.Н. Иконникова, В.А. Антонов, П.И. Бабочкинб, В.В. Бовкун, В.Т. Лисовский, И.С. Кон, В.Р. Вишневский, В.В. Павловский и др.

  Цель  работы: выявить взаимосвязь доминант ценностных притязаний 
молодежи и студентов и формирующегося облика современного города в 
процессе урбанизации.

  Объект  исследования — молодежь и студенчество как особые социальные группы.

    Формирование устойчивой системы ценностных ориентации молодежи и студенчества, как специфических социальных групп, во многом определяет социокультурный облик современного города и является условием прогрессивного развития постиндустриального общества.

     Изучение города, как сложного социального феномена, необходимо начать с рассмотрения проблем его формирования. Анализ основных теорий возникновения города на современном этапе общественного развития является актуальным и приобретает особую сложность в методическом и в практическом плане вследствие появления новых, ранее не существовавших форм территориального расселения, имеющих принципиально отличающиеся от       всех       предыдущих       свои       специфические       особенности.

  Город - социальная территориальная общность, характеризуемая высокой концентрацией  населения на сравнительно небольшом  пространстве, занятого преимущественно  вне сферы сельского хозяйства.

  На  самом деле нынешняя молодежь деятельна  и активна. Другое дело, что сегодня  в обществе, к сожалению, отсутствует  консолидирующая идея, способная  направить энергию людей в  конструктивное русло. И особенно остро  это сказывается на молодежи. Со сменой политического строя и  распадом комсомольской организации  в стране так и не появилось  организации, способной объединить молодых людей, помочь им реализовать  свой интеллектуальный и творческий потенциал.

  Социальная  активность год от года повышается. Ролевое поведение современной  молодежи ориентировано на лидерство. Это очень хорошее качество, которое  нужно всемерно поддерживать и развивать. Гражданское и патриотическое воспитание молодежи мы считаем одним из наиболее важных направлений реализации государственной  молодежной политики. Наша молодежь любит  и умеет отдыхать и веселиться. Наши молодые люди талантливые, перспективные, с ними можно и нужно работать. Они хотят и могут участвовать  в жизни общества и успешно  воплощать в жизнь свои проекты. Думаю, с такой молодежью наш  любой город ждет большое будущее.

 

    1. Молодежь  малого города: кризис самоопределения
 

  Анализ  интеллектуального блока личности старшеклассника показал низкую познавательную активность, отсутствие, культа научных знаний. Об этом свидетельствуют  приоритеты в тематическом выборе публикаций. Все это свидетельствует как  об отсутствии самоуважения, так и  уважения со стороны окружающих. Это  ведет не только к кризису развития личности, но и предопределяет кризис ее жизненного самоопределения. Следовательно, значительное число выпускников  обречены на неудачу в первых своих  попытках найти свое место на рынке  труда. Недополучение знаний подростками в целом становило некой дурной закономерностью в развитых странах, где уровень безработицы 18-летних в 3 раза выше, чем у взрослых. Причины этого лежат как в объективных условиях социально-экономического и политического характера, так и в субъективных тенденциях формирования молодежной субкультуры где смысложизненными понятиями становятся досуг и отдых, превратившиеся в ведущие формы жизнедеятельности молодежи.

  Способность и тяга к творчеству тесно переплетается  с самооценкой. Недооценивающий  себя человек ограничен в развитии интеллекта и творческих способностей, а человек, которому в процессе социализации не заложили естественную потребность  в творчестве, испытывают болезненную  неуверенность в собственных  силах, недооценивают свои возможности  и это ведет к стиранию индивидуальных неповторимых черт личности, стандартизации ее поведения, потребности быть как  все. Именно расхожее представление  о том, что нужно "быть не хуже других", подразумевающее "вести  себя как все, носить одежду как все" и т.п. лишает человека творческих потенций. Подросток, юноша, говоря и думая  это, соотносит себя с определенной референтной группой. Чаще всего это ровесники, имеющие, на его взгляд, преимущества в наборе материальных ценностей, в манере одеваться и вести себя с окружающими. Именно здесь - опасность деградации личности. Тот, кто "не хуже других - никогда не ориентирован на творчество, ибо творец в любой сфере от дворника до художника всегда особенный, всегда не такой как все.

  Совершенно  очевидно, что уровень развития интеллекта тесно связан с нравственными  основами личности, то есть степенью ее соответствия гуманистическим общественным ценностям и идеалам. Показательным  в нравственной оценке ишимских старшеклассников являются их мечты.Лишь 50,8% мечтают быть хорошими людьми, 44,3% - богатыми, 14,8% -выдающимися. И только 16,7% дали свои варианты ответов, из которых видно, что небольшая часть хотела бы соединить в себе все три качества, или быть одновременно хорошими и богатыми. Из этих же 16,7% достаточно много тех, кто вообще не имеют мечты, то есть не имееют идеалов. Эти показатели свидетельствуют о достаточно бедном нравственном мире многих старшеклассников. Именно в юности, когда обострены все чувства, человек проходит пик в нравственных исканиях, и если ( юности он не поднялся до высот идеальной нравственной нормативности, то затем он ее уже не приобретет, ибо в его " самосознании нет четких нравственных ориентиров и критериев нравственной самооценки, способности соотносить свой нравственный     мир      с      высокими      нравственными     ценностями. 

       Безусловно, все отрицательные тенденции в социализации личности, созревая, устремляются в ее самую интимную сферу - эмоциональную - и уже оттуда они прорываются наружу в форме социальной апатии, агрессивности и экстремизма, которые становятся укореняющимися свойствами сознании и поведения молодежи, воспринимающей из социальной среды установки на поиск упрощенных путей достижения деятелей, носящих чисто прагматический характер, ограниченный примитивными потребностями. Это усугубляет провоцируемую обществом эмоциональную черствость, ограниченность нравственно-эстетических представлений, в конечном счете, ведущих к нравственной и эмоциональной неадаптированности и постоянному стремлению ее преодолеть. Преодоление идет через процесс удовлетворение одних потребностей и создание условий для возникновения новых. Именно этот процесс формирует в человеке его социальные качества, позволяет ему интегрироваться в искомую социальную группу. Главным индикатором достижения цели являются положительные эмоции. Из всего набора предметов, удовлетворяющих социокультурные потребности, на первое место ставится автомобиль (53,4% респондентов), второе место (37,0%) занимает персональная ЭВМ, на третьем - (20,8%) видеоаппаратура. Существует определенная тенденция зависимости структуры потребностей от социального положения   семьи.   Не   случайно   страдает   такой   важный   компонент эмоциональной сферы личности как самоуважение, предполагающее удовлетворить собой чувство собственного достоинства и дающее возможность считать себя способным, значительным, преуспевающим и достойным. Высокое самоуважение порождает положительные эмоции. Одним из главных показателей самоуважения является самооценка человека в целом и собственного интеллекта, в частности. Подрастающее поколение ощущает себя невостребованным, как бы "заброшенным" взрослыми, не способными и не желающими помочь им интегрироваться естественным способом в большое общество. Это заставляет молодых объединяться в субкультурные группы, где они удовлетворяют их потребности в общении, интеграции и противостоянии давлению общества. Практически все старшеклассники чувствуют социальный и психологический дискомфорт типичный для маргинальной личности, испытывающей затруднения в процессе социальной адаптации. Об этом свидетельствуют ответы на вопрос: "Что Вас лично тревожит сейчас?" 63,0% тревожатся за свое будущее, 21,8% респондентов волнует их отношение с людьми, 8,7% - проблемы собственного характера и 42,4% - озабочены учебой. В сущности, всех тревожит одно: личное будущее и даже учеба волнует большинство лишь с точки зрения возможности чувствовать себя интегрированными в конкретную социальную группу в соответствии с инстинктом социального самосохранения. 

  Понимая под молодежью, как отмечает один из ведущих культурологов страны С. Н. Иконникова, - наиболее, активную и  самую динамичную социально-демографическую  группу населения от 14 до 30 лет, мы творчество рассматриваем как деятельность, порождающую нечто качественно  новое отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. "Город дает нам  наиболее выразительный образ культуры своего времени - констатировали на рубежи XIX и XX веков И. М. Гревс и Н. П. Анциферов, - представляя сложный комплекс культурных образований, находящихся: во взаимной зависимости друг от друга, столь тесной, что какое - либо изменение в одном из них влечет за собой изменение во всем организме"

      Культурная среда - окружающая жителя крупного города совокупность 
материальных и духовными компонентов, условий его деятельности. Среда в 
широком смысле (макросреда) охватывает общественно-экономическую 
систему в целом. Культурная среда в узком смысле (микросреда) включает 
непосредственное окружение человека - семью, трудовой, учебный и др. 
коллективы и группы.

     В основе культурной среды лежит культурная деятельность жителей города, которая чаще всего фиксируется в большом городе по предпочитаемым формам культурной деятельности. Речь идет о том, что возраст, образование, семейное положение, условия проживания и другие характеристики, носящие объективный характер, во многом определяют интересы, запросы, склонности в сфере культуры, носящие субъективный характер. Какие же группы можно выделить? Это:

  1. Люди, которые преимущественно предпочитают заниматься культурной деятельностью в кругу друзей и знакомых В эту группу входят, в основном, молодежь, отличающаяся высоким уровнем образования. Здесь сравнительно мало людей старше 30 лет. Главный признак, определяющий потребности и условия удовлетворения культурных интересов этой группы - возраст.
  2. Люди, предпочитающие заниматься культурной деятельностью в семейно-групповых формах. Здесь наиболее широко представлены женатые мужчины в возрасте 30 лет. При этом уровень образования представителей этой группы значительно ниже, чем в первой группе; главный признак, определяющий потребность в этой группе - семейное положение.
  3. Люди, предпочитающие осуществлять культурную деятельность в кругу товарищей по работе и учебе. В ней представлены учащиеся ПТУ, студенты и непроизводственная интеллигенция. Признаком, детерминирующим культурные потребности, здесь может считаться социальное положение индивида.
  4. Лица, занимающиеся культурной деятельностью индивидуально. Группа эта малочисленная и состоит, в основном из женщин старше 30 лет. В данном случае мы имеем дело с поло-возрастными признаками, определяющими условия реализации культурных потребностей.

Информация о работе Молодежь в условиях современного города