Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:21, курсовая работа
В настоящее время приобретает особую актуальность одна из мировых тенденций взаимодействия государства с частным бизнесом - взаимодействия, направленной на объединение форм государственного и негосударственного социального регулирования. Речь идет о развитии механизма социального партнерства.
Цель данной работы – охарактеризовать методы взаимодействия субъектов социального партнерства и организационную структура, в границах которой происходит взаимодействие организаций работодателей, наемных работников и государства.
Введение………………………………………………………………..…...3
Глава 1. Понятие и суть социального партнерства……………………...4
Глава 2. Методы взаимодействия субъектов социального партнерства.9
2.1. Механизм социального партнерства…………………………….…..9
2.2. Проведение консультаций……………………………………….….11
2.3. Участие в коллективных переговорах………………………….…..12
2.3.1. Выдвижение требований и предложений сторон……………….15
2.3.2. Использование примирительных процедур………………….….16
2.4. Оформление достигнутых договоров и соглашений……………..17
2.5. Контроль за выполнением договоров и соглашений……………..18
Заключение…………………………………………………………….….19
Список источников литературы………………………………………...20
улучшение соглашений на всех уровнях и коллективных договоров и расширение сферы их действия;
совершенствование досудебных институтов и механизмов защиты, трудовых прав работников;
повышение эффективности деятельности государственных и профсоюзных органов, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением Трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
активизация работы профсоюзных комитетов, в современных условиях, по осуществлению конструктивного взаимодействия с представителями работодателя по решению повседневных и перспективных вопросов регулирования социально-трудовой жизни в коллективе, прежде всего на основе заключенных коллективных договоров и соглашений, а также по осуществлению профсоюзного контроля за соблюдением работодателем социально значимых прав и интересов членов профсоюза в соответствии с нормами трудового законодательства.
В рамках решения вышеперечисленных проблем необходимо совершенствовать Трудовой Кодекс Российской Федерации. Возможные направления такого совершенствования:
1. Следует трансформировать практически неработающий институт трудового арбитража в институт независимой саморегулируемой экспертной организации при трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (на федеральном, региональном и локальном уровнях). Создается общероссийская независимая саморегулируемая экспертная организация, которая в рамках своего функционала осуществляет координацию, утверждает уставы созданных организаций на федеральном, региональном и локальном уровнях.
Организация указанной системы позволит развить и определить правовую основу института переговорщиков (трудовых судей). «Трудовые судья переговорщики (арбитры)» - независимые лица (эксперты), способные посредством своих личных и профессиональных качеств достичь консенсуса в переговорном процессе между работодателями и профсоюзами (бипартизм). Независимые саморегулируемые экспертные организации будут оказывать следующие услуги:
посреднические, консультационные;
обучение по всем аспектам трудовых отношений;
услуги для бизнеса (информирование, консультирование, учебные программы и т.д.);
международные услуги;
арбитражные услуги;
разрешение трудовых споров и урегулирование конфликтов;
ведение коллективных переговоров и отраслевых соглашений;
помощь организациям в разработке системы управления конфликтами и разрешения споров;
подготовка кадров в области предотвращения и разрешения трудовых конфликтов, в том числе по запросам правительств иностранных государств и международных организаций;
помощь в многосторонних переговорах при осуществлении общественного диалога;
подготовка специалистов в сфере урегулирования трудовых споров;
предоставление широкого спектра услуг с применением в переговорном процессе современных информационных технологий.
2. Необходимо внесение изменений в Трудовой Кодекс Российской Федерации в части пересмотра сроков заключения отраслевых соглашений. Требуется введение следующей нормы: «если в течение года объединения работодателей и объединения профсоюзов не вырабатывают единой позиции в отношении отраслевого соглашения, то в данной ситуации вопрос придется решать в присутствии - «административного наблюдателя». Права и обязанности «административного наблюдателя» требуется так же отразить в новой редакции Трудового кодекса Российской Федерации.
3. Необходимо отразить и прописать процедуру изменения и дополнения коллективного договора в Трудовом кодексе Российской Федерации
4. Порядок разработки проекта отраслевого соглашения также требует конкретизации в Трудовом кодексе Российской Федерации в части создания комиссии, закрепления ее полномочий и определение сроков функционирования.
5. Требует проработки механизм присоединения к отраслевым соглашениям, а так же подлежит уточнению процедура уведомительной регистрации коллективных договоров.
Внесение этих дополнений в законодательство Российской Федерации должно повысить роль социального партнерства в регулировании трудовых отношений, а также простимулирует рост фонда оплаты труда работников.
Так же необходимо учесть ряд дополнительных мер требующих внесение изменений и дополнений в нормативно-правовые акты:
Необходимо внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части применения санкций к обеим сторонам социального партнерства (за неисполнение).
Необходимо проработать вопрос о создании объединений работодателей, где они не созданы на муниципальном и региональном уровнях. Разработать действенный механизм содействия работодателю в том, что бы стимулировать его заинтересованность в создании объединений работодателей.
Для решения проблемы отсутствия обученных специалистов по подготовке и сопровождению отраслевых соглашений необходимо создание программы повышения квалификации специалистов занимающихся заключением отраслевых соглашений. Данная программа должна в себя включать создание и внедрение в систему образования модулей повышения квалификации требуемых специалистов.
Создание единой общероссийской информационной базы, которая фиксировала бы отраслевые и коллективные договора.
И в заключении хотелось бы отметить, что рыночная экономика и соответствующие ей институты начали формироваться лишь 20 лет назад. Современная история социального партнерства в России началась не так давно, и тем не менее, основные институты созданы и функционируют. Просто не надо останавливаться на этом, необходимо движение вперед. Надеемся, что разработка, принятие и самое главное реализация Стратегии социального партнерства поможет в этом.
(c) 2007 ФГБУ "НИИ ТСС МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ". Made with PS.
http://www.niitruda.ru/
На первый взгляд может сложиться впечатление, что все необходимые условия для развития социального партнерства в России уже присутствуют:
осуществился переход к рыночным отношениям; имеется минимально необходимая правовая основа для развития социального партнерства;
существуют профсоюзы — организации, представляющие и защищающие интересы трудящихся;
выделился класс предпринимателей;
государство заявило о своей готовности выступить в качестве посредника в отношениях между наемными работниками и
работодателя м и.
Однако в России до сих пор в области развития социального партнерства существуют серьезные проблемы.
Основная проблема — отсутствие сильных и мощных профсоюзов, заявляющих о себе как о реальной силе, с которой нельзя не считаться. Существующие в России профсоюзы либо слабы, либо занимают откровенно соглашательские позиции. Даже те нечастые всероссийские акции протеста, которые они проводят, не способны коренным образом изменить ситуацию. Слабы позиции профсоюзов на малых и средних предприятиях. Непродуманные реорганизации, в частности укрупнение профорганизации, приводят к потере связи профсоюзов с местными организациями и рядовыми членами.
Вторая серьезная проблема неэффективного социального партнерства в России — низкая дисциплина, отсутствие четко действующей исполнительской вертикали правительственных структур, нарушение провозглашенных ими принципов равенства сторон и открытости при принятии жизненно важных для страны решений.
Очень часто работодатели и рабочие занимают схожие позиции и выступают единым фронтом против правительства. Существует мнение, что самый безответственный партнер — правительство, которое не выполнило большинство пунктов в трехстороннем соглашении, а это нередко приводит к невозможности для предприятий продолжать работу. Уже после подписания соглашений правительством (об индексации, повышении зарплаты и т.д.) Минфин отказывается выделять соответствующие средства.
Мнение же правительственной стороны о состоянии социального партнерства сводится к тому, что главная причина невыполнения соглашений — отсутствие нормального стабильного экономического положения в стране и соответствующей законодательной базы. Правительство соглашается вести диалог лишь по проблемам, связанным с подготовкой новых правовых актов. Что же касается государственных программ, которые могут (и должны) привести к стабилизации российской экономики, то ни профсоюзы, ии работодатели к их подготовке не допускаются.
Третья проблема в развитии социального партнерства — несовершенство механизма реализации договорных условий. Любые комиссии (РТК, региональная, заводская) являются исключительно совещательными органами, они не имеют рычагов регулирования процесса выполнения подписанных соглашений.
В совершенствовании социального партнерства в России можно обозначить два направления: 1) разработка новых стратегий в деятельности профсоюзов и объединений предпринимателей; 2) повышение эффективности деятельности РТК.
В реализации первого направления можно выделить следуюшие пути:
оказание новых услуг и создание соответствующих служб. Речь идет о сборе и предоставлении информации, облегчающей
совещательные процедуры между профсоюзами и соответствующими отраслевыми объединениями предпринимателей
(о применяющихся или возможных дополнительных выплатах, наличии рабочих мест, содержании компьютерных про
грамм обучения по различным работам и видам деятельности,
возможных профессиональных контактах);
вовлечение новых членов, т.е. распространение влияния профсоюзов прежде всего на молодежь, женщин, работников малых и средних предприятий и неформального сектора (который в ряде регионов охватывает до 80% всех трудящихся), объединение в соответствующие организационные структуры предпринимателей, особенно владельцев малых и сред
них предприятий, предприятий неформального сектора;
расширение международного сотрудничества профсоюзов и
организаций работодателей в развитии международных связей, включая участие в мировых и региональных форумах, конференциях и семинарах, в налаживании прямых контактов с коллегами из других стран, в частности занятых в транснациональных компаниях, что поможет обмену полезным опытом, укреплению связи и солидарности участников профсоюзного движения и созданию международной интегрированной сервисной сети, представляющей услуги в области обучения, юридических консультаций и стратегического планирования для постоянно растущего круга предпринимателей;
формирование новых объединений. Неправительственные
организации, союзы потребителей, объединения работодателей и профсоюзы, которые преследуют различные, но в чем-то сходные цели, становятся все более важным резервом общественных сил, заинтересованных в решении комплексных социальных проблем, имеющих международное значение:
обеспечение прав человека, развитие торговой политики,
улучшение экологического состояния и защита окружающей
среды. Создание нетрадиционных альянсов такого рода организаций в конечном счете поможет расширению поля социального согласия и ускорит мировой прогресс;
совершенствование экономико-правового механизма регулирования договорных условий повеем видам соглашений, что
приведет к повышению исполнительской дисциплины всех
субъектов социального партнерства,
Эффективная деятельность РТК и всей системы социального партнерства, несмотря на трудности и общую слабую подготовленность российских условий к социально-рыночным отношениям, непосредственно обусловлена уровнем заинтересованности партнеров, поэтому в процессе повышения значимости РТК и усиления ее роли в выработке социально-экономического курса и регулировании трудовых отношений необходимо:
определить и закрепить в законодательном порядке ее статус и статус ее координатора;
способствовать становлению и расширению практики трех
сторонних консультаций в рамках всей системы социально
го партнерства, а прежде всего по подготовке и принятию
законодательных актов, касающихся широкого круга социально-трудовых вопросов;
разработать экономико-правовой механизм реализации принятых решений, а также контроля и ответственности за не
Информация о работе Методы взаимодействия субъектов социального партнерства