Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 21:42, курсовая работа
Представление о том, что человечество вступает в принципиально новый этап развития, сформировалось еще на стыке 1960-1970-х годов, когда были сформулированы тезисы о наступлении общества информационного, с одной стороны, и постиндустриального — с другой. Несмотря на несовпадения и взаимную критику авторов многочисленных концепций, можно выделить ряд черт, рассматриваемых как присущие или неизбежно развивающиеся на современном этапе :
1. качественно расширяется автоматизация и компьютеризация разных видов деятельности, перераспределяются центры тяже-
Введение…………………………………………………………………………3
1. Социология СМИ как специальная отрасль социологического знания…..4
1.1 Предмет, структура и проблематика социологии СМИ…………………5
1.2 Основные направления исследований социологии СМИ, история
развития…………………………………………………………………………..7
2. Виды средств массовой информации………………………………………..9
3. Функции СМИ………………………………………………………………...11
3.1 Коммуникативная функций………………………………………………...11
3.2 Информационная функция…………………………………………………11
3.3 Ценностно-регулирующая функция………………………………………12
4. Методы влияния СМИ на человеческое сознание………………………….15
Заключение……………………………………………………………………….19
МЕТОДЫ
ВЛИЯНИЯ СМИ НА
ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ
Информационные
потребности следует
В соответствии с логикой развития, какова социальная жизнь - такова и информация о ней. Все дело в том, что в обществе главным информатором, излагающим и разъясняющим социальную информацию, является государство. А государство далеко не всегда заинтересовано в распространении объективной информации. Той, например, которая содержит государственную и военную тайну, источники, содержащие в себе потенциальную опасность, несоответствующие установкам господствующей идеологии и т.д. На информацию, разглашение которой может принести ущерб государству, оно, разумеется, имеет полное право налагать табу. В других случаях искажение, или замалчивание информации, может серьезно расшатать политические, экономические устои государства, лишить людей веры.
Средства массовой информации сыграли значительную роль в выработке такого отношения к информации. Положительную в том, что донесли до широкого зрителя, читателя более всеобъемлющие исторические сведения. Отрицательную в том, что многие и передачи и публикации носили упрощенный характер и не отражали всю сложность происходящих процессов в далеком и не совсем прошлом. Сознательное искажение информации нельзя считать случайным так же, как и невозможно считать причиной этого явления неотвратимость такого процесса. Искажение информации в той или иной мере характерно любому общественному строю. Здесь важную роль играет понятие «общественное сознание».
Общественное сознание – это отражение материального отношения людей к природе и к друг другу в процессе их отношения действительности. СМИ через воздействие на общество в целом воздействуют на каждого человека по отдельности, вырабатывая определенные одинаковые эмоции, действия. Таким образом, благодаря СМИ вырабатывается общественное мнение – состояние массового сознания, содержащее в себе скрытое явное или скрытое отношение разных социальных общностей к проблемам, событиям действительности.
Существует, например, четко сформулированное общественное мнение касательно таких глобальных общечеловеческих проблем, как предотвращение экологической катастрофы, биологической, термоядерной войны и т.д.
Общественное мнение во многом определяет общественную жизнь и направляет деятельность некоторых социальных институтов, в том числе и деятельность СМИ. Так как СМИ пытаются освещать актуальные, значимые для общества проблемы и во многом рассматривают их с точки зрения общественного мнения, можно сделать вывод, что и общественное мнение может определять деятельность СМИ. Но и общественное мнение формируется под воздействием различных факторов, в частности из-за распространения пропаганды и идеологии, чем могут заниматься и СМИ.
На практике СМИ сегодня широко используют методы подсознательного воздействия, когда отношение общества к тем или иным явлениям формируется с помощью стереотипных представлений, которые внедряются в поток новостей, вызывая в массовом сознании либо отрицательную, либо положительную реакцию на конкретное событие.
Задача прессы в процессе убеждения - создать устойчивое, прочное отношение к данному явлению. Благодаря своей биологической природе, человек подвержен внушению, заразительности и подражательности.
Внушением считают воздействие на личность, ведущее к появлению у человека помимо его воли и сознания определенных чувств или побуждающее человека к совершению определенных действий. Находясь под воздействием внушения, человек не контролирует направленное на него воздействие. Проще всего внушить человеку то, к чему он предрасположен в силу своих потребностей и интересов. Однако внушить что-то можно и вопреки его воле, вызывая определенные чувства и состояния, толкающие к совершению поступка, возможно, совершенно не следующего из принимаемых им норм и принципов поведения. Сама по себе деятельность СМИ, ставящая задачей внушить что-либо обществу, является негуманной, поскольку люди не могут контролировать направленное на них воздействие и, соответственно, оказываются бессильными перед подобными внушениями.
За многие годы за многие годы пропаганда отработала большое количество приемов для манипулирования общественным сознанием, которые по-настоящему эффективны и позволяют влиять на массу определенным образом. Для воздействия на аудиторию журналист использует определенные методы, так, например, можно выделить метод дезинформации.
Смысл в том, что в нужный момент в СМИ “подается” информация, часто являющаяся откровенной ложью.
Дезинформация, во-первых, подается, как правило, из разных источников и западает в подсознание человека, а во-вторых, дезинформация используется в момент принятия какого-либо важного решения, и когда будет известна правда - цель дезинформации будет уже достигнута. Таким образом, этот метод довольно эффективен. Но метод дезинформации является откровенно “грубым” и нечасто используется в современных СМИ. Можно сказать, что наиболее устойчивой является информация рационально осмысленная и эмоционально усвоенная человеком.
Метод семантического манипулирования. Предполагает тщательный отбор и специальную компоновку понятий, вызывающих либо позитивные, либо негативные ассоциации, что позволяет влиять на восприятие информации (мы - борцы за независимость, процветание России, они - оккупанты, поработители народа; за нами все прогрессивное человечество, простой народ, за ними - олигархи, бандиты, чиновники). Поскольку метод основан на определенных ассоциациях, он позволяет легко повлиять на человека в силу его привычек и убеждений.
Когда утаить информацию невозможно, часто используется метод отвлечения. Общество не терпит информационного вакуума, поэтому чтобы отвлечь аудиторию от одной информации, необходимо переключить ее внимание на другую, поданную в максимально сенсационном виде. Цель новой информации – создать отвлекающую альтернативу и снизить актуальность предыдущей информации.
Сообщения в СМИ подаются в эмоциональной и драматизированной форме.
Таким образом,
элементы внушения можно “подать”
в любое время в “упаковке”
с новостями, передачами, фильмами;
можно манипулировать человеческим
сознанием с помощью радио
и даже путем подачи информации в
определенном виде в печатной продукции.
Эти элементы западают в подсознание
человека и заставляют его действовать
определенным образом; поскольку взаимодействие
человека со СМИ происходит ежедневно,
то и влияние на общество и на
каждого человека в отдельности
можно назвать очень
Формирование стереотипов. Стереотипы эффективно управляют всем процессом восприятия информации.
Процесс восприятия - это всего-навсего механическая подгонка еще неизвестного явления под устойчивую общую формулу (стереотип). Поэтому пресса стандартизирует сообщение, т.е. особым образом “подводит” информацию под стереотип, всеобщее мнение. Человек должен воспринимать сообщение без усилий и безоговорочно, без внутренней борьбы и критического анализа.
Стереотипы формируются
под воздействием двух факторов: бессознательной
коллективной переработки и индивидуальной
социокультурной среды, а также,
безусловно, при целенаправленном идеологическом
воздействии с помощью СМИ. С
помощью стереотипов легко
Большинство исследователей
указывают на связь стереотипов
с гигантским влиянием СМИ, формирующих
отношение к миру, на поведение, воспроизводящее
поступки “героев”, созданных прессой,
радио или телевидением. Так, например,
в настоящее время неким
СМИ приучают человека мыслить стереотипами и снижают интеллектуальный уровень сообщений так, что превратились в инструмент оглупления. Этому послужил главный метод закрепления нужных стереотипов в сознании - повторение.
Еще один метод, позволяющий влиять на общественное мнение – это имидж. Функции имиджа и стереотипа различны. Стереотип обозначает образ, отражающий свойства и характеристики, по крайней мере отчасти присущие объекту, имидж - это искусственно сфабрикованный образ.
Имидж создается путем навязывания определенных ассоциаций, он всегда связан с воображением. Имидж создает реальную социально-психологическую установку, определяющую поведение человека по отношению к объекту. И, поскольку воздействует на психику человека, следовательно, легко воспринимается, запоминается и потому часто используется в рекламе, имидж можно эффективно использовать как средство пропаганды, как инструмент управления сознанием.
Создатели рекламы утверждают, что “люди курят не сигареты, а их образ”, ”женщины покупают не косметику, а желание быть красивой” и т.д.
Так, например, хорошо знаком образ мужественного ковбоя, предпочитающего сигареты “Mallboro”.
СМИ формирует
огромное разнообразие имиджей политиков,
актеров, музыкантов, режиссеров. В
немалой степени этому
Заключение.
С появление
и развитием СМИ в обществе
произошли значимые перемены.
СМИ может влиять на поведение и мировоззрение
людей, на их действия и мысли.
Важно понимать, что для формирования
общественного мнения, основанного на
информации, адекватной происходящим
событиям, важно существование не только
разнообразных источников информации,
но и условий доступа к ним. СМИ оказывают
всё большее влияние на общество, которое
в свою очередь определяет работу СМИ.
С течением времени СМИ становятся всё
более ощутимым фактором влияние на общество.
В ХХ-ом веке появились новые источники
массовой информации, которые заняли особую
позицию среди давно установленных масс-медиа.
Эти обильные источники – телевидение
и Интернет. Они также активно влились
в жизнь людей. Эти 2 источника массовой
информации имеют наибольшее влияние
на людей.
Социолог изучающий СМИ, должен уделять
внимание вопросам уменьшения негативного
их негативного воздействия на человека.
Хотя в современном обществе, где всё контролируется
“сверху” это довольно сложно.
Список
источников
Фомичева И. Д.
Социология СМИ: Учеб. пособие для студентов
вузов / И. Д. Фомичева. — М.: Аспект Пресс,
2007. — 335 с. http://yanko.lib.ru/books/smi/
Теория и социология СМИ. Ежегодник 2010 / М.Е Аникина.
Часть 2.- М.: факультет
журналистики МГУ имени М.В Ломоносова,
2010.-248с.
Корконосенко
С.Г. Социология журналистики. / С.Г Корконосенко
– М.: Аспект пресс, 2004.-238с.
Добреньков В.Ф.
Социология: Учебник / В.Ф Добреньков, А.И
Кравченко-М.: Инфа-М, 2001.-624с.
Дмитриев Е.И.
Социология журналистики. Конспект лекций
/ Е.И Дмитриев-М.: БГУ, 2001-150с.
Липпман У. Общественное
мнение / У Липпман-М.: Институт фонда “Общественное
мнение” , 2004-384с.
Информация о работе Методы влияния СМИ на человеческое сознание