Межкультурные браки

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 22:33, реферат

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть мужкультурные различия в сфере брачных и семейных отношений.
Задачи:
изучить природу и структуру этнической ментальности;
рассмотреть семью в зеркале транскультурных браков;
изучить исследования межкультурных браков.

Работа содержит 1 файл

межкультурные браки.doc

— 86.00 Кб (Скачать)

Межкультурные браки/

Введение

      Начало  систематического изучения групповой  сплоченности относится к концу 40-х годов ХХ в., когда под руководством Л.Фестингера впервые были выполнены  специальные исследования. Л.Фестингеру принадлежит наиболее распространенное и употребляемое определение групповой сплоченности как «результирующей всех сил, действующих на членов группы с тем, чтобы удержать их в ней».

      Сплоченность  является интегративным параметром семейной системы, описывающим структуру  семьи с точки зрения способности реагировать на внешние и внутренние воздействия. Механизмы возникновения сплоченности изначально были описаны в русле социальной психологии, а потом ассимилированы в понимание семьи и семейной психологии (Алешина Ю.В., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М., Дармодехин С.В., Елизаров В.В. и др.): сплоченность как межличностная аттракция, описанная А. и Б.Лотт; сплоченность как результат адекватной мотивации группового членства (Д.Картроит); концепция сплоченности как ценностно-ориентационное единство, развиваемая А.В.Петровским.

      Под национальным менталитетом обычно понимают образ мыслей, психологический склад  ума, особенности мышления, а также  исторически сложившуюся, устойчивую специфическую форму проявления и функционирования общественного  сознания в жизнедеятельности определённой национальной общности людей.

      Поскольку существенным элементом национального  менталитета является отражение  реальных условий жизнедеятельности, практика общения с другими народами, уровень использования их социального, нравственного и интеллектуального опыта то видно, что понятие менталитета перекрещивается и смешивается, с такими понятиями, как национальная психология и национальный характер.

      Высокая степень сплоченности семьи обеспечивается единством ценностей, мировоззрения  и семейных представлений (взглядов на семейный уклад, распределение ролей и главенство) в сочетании с комплементарностью в отношении компетентности ее членов (знаний, умений и навыков).

      Проблема  супружеских отношений в транскультурных  браках в последние десять лет занимает в отечественной психологической науке весьма заметное место. Научная и практическая значимость семьи как объекта психологического исследования и воздействия предопределяет и дальнейший рост внимания к данной теме.

      Цель  данной работы – рассмотреть мужкультурные  различия в сфере брачных и семейных отношений.

      Задачи:

  • изучить природу и структуру этнической ментальности;
  • рассмотреть семью в зеркале транскультурных браков;
  • изучить исследования межкультурных браков.

1. Природа и структура  этнической ментальности

      Когда мы говорим о ментальности, речь идет не только об отражении действительности, но и о возможности воспроизводить образы, представления, эмоции, иллюзии, непосредственно не данные в наличном бытии, а существовавшие в прошлом. И происходит это воспроизведение часто в "неотрефлектированном и неартикулированном выражении", базирующемся на специфике энергоинформационной активности человеческой общности.

      Казалось  бы, вопрос о природе этноментальности элементарно прост и не может  вызвать каких-либо осложнений: достаточно указать на принадлежность данного феномена к сфере этнического, чтобы экстраполировать дуальную природу последнего на предмет нашего исследования. Это действительно так. Но трудность кроется в более широкой проблеме, связанной с происхождением человеческого мышления вообще, его сущностного отличия от каких-либо подобных процессов, присущих дочеловеческой стадии. Следовательно, мы вновь и вновь возвращаемся к вопросу о сущности человека, от понимания которой зависит и трактовка природы ментальности. Вот почему для того, чтобы выяснить природу исследуемого феномена, нам необходимо будет рассмотреть не только вопрос об истоках такого воспроизведения, но и более широкую проблему глубинных истоков процесса познания.

      Существует  определенная реальность, некая объективность, которая находит отражение в человеческой психике, трансформируясь в идеальную форму посредством субъективности. Процесс познания, таким образом, необходимо рассматривать как своеобразное взаимодействие названной объективности и субъективности, предметности и сознания. Данные субъект - объектные отношения характеризуются не односторонним, а обоюдным взаимовлиянием, ибо, как отмечали еще средневековые схоласты, "когда что-то познается - познается способом того, кто познает". Ж.Пиаже писал, что "для того, чтобы познавать объекты, субъект должен действовать с ними и потому трансформировать их: он должен перемещать их, связывать, комбинировать, удалять и вновь возвращать. Начиная с наиболее элементарных сенсоромоторных действий... и кончая наиболее изощренными интеллектуальными операциями, которые суть интериоризованные действия, осуществляемые в уме (например, объединение, упорядочивание, установление взаимно-однозначных соответствий), познание постоянно связно с действиями или операциями, т.е. с трансформациями. В историко-материалистической философской традиции этот факт нашел отражение в тезисе об относительной самостоятельности сознания".

      "Исходный  момент любого этногенеза, – подчеркивал  Л.Н.Гумилев, – специфическая  мутация небольшого числа особей в географическом ареале. Такая мутация не затрагивает (или затрагивает незначительно) фенотип человека, однако существенно изменяет стереотип поведения людей. Но это изменение - опосредованно: воздействию подвергаются, конечно, не само поведение, а генотип особи. Появившийся в генотипе вследствие мутации признак пассионарности обусловливает у особи повышенную по сравнению с нормальной ситуацией абсорбцию энергии из внешней среды. Вот этот-то избыток энергии и формирует новый стереотип поведения, цементирует новую системную целостность".

      Т.Н.Поплавская в своей работе "Генезис менталитета  личности в национальной культуре" пишет: "Анализ структуры менталитета  дает нам возможность понять его  как многоуровневое и многогранное образование, элементами которого являются: понимание, интуиция, ментальное сознание и ментальные структуры".

      Далее автор поясняет, что ментальное сознание – это глубинный уровень индивидуального  сознания, которое выступает универсальной  основой использования всякого знания о мире в действительности, условием, при котором человеческое знание выявляет свое истинное значение для жизни, получает онтологические характеристики.

      Ментальные  структуры как элемент бессознательного задает главный тон мироощущений и эмоциональной окраски сознания. Через свой интимно-личностный характер они выступают как непосредственная жизненная реальность, которую почти невозможно определить и выразить в рациональных, окончательных понятиях.

2. Семья в зеркале  транскультурных  браках

      Давно известно, что семья является ведущим фактором развития личности ребенка, от которого зависит дальнейшая судьба человека. Именно она на всем протяжении своего развития остается сложнейшим социальным образованием, в функционировании которого сходятся личностные, групповые и социальные интересы, предрассудки и противоречия. Содержанием семейного воспитания в этнопедагогике являлись общечеловеческие нормы нравственности, дополняемые предписаниями и требованиями национального характера, например, дифференцированные правила поведения мужчин и женщин.

      В течение развития общества нравственные нормы, моральные принципы, идеи воспитания подрастающего поколения подвергались переоценке в зависимости от того, в каких конкретных условиях они  целесообразны. Цели воспитания напрямую зависят от норм, которые в свою очередь зависят от ценностей. На данном этапе происходит следующее: ценности сменились, а система образования не в полной мере отразила факт изменения целей воспитания. Для стабилизации нравственного климата народа, общества, необходимо возрождение вечных ценностей, и в частности, нравственных норм этнопедагогики семей.

      К сожалению, сегодня нравственные ценности былой горской семьи несколько  утрачены. Нельзя не видеть того очевидного факта, что наиболее трудным и  ответственным этапом жизненного цикла семьи является тот, на котором происходит ее становление. На него приходятся события столь высокой социальной значимости, что каждый из них может решить всю дальнейшую судьбу семьи. Это – взаимная адаптация социальных, моральных, психологических и иных личностных качеств супругов; рождение детей, которое вместе с новыми чувствами и радостями несет с собой многосложные родительские обязанности. Следует также выделить переход в новый социальный статус, требующий от каждого из супругов переоценки и переосмысления своего прежнего образа мыслей и поведения в сторону повышения социальной ответственности. Семья относится к числу старых и устойчивых институтов, поскольку формирование брака и семьи шло параллельно со становлением и развитием самого современного человека. На разных этапах развития человечества семья отличалась своими идеологическими, моральными, эмоциональными и экономическими характеристиками, а правовые нормы, регулирующие деятельность, восходят к древнейшим законодательным кодексам.

      На  каждом временном этапе в брак вступают все новые когорты юношей и девушек, отличающихся от своих  предшественников по социально-профессиональному  статусу, уровню социальной зрелости, поведенческим нормам и установкам, придающим брачно-семейным отношениям дополнительную сложность. В одних случаях стечение объективных и субъективных обстоятельств создает удачную совокупность и оптимальную адаптированность супружеских взаимоотношений, способов формирования прочных семейных устоев. В других случаях, наоборот, происходит взаимное отторжение взглядов, отчуждение отношений молодых супругов и брак так и не становится семьей.

      В настоящее время чрезмерная занятость  родителей «добычей пропитания»  является отрицательным фактором в  освоении детьми нравственных норм. Пробелы в воспитании ведут к отклонению от морально-этических норм, к девиантному поведению детей. Затрудняется социализация подрастающего поколения из-за изменения общей системы социальных ценностей, слабого усвоения нормативных ориентаций. Приобретенные в семье привычки ведут к трудностям в школе, в общественной жизни. Однако при выяснении воспитательных возможностей семьи, выясняется, что большая часть семей имеют достаточные условия для воспитания детей в духе возрождения ценностных ориентиров.

      Семья, как хранительница достижений прошлого, лучше других может донести эти  образцы до новых поколений. Поэтому  в настоящее время, на этапе возрождения  духовного и культурного наследия, семейная опора как средоточие нравственного  богатства народа является объективной потребностью общества. Общество заинтересовано в преемственности только прогрессивного духовного богатства народа. В осуществлении этой цели огромная роль принадлежит семье и не каждой, а той, которая впитала в себя современный образ мысли, педагогическую и общечеловеческую культуру. Именно поэтому на семью возлагается великая миссия – возрождение нравственного наследия народа.

      Не  следует забывать, что семья является основным источником и главным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Можно с полной уверенностью сказать, что семья была и всегда будет важнейшим институтом семейного воспитания и развития личности ребенка.

      В мусульманской семье, как известно, женщина очень ценится и оберегается, но как утешение, "приз", услада. Ценность женщины здесь 
понимается почти буквально, то есть в материальном, денежном эквиваленте. Женщина должна быть привязана к семье, всегда хорошо одеваться и щедро одариваться. Подарки возведены в разряд ритуала. Все решения в мусульманской семье принимает мужчина. Круг интересов женщины узок: дети, красивая одежда, украшения, еда. Мусульманские женщины, которые приезжают сюда, как правило, не демонстрируют своего подчиненного положения. Многие из них образованы, поэтому традиционной модели уже не получается. Тем не менее, когда они создают семьи внутри диаспоры, доминирование мужчины очевидно. Стабилизирующим фактором в мусульманской семье является авторитет родителей. Женщина, чувствующая психологический дискомфорт, идет за советом к старшим членам семьи и находит у них поддержку и утешение. Еще один уникальный принцип мусульманской модели семьи - заменяемость женщины (система гаремов). 
 Своя семейная модель предлагается иудаизмом. В традиционных еврейских семьях невероятно высок авторитет мамы. Многое зависит от того, какой ребенок рождается - мальчик или девочка. В любой архаической модели рождение мальчика приветствуется больше, чем девочки. Поведение матери напрямую зависит от пола ребенка. Оно негативное и репрессивное по отношению к девочкам, по отношению к мальчикам - поддерживающее, поощряющее. Еврейские мамы никогда не оставляют детей в покое и постоянно воспитывают: следят за осанкой, манерой поведения, речью ребенка. Дети, вырастающие в этих семьях, всегда вежливы и очень приятны в общении, однако, с точки зрения психолога, таким отношением легко подавить в ребенке творческое начало, которое предполагает определенный детский произвол.

      В православной модели семьи дети, напротив, полностью предоставлены сами себе. Если белые дети играют на улицах Парижа без взрослых, можно почти безошибочно утверждать, что это русские. В типичной французской системе воспитания дети - самые опекаемые члены семьи, до 16 лет они находятся под строгим присмотром родителей, которые обязаны их чем-то занимать, устраивать досуг. В российской культуре существует иная дисциплинарная система - система образцов для подражания. Всегда ставятся в пример "передовики", на которых необходимо равняться, чтобы достичь успеха. Вопрос, каким образом можно достичь желаемых результатов, как правило, даже не поднимается.

Информация о работе Межкультурные браки