Мигранты и мигрантофобия в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 21:49, реферат

Описание работы

В современном мире одной из основных сил, определяющих облик XXI века становится миграция, являющаяся неотъемлемой компонентой процесса глобализации1. Прямым следствием масштабных перемещений мигрантов - в соответствии с потребностями быстро развивающихся экономик, по политическим, социальным и иным мотивам, - является все возрастающее этно-культурное и этно-конфессиональное разнообразие социумов.

Оборотной стороной этнической эрозии локальных социумов становится возникающее напряжение между местным населением и мигрантами, которые по этническим, расовым, конфессиональным, социальным, культурным параметрам могут существенно отличаться от "аборигенов". Эти напряжения, фиксируемые во всем мире, особенно опасны для многонациональной России, в истории которой можно найти не только позитивные примеры межэтнических взаимодействий. Взаимоотношения между принимающими социумами и мигрантскими меньшинствами и являются предметом настоящей статьи.

Работа содержит 1 файл

Мигранты и мигрантофобия в современной россии.doc

— 218.50 Кб (Скачать)

 При этом нелюбовь к приезжим носит не идеологический характер (реальная база поддержки националистов не превышает 5-7%, рекрутируемых из маргинальных молодежных групп), а скорее инструментальный, бытовой, ситуативный. Негативное отношение к мигрантам сигнализирует о внутренних напряжениях в современном российском обществе, о значительной распространенности понижающего типа социальной адаптации, о непреодолимых барьерах, мешающих социальной мобильности, а также формированию позитивных жизненных стратегий и их реализации.

 Неприятие "инородцев" зачастую имеет чисто поведенческие корни: сталкиваясь со слишком активным, экспрессивным культурным типом, обыватель испытывает растерянность, не знает, как реагировать, раздражается и развивает упреждающую (иногда встречную) агрессию.    Враждебное отношение к мигрантам естественным образом способствует сплочению иноэтничных групп, их готовности помогать "своим", упорно стремиться к успеху. Все это, в свою очередь, воспринимается русскими как экспансия, желание занять лучшее положение в обществе, так или иначе "оттеснить коренное население", "выжить русских с насиженных мест".

 Относительные экономические успехи чужаков (реальные или воображаемые) нарушают нормативные представления коренного населения о должном - "позиционно-иерархическом" - порядке стратификации, согласно которому местные жители (вообще русские) обладают заведомым преимуществом при распределении жизненных благ. То, что другие их обгоняют, воспринимается как жестокая несправедливость.

 Осознание собственной неудачи (несоответствия запросов и реальных достижений) делает невозможным позитивное отношение к другому, признание его успехов, более того, подталкивает к поиску в другом моральных изъянов, позволивших ему добиться большего.

 В целом миграция воспринимается большей частью российского общества как явление скорее вредное и опасное, нежели сулящее какие-либо выгоды России: соотношение положительных и отрицательных отзывов здесь составляет 15 к 85. Наиболее негативно высказываются о роли миграции респонденты, считающие, что они "не получили от реформ ничего хорошего", тогда как респонденты, считающие, что они в результате реформ выиграли (получили возможность свободно высказывать свое мнение, открыли собственное дело или нашли интересную, перспективную работу, освободились от вмешательства государства в частную жизнь), существенно чаще говорят о положительной стороне миграционных процессов, хотя и среди них негативное отношение преобладает. [5]

 Несмотря на значительное снижение порога чувствительности к публичному выражению шовинистических, а порой и нацистских взглядов, многие еще не готовы поставить свою подпись под наиболее одиозными лозунгами и идентифицировать себя с открытыми поборниками этнической чистоты.      Однако "в разумных пределах" большинство готово согласиться с подобными доктринами. К сожалению, сомнительный тон известных деклараций о зачистках в помещениях общего пользования настраивает население на столь же решительный лад во взаимодействии с любыми лицами, вызывающими подозрения уже хотя бы своею инаковостью. Разумеется, эта немудреная риторика сама по себе не рождает ксенофобию - она лишь придает форму давно копившемуся неясному чувству раздражения и обиды, вызванному узостью личных перспектив и разобщенностью общества. Сразу на весь мир не обидишься - вот и приходится искать критерии разграничения "своих" и "чужих". В отсутствие механизмов гражданского взаимодействия, сколько-нибудь значительной социальной мобильности и весомого опыта межкультурных контактов такими критериями становятся самые очевидные, внешние признаки принадлежности к общности: место рождения, язык, стиль одежды и поведения. В ситуации внутренней осады эти признаки превращаются в пароль, рассчитанный на отсечение "чужих". Однако исходная задача при этом так и остается нерешенной: исключение чужаков не дает позитивных оснований для формирования общности "своих". Оказываясь в новой социокультурной среде, в процессе взаимодействия с принимающим населением мигранты всегда испытывают затруднения, обусловленные различиями в традициях, обычаях, установках, поведении, ценностных ориентациях, сформировавшихся в разных условиях. [5] У местного населения непохожесть мигрантов вызывает непонимание и раздражение, приводя к возникновению взаимной нетерпимости и конфликтам. Всплеск миграционных процессов в последние годы в России способствовал тому, что в обществе распространилось новое негативное социальное явление, особая разновидность ксенофобии - мигрантофобия. Неприятие со стороны принимающего населения приводит к возникновению у беженцев и вынужденных переселенцев изоляционистских установок и ориентации на 'своих'. Объединение мигрантов в группы зачастую ускоряет и усиливает процесс их превращения в устойчивый объект негативных социальных установок.

 В ситуации сложности современных социальных процессов трудно надежно спрогнозировать, правильно учесть и скорректировать все последствия (политические, экономические, демографические, культурные и т. д.) массовых миграций.

 С одной стороны, миграционные процессы выполняют важную функцию перераспределения населения мира: компенсируют нехватку трудовых ресурсов в одних регионах (демографически слабых, но экономически сильных) и демпфируют их избыток в других (демографически сильных, но экономически слабых).

 С другой стороны, этническая миграция сегодня — это, в какой-то степени, новый тип колонизации, захвата территорий и ресурсов. Отсюда вытекает неотвратимость роста социальной напряженности и этнических конфликтов.

 В мировом миграционном пространстве Россия занимает статус страны, принимающей мигрантов. Положительный миграционный баланс сегодня демографически оправдан: он частично возмещает катастрофическую убыль собственного населения и возникающий при этом дефицит трудовых ресурсов.

  Однако интенсивность этнически окрашенных миграционных потоков из бывших республик СССР и, как их следствие, усложнение этнокультурной гетерогенности отдельных стратегически важных регионов нашей страны (Москвы, Краснодарского края, Дальнего Востока и т. д.) ставят ряд актуальных вопросов: каковы тенденции прослеживающиеся во взаимоотношениях между мигрантами, приезжающими в Россию, и коренным населением (принимающей средой); формируется модель взаимодействия между мигрантами и принимающей средой  по принципу интеграции или изоляции;как повлияет миграция на социальную стабильность и устойчивость общества.

  Ниже приводятся данные VI этапа мониторинга социальной сферы России, которые в определенной степени позволяют очертить некоторые, протекающие в этой сфере, тенденции. [7]

  При ответе на вопрос «Считаете ли Вы, что для преодоления дефицита населения и рабочей силы в России следует привлекать мигрантов на временную работу?» мнения россиян разделились: 44,6% респондентов считают, что следует, и примерно столько же (43%) — что не следует.

Однако, допуская для себя возможность видеть мигрантов  к качестве дешевой рабочей силы, большинство россиян не желает принимать  их в качестве своих соотечественников, граждан своей страны.

Так, на вопрос «Считаете  ли Вы, что для преодоления дефицита населения и рабочей силы в  России следует привлекать мигрантов  на постоянное место жительство?»  большинство респондентов (72,6%) ответило, что не следует (рис. 1).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 1 — Мнения россиян о необходимости привлечения мигрантов

на постоянное место жительства

(в % от числа  ответивших)  
 

 
 

Результаты исследований показывают, что в настоящее время  между мигрантами и принимающей  средой увеличивается социальная дистанция, растет социальный разрыв. Мигранты и коренные жители России стремятся обособиться и изолироваться друг от друга, создать свои собственные социокультурные пространства на единой территории страны, региона, города.

  Россияне, признавая определенную пользу мигрантов для экономики, воспринимают их как некую враждебную силу, с которой связана угроза национальной безопасности страны.  

На вопрос «Создает ли привлечение мигрантов угрозу национальной безопасности?», 63,4% наших  граждан ответили утвердительно  и только 19,6% отрицательно.

  В рейтинге угроз, ощущаемых респондентами от мигрантов, на первых местах стоят страхи, обусловленные ростом преступности, межнациональной напряженности и безработицы среди местного населения (таблица 1). 
 
 
 
 
 
 

Таблица 1 — Мнения россиян об угрозах от мигрантов

(допускался  выбор нескольких вариантов ответов)  

 
Угрозы 
Количество  ответов

(в % от числа  опрошенных)

Рост  преступности 50,7
Рост  межнациональной напряженности                  41,1
Вытеснение  местных жителей 

С престижных рабочих мест                                             

33,5
Вывоз значительных денежных средств 

из России за рубеж

20,5
Угроза  территориальной целостности России 16,5
Зависимость экономики 

от иностранной  рабочей силы

12,3
Угроза  национальной культуре народов России 10,3
 

                                                            

    Ощущение угроз формирует у коренных жителей стремление изолироваться от мигрантов, оградить себя от тесных межличностных коммуникаций с ними.

 Одним из  важнейших факторов, формирующих общественное мнение, являются средства массовой информации. Основная направленность публикаций в российских СМИ , – как раз создание образа мигранта как чужака, врага, отнимающего у россиян работу, места в школах, детских садах и т.д. На самом деле определенное напряжение может создаваться не просто изменением этнического состава населения, а слишком быстрыми темпами этого изменения, имевшими место в последние годы. Но эта проблема могла бы быть сглажена, если бы не сознательное провоцирование властями и послушными им СМИ этнофобий…

 Только в российской сфере Интернета свыше тысячи сайтов откровенно нацистской, террористической, экстремистской направленности. Очень часто государство само провоцирует ксенофобию, потому что у нас серьезные пробелы по части миграционной политики, и политики, чиновники сами зачастую провоцируют мигрантофобию, средства массовой информации переполнены мигрантофобными статьями. Часто делаются безответственные заявления политиками и чиновниками относительно криминализации мигрантов. Сейчас ведется полемика между правительством Москвы и Федеральной миграционной службой относительно проявлений преступности среди мигрантов. Правительство Москвы называет какие-то ужасающие цифры, что свыше 80 процентов преступлений совершается мигрантами. Глава ФМС говорит о четырех процентах. Поэтому чиновники путаются в цифрах, понятиях, и в общество постоянно идут сигналы такого мигрантофобного характера. Наиболее часто встречаемые формулировки, встречающиеся в прессе: «в Москве миграция зашкаливает» и «вышла за пределы разумного», запугивая «этнической преступностью», действующей в Москве,  «захвате» мигрантами «некоторых секторов экономики», что приводит к взвинчиванию цен.

  Все эти  заявления выставляют мигрантов исключительно в негативном и разжигают к ним ненависть.

Голословно утверждается, что среди нелегалов - «огромное  количество преступников, бежавших от правосудия в своих странах», а  многие из них «в свое время участвовали  в изгнании русского населения из Закавказья и Средней Азии». Авторы статей в прессе утверждают, что гастарбайтеры работают «из рук вон плохо», а построенные ими дома «буквально разваливаются на следующий день после новоселья» .

Информация о работе Мигранты и мигрантофобия в современной России