Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 21:42, курсовая работа
Представление о том, что человечество вступает в принципиально новый этап развития, сформировалось еще на стыке 1960-1970-х годов, когда были сформулированы тезисы о наступлении общества информационного, с одной стороны, и постиндустриального — с другой. Несмотря на несовпадения и взаимную критику авторов многочисленных концепций, можно выделить ряд черт, рассматриваемых как присущие или неизбежно развивающиеся на современном этапе :
1. качественно расширяется автоматизация и компьютеризация разных видов деятельности, перераспределяются центры тяже-
Введение…………………………………………………………………………3
1. Социология СМИ как специальная отрасль социологического знания…..4
1.1 Предмет, структура и проблематика социологии СМИ…………………5
1.2 Основные направления исследований социологии СМИ, история
развития…………………………………………………………………………..7
2. Виды средств массовой информации………………………………………..9
3. Функции СМИ………………………………………………………………...11
3.1 Коммуникативная функций………………………………………………...11
3.2 Информационная функция…………………………………………………11
3.3 Ценностно-регулирующая функция………………………………………12
4. Методы влияния СМИ на человеческое сознание………………………….15
Заключение……………………………………………………………………….19
Отсюда такая оперативность радиовещания, когда информация поступает почти сразу после совершения события, чего никак не получится добиться в прессе. Радио так же очень популярно среди автолюбителей, так как у них нет возможности во время поездки обращаться к прессе или телевидению.
Однако в радио есть и негативные свойства. Например - оно в каком-то смысле принудительно – передачу можно слушать лишь в определенное время, когда она идёт в эфире, притом в том же ритме, порядке и темпе, которые задали в студии. Поэтому не получится отложить прослушивание на другое время, делать это медленнее или быстрее. Эти черты вынуждают четко изучать возможности разных слоёв аудитории, составлять программы с учетом распределенийа времени, типа и характера занятий, психологического и физического состояния слушателей. Велика роль оглашающегося перед программой его краткого содержания( например “ новости вкратце”) ,а так же большего упора на интересы, предпочтения, мотивы аудитории при её обращении к информации радио. Так же, следует отметить, что хоть и возможно создание множества разных каналов радиовещания, слушатель в одно время способен воспринимать только 1 программу, при это отказавшись от других.
Поэтому важна строгая, четко рассчитанная на аудиторию программная политика, при хорошей реализации которой аудитория слушателей будет максимальной.
Телевидение впервые появилось в 30-х годах. Оно стало одним из лидеров в СМИ уже в 60-х годах XX века. Далее оно развивалось очень быстрыми темпами и по многим параметрам (развлечения, культура, событийная информация) вышло на 1 место. Телевидение возникло как бы на пересечении возможностей кино и радио. Оно как и радио может передавать сигнал на далёкие расстояния, однако этот сигнал имеет сразу и звуковую, и видео информацию, которая на экране в зависимости от характера передачи,
предстаёт в
виде фотокадра, схемы, графика, или
несёт кинематографический
Телевидение, радио и печать представляют
собой “триумвират” СМИ, каждое из них
имеет свои особенности, такие как способ
и вид передачи информации аудитории.
. . Но есть
и своеобразные черты,
ФУНКЦИИ
СМИ
Коммуникативная функция.
Содержание коммуникативной
функции — охват
Особенности коммуникативной
функции — способность
и для формирования новых общностей (солидарностей, идентичностей). Возникает возможность (при соответствующем контенте) интеграции уже сложившихся общностей (социально-организационная функция) и формирования тех, что не могут существовать вне СМИ.
Первейшее условие выполнения коммуникативной (а значит, и всех других) функции — доступ к коммуникациям на полюсе как производства и распространения, так и потребления информации.
Доступ к коммуникациям,
как минимум, предполагает возможность
для представителей самых широких
социальных слоев иметь технические
средства приема вещательной информации
и минимальный уровень
Информационная функция
Эта функция, присущая СМИ по определению, на практике неразрывна с коммуникативной, поскольку СМИ являются частью социальных коммуникаций, действующих как каналы обмена информацией в обществе. Ее содержание очевидно: производство и распространение информации на массовую аудиторию с учетом разнообразных ее (аудитории) характеристик (состава, запросов, потребностей, интересов) в целях обеспечения совместной деятельности людей.
Здесь так же,
как и в связи с
Имеется в виду тот контент, который обращен к людям не как к специалистам, профессионалам в своем деле, а как к гражданам, обывателям, не имеющим специальных знаний по соответствующим вопросам. Для характеристики особого среза сознания людей, к которому обращена массовая информация, в социологии принято использовать понятие массового сознания. Основные структурные образования в таком сознании — социальные представления, знания и идеи, «трансформировавшиеся в применении к требованиям практики и здравого смысла», «соединяющие понятия и непосредственное восприятие», конкретизирующие абстракции, такие представления, как правило, носят стереотипизированный, упрощенный характер. Стереотипы — «устойчивые, мало зависимые от эмпирического познания представления о социальных объектах».
Исходное качество для массовой информации, таким образом, — доступность ее смысла для неспециализированного сознания.
Фокус социологического
подхода к информационной функции
СМИ — выявление информационных
неравенств, способности реального
содержания массовой информации удовлетворять
потребности, интересы различных социальных
субъектов и представленности этих
интересов в контенте. При этом
необходимо исследование информационной
ситуации с двух сторон: с точки
зрения возможности доступа к
любой информации, с одной, а с
другой — в заботе «о позитивном,
не разрушающем действии информации,
оберегая общество от вредных информационных
воздействий»41. Баланс между открытостью
информации и необходимыми ограничениями
— серьезная проблема для разработки
и применения норм права. Принцип
же состоит в том, чтобы исходить
в первую очередь не из соображений
государственной, а личной безопасности,
для которой во многих случаях
ограничение вреднее, чем избыток.
Ценностно-регулирующая функция
Данная универсальная функция выполняется не столько через обмен знаниями о действительности, сколько через формирование отношения к ним, приведение их в связь с тем, что в социологии называется ценности и нормы, или ценностно-нормативная система. «Сознание человека, — писал выдающийся отечественный психолог С. Л. Рубинштейн, — включает... не только знание, но и переживание того, что в мире значимо для человека в силу отношения к его потребностям, интересам и т.д.». Процесс распространения информации с неизбежностью включает в себя и процесс распространения отношения к ней, т.е. процесс передачи не только сведений, знаний, но и сопряженных с определенными ценностями идей, стимулирующих принятие и усвоение определенных норм и образцов поведения. В духовном смысле ценности — это «ориентиры сознания индивидов или групп людей, связанные с аксиологическим (оценочным. — И. Ф.) отношением к окружающему миру в широком диапазоне культурных значений и оценочных шкал: «хорошее — плохое», «высокое — низменное», «прекрасное — безобразное», «нравственное — безнравственное», «одобряемое — осуждаемое» и т.п.». Такие значения и шкалы создает не сама журналистика. Она их выражает, транслирует, применяет к происходящему, формулирует, проверяет фактами, дает публичный выход разным ценностным системам и вместе с тем стремится найти в них общее.
Различают множество видов и конкретных ценностей, например, морально-этические (порядочность, человеколюбие), политические (демократизм, равенство, свобода), социальные (равенство, справедливость, солидарность) и др. Выделяют среди них и так называемые общечеловеческие (неприкосновенность человеческой жизни, равенство стран и народов и т.п.). Те ценности, которые реально разделяет, исповедует личность, группа, называются их ценностными ориентациями.
Ценности воплощаются в социальных нормах — определенных стандартах, предписаниях, правилах поведения, которые также отражаются журналистикой, в том числе через одобрение (неодобрение), поддержку (порицание) конкретных поступков, действий, внешнего вида, манер и т.п.
Благодаря регулярному
влиянию СМИ, которое осуществляется
через различные механизмы
Убеждающее, ценностно-регулирующее воздействие на человека сложнее, чем простое его информирование. Понять и принять — не одно и то же: информирование рассчитано на понимание, а убеждение и внушение — на принятие. Успех убеждения невозможен без учета сложившейся ранее точки зрения на соответствующее явление. При этом ценностные системы сложносоставные, разноуровневые. Личность является одновременно носителем многих систем ценностей (семейных, профессиональных, гражданских и др.) в той мере, в какой она объективно и субъективно включена в разные общности. Для каждого есть свои референтные общности, на которые он равняются.
Декларируемые ценности проверяются практикой. Общеизвестно, что идеи открытости страны миру, свободы слова, предпринимательства, либерализма многими россиянами не были приняты. Старое советское общественное устройство многим сегодня кажется желанным. «Утраченная стабильность материальной жизни (перебои с зарплатой, отсутствие тяжелой или бессмысленной, но привычной работы и т.п.) никак не могла быть компенсирована абстрактными для 90% населения политическими (либеральными) свободами». Общество оказалось расколотым. Требуются большие усилия по поддержанию единой ценностной системы. На этом фоне время от времени вспыхивают кампании по поиску национальной идеи, но как и все насаждаемое «сверху», она вряд ли будет служить интеграции. Такого рода явления возникают естественным путем, в процессе долгого, общенационального же дискурса (обсуждения).
В наши дни все раньше люди сталкиваются с ценностным влиянием общей культуры и субкультур именно через СМИ.
Если семья, школа, трудовой коллектив, дружеские компании выступают в качестве средств социализации на определенных этапах жизни личности или в рамках отдельных жизненно-возрастных циклов, то СМИ — от минимального до преклонного возраста. Филя, Степашка и Каркуша вершат свою воспитательную миссию для самых маленьких. Телевизор смотрят в большинстве стран, что называется, до гробовой доски.
На протяжении
XX в. множество исследователей с
равным рвением и с применением
данных социологических, психологических
и социально-психологических
Информация о работе Методы влияния СМИ на человеческое сознание