Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 13:39, контрольная работа
Семья считается одним из четырех фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой - самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп - группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовую бригаду или спортивную команду, - но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Введение…………………………………………………………………………2
2.Брак – основа семейных отношений…………………………………………………………………………4
2.1.Формы брака…………………………………………………………………..5
2.2.Историческое направление в социологии семьи и брака…………………..7
3.Семья как важнейший социальный институт………………………………..11
3.1.Жизненный цикл семьи………………………………………………….…..11
3.2.Формы семьи…………………………………………………………………12
3.3.Функции семьи………………………………………………………………13
3.4.Распределение ролей в семье……………………………………………….16
4.Кризис семьи и ее будущее…………………………………………………...19
5.Заключение………………………………………………………………….….23
6.Список литературы…………………………………………………………….25
СОДЕРЖАНИЕ
1.Введение……………………………………………………
2.Брак – основа
семейных отношений………………………………
2.1.Формы брака………………………………………
2.2.Историческое направление в социологии семьи и брака…………………..7
3.Семья как важнейший социальный институт………………………………..11
3.1.Жизненный цикл семьи………………………………………………….…..11
3.2.Формы семьи………………………………………
3.3.Функции семьи………………………………………………………………
3.4.Распределение ролей в семье……………………………………………….16
4.Кризис семьи
и ее будущее………………………………………………
5.Заключение………………………………………………
6.Список литературы……………………………
1.Введение.
Семья считается одним из четырех фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой - самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп - группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовую бригаду или спортивную команду, - но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.
Семья - неотъемлемая часть общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья - начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме. Однако всегда ли мы задумываемся над вопросами:
-Почему люди живут семьями?
-Семья - это личное дело каждого или она как-то связана с обществом?
-Влияет ли семья на общество или общество оказывает «давление» на семью?
-Всегда ли существовала семья?
-Сохранится ли семья в будущем?
-Выдержит
ли семья суровые испытания, которые переживает
наше общество сегодня?
Проблемы
семьи изучаются особой областью
социологии. Проблематика исследований
обширна и разнообразна. Процессы
распада и формирования семьи, характер
выполнения ее основных функций, особенности
взаимоотношений супругов и причины
семейных конфликтов в семье, социальные
и экономические факторы, определяющие
ее образ жизни, - вот далеко не полный
перечень лишь основных вопросов, к которым
обращаются социологи.
2. Брак - основа семейных отношений
Брак
- это исторически обусловленная,
санкционированная и
Институт брака самим фактом своего существования свидетельствует, что общество преднамеренно разделило все виды половых отношений на одобряемые и неодобряемые, а государство - на разрешенные и неразрешенные. Но так было не всегда. В древности брачные отношения выглядели совсем иначе, а на заре человеческой истории их не было вовсе.
В
любом обществе - древнем или современном
- семья формируется, как правило,
через брак. Брак - санкционированный
обществом сексуальный союз определенной
продолжительности между двумя
и более индивидами. Подобный союз
обычно заключается благодаря
Брак - совокупность обычаев, которые регулируют супружеские отношения мужчины и женщины. В современной европейской культуре такие обычаи включают знакомство, обручение, обмен кольцами, медовый месяц, перешагивание жениха и невесты через символическое препятствие.
Все эти нормы, по определению американского социолога К. Дэвиса, формируют некую целостную структуру, которую называют институтом брака. В обществе такой институт выполняет рад принципиально важных функций - воспроизводство людей, воспитание детей и другие.
Итак,
брак - институт, регулирующий отношения
только супругов, а семья - институт,
регулирующий, кроме того, еще и
отношения между родителями и
детьми.
2.1.
Формы брака
Способ,
каким выбирается брачный партнер,
подразделяет все формы брака
на два типа - эндогамный и экзогамный.
При эндогамии партнер
Размер брачной группы служит основанием для разделения форм брака на две большие категории:
-моногамия (брачный союз одного мужчины и одной женщины);
-полигамия
(брачный союз более чем двух партнеров).
Каждая из данных категорий распадается на подвиды. В моногамии выделяют:
а) пожизненную моногамию;
б) моногамию, допускающую развод (легко разводимый брак);
в)
парную семью.
Последняя хоть и называется семьей, но лишь формально. На самом деле парная семья - это неустойчивая, кратковременная форма брачного союза. В полигамии выделяют:
а) полигинию (брачный союз одного мужчины с несколькими женщинами);
б) полиандрию (брак одной женщины с несколькими мужчинами);
в)
групповой брак (брачный союз нескольких
мужчин и нескольких женщин).
Классификацию форм брака можно провести и по самым разным критериям: брак по сговору, брак по любви, брак по расчету, брак по рекомендации посредников. Посредники - друзья и знакомые, которые рекомендуют будущего жениха или невесту.
Гостевой брак. Этот термин пришел из Франции. Супруги имеют две квартиры и живут раздельно, навещая друг друга 2-3 раза в неделю: и женаты, и свободны одновременно.
Неравный брак подразумевает, что супруги различаются по какому-либо значимому признаку - общественному положению, возрасту, доходу и т. д.
Другим
критерием классификации
В
отличие от древних форм покупного
брака, осуществлявшихся в виде эквивалентного
дарообмена, более поздние его
формы, особенно в эпоху патриархата,
проявлялись уже в форме
Постепенно покупной брак превратился в часть родоплеменных мероприятий, и на мусульманском Востоке возникла новая форма покупного брака - калымный брак. Калым, выкуп за невесту, первоначально выплачивался роду, а позднее - родителям в качестве компенсации за потерю работницы. Как пережиток калым сохранился у некоторых народов Азии и Африки.
Кроме
покупного брака существует хищнический
брак. Различают две его
-умыкание (похищение) невесты;
-умыкание жениха;
Такой
брак возник в древности и сохранился
у некоторых народов как
2.2.
Историческое направление
в социологии семьи
и брака.
Семья является одним из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.
К
определению природы и сущности
семьи мыслители прошлого подходили
по-разному. Одна из первых попыток
определить характер брачно-семейных
отношений принадлежит
Аристотель,
критикуя проекты «Идеального
Английский философ Томас Гоббс, разрабатывая проблемы моральной и гражданской философии, опровергал точку зрения на брак как нечто нечистое, лишенное святости, желая возвращения земному институту брака его духовной ценности.
Французский просветитель Жан-Жак Руссо писал: «Самое древнее из всех обществ и единственно естественное - это семья. Таким образом, семья - это, если угодно, прообраз политических обществ…»
Философы
античности, средневековья и отчасти
даже нового времени выводят общественные
отношения из семейных отношений, обращают
основное внимание на отношение семьи
к государству, а не на характеристику
ее как особого социального
Основу семьи Кант видел в правовом порядке, а Гегель - в абсолютной идее. Заметим, что ученые, признающие вечность и изначальность моногамии, фактически отождествляют понятия «брак» и «семья», различия между ними сводятся к формальному началу. Конечно, между понятиями «брак» и «семья» существует тесная взаимосвязь. Недаром в литературе прошлого, а иногда и настоящего, они нередко используются как синонимы. Однако в сути этих понятий есть не только общее, но немало и особенного, специфического. Так, ученые убедительно доказали, что брак и семья возникли в разные исторические периоды. Современные советские социологи определяют брак как исторически изменяющуюся социальную форму отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой, общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности.