Мигранты и мигрантофобия в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 21:49, реферат

Описание работы

В современном мире одной из основных сил, определяющих облик XXI века становится миграция, являющаяся неотъемлемой компонентой процесса глобализации1. Прямым следствием масштабных перемещений мигрантов - в соответствии с потребностями быстро развивающихся экономик, по политическим, социальным и иным мотивам, - является все возрастающее этно-культурное и этно-конфессиональное разнообразие социумов.

Оборотной стороной этнической эрозии локальных социумов становится возникающее напряжение между местным населением и мигрантами, которые по этническим, расовым, конфессиональным, социальным, культурным параметрам могут существенно отличаться от "аборигенов". Эти напряжения, фиксируемые во всем мире, особенно опасны для многонациональной России, в истории которой можно найти не только позитивные примеры межэтнических взаимодействий. Взаимоотношения между принимающими социумами и мигрантскими меньшинствами и являются предметом настоящей статьи.

Работа содержит 1 файл

Мигранты и мигрантофобия в современной россии.doc

— 218.50 Кб (Скачать)

5. Социально-льготная  конкуренция. Участие мигрантов в распределении социальных льгот также выступает как предпосылка мигрантофобских настроений. Мигранты, претендуя на определенную социальную помощь, выступают как объективные конкуренты местному населению в процессе её получения.

6. Ухудшение  оперативной обстановки. Объективная предпосылка мигрантофобии - повышение криминогенности оперативной ситуации, рост количества преступлений, эскалация вооруженного насилия. Данная причина инициирована преступлениями двух видов: в которых мигранты выступают как субъекты преступлений, и те случаи, когда они являются объектами преступных посягательств. И в том и другом случае результат един - общее повышении криминогенности, активизация криминальных структур. 

Однако гораздо  масштабнее по своим размерам и результатам воздействия субъективные факторы мигрантофобии. Эти факторы формируются на негативном фоне конституирования объективных причин мигрантофобии, содержание и размер которых неадекватно расширяются.

 Специфика мигрантофобских настроений определяется как характером отношения населения к мигрантам, так и тактикой отношения мигрантов к коренному населению. Сложность построения адекватной модели состоит еще и в том, что сами слои населения и группы мигрантов неоднородны, и дифференцируются по разным критериям: этническому, конфессиональному, экономическому и другим. Тем не менее, с известной долей условности можно константировать: общественное мнение об одной группе в среде мигрантов в определенной степени обуславливает формирование аналогичных априорных установок о другой группе.

 Оценки населения совсем не обязательно и далеко не всегда реализуются в виде конкретных проявлений в поведении и поступках. Эти оценки в значительной мере характеризуют состояние общественного сознания, сложившиеся в общественном мнении представления, образы и стереотипы.

 В отличие от коренного населения восприятие переселенцев больше основывается на реальных недружественных проявлениях по отношению к себе или на оценке каких-либо проявлений как недружественных и потому более точно отражает реально складывающиеся отношения.

Первый год  проживания на новом месте иногда называют «годом эйфории»: у переселенцев еще не начали разрушаться иллюзии, ожидания и сильно выражено ощущение обретения более комфортной среды  по сравнению с предыдущей.

 Однако действие бюрократических препон, в первую очередь в виде ограничений на регистрацию по месту жительства приводит к практическому закрытию легальных сфер занятости мигрантов. Именно поэтому мигранты, пытаясь приспосабливаться с течением времени к новым условиям, становятся основными претендентами на теневые рабочие места.

 Такой результат «нелегальной адаптации» ситуация служит удобным аргументом и источником обвинений переселенцев в их имманентной криминальности.

 Субъективная причина мигратофобии - формально-нормированный поведенческий кодекс. Внешнее поведение мигрантов в этом контексте может восприниматься местным населением как аморальное и подозрительное, хотя по сути оно является просто инокультурным.

 Весомой субъективной причиной мигрантофобии может являться существование феномена обособленности мигрантов.

 Обособленность - это объективно существующая тенденция. Этот феномен обусловлен двумя обстоятельствами: стремлением переселенцев к консолидации и с их отрицательной установкой в отношении интеграции, основанной на существующих в их сознании негативных стереотипах местного населения.

 Это объясняется в основном более высокой потребностью вынужденных мигрантов в психологических механизмах, сплачивающих группу, повышающих позитивную идентичность ее членов. Они не избегают контактов с местными жителями, но предпочитают общение между собой. В сознании мигрантов существует резкое разделение на «мы» и «они». Постановка вопроса о необходимости интеграции часто вызывает у них негативную реакцию. Такой субъективный негативизм иногда имеет под собой объективную почву, хотя по существу интеграция, хотя и не в равной мере, но все же процесс взаимный.

 Таким образом, специфика процесса переселения, определяющая взаимоотношения между переселенцами и принимающим российским социумом, заключается в том, что в результате совпадения действия негативных индикаторных факторов миграционных процессов подготавливается почва мигрантофобии, этнофобии, ксенофобии, что может привести и иногда приводит к конфликтным ситуациям, перерастанию их в длительные формы конфликта.

Для превенции  таких негативных конфликтогенных  последствий необходимо проводить  на теоретико-индикаторной базе комплексные  мероприятия по предупреждению возникновения  и развития объективных предпосылок, масштабирования субъективных факторов мигрантофобии.

Академик В.А. Тишков прямо указал в своем докладе  на то, что мигрантофобия - это явление, сознательно создаваемое в современном  российском обществе, как фактор искусственной  консолидации страны, в условиях нерешенных и нерешаемых социальных проблем. Кому-то очень хочется, чтобы «миграционная опасность» стала новым «пугалом» для общественного сознания, вместо чеченской войны, от которой общество уже устало. К сожалению, даже некоторыми учеными предлагаются концепции повышенной конфликтности полиэтнического общества, хотя не существует никаких доказательств, что моноэтническая среда менее конфликтна.

 В.Тишков подчеркнул, что этноконфликты возникают не сами по себе, а при наличии социальной или политической заинтересованности в обострении межэтнических отношений.

 Академик предположил, что антимиграционная истерия находит заметный отклик у населения в значительной степени потому, что и население порой заинтересовано в сверхэксплуатации мигрантов. Коренные граждане уже привыкли рассчитывать на дешевую рабочую силу для своего бизнеса и личных нужд, и полусознательно соглашаются с ограничениями прав мигрантов, фактически превращающими их в рабов. Разумеется для хищнических трудовых отношений самый удобный объект нелегальные мигранты. На них не только можно сэкономить зарплату и фискальные отчисления, они еще имеют минимальные требования к социальному и медицинскому обслуживанию и соглашаются на самые тяжелые и вредные работы.  

Какими бы ни были сиюминутные интересы властей и местного населения, они не имеют ничего общего с подлинными национальными интересами страны, Несомненно со временем привычка властей считать часть жителей страны людьми второго сорта не ограничится переселенцами, а быстро распространится и на «коренное» население. Когда, мы спохватимся, уже будет поздно. России все равно не обойтись без приема больших миграционных групп, значительная часть которых - наши бывшие соотечественники по СССР, а значит сеять ненависть к мигрантам вместо того, что бы учиться жить вместе - все равно, что собственными силами раздувать по всей стране пожар.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

Уже сейчас в  единой Российской Федерации наблюдается  наличие 

нескольких различных  моделей миграционной политики в  зависимости от региона, где она осуществляется. Два полярных примера: Краснодарский край и Белгородская область. В Краснодаре проводится откровенно агрессивная и деструктивная по возможным последствиям антимиграционная политика. Белгородщина лидирует среди российских регионов по числу принятых мигрантов, и отнюдь не разжигает фащизоидные настроения. Какая из этих моделей станет в ближайшем будущем общероссийской? От этого зависят и наше ближайшее будущее, и наши исторические перспективы. Следует отметить также, что нынешний экономический кризис, несомненно, способствует обострению напряженности в отношениях между коренным населением и мигрантами. Ухудшение ситуации в экономике и на рынке труда может спровоцировать выход латентного недовольства сторон в явное этническое противостояние, в борьбу за ресурсы и рабочие места.

 Поэтому для  поддержания безопасности и устойчивости  ситуации в стране, сегодня нужна  продуманная твердая, целенаправленная, комплексная (в частности языковая, этнокультурная) политика в этно-национальных вопросах, направленная на национальную интеграцию и консолидацию. Она должна строиться как на государственном уровне, так и на уровне регионов, чтобы учитывать как фундаментальные вопросы обеспечения государственной безопасности, так и местную специфику. Наблюдающаяся напряженность отношений между мигрантами и местными жителями  сама не исчезнет, нужны очень большие усилия, как со стороны принимающего общества, государственных органов, так и со стороны мигрантов, которые, безусловно, должны захотеть интегрироваться в российский социум. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы: 

  1. Петров  В. Этнические миграции в современной  России: детерминанты и типология http://www.srn.su/vdoc.asp/2009/05/11/10/ (Союз Русского Народа)
  2. Леонова А. Мигрантофобия и ксенофобия: срез общественных настроений http://demoscope.ru/weekly/2005/0203/tema06.php
  3. Леонова А.  "Я не националист, но…" http://demoscope.ru/weekly/2005/0203/tema04.php
  4. Эмиль Паин. Как формируется мигрантофобия http://cosmopolis.mgimo.ru/fileserver/5/5-9.pdf
  5. Г. Солдатова, А. Макарчук  Психологическая помощь мигрантам.
  6. В.И. Мукомель Грани интолерантности (мигрантофобии, этнофобии)

         журнал "Социологические исследования" №2 2005

  1. Материалы сайта http://www.stopracism.anti-fa.ru/
  2. Материалы сайта http://www.rusidea.ru/ (Русское общество)
 

      
     
     
     

Информация о работе Мигранты и мигрантофобия в современной России