Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 15:29, реферат
Надо признать, что СМИ стали одной из властных структур в современном обществе, и с этим едва ли теперь можно поспорить. Остаётся только постараться ответить на вопросы, которые, в связи с данным положением вещей, стали волновать многих аналитиков и специалистов в этой области. Хорошо это или плохо? Где границы этой власти и какова её сила влияния? А, может быть, власть СМИ вовсе не имеет границ? Об этих, весьма актуальных вопросах, поедет речь в данной работе.
Введение.
Глава 1. Современное российское общество и СМИ.
Глава 2. Представление о современных средствах массовой информации.
§ 1. Виды средств массовой информации (СМИ)
§ 2. Функции СМИ
Глава 3. Общественное мнение.
§ 1. Определение общественного мнения.
§ 2. Общественное мнение как специфический социальный институт.
§ 3. Структура общественного мнения
Глава 4. Методы влияния СМИ на общественное сознание.
Заключение.
Список использованной литературы.
Вторым
по времени появления средством
массовой коммуникации является радиовещание.
Наи¬более характерной его
Если первоначально радио было способно транслировать только ре¬чевые сообщения, то по мере совершенствования передающей и прини¬мающей радиотехники стала возможной передача звука всех типов — звучащей речи, музыки, шумов. Благодаря этому радио способно созда¬вать полноценную звуковую картину мира. Изобретение различных способов записи звука позволило широко использовать возможности монтажа, воспроизводить полностью или “цитировать” давно прошед¬шие передачи, и т.д. Характерным для радио является вневизуальность - (лат. viceo «ви¬дение»). На первый взгляд это недостаток радио, на самом же деле, составляя глубокую основу специфики радио, вневизуальность позво¬ляет реализовать возможности звука в такой мере, в какой не позволяет сделать это телевидение. Отсутствие видеоряда представляет слушателям радио две группы возможностей восприятия. Слушатели радио имеют возможность воспринимать звук более полно и глубоко, поскольку слушатель не от¬влекается от звучащей речи, музыки, голосов жизни, “не делит” свое¬го внимания между звуком и тем, что его сопровождает. В этом смысле существует большая разница между прослушиванием концерта классической музыки по радио и “слушанием – смотрением” его по телевиде¬нию (ведь в первом случае аудитория воспринимает уже “сделанное” произведение, а во втором – имеет возможность наблюдать за тем, “как де¬лается" произведение дирижером, оркестровыми группами, отдельны¬ми оркестрантами и т.д.) Радио как бы отфильтровывает звук от всех других элементов ситуации, несущих при зрительном восприя¬тии информацию, часто ненужную и даже нежелательную, и тем са¬мым сосредоточивает восприятие на нем “самом по себе”. Но “моно¬полия" звука, разумеется, ограничивает возможности для аудитории “увидеть”, как и кем создается “звуковая картина”. Помимо этого, еще одна особенность радио – та, что отсутствие видеоряда позволяет слушателям проявить свои способности “фантазирования” мысленного образа. Радиотеатр, радио мемуары, чтение художественных произве¬дений и передача литературно - музыкальных композиций позволяют создавать с помощью музыки и текста свое видение персонажа, соответствующее личному характеру восприятия художе¬ственного произведения (хотя актер или ведущий некоторым обра¬зом “задает рамки” слушательской фантазии). Однако особенности радио определяют и некоторые его негативные свойства. Радиовещание в определенном смысле принудительно — пе¬редачу можно слушать лишь в то время, когда она идет в эфир, притом в том же порядке, темпе и ритме, которые заданы в студии. Поэтому невозможно отложить прослушивание на удобное время, делать это быстрее или медлен¬нее, в избранном порядке, тем более “просматривать”, как это свой¬ственно контактам с печатными текстами. Эти черты радио заставляют внимательно изучать возможности тех или иных слоев ауди¬тории и составлять программы с учетом распределения времени, характера занятий, психического и физичес¬кого состояния слушателей в различные временные отрезки. Соответ¬ственно повышается роль предваряющего передачи обзора их содер¬жания (типа “сначала новости вкратце”), а также, разумеется, большей опоры на предпочтения, интересы, мотивы аудитории при обращении к информации радио. Наконец, следует отметить, что, хотя и возможно создание множества каналов радиовещания, слушатель в определенный отрезок вре¬мени способен воспринимать только одну программу, отказавшись от всех других, одновременно идущих (ведь отложенное слушание, как, например, отложенное чтение, невозможно). Поэтому важна строгая, четко рассчитанная на аудиторию программная политика, при хорошей реализации которой аудитория слушателей будет максимальной.
Телевидение вошло в жизнь в 30-х годах и стало, как и радио, равноправным участником «триумвирата» средств массовой информации в 60-х годах XX века. В дальнейшем оно развивалось опережающими темпами и по ряду параметров (событийная информация, культура, развлечение) выдвину¬лось на первое место.
Телевизионная специфика родилась как бы на пересечении возмож¬ностей радио и кино. От радио телевидение взяло возможность передавать сигнал с помощью радиоволн на далекие расстояния - этот сигнал од¬новременно имеет звуковую и видеоинформацию, которая на экране телевизора в зависимости от характера передачи несет кинематогра¬фический характер или же характер фотокадра, схемы, графика и т.д. На эк¬ране телевизора может быть воспроизведен и печатный текст.
Как
и на радио, на телевидении возможна
организация оперативных
Печать, радио и телевидение представляют собой своеобразный “триумвират” средств массовой информации, каждое из которых обладает рядом особенностей, проявляющихся в виде и способах донесения информации до аудитории. Однако при наличии специфичных свойств печать, радио и телевидение имеют нечто общее — это способность донести до массовой аудитории более или менее оперативно словесно-понятийную и эмоционально-образную инфор¬мацию. Но есть и своеобразные черты, принадлежащие только како¬му-либо одному средству (кинематографическое изображение на телевидении, словесно-буквенная информация в прессе, вневизуальное звуковое сообщение на радио).
К
этим “триумвирам” в последнее
десятилетие присоединяется и ак¬тивно
развивающийся четвертый тип
каналов информации — всемир¬ная
компьютерная сеть (представленная в наше
время Интернетом), в которой значительное
место (наряду со специальной) занимает
массовая информация. Это электронные
версии и дайджесты газет, т.е. сетевые
газеты и журналы, радио- и теле – “сете
вещание”, сайты (“странич¬ки") отдельных
журналистов, притом оперативно меняющие
содержа¬ние и получаемые в режиме реального
времени. Таким образом, компь¬ютерные
сети соединяют в себе возможности всех
типов СМИ, правда, печатные тексты могут
читаться лишь с монитора (и при необходимости
распечатываться на собственном принтере).
Важно учесть также, что наибольшая часть
информации передается на иностранных
языках, что затрудняет для многих полноценное
освоение ин¬формации даже при наличии
в компьютере программы-переводчика. Более
того, нынешняя информационная среда Сети
перегружена чисто компьютерной информацией,
равно как и сильно политизированной информацией
в социальных областях. С другой стороны,
ситуация медленно меняется в том смысле,
что вся информация становится коммерческой,
то есть коммерциализированной. На многих
сайтах невозможно увидеть полной структуры
новостей, поскольку преобладают так называемые
“горячие” темы, сенсации дня. Интернет
– пользователю предлагается лишь краткий
обзор наиболее важных событий. Сложно
сказать, является ли Интернет средством
массовой информации. Скорее всего пока
не является, но ситуация развивается
таким образом, что Интернет как источник
информации становится более структурированным,
подборка новостей начинает осуществляться
менее хаотично, многие новости распространяются
официальными источниками. В скором времени,
вероятно, Интернет станет полноценным
средством массовой информации.
§ 2. Функции СМИ
Функция (лат. functio "обязанность, назначение, характер деятельности, исполнение обязанностей")
Рассмотрение и анализ функций любой системы социальной деятельности - важнейший момент ее теории.
Это связано с тем, что процессы, происходящие в каждой системе социальной деятельности, определяются, в конечном счете, тем, что она осуществляет определенную функцию в более широком целом.
Вообще у СМИ огромное количество функций в совершенно разных сферах.
Например, Е.П. Прохоров, считая журналистику полифункциональной системой, выделяет следующие шесть функций журналистики:
1.коммуникативную - функцию общения, налаживания контакта, которую автор называет исходной функцией журналистики;
2.непосредственно-
3.идеологическую (социально-ориентирующую), связанную со стремлением оказать глубокое влияние на мировоззренческие основы и ценностные ориентации аудитории, на самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведенческих актов;
4.культурно-
5.рекламно-справочную,
связанную с удовлетворением
утилитарных запросов в связи
с миром увлечений разных
6.рекреативную
(развлечения, снятия
Но, на мой взгляд, самое простое разделение функций можно встретить в современных исследованиях:
• гуманитарные функции СМИ - информирование, образование, развлечение и т.п.;
•
политические функции СМИ - формирование
массового общественного
Видимо,
эти функции названы
§
1. Определение общественного
Общественное мнение - специфическое проявление общественного сознания, выражающееся в оценках (как в устной, так и в письменной форме) и характеризующее явное (или скрытое) отношение больших социальных групп (в первую очередь большинства народа) к актуальным проблемам действительности, представляющим общественный интерес.
Дело в том, что общественное мнение существует не в любом обществе, так как оно не есть просто сумма тех частных мнений, которыми люди обмениваются в узком, частном кругу семьи или друзей.
Ядром
работы PR работы является воздействие
на состояние общественного
Общественность — это группа людей, во-первых, оказавшихся в аналогичной неразрешенной ситуации, во-вторых, сознающих неопределенность и проблематичность ситуации, и, в-третьих, реагирующих определенным образом на создавшуюся ситуацию1
Общественное
мнение - это такое состояние
Общественное мнение — это совокупность многих индивидуальных мнений по конкретному вопросу, затрагивающему группу людей. Общественное мнение — это консенсус.
Сформированное отношение человека к чему-либо проявляется в форме мнения. Отношение можно рассматривать как оценку человеком какой-либо конкретной проблемы или вопроса. Отношение определяется рядом факторов:
1)
личные — физические и
2) культурные — жизненный стиль конкретной страны (Россия, США или Япония) или географического района (городского или периферийного).
Политические
кандидаты национального
3) образовательные — уровень и качество образования человека.
Апеллирование,
обращение к современной
4)
семейные — учитывающие
5)
социальный класс — позиция
в обществе. Изменение социального
статуса людей влечет
6) этническая принадлежность как стиль жизни
Научная традиция, связывающая существование в обществе института общественного мнения со свободой в общественной жизни, идет еще от Гегеля, который, в частности, писал в «Философии права»: «Формальная субъективная свобода, состоящая в том, что единичные лица как таковые имеют и выражают свое собственное мнение, суждение о всеобщих делах и подают совет относительно них, проявляется в той совместности, которая называется общественным мнением»1 Подобная свобода возникает лишь в обществе, в котором существует не зависящая от государства сфера частных (индивидуальных и групповых) интересов, т.е. сфера отношений, составляющих гражданское общество. Общественное мнение в его современном значении и понимании появилось с развитием буржуазного строя и формированием гражданского общества как сферы жизни, независимой от политической власти. В средние века принадлежность человека к тому или иному сословию имела непосредственное политическое значение и жестко определяла его социальную позицию. С зарождением буржуазного общества на смену сословиям пришли открытые классы, состоящие из формально свободных и независимых индивидов. Наличие таких свободных, независимых от государства индивидов, индивидов-собственников (пусть даже это собственность только на свою рабочую силу) – необходимая предпосылка формирования гражданского общества и общественного мнения как его особого института.
Информация о работе Методы влияния СМИ на общественное сознание