Методы влияния СМИ на общественное сознание

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 15:29, реферат

Описание работы

Надо признать, что СМИ стали одной из властных структур в современном обществе, и с этим едва ли теперь можно поспорить. Остаётся только постараться ответить на вопросы, которые, в связи с данным положением вещей, стали волновать многих аналитиков и специалистов в этой области. Хорошо это или плохо? Где границы этой власти и какова её сила влияния? А, может быть, власть СМИ вовсе не имеет границ? Об этих, весьма актуальных вопросах, поедет речь в данной работе.

Содержание

Введение.
Глава 1. Современное российское общество и СМИ.
Глава 2. Представление о современных средствах массовой информации.
§ 1. Виды средств массовой информации (СМИ)
§ 2. Функции СМИ
Глава 3. Общественное мнение.
§ 1. Определение общественного мнения.
§ 2. Общественное мнение как специфический социальный институт.
§ 3. Структура общественного мнения
Глава 4. Методы влияния СМИ на общественное сознание.
Заключение.
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 141.50 Кб (Скачать)

     Оглавление

     Введение.

     Глава 1. Современное российское общество и СМИ.

     Глава 2. Представление о современных  средствах массовой информации.

     § 1. Виды средств массовой информации (СМИ)

     § 2. Функции СМИ

     Глава 3. Общественное мнение.

     § 1. Определение общественного мнения.

     § 2. Общественное мнение как специфический  социальный институт.

     § 3. Структура общественного мнения

     Глава 4. Методы влияния СМИ на общественное сознание.

     Заключение.

     Список  использованной литературы.  

     ВВЕДЕНИЕ.

     Средства  массовой информации – это радио, пресса, телевидение. В последнее время к ним также стали относить Интернет, который быстро нашёл распространение в современном обществе и проник в дома и умы огромного количества жителей планеты Земля.

     СМИ – достаточно своеобразное явление  современной действительности. Они не является частью нашей жизни как воздух, вода или пища, не представляют никакой материальной ценности. В то же время, СМИ имеют свою долгую историю развития, свои законы существования и функционирования, мир средств массовой информации постоянно развивается, живёт, дышит. Мир СМИ неразрывно связан с процессами, происходящими в обществе. Эти процессы есть пища, основа развития СМИ. Отсюда можно сделать вывод, что СМИ полностью зависимы от общества. Возможно, так было раньше, по мере развития и становления СМИ. Однако в современном мире, когда СМИ стали не только средством передачи информации, но и сильнейшим инструментом манипулирования и насаждения новых ценностей, а также, создания контр ценностей, уже сложно чётко определить эти зависимости. Совершенно ясно одно – мы зависимы от средств массовой информации и зависимы, может быть, даже больше, чем СМИ от общества. Возможно, мы, сами того не замечая, уже давно стали частью мира СМИ и живём по его законам.

     Надо  признать, что СМИ стали одной из властных структур в современном обществе, и с этим едва ли теперь можно поспорить. Остаётся только постараться ответить на вопросы, которые, в связи с данным положением вещей, стали волновать многих аналитиков и специалистов в этой области. Хорошо это или плохо? Где границы этой власти и какова её сила влияния? А, может быть, власть СМИ вовсе не имеет границ? Об этих, весьма актуальных вопросах, поедет речь в данной работе.

     В порядке убывания эффективности  способы подачи информации, пожалуй, можно распределить так: жизнь – видеозапись – аудиозапись – печатное слово. Несмотря на то, что мир активно включается в мировую компьютерную сеть, всё же в данный момент самая массовая группа общения – это, по-прежнему, аудитории газет и телевидения. Традиционные источники информации в чём-то конкурируют между собой, в чём-то дополняют друг друга, но вместе являются самыми передовыми СМИ. По этой причине в работе анализируются, в основном, эти средства передачи информации. 
 

     Глава 1. Современное российское общество и СМИ.

     «Какова социальная жизнь – такова и информация о ней».  

     По  мнению многих исследователей, современная  картина социального мира наполнена  «языком лжи» . Распространение этот «язык» получил, как ни парадоксально  это прозвучит, за счёт изучения того же социального мира; его предпочтений, (в частности, информационных), его ценностей и т.д. Тщательное изучение психологического портрета общества облегчает и даже может довести до мастерства процесс манипулирования общественным сознанием.

     Именно  манипулирование является одной из основных целей воздействия СМИ на общество и именно с ним неразрывно связано конструирование социального мира. «Образ мира после манипулятивного воздействия будет уже иной, скорректированный с учётом целей манипуляции». Примером манипулирования общественным сознанием можно привести обыкновенный общественный опрос, результаты которого часто выдаются за общественное мнение. Само мнение, при этом, скрыто от публики и проявляется только в межличностном контакте. Таким образом выявляются настроения, а это не что иное, как манипуляция.

     Простое информирование, однако, играет немаловажную роль для общества. Человеку необходимо быстро ориентироваться в условиях стремительно меняющейся социальной действительности. «Всю поступающую информацию человек воспринимает так: 1) нужную, 2) ту, которая, возможно, пригодиться, 3) ненужную и вредную. В механизм исключения ненужной информации входит отказ от восприятия, искажение её, забывание. Установки, стереотипы и привычки помогают сортировать поступающую информацию». Однако и сами установки меняются под воздействием поступающей информации, поэтому и информативная функция СМИ оказывает своё, достаточно сильное влияние на человека и общество в целом.

     Здесь следует также упомянуть об ещё  одном методе влияния на общественное мнение, к которому регулярно прибегают СМИ, особенно при создании и показе рекламных роликов, а также при проведении политической агитации. Приведу простой пример: доказано, что человек, никогда не выезжавший за пределы своей страны, имеет достаточно верное представление о других странах, а «белые пятна» в общей картине знаний заполняются воображением. Отсюда можно вновь вернуться к манипуляции, ведь именно в процессе воображения хранится и сила, и слабость общественного мнения. Благодаря воображению создаются наглядные образы – наиболее удачные для управленья массовым сознанием.

     Неужели средства массовой информации призваны только манипулировать и влиять на общественное мнение? В конце концов, за СМИ стоят такие же люди, которые потребляют создаваемые первыми сообщения. Да и сами они, в какой-то степени, подвергаются влиянию СМИ, иначе не может быть.

     К сожалению, в современном обществе СМИ всё больше и больше отводится  именно такая роль. СМИ сегодня  являются четвёртой властной структурой. Они навязывая человеку идею тотальной взаимозависимости. Мы существуем в условиях «глобальной деревни», единой «человеческой семьи», как считал учёный Герберт Маршалл Макклюэн. «Будущая зеленая цивилизация, по Макклюэну, это «глобальная родоплеменная деревня», где внешние цели человечества сменяются целями внутренними. Начались массовые поиски «личности в себе». Современные СМК способствуют «взрыву» глубинных ценностей индивида».1 Макклюэн также придерживался точки зрения, что СМИ не только передают информацию, но и сами активно влияют на индивидуальное и общественное сознание.

     Итак, очевидно, что СМИ оказывают сильнейшее влияние на общество. В современном  обществе они стали ««продолжением»  физических органов и органов  чувств человека»1.

     Каждая  отдельно взятая страна имеет свою историю, культуру. Точно также в каждой стране существует своя, сугубо индивидуальная «политика СМИ».

     Россия  не является исключением, и процесс  становления СМИ в российском обществе тоже имеет свои особенности. Во-первых, этот процесс неразрывно связан с историческими и политическими изменениями в стране. В коммунистическую эпоху СМИ «не были озабочены проблемой обратной связи»2, но с тех пор и до наших дней мир СМИ изменился до неузнаваемости. Особенно сильные изменеия происходили в данной сфере последние 15-20 лет. Этот период в жизни российских СМИ можно условно разделить на четыре периода:

     1. период политизации масс-медиа  (апрель1985 – июль 1990). Именно в  этот период был принят закон  СССР о СМИ и им была «дарована»  определенная свобода.

     2. «золотой век» (1990 – начало 1992). СМИ  начинают получать независимость.  Появляются первые независимые  издания («Независимая газета»), изменяются способы подачи информации (введение «прямых эфиров» и  т.д.)

     3. этап коммерциализации СМИ (начало 1992 – конец 1995). СМИ получают новых частных собственников, которые начинают использовать возможность влияния медиа-ресурса на общественное мнение.

     4. этап утверждения новой медиаполитической  системы (конец 1995 по настоящее  время). Постоянно имеют место трения «власть – «олигархи»», увеличивается роль журналистов и отдельных изданий, используются изощрённые стратегии и механизмы манипуляции общественным мнением.

     Очевидно, что четвёртый этап как нельзя лучше отражает картину отношений, сложившихся сегодня между СМИ и обществом. «Современные российские СМИ – это не самостоятельные идеологические структуры, а инструмент в руках крупных финансово-промышленных группировок».1 Хотя, нельзя не отметить, что в последние годы влияние государчтвенных структур на СМИ выросло.

     Такое положение вещей, конечно, характерно не только для российского социума  – во всём мире СМИ занимают примерно одинаковую позицию по отношению  к своему обществу. Конечная цель, в  данном случае, одинакова, различны лишь пути её достижения, которые зависят, как уже было отмечено, от исторических и политических трансформаций в стране. СМИ сегодня предлагают модель восприятия как в сфере политики так и воздействуют на создание образа всего окружающего мира в сознании человека.

     Теперь  можно перейти к анализу вклада в это «общее дело» отдельных видов средств массовой информации. 

     Глава 2. Представление о современных  средствах массовой информации

     §1. Виды средств массовой информации (СМИ)

     СМИ представляют собой учреждения, созданные  для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам - это относительно самостоятельная система, характеризующаяся множественностью составляющих элементов: содержанием, свойствами, формами, методами и определенными уровнями организации (в стране, в регионе, на производстве). Отличительные черты СМИ – это публичность, т.е. неограниченный круг пользователей; наличие специальных технических приборов, аппаратуры; непостоянный объем аудитории, меняющейся в зависимости от проявленного интереса к той или иной передаче, сообщению или статье.

     Благодаря использованию коммуникационных средств  возник¬ли три подсистемы СМИ: печать, радио и телевидение, каж¬дая  из которых состоит из огромного  числа каналов — отдельных  га¬зет, журналов, альманахов, книжной продукции, программ радио и те¬левидения, способных распространяться как по всему миру, так и в небольших регионах (областях, районах, округах). Каждая подсистема выполняет свою долю функций журналистики на основе своих специфических особенностей.

     Печать (газеты, еженедельники, журналы, альманахи, книги) при¬обрела особое место в  системе СМИ. Вышедшая из-под печатного  станка продукция несет информацию в виде напе¬чатанного буквенного текста, фотографий, рисунков, плакатов, схем, графиков и других изобразительно-графических форм, которые вос¬принимаются читателем-зрителем без помощи каких-либо дополнительных средств (тогда как для получения радио - телевизионной ин¬формации нужны телевизор, радиоприемник, магнитофон и т.д.).

     Это обстоятельство спо¬собствует проявлению ряда важных свойств взаимоотношений  прес¬сы и аудитории.

     Во-первых, имеется возможность быстрого, обзорного  ознакомле¬ния со всем “репертуаром”  сообщений, включенных в номер или  книгу. Благодаря этому можно  составить общее впечатление о содержании выпуска и, далее, выбрав интересующий материал, определить характер “извлечения” (просмотр, выборочное ознакомление, подробное чтение, сохранение номера или вырезки из него для хранения и повторного ознакомления и т.д.). Кроме того, у человека есть возможность самому анализировать информацию.

     Во-вторых, можно пользоваться возможностями  “отложенного чте¬ния" — после  первичного ознакомления оставить материал для вни¬мательного и подробного прочтения в удобное время  и в подходящем месте (допустим, перенести знакомство с номером на вечер, прервать чтение книги, чтобы вернуться к нему позже и т.д.).

     Однако  и у печати есть свойства, по которым  она проигрывает другим средствам  коммуникации. Если телевидение и  особенно радио способны передавать информацию практически непрерывно и в высшей степени оперативно, то печать самой технологией обречена на дискретность вы¬пуска номеров и книг. В настоящее время частота выпуска печатной пе¬риодики колеблется от ежедневного (газета) до ежегодного (альманах). Конечно, можно делать выпуски газет, особенно с экстренной информа¬цией, и несколько раз в сутки (так часто случалось в условиях неразвито¬сти других средств коммуникаций), но это связано с труд¬ностями печати и доставки, и поэтому с распространением радио и телевидения такая практика почти прекратилась.

     Таким образом, пресса проигрывает в оперативности  информиро¬вания. Ведь невозможно избежать значительного разрыва во време¬ни между подготовкой номера, печатанием тиража, доставкой и полу¬чением его «потребителем». Это особенно касается прессы, распространяемой по всей стране.

Информация о работе Методы влияния СМИ на общественное сознание