Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 15:12, творческая работа
Молодежь и студенчество как особые социально — демографические группы являются наиболее динамичной частью общества и характеризуются
специфической ролью и местом в системе общественного воспроизводства,
поэтому изучение проблем этих групп общества является актуальным,
поскольку будущее каждой страны во многом зависит от ее молодого
поколения.
Введение …………………………………3
Глава I. Проблемы молодежи
1.1 Молодежь малого города: кризис самоопределения....................................5
Глава II. Адаптация молодежи
Социальная адаптация сельской молодежи
к получению высшего технического образования.......................................10
Адаптации иностранных студентов к условиям жизни и обучения в Иркутске.........................................................................................................12
2.3 Исследование..................................................................................................15
2.4 Вывод исследования.......................................................................................18
2.5 Адаптация первокурсников: проблемы и тенденции.............................19
Заключение.................................................................................................................24
Литература.................................................................................................................25
Культурная
среда большого города характеризуется
исторической глубиной, дающей возможность
молодым людям за думаться о приложении
сил в служении большой и малой
родине. Высококультурную среду создают
в городе старейшие высшие учебные
заведения.
Глава II. АДАПТАЦИЯ МОЛОДЕЖИ
Причины, затрудняющие социальную адаптацию сельской этнической молодежи к получению высшего технического образования в условиях вуза промышленного региона: отсутствие в школах постоянной, целенаправленной работы по профессиональной ориентации; несоответствие существующей подготовки выпускников сельских школ требованиям вуза; недостаточно сформированные общеучебные навыки; незнание студентами природы социальных межличностных отношений в условиях городского проживания, слабое представление о наиболее эффективных способах интеграции в ю поликультурной среде; недостаточная ориентация в социальных отношениях, принятии норм и установок студенческого коллектива; материально-экономическая неподготовленность к организации своего быта; оторванность от социально-бытовой этнической атмосферы семьи, традиций и обычаев, вызывающая внутренний дискомфорт и дисгармонию личности; изменение языковой среды как повышенная нагрузка на эмоционально-волевую сферу;
Исходные
теоретические предпосылки
Организационно-
Комплекс педагогических путей и условий, ориентированных на повышение уровня социальной адаптивности сельской этнической молодежи к процессу обучения в вузе, будущей профессиональной деятельности и новым реалиям жизни в промышленном мегаполисе; усиление регионального компонента в учебных планах, предусматривающего специфику этнокультурных особенностей личности студентов; обеспечение поэтапной социальной адаптации сельской этнической молодежи в условиях довузовского и высшего профессионального образования в приобретении социально-практического опыта: ученик -студент - профессионал; использование принципа соуправле-ния, позволяющего рассматривать взаимодействие преподавателей и студентов как систему, обеспечивающую успех студентам в освоении технических знаний, сохраняя при этом их этническую идентичность;
Реализация этих условий достигается с помощью следующих педагогических средств: тренинги; проблемные ситуации; практикумы; познавательные игры; учебные программы, минипрограммы; консультации;
организационно-познавательные,
адаптивно-развивающие, побудительно-мотивационные
и коммуникативно-
2.2 Адаптации иностранных студентов к условиям жизни и обучения в Иркутске
Обучение иностранных студентов в России имеет давние традиции. Почти 80 лет назад открылись в Иркутске первые курсы, где начали обучать русскому языку как иностранному. Однако помимо методических задач, возникших в связи с приездом иностранных студентов, обнаружились и психологическиепроблемы, на которые обращалось намного меньше внимания.
Преподавателям хорошо известно из опыта, что в начале обучения студенты испытывают массу трудностей и что причина этого в адаптации. Но вот какой бы то ни было начальный период заканчивается, а многие студенты продолжают жаловаться на усталость, плохое самочувствие.Обычно считают, что это связано с необыкновенной трудностью русского языка, или со сложностью системы обучения, либо со способностями самих студентов, с массой субъективных факторов, отягощающих ситуацию. Правомерным же представляется предположить, что причина совсем в другом, а именно в адаптации, которая не заканчивается в первые месяцы обучения, а протекает длительно и тяжело.
Освоение незнакомой социальной среды - дело трудное, и, хотя для молодых людей во всем мире это в общем-то обычная ситуация, когда они уезжают из семьи, чтобы получить образование.
Отсюда возникает вопрос - какова же истинная мера объективных трудностей, с которыми приходится сталкиваться иностранцам, приезжающим на учебу в Россию, каковы особенности их адаптации, как долго она продолжается, у всех ли студентов протекает одинаково, и если нет - то от чего это зависит? К тому же очевидно, что трудности, которые испытывают студенты, в отличие от других приезжающих в Россию, по крайней мере удваиваются. Им необходимо адаптироваться не только к стране, но и к учебе в вузах.
Понятие адаптации - одно из основных в биологии. Это процесс, направленный на сохранение состояния стабильности организма, суть которого в приспособлении организма к условиям среды.
Адаптация проявляется сразу же с момента возникновения организма и не прекращается ни на секунду. Она существует как на молекулярном уровне, так и на уровне человеческого поведения. Тем не менее считается, что любая адаптация расходует структурные, генетически детерминированные ресурсы организма, следовательно, чересчур активная, даже успешная, адаптация "съедает" жизненные запасы человека.
Видимо, главное в адаптации все же - степень приспособления организма к условиям среды, а также возможности, которые у него имеются для того, чтобы поддерживать функционирование на нужном уровне, то есть так называемая адаптированность.В психологии существует теория, в соответствии с которой процесс физиологической адаптации состоит из трех фаз: нарушение гомеостаза, разрушение старой программы, формирование новой программы. Неполное прохождение этих трех фаз или "застревание" на второй фазе означает затрудненную или, соответственно, неполную адаптацию. Следствием этого состояния могут быть такие признаки, как повышенное реагирование на любые нагрузки, ухудшение самочувствия или возобновление старых заболеваний.
Несомненно,
на успешность процесса адаптации иностранных
студентов огромное влияние оказывают
психологические особенности
Референтными показателями адаптированности личности являются эмоциональные состояния. Положительные эмоции, которые человек испытывает в отношениях с друзьями, в бытовой сфере, удовлетворительное самочувствие, ощущение душевного комфорта - все это факторы адаптированности личности.В соответствии с существующей теорией, у каждого человека есть концептуальная модель внешнего мира, по которой формируется план и программа поведения. У людей с высоким уровнем тревожности эта модель является неустойчивой, что в экстремальной ситуации может приводить к отказу от деятельности.
К
факторам, ухудшающим адаптацию в
экстремальной или сложной
Адаптация происходит во время взаимодействия факторов внешней среды и организма человека. Эти адаптогенные факторы, к которым происходит адаптация, могут быть экологическими, физиологическими, социальными, психологическими, профессиональными.Адаптация студентов к условиям обучения в вузах имеет, конечно, свою специфику. Иностранные студенты, приезжающие на учебу, должны адаптироваться не только к вузу, как российские студенты, не только к жизни в общежитии, но и к жизни в чужой стране. Эти условия адаптации оказываются для них зачастую экстремальными.
Они приезжают из разных стран мира, то есть из разных климатических зон, являются представителями разных социумов с совершенно различными культурами, традициями, системами норм и ценностей. Кроме того, они, как и все люди, обладают индивидуально-психологическими особенностями, которые также могут проявляться в адаптационном процессе.
Иностранцы, приезжающие в другую страну, испытывают влияние климата, связанное со сменой климатических зон и, возможно, сбой биоритмов из-за смены часовых поясов. К этому могут добавляться и воздействия неблагоприятных погодных условий. В крупных городах - это и состояние воздуха, его загазованность, превышение допустимых значений по многим параметрам и так далее. Все это в целом обозначается как экологические условия, или экологическая ситуация.
Следующий фактор воздействия - питание. Будем говорить о студентах, живущих в общежитии и вынужденных пользоваться столовой. Непривычным может быть вид пищи, ее вкусовые качества, может быть недостаточным ассортимент продуктов. Также известно, что во многих странах сейчас очень популярно обезжиренное питание, чем не может похвастаться русская кухня.Кроме физиологических факторов, не могут не оказывать воздействие социальные факторы, то есть новая, а скорее "чужая" социальная среда.Студенты, приезжающие на учебу в Россию, живут, как правило, в общежитии. Это непростая ситуация даже для иногородних российских студентов. Для иностранных же студентов часто общежитие является камнем преткновения в адаптационном процессе.
Общежитие - это не только временное место
жительства для студентов, но и место для
самостоятельных занятий, которые по имеющимся
методическим расчетам занимают не менее
40% учебного времени.Основным фактором,
к которому надо адаптироваться, является
учебный процесс, так как учеба -главная
цель приезда в Россию.
2.3 Исследование
температуры, загазованность и прочие. Практически можно считать, что действительно привыкли к климату только 12% респондентов.
Тяжело проходит привыкание к изменению в питании. Наиболее часто среди негативных факторов называется вода. Отмечается также значение плохого качества воды как санитарно-гигиенического средства. Анализ результатов анкетирования приводит к выводу, что адаптация к этому фактору происходит особенно тяжело.
Воздействие климата и питания, в свою очередь, неблагоприятно сказываются на здоровье и психологическом состоянии респондентов. Чаще всего можно встретить жалобы на чувство усталости. Оно, как известно, может быть вызвано и органическими расстройствами, и неудовлетворительной экологической обстановкой, и психологическим дискомфортом. В свою очередь утомление может вызвать ухудшение памяти, особенно в процессе перевода информации из кратковременной в долговременную память и извлечении материала из последней. Жалобы на ухудшение памяти имеются у
61% опрошенных.Расстройства здоровья отмечают 55% респондентов. Важно, что примерно 40% это мешает учиться.
Здесь возникает вопрос: в чем, собственно, должна заключаться социальная адаптация иностранцев, временно проживающих в нашей стране? Наверное, в возможности сохранять и поддерживать привычный образ жизни, если он не входит в противоречие с существующим у нас укладом. В приятии чужой культуры, не в ассимиляции, а именно в приятии, уважении к чужим традициям, ценностям, нормам. Иногда только эти "нормы" оказываются неприемлемыми для другой стороны. В 45% анкет можно встретить жалобы на угрюмость и агрессивность русских. Отмечаются и другие негативные качества.
В нескольких анкетах говорится о чувстве опасности и "угрозы зла", а также недостаток информации по поводу криминогенной обстановки. Все эти факторы являются достаточно сильными стрессорами, из чего можно предположить, что иностранные студенты в Иркутске часто испытывают стресс, или находятся на грани стресса.
Как видно из анкет, ностальгия наступает не сразу, а через некоторое время, когда исчезает новизна и появляется чувство усталости от чужого социального окружения, которое так и не стало "своим".