Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:21, курсовая работа
В настоящее время приобретает особую актуальность одна из мировых тенденций взаимодействия государства с частным бизнесом - взаимодействия, направленной на объединение форм государственного и негосударственного социального регулирования. Речь идет о развитии механизма социального партнерства.
Цель данной работы – охарактеризовать методы взаимодействия субъектов социального партнерства и организационную структура, в границах которой происходит взаимодействие организаций работодателей, наемных работников и государства.
Введение………………………………………………………………..…...3
Глава 1. Понятие и суть социального партнерства……………………...4
Глава 2. Методы взаимодействия субъектов социального партнерства.9
2.1. Механизм социального партнерства…………………………….…..9
2.2. Проведение консультаций……………………………………….….11
2.3. Участие в коллективных переговорах………………………….…..12
2.3.1. Выдвижение требований и предложений сторон……………….15
2.3.2. Использование примирительных процедур………………….….16
2.4. Оформление достигнутых договоров и соглашений……………..17
2.5. Контроль за выполнением договоров и соглашений……………..18
Заключение…………………………………………………………….….19
Список источников литературы………………………………………...20
1. Трудовой кодек Российской Федерации. Официальный текст. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА – М), 2002. – 208 с.
2. Михеев В.А. Основы социального партнерства: теория и политика: Учеб. Для вузов. – М.: Экзамен, 2001. – 448 с.
3. Актуальные проблемы современного профсоюзного движения. – Казань: Медицина, 2000 – 40 с.
4. Социальное партнерство. – М.: Издательство «Экономика», 1999 – 236 с.
5. Обзор вопросов социального партнерства в Российской Федерации. – 2000. - 137 с.
6. Борисов В. Есть ли в России социальное партнерство?// Человек и труд, 1999, №11.
7. http://law.rambler.ru/manuals/
8. http://www.pchela.ru/podshiv/
9. http://fnpr.org.ru/?cat=4&nid=
[1] Михеев В.А. Основы социального партнерства: теория и политика: Учеб. Для вузов. – М.: Экзамен, 2001. – с. 10-11
[2] Михеев В.А. Основы социального партнерства: теория и политика: Учеб. Для вузов. – М.: Экзамен, 2001. – с. 11.
[3] Дюркгейм Э. О разделении общественного труда Одесса, 1900.
[4] Михеев В.А. Основы социального партнерства: теория и политика: Учеб. Для вузов. – М.: Экзамен, 2001. – с. 14-15.
[5] Михеев В.А. Основы социального партнерства: теория и политика: Учеб. Для вузов. – М.: Экзамен, 2001. – с. 21.
[6] Актуальные проблемы современного профсоюзного движения – Казань: Медицина, 2000 – С 4.
2 Социальное партнерство – М.: Издательство «Экономика», 1999 – С 193.
[7] Михеев В.А. Основы социального партнерства: теория и политика: Учеб. Для вузов. – М.: Экзамен, 2001. – с. 7
[8] Трудовой кодек Российской Федерации. Официальный текст. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА – М), 2002. – с.
[9] http://fnpr.org.ru/?cat=4&nid=
[10] http://fnpr.org.ru/?cat=4&nid=
Глава 3. Эффективность социального партнерства как залог успешности предприятия. Практические проблемы партнерских отношений
Изучив теоретические основы социального партнерства в социально-трудовой сфере и определив основные методы взаимодействия субъектов социального партнерства, в заключительной главе данной курсовой работы выявим основные особенности согласования интересов участников производственного процесса: работников и работодателей, на примере одного из московских ВУЗов.
Социальное партнерство в контексте анализируемого учреждения - это система взаимоотношений между работниками и работодателем, направленная на обеспечение согласования интересов обеих сторон по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними, отношений. Главным же документом, устанавливающим принципы социального партнерства на предприятии, является коллективный договор, интересы работников при заключении которого представляет первичная профсоюзная организация. Она же со стороны работников принимает участие в контроле выполнения пунктов колдоговора.
Несмотря на имеющуюся положительную динамику количества работников охваченных коллективными договорами, по-прежнему, остается существенный круг нерешенных вопросов колдоговорного регулирования.
Основными причинами, сдерживающими заключение коллективных договоров в данной организации, являются:
- нежелание работодателя обременять себя дополнительными обязательствами перед трудовым коллективом, ссылаясь на экономические трудности;
- экономическая и финансовая нестабильность работы организации, выраженная в уменьшении объема студентов, обучающихся с полным возмещением затрат на обучение, что затрудняет определение объема финансовых средств для реализации обязательств коллективного договора;
- малочисленность коллектива;
- частая смена руководителей структурных подразделений;
- неэффективный механизм правового регулирования вопросов ответственности конкретных должностных лиц за нарушение законов в сфере труда;
- отсутствие нормативно-законодательной базы, регламентирующей отношения «работодатель - работник» при заключении коллективного договора и устанавливающий меру ответственности руководителя за заключение и выполнение обязательств коллективного договора;
- отсутствие доверия к профсоюзу со стороны работников организации.
Наиболее значимой проблемой партнерских отношений на уровне изучаемой организации является регулирование оплаты и условий труда работников, разработка и создание стройной системы стимулирования труда. Анализ этих и некоторых других проблем, существующих на данном предприятии, показывает, что социальное партнерство в этой области неравномерно, противоречиво и осуществляется с немалыми трудностями. Исследования показали, что в этом вопросе взаимодействие между профсоюзом и работодателем не результативное. В этой связи следует отметить слабость самого профсоюза, утрату связи руководства профсоюза со своими низовыми звеньями, с членами профсоюза, а также неликвидированную до конца зависимость профсоюза от работодателя. Ведущий же мотив неприятия существующего профсоюза — малый объем предоставляемых социальных льгот и услуг.
По данным проведенного опроса, только 8% сотрудников ВУЗа являются членами профсоюза, положительно оценивая деятельность профсоюза, считая, что нынешняя система профсоюзов имеет переходный характер и должна измениться к лучшему, остальные 82 % - не считают профсоюз деятельным органом, направленным на защиту прав и интересов работников как в процессе труда, так и вне его, и не желают платить взносы.
Кроме того, на примере данной организации, можно сделать смелый вывод о том, что профсоюз в данном учреждении поставлен в такие благоприятные условия (зарплата руководителя профкома включена в систему оплаты предприятия), которые обязывают профсоюз не вступать в оппозицию к руководителю, защищая права работника. Все это вместе затрудняет полную идентификацию работников с профсоюзами.
Все перечисленные факты на примере отдельной организации как нельзя лучше характеризуют еще нестабильную, неразвитую на практике систему социального партнерства в социально-трудовых отношениях. Необходимо также отметить, что система социального партнерства в России, особенно на практике, серьезного развития пока еще не получила, хотя о ней говорят и пишут очень много. В условиях переходной экономической и социальной системы социальное партнерство, на наш взгляд, не может функционировать эффективно и полноценно из-за нецивилизованного поведения, необязательности и безответственности работодателей и государства и неорганизованности, в силу ряда причин, самих работников.
Заключение
Выполняя данную работу, мы рассмотрели понятие и суть социального партнерства, как особого типа общественно-трудовых отношений в условиях рынка труда, обеспечивающего равновесие между интересами разных сторон этих отношений, в первую очередь работников.
Социальное партнерство - часть всей системы социального регулирования, установленной государством и другими субъектами рынка. Эффективное социальное партнерство обеспечивает возрастание «социальной стойкости», то есть улучшает экономическое и социальное положение населения.
Для его эффективности важно придерживаться основных принципов социального партнерства и совершенствовать его механизм.
Несомненно, в современной России произошли некоторые перемены в области социального партнерства по сравнению с моделью советского времени и эти изменения можно назвать трансформированием формы социально-трудовых отношений, а именно, изменились социальные субъекты, сложились новые институты, деятельность которых регулируется принятыми в постсоветский период законами и правовыми нормами. Однако между субъектами все равно сохраняются в большинстве случаев традиционные отношения, и неформальные личные связи по-прежнему остаются основным механизмом регулирования трудовых отношений, хотя существует перспектива большей их формализации в связи с «вымиранием» старых, отлаженных связей.
Для того, чтобы ситуация начала изменяться, в первую очередь необходимо улучшить механизмы исполнения законов для совершенствования правовых аспектов социального партнерства. Государство и профсоюзы стараются создать наибольшее количество объединений работодателей, а работодатели, используя эту ситуацию, изменяют свои производственные и экономические интересы в рамках институтов социального партнерства и каждая сторона старается выжить за счет других.
Хотя профсоюзы и работодатели готовы идти в отдельных случаях на компромиссы, государство не поддерживает это, потому что, уступив свое место собственника на предприятиях, оно не создало необходимых гарантий осуществления трудовых прав наемным работникам. При этом новые работодатели пользуются отсутствием законов и часто игнорируют профсоюзы в качестве партнера, ущемляя права трудящихся.
Заявления работодателей о своем понимании социального партнерства, предполагающем диалог не только с профсоюзами, но и с другими объединениями, представляющими интересы трудящихся, снижают авторитет профсоюзов как одной из сторон социального треугольника. От этого страдает вся система социального партнерства в целом.
Список используемой литературы
1. Борисов В. Есть ли в России социальное партнерство?// Человек и труд, 2006, №11.
2. Веснин В.Р. Управление персоналом. Учебник. - М: Велби, 2007.
3. Волгин Н. Экономика труда. Социально-трудовые отношения: учебник для ВУЗов. – М.: Экзамен, 2006.
4. Жернигон. Б. Одеро.А. Гуидо. Г. Коллективные переговоры. Нормы МОТ и принципы деятельности контрольних органов. Отдел по свободе объединения и опубликована совместно с Целевой программой продвижения Декларации. Международное бюро труда, Женева.
5. Жернигон. Б. Одеро.А. Гуидо. Г. Коллективные переговоры. Нормы МОТ и принципы деятельности контрольных органов. Отдел по свободе объединения и опубликована совместно с Целевой программой продвижения Декларации. Международное бюро труда, Женева.
6. Кязимов К.Г. Социальное партнерство: Учебное пособие. – М: Гардарики, 2008.
7. Каргалова Марина, руководитель Центра проблем социального развития Института Европы РАН, генеральный директор Совета социальных исследований, доктор исторических наук, Инновации в области социальных технологий, журнал «Социальное партнерство», №1, 2006.
8. Лобок Д.В., Морозов В.Б. Профсоюзное движение: история, теория, практика. Курс лекций. – Спб: СПБГУП, 2007.
9. Маврин С.П. Социальное партнерство в трудовых отношениях: понятие и механизм осуществления // Российское трудовое право на рубеже тысячелетий: Всероссийская научная конференция. /Сборник материалов под ред. Е.Б.Хохлова, В.В.Коробченко. СПб., 2008. Ч. 2.
10. Михеев В.А. Основы социального партнерства: теория и политика: Учеб. Для вузов. - М.: Экзамен, 2001. - с. 7.
11. Обзор вопросов социального партнерства в Российской Федерации. - 2000. - 137 с.
12. Пашков А.С. Социальное партнерство в сфере трудовых отношений// Правоведение. 1997. № 2.
13. Трудовой кодекс Российской Федерации.
14. Шулус Алексей, ректор Академии труда и социальных отношений, доктор экономических наук, профессор, Социальное партнерство - российская модель. Журнал «Социальное партнерство» №2, 2007.
15. Экономика труда в схемах и таблицах. Учебно-наглядное пособие. Сост. Е.В. Шубенкова, Е.Е. Миргород. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2003.
Заключение
Социальное партнерство – часть всей системы социального регулирования, установленной государством и другими субъектами рынка. Эффективное социальное партнерство обеспечивает возрастание «социальной стойкости», то есть улучшает экономическое и социальное положение населения.
Для его эффективности важно придерживаться основных принципов социального партнерства и совершенствовать его механизм.
Механизм социального партнерства и есть совокупность разных методов взаимодействия его субъектов. Среди них можно выделить: проведение консультации, участие в коллективных переговорах, в ходе которых стороны выдвигают свои требования и предложения, применение примирительных процедур, составление договоров и соглашений социального партнерства и контроль за их выполнением.
В социальном диалоге принимают участие работодатели или их организации, с одной стороны, и организации трудящихся, с другой.
После достижения определенных договоренностей субъекты социального партнерства оформляют в установленном законодательством порядку договор или соглашение, чаще всего это коллективный договор.
Информация о работе Методы взаимодействия субъектов социального партнерства