Методы влияния СМИ на человеческое сознание

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 21:42, курсовая работа

Описание работы

Представление о том, что человечество вступает в принципиально новый этап развития, сформировалось еще на стыке 1960-1970-х годов, когда были сформулированы тезисы о наступлении общества информационного, с одной стороны, и постиндустриального — с другой. Несмотря на несовпадения и взаимную критику авторов многочисленных концепций, можно выделить ряд черт, рассматриваемых как присущие или неизбежно развивающиеся на современном этапе :
1. качественно расширяется автоматизация и компьютеризация разных видов деятельности, перераспределяются центры тяже-

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Социология СМИ как специальная отрасль социологического знания…..4
1.1 Предмет, структура и проблематика социологии СМИ…………………5
1.2 Основные направления исследований социологии СМИ, история
развития…………………………………………………………………………..7
2. Виды средств массовой информации………………………………………..9
3. Функции СМИ………………………………………………………………...11
3.1 Коммуникативная функций………………………………………………...11
3.2 Информационная функция…………………………………………………11
3.3 Ценностно-регулирующая функция………………………………………12
4. Методы влияния СМИ на человеческое сознание………………………….15
Заключение……………………………………………………………………….19

Работа содержит 1 файл

Курсовая!.docx

— 53.73 Кб (Скачать)

Отсюда такая  оперативность радиовещания, когда  информация поступает почти сразу  после совершения события, чего никак  не получится добиться в прессе. Радио так же очень популярно  среди автолюбителей, так как  у них нет возможности во время  поездки обращаться к прессе или  телевидению.

Однако в радио  есть и негативные свойства. Например - оно в каком-то смысле принудительно – передачу можно слушать лишь в определенное время, когда она идёт в эфире, притом в том же ритме, порядке и темпе, которые задали в студии. Поэтому не получится отложить прослушивание на другое время, делать это медленнее или быстрее. Эти черты вынуждают четко изучать возможности разных слоёв аудитории, составлять программы с учетом распределенийа времени, типа и характера занятий, психологического и физического состояния слушателей. Велика роль оглашающегося перед программой его краткого содержания( например “ новости вкратце”) ,а так же большего упора на интересы, предпочтения, мотивы аудитории при её обращении к информации радио. Так же, следует отметить, что хоть и возможно создание множества разных каналов радиовещания, слушатель в одно время способен воспринимать только 1 программу, при это отказавшись от других.

Поэтому важна  строгая, четко рассчитанная на аудиторию  программная политика, при хорошей  реализации которой аудитория слушателей будет максимальной.

Телевидение впервые  появилось в 30-х годах. Оно стало  одним из лидеров в СМИ уже  в 60-х годах XX века. Далее оно развивалось очень быстрыми темпами и по многим параметрам (развлечения, культура, событийная информация) вышло на 1 место. Телевидение возникло как бы на пересечении возможностей кино и радио. Оно как и радио может передавать сигнал на далёкие расстояния, однако этот сигнал имеет сразу и звуковую, и видео информацию, которая на экране в зависимости от характера передачи,

предстаёт в  виде фотокадра, схемы, графика, или  несёт кинематографический характер. На экране может быть показан и  печатный текст. На телевидении могут  быть организованы оперативные передачи, как из студии, таки с места событий. . Преимущества же такой оперативной «живой» передачи, идущей прямо в эфир с места события, в значительно большем, чем у радио, «эффекте присутствия», поскольку в органическом единстве находятся звуко- и видеоряд и задействованы оба важнейших типа рецепторов человека, что обеспечивает создание более прочных связей с аудиторией. 
Телевидение, радио и печать представляют собой “триумвират” СМИ, каждое из них имеет свои особенности, такие как способ и вид передачи информации аудитории.
 

.  . Но есть  и своеобразные черты, принадлежащие  только какому-либо одному средству (кинематографическое изображение  на телевидении, словесно-буквенная  информация в прессе, вневизуальное звуковое сообщение на радио). К этим “триумвирам” в последнее десятилетие присоединяется и активно развивающийся четвертый тип каналов информации —Интернет, в котором значительное место (наряду со специальной) занимает массовая информация. Это электронные версии газет, т.е. сетевые газеты и журналы, онлайн теле и радио передачи, сайты отдельных журналистов, притом оперативно меняющие содержание и получаемые в режиме реального времени. Таким образом, компьютерные сети соединяют в себе возможности всех типов СМИ, правда, печатные тексты могут читаться лишь с монитора (и при необходимости распечатываться на принтере). На многих сайтах невозможно увидеть полной структуры новостей, поскольку преобладают так называемые “горячие” темы, сенсации дня. Интернет – пользователю предлагается лишь краткий обзор наиболее важных событий. Сложно сказать, является ли Интернет средством массовой информации. Скорее всего пока не является, но ситуация развивается таким образом, что Интернет как источник информации становится более структурированным, подборка новостей начинает осуществляться менее хаотично, многие новости распространяются официальными источниками. Интернет, вероятно, в скором времени станет полноценным средством массовой информации, и возможно даже лидером среди них.  
 
 
 
 
 

ФУНКЦИИ СМИ 
 

 Коммуникативная функция.

Содержание коммуникативной  функции — охват рассредоточенных людей и общностей для общения, получения, обмена информацией, взаимонастройки и организация данного вида социального общения с расчетом на позитивные эффекты. Выполнение такой функции зависит от внешних и внутренних факторов и условий.

Особенности коммуникативной  функции — способность соединять  большие рассредоточенные общности, включая людей в коммуникацию в индивидуальном порядке. Так образуется «строительный материал

и для формирования новых общностей (солидарностей, идентичностей). Возникает возможность (при соответствующем контенте) интеграции уже сложившихся общностей (социально-организационная функция) и формирования тех, что не могут существовать вне СМИ.

Первейшее условие  выполнения коммуникативной (а значит, и всех других) функции — доступ к коммуникациям на полюсе как  производства и распространения, так  и потребления информации.

Доступ к коммуникациям, как минимум, предполагает возможность  для представителей самых широких  социальных слоев иметь технические  средства приема вещательной информации и минимальный уровень платежеспособности для приобретения в розницу или  подписку печатных изданий. Это зависит  от множества политических и экономических  факторов.

 

Информационная  функция

Эта функция, присущая СМИ по определению, на практике неразрывна с коммуникативной, поскольку СМИ  являются частью социальных коммуникаций, действующих как каналы обмена информацией  в обществе. Ее содержание очевидно: производство и распространение  информации на массовую аудиторию с  учетом разнообразных ее (аудитории) характеристик (состава, запросов, потребностей, интересов) в целях обеспечения  совместной деятельности людей.

Здесь так же, как и в связи с коммуникативной  функцией, решающее значение имеет  условие доступности, но в данном случае — не в целом к коммуникациям, а к содержанию (контенту). На первый план выступают доступность, иные качества сообщений с учетом состава массовой аудитории, особенностей ее сознания.

Имеется в виду тот контент, который обращен  к людям не как к специалистам, профессионалам в своем деле, а  как к гражданам, обывателям, не имеющим  специальных знаний по соответствующим  вопросам. Для характеристики особого  среза сознания людей, к которому обращена массовая информация, в социологии принято использовать понятие массового  сознания. Основные структурные образования  в таком сознании — социальные представления, знания и идеи, «трансформировавшиеся  в применении к требованиям практики и здравого смысла», «соединяющие понятия и непосредственное восприятие», конкретизирующие абстракции, такие представления, как правило, носят стереотипизированный, упрощенный характер. Стереотипы — «устойчивые, мало зависимые от эмпирического познания представления о социальных объектах».

Исходное качество для массовой информации, таким образом, — доступность ее смысла для неспециализированного  сознания.

Фокус социологического подхода к информационной функции  СМИ — выявление информационных неравенств, способности реального  содержания массовой информации удовлетворять  потребности, интересы различных социальных субъектов и представленности этих интересов в контенте. При этом необходимо исследование информационной ситуации с двух сторон: с точки  зрения возможности доступа к  любой информации, с одной, а с  другой — в заботе «о позитивном, не разрушающем действии информации, оберегая общество от вредных информационных воздействий»41. Баланс между открытостью  информации и необходимыми ограничениями  — серьезная проблема для разработки и применения норм права. Принцип  же состоит в том, чтобы исходить в первую очередь не из соображений  государственной, а личной безопасности, для которой во многих случаях  ограничение вреднее, чем избыток. 

 Ценностно-регулирующая функция

Данная универсальная  функция выполняется не столько  через обмен знаниями о действительности, сколько через формирование отношения  к ним, приведение их в связь с  тем, что в социологии называется ценности и нормы, или ценностно-нормативная  система. «Сознание человека, — писал выдающийся отечественный психолог С. Л. Рубинштейн, — включает... не только знание, но и переживание того, что в мире значимо для человека в силу отношения к его потребностям, интересам и т.д.». Процесс распространения информации с неизбежностью включает в себя и процесс распространения отношения к ней, т.е. процесс передачи не только сведений, знаний, но и сопряженных с определенными ценностями идей, стимулирующих принятие и усвоение определенных норм и образцов поведения. В духовном смысле ценности — это «ориентиры сознания индивидов или групп людей, связанные с аксиологическим (оценочным. — И. Ф.) отношением к окружающему миру в широком диапазоне культурных значений и оценочных шкал: «хорошее — плохое», «высокое — низменное», «прекрасное — безобразное», «нравственное — безнравственное», «одобряемое — осуждаемое» и т.п.». Такие значения и шкалы создает не сама журналистика. Она их выражает, транслирует, применяет к происходящему, формулирует, проверяет фактами, дает публичный выход разным ценностным системам и вместе с тем стремится найти в них общее.

Различают множество  видов и конкретных ценностей, например, морально-этические (порядочность, человеколюбие), политические (демократизм, равенство, свобода), социальные (равенство, справедливость, солидарность) и др. Выделяют среди них и так называемые общечеловеческие (неприкосновенность человеческой жизни, равенство стран и народов и т.п.). Те ценности, которые реально разделяет, исповедует личность, группа, называются их ценностными ориентациями.

Ценности воплощаются  в социальных нормах — определенных стандартах, предписаниях, правилах поведения, которые также отражаются журналистикой, в том числе через одобрение (неодобрение), поддержку (порицание) конкретных поступков, действий, внешнего вида, манер и т.п.

Благодаря регулярному  влиянию СМИ, которое осуществляется через различные механизмы информационной деятельности (отбор, взаиморасположение сообщений, акценты, сопоставление  и многое другое), происходит унификация (mainstreaming), «направление взглядов людей на социальную реальность в единое русло»60. Поскольку ценностное отношение к миру основано на потребностях, интересах, то социальные субъекты, владеющие и управляющие СМИ, не могут не действовать в процессе организации производства, отбора и распространения информации в соответствии с интересами, на основе разделяемых ими моральных, политических, религиозных, иных ценностей. Сложность структуры общества порождает и сложность строения ценностно-нормативных систем. В субкультурах (культурах отдельных частей общества — например, молодежи, сельчан, спортсменов и т.п.) есть специфика ценностей и норм. На социетальном уровне (общество в целом) также нужна своя система, генерализирующая, интегрирующая более локальные духовно-регулирующие подсистемы. И здесь незаменима роль общенациональных СМИ, скрепляющих общенациональную идентичность. У СМИ есть целый ряд способов осуществления рассматриваемой функции, начиная с отбора сообщений, освещаемых фигур, дат и т.п. Само познание и знание о мире тесно связаны с отношением к нему. Поэтому данную функцию можно рассматривать как отдельную лишь в целях теоретического анализа — в реальности она слита со всеми остальными.

Убеждающее, ценностно-регулирующее воздействие на человека сложнее, чем  простое его информирование. Понять и принять — не одно и то же: информирование рассчитано на понимание, а убеждение и внушение — на принятие. Успех убеждения невозможен без учета сложившейся ранее  точки зрения на соответствующее  явление. При этом ценностные системы  сложносоставные, разноуровневые. Личность является одновременно носителем многих систем ценностей (семейных, профессиональных, гражданских и др.) в той мере, в какой она объективно и субъективно включена в разные общности. Для каждого есть свои референтные общности, на которые он равняются.

Декларируемые ценности проверяются практикой. Общеизвестно, что идеи открытости страны миру, свободы  слова, предпринимательства, либерализма  многими россиянами не были приняты. Старое советское общественное устройство многим сегодня кажется желанным. «Утраченная стабильность материальной жизни (перебои с зарплатой, отсутствие тяжелой или бессмысленной, но привычной работы и т.п.) никак не могла быть компенсирована абстрактными для 90% населения политическими (либеральными) свободами». Общество оказалось расколотым. Требуются большие усилия по поддержанию единой ценностной системы. На этом фоне время от времени вспыхивают кампании по поиску национальной идеи, но как и все насаждаемое «сверху», она вряд ли будет служить интеграции. Такого рода явления возникают естественным путем, в процессе долгого, общенационального же дискурса (обсуждения).

В наши дни все  раньше люди сталкиваются с ценностным влиянием общей культуры и субкультур именно через СМИ.

Если семья, школа, трудовой коллектив, дружеские компании выступают в качестве средств  социализации на определенных этапах жизни личности или в рамках отдельных  жизненно-возрастных циклов, то СМИ  — от минимального до преклонного возраста. Филя, Степашка и Каркуша вершат свою воспитательную миссию для самых маленьких. Телевизор смотрят в большинстве стран, что называется, до гробовой доски.

На протяжении XX в. множество исследователей с  равным рвением и с применением  данных социологических, психологических  и социально-психологических методов  доказывали, что СМИ всемогущи  во влиянии на людей, с одной стороны, и мало способны всерьез влиять — с другой . И те, и другие правы — ценностно-нормативное влияние результируется в каждом конкретном случае через сумму факторов, но возрастающую роль СМИ отрицать трудно. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Методы влияния СМИ на человеческое сознание