Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 15:29, реферат
Надо признать, что СМИ стали одной из властных структур в современном обществе, и с этим едва ли теперь можно поспорить. Остаётся только постараться ответить на вопросы, которые, в связи с данным положением вещей, стали волновать многих аналитиков и специалистов в этой области. Хорошо это или плохо? Где границы этой власти и какова её сила влияния? А, может быть, власть СМИ вовсе не имеет границ? Об этих, весьма актуальных вопросах, поедет речь в данной работе.
Введение.
Глава 1. Современное российское общество и СМИ.
Глава 2. Представление о современных средствах массовой информации.
§ 1. Виды средств массовой информации (СМИ)
§ 2. Функции СМИ
Глава 3. Общественное мнение.
§ 1. Определение общественного мнения.
§ 2. Общественное мнение как специфический социальный институт.
§ 3. Структура общественного мнения
Глава 4. Методы влияния СМИ на общественное сознание.
Заключение.
Список использованной литературы.
В
условиях тоталитарного режима, где
все социальные отношения жестко
политизированы, где нет гражданского
общества и частного индивида как субъекта
независимого, т.е. не совпадающего со
стереотипами господствующей идеологии,
гласно выражаемого мнения, там нет и не
может быть общественного мнения. В этом
смысле наше общественное мнение - это
дитя эпохи гласности, имеющее очень небольшой
по историческим меркам опыт существования.
За годы перестройки наше общество очень
быстро прошло путь от приказного единомыслия
через так называемые гласность и плюрализм
мнений к реальному политическому плюрализму
и свободе слова. За этот период сформировалось
и независимое в своих оценках и суждениях
общественное мнение.
§ 2. Общественное мнение как специфический социальный институт
В данном контексте общественное мнение в структуре общественных отношении и может рассматриваться через категории:
1) «деятельность» 2) «социальный институт».
В первом случае под общественным мнением в широком смысле понимается коллективная заинтересованно ценностная, оценочная и практическая деятельность субъектов, а также результат этой деятельности.
Во
втором случае общественное мнение рассматривается
как социальная сила, которая через
механизмы общественного
Можно
выделить следующие функции
Общественное мнение, реализуя совокупность функций, действует во всех сферах жизни общества. Наиболее значимыми характеристиками общественного мнения являются такие как распространенность, интенсивность, стабильность.
Степень распространенности зависит от субъекта общественного мнения, т.е. той социальной общности, которая инициирует это общественное мнение и зависит от актуальности, остроты проблемы.
Стабильность общественного мнения определяют общественные потребности и интересы. Интенсивность со степенью выражения оценки (от остроты проблемы).
Можно утверждать, что общественное мнение сложное социальное явление, которое вполне может быть отнесено к системным объектам. Оно, в основном, отвечает большинству признаков и критериев, принятых в системном анализе: целостность; наличие различных типов внутренних связей; иерархичность структуры; наличие цели и целесообразный характер существования; самоорганизация; функционирование и развитие. Рассматривая общественное мнение как целостное, способное институализироваться, имеет цель удовлетворение определенных потребностей и интересов. Оно не появляется неожиданно и так же вдруг исчезает, т.е. имеет свой цикл развития. Общественное мнение имеет свою внутреннюю структуру и иерархическое построение, функционирует как социальный институт.
§ 3. Структура общественного мнения
Исходя
из того, что общественное мнение система,
то следует рассмотреть его
Внутри этой структуры выделяют несколько стадий:
— зарождения: проявление широкого интереса множества людей к проблеме и активный поиск информации. У человека появляется потребность выразить свое мнение (оценку), обменяться им с другими людьми и, таким образом, уже складывается групповое мнение;
— формирования: в ходе обмена мнениями, словами между группами с различными оценками формируются уже большие группы (массы) людей. Идет активная работа по поиску и сплочению единомышленников; выявляются доминирующие противоположные мнения, вокруг которых и концентрируются основные силы;
— функционирования: доминирующее мнение узаконивается и способно выступать партнером (противником) управляющих органов и организаций, создавших какую-либо проблему. Она (проблема) в фокусе внимания. Позиции большинства четко очерчены;
— спад: это снижение массового интереса к проблеме. Она становится для большинства людей не актуальной, либо решение проблемы на данный момент невозможно, либо решена, либо появилось что-либо, перекрывающее данную проблему. Сужается социальный состав, теряется острота противостояния. Но проблема еще вызывает интерес;
—
отмирание: мнение теряет качество общественного
(массового), превращается в разрозненные
суждения отдельных людей и групп.
Социальная оценка сходит «на нет».
Границы между этапами
Общественное мнение имеет свои каналы выражения:
— поведение во время выборов (всех уровней);
—
участие в законодательной
— посредством средств массовой информации и коммуникации (включая и слухи);
— митинги, протесты, демонстрации, забастовки и т.д. (т.е. массовые поведенческие проявления общественного мнения);
— через лоббистские структуры и группы давления.
— и есть еще один, специфический, специально организованный социологический.
Распределение по каналам зависит от социально-политической ситуации и определяется закономерностью само компенсации. Ее смысл состоит в том, что в случае перекрытия какого-либо из множества каналов выражения общественного мнения, происходит перераспределение потоков по оставшимся каналам. Даже при наличии жесткого репрессивного режима, сделавшего все для подавления негативного (для режима) общественного мнения, оно продолжает функционировать по таким каналам как: межличностное общение; взаимодействие малых групп; обучение и воспитание и т.д.
И
если «народ безмолвствует», то идет просто
процесс накопления потенциала общественного
мнения. Это его особая и крайне опасная
форма из-за невозможности прогнозировать
поведенческую составляющую, с одной стороны,
и место социального (политического, экономического)
«взрыва», с другой. Выявление тенденций
изменения общественного мнения, системный
анализ его изменения и возможность прогноза
реакций на внедрение тех или иных управленческих
решений, в первую очередь, относятся к
самим основам жизни людей экономической,
политической и социальной.
Глава
4. Методы влияния СМИ на человеческое
сознание.
Основной
закон духовного развития человечества
состоит в смене субъективного
отношения человека к окружающему
миру на объективное, что возможно только
при овладении информацией
Информационные
потребности следует
Согласно логике развития, какова социальная жизнь - такова и информация о ней. Все дело в том, что в обществе главным информатором, разъясняющим и излагающим социальную информацию, является государство, которое не всегда заинтересовано в распространении объективной информации. Например, той, которая содержит военную и государственную тайну, источники, несущие в себе потенциальную опасность, несоответствующие установкам господствующей идеологии и т.д. На информацию, разглашение которой может принести ущерб, государство, разумеется, имеет полное право налагать запрет. Во всех других случаях замалчивание, а еще хуже, искажение информации, может серьезно подорвать политические, экономические устои государства, лишить веры людей.
Особо значительную роль в выработке такого отношения к информации сыграли средства массовой информации. Положительную в том, что донесли до широкого читателя, зрителя более полные исторические сведения; отрицательную в том, что многие публикации и передачи носили поверхностный характер и не отражали всю сложность происходящих процессов в далеком и не совсем далеком прошлом. Сознательное искажение информации нельзя считать случайным так же, как и невозможно считать причиной этого явления неизбежность такого процесса. Искажение информации в той или иной мере присуще любому общественному устройству. Здесь важную роль играет понятие «общественное сознание».
Общественное сознание – это отражение материального отношения людей друг к другу и к природе в процессе отношения людей к действительности. СМИ через воздействие на общество в целом воздействуют на каждого человека в отдельности, формируя определенные одинаковые эмоции и действия. Таким образом, благодаря СМИ формируется общественное мнение – состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям действительности.
Например, существует четко сформулированное общественное мнение в отношении таких глобальных общечеловеческих проблем. Как предотвращение экологической катастрофы, термоядерной, биологической войны и т.д.
Общественное мнение выступает в экспрессивной (контрольной), консультативной и директивной функциях.
Экспрессивная функция – самая широкая по своему значению. Общественное мнение всегда занимает определенную позицию по отношению к различным политическим системам, государственной власти, какой-либо глобальной
общегосударственной или общемировой проблеме. Таким образом, в данной функции общественное мнение выступает в качестве некоей контролирующей
силы по отношению к институтам власти, т.е. обладает моральной властью,
но и эта власть очень эффективна, поскольку назревающие процессы недовольства общества могут привести к серьезным последствиям, возможно, даже к неким государственным изменениям.
Вторая функция – консультативная. Общество выражает свою точку зрения на какую-либо проблему и таким образом может заставить институты власти действовать определенным образом в отношении решения экономических, идеологических, политических проблем. Но эта функция будет иметь влияние на институты власти лишь в том случае, если власть прислушивается к общественному мнению. Распространению общественного мнения во многом способствует СМИ, распространяя мнения каких-либо людей.
Третья функция – директивная, проявляется в том, что общественность выносит решение по тем или иным проблемам социальной жизни, которые имеют безусловные характер. Например, изъявление народного мнения при выборах – в данном случае народ не только оказывает степень доверия тому или иному кандидату, но и выражает свое мнение.
Информация о работе Методы влияния СМИ на общественное сознание