Методы влияния СМИ на человеческое сознание

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 21:42, курсовая работа

Описание работы

Представление о том, что человечество вступает в принципиально новый этап развития, сформировалось еще на стыке 1960-1970-х годов, когда были сформулированы тезисы о наступлении общества информационного, с одной стороны, и постиндустриального — с другой. Несмотря на несовпадения и взаимную критику авторов многочисленных концепций, можно выделить ряд черт, рассматриваемых как присущие или неизбежно развивающиеся на современном этапе :
1. качественно расширяется автоматизация и компьютеризация разных видов деятельности, перераспределяются центры тяже-

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Социология СМИ как специальная отрасль социологического знания…..4
1.1 Предмет, структура и проблематика социологии СМИ…………………5
1.2 Основные направления исследований социологии СМИ, история
развития…………………………………………………………………………..7
2. Виды средств массовой информации………………………………………..9
3. Функции СМИ………………………………………………………………...11
3.1 Коммуникативная функций………………………………………………...11
3.2 Информационная функция…………………………………………………11
3.3 Ценностно-регулирующая функция………………………………………12
4. Методы влияния СМИ на человеческое сознание………………………….15
Заключение……………………………………………………………………….19

Работа содержит 1 файл

Курсовая!.docx

— 53.73 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение…………………………………………………………………………3 

1. Социология СМИ как специальная отрасль социологического знания…..4

  1.1 Предмет, структура и проблематика социологии СМИ…………………5

  1.2 Основные направления исследований социологии СМИ, история

развития…………………………………………………………………………..7 

2. Виды средств массовой информации………………………………………..9 

3. Функции СМИ………………………………………………………………...11

3.1 Коммуникативная функций………………………………………………...11

3.2 Информационная функция…………………………………………………11

3.3 Ценностно-регулирующая функция………………………………………12 

4. Методы влияния СМИ на человеческое сознание………………………….15 

Заключение……………………………………………………………………….19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. СОЦИОЛОГИЯ  СМИ КАК СПЕЦИАЛЬНАЯ  ОТРАСЛЬ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
 

Представление о том, что человечество вступает в принципиально новый этап развития, сформировалось еще на стыке 1960-1970-х  годов, когда были сформулированы тезисы о наступлении общества информационного, с одной стороны, и постиндустриального  — с другой. Несмотря на несовпадения и взаимную критику авторов многочисленных концепций, можно выделить ряд черт, рассматриваемых как присущие или  неизбежно развивающиеся на современном  этапе :

1. качественно расширяется автоматизация и компьютеризация разных видов деятельности, перераспределяются центры тяже-

сти — от создания вещей к оказанию услуг, на первое место выходит производство знания и информации, возникают новые и расширяются старые наукоемкие отрасли;

2.       главной подсистемой общества становится не экономика, а информация; повышается ее роль как одного из важнейших видов ресурсов, которыми располагает человечество для своей жизнедеятельности (наряду с материальной собственностью, экономическим капиталом и др.). Знание и информация превращаются в основные источники получения и увеличения стоимости;

3.       с изменением роли информации перестраивается иерархия социальных институтов: на первое место среди элементов, необходимых для поддержания целостности общества, выходят средства коммуникации;

4.       за счет развития информационных технологий расширяется доступ к информации для индивидов и групп;

5.       повышение роли информации и знания приводит к формированию новой элиты, чья роль основывается на квалификации, а не на обладании собственностью. Соответственно главной областью социальных конфликтов становятся образование и контроль над информацией. Недоступность последней приводит к отчуждению (личности от общества, одних групп от других, государства от общества);

6.       учет способа производства информации выдвигается как определяющий при выделении стадий развития общества.

Появление Интернета  открыло невиданное разнообразие вариантов  организации дистанцированного общения между людьми: электронные почта и коммерция; библиотеки, конференции и многое другое — все это, не отходя от одного и того же средства индивидуального пользования — персонального компьютера. Возник вопрос: с чем мы имеем дело? Это единый вид общения (а многие так и считают, что все в Интернете — СМИ), его среда (медийная), включающая разные по социальной природе коммуникации? И если справедливо последнее, то по каким основаниям классифицировать разные ресурсы Сети? Какие нормы регулирования к ним применять?

В последней  четверти прошедшего века многое было сказано и по поводу медиатизации — возрастания объема и роли процессов  распространения и получения  опосредованной информации, заменяющей непосредственный опыт людей; усиления роли фокусирования СМИ на явлениях и персонах, зависимость их статуса  от внимания медиа.

В последние  десятилетия резко возрос интерес  к миру коммуникаций в целом. Все  чаще выделение этапов развития человеческого  общества связывается с преобладанием  на каждом из них социальных коммуникаций определенных видов. 

 1.1 Предмет, структура и проблематика социологии СМИ

Предмет, структура  и проблематика социологии СМИ Предмет данной научной и учебной дисциплины следует определить с учетом следующих обстоятельств:

■       социология СМИ является одной из предметных областей (отраслей) социологии;

■       вместе с тем социология СМИ входит и в состав дисциплин, отражающих специальные теоретические и  прикладные знания в области журналистики;

■       социология СМИ — многоуровневая дисциплина со спецификой каждого из уровней.

Начнем с предмета социологии в целом, так как рассматриваемая  здесь область — ее часть. Дать его сложившееся определение  не так просто: многие специалисты  отмечают отсутствие как оформленной единой теории, так и определения ее предмета.

Предмет социологии в целом следует определять, имея в виду ее многоуровневый состав. Здесь  тесно взаимодействуют три уровня исследований: общетеоретический, специально-теоретический (или теории среднего уровня — в  нашем случае социологическая теория массовой коммуникации) и эмпирические исследования.

Существует множество  определений социологии. Одно из них  такое: «Социология — наука о  законах становления, функционирования, развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей».

Из этого определения  видно, что социология занимается отнюдь не всеми социальными сущностями и явлениями, у нее есть свой фокус: это изучение социальной жизни через  ее субъектов — личность и социальные общности и через взаимоотношения  между ними. Она изучает эти  объекты в развитии и «на основе широкого использования эмпирических данных».

Общая теоретическая  социология создает необходимый  фундамент для социологического изучения СМИ как особого социального  института, регулирующего обмен  информацией в обществе. Социология СМИ использует представление об обществе как системе социальных связей, о его субъектах, структуре, видах социальных процессов. Здесь действует представление о личности как индивидуальном уровне общественного бытия, о способах ее связи с обществом (социальности) и о многом другом, что студенты изучают в курсе общей социологии.

Предмет одной  из отраслей социологии — социологии СМИ — складывается на «пересечении»  с общей социологией и теорией  журналистики, которая занимается журналистикой  как специфическим социальным институтом, видом деятельности, совокупностью  профессий и профессионалов, произведений — с учетом ее (журналистики) контрагентов: массовой аудитории и социальных институтов. Социология же данной отрасли  сосредотачивается на изучении социальных аспектов функционирования СМИ, задаваясь  следующими вопросами:

■       каково место СМИ в системе  социальных коммуникаций, в чем специфика  ее функций для различных социальных субъектов; каковы результаты воздействия (и есть ли оно) на становление и  развитие социальных общностей;

■       как в обществе распределяются информационные ресурсы и каковы социальные отношения по этому поводу;

Доступность информации и информационное неравенство. Эта  проблема стала предметом многочисленных исследований, особенно с той поры, когда распространилось представление  о современном обществе как информационном, а об информации — основном ресурсе  в обществе. Однако и раньше, начиная  с XIX столетия, были попытки выявления  доступности для понимания «простыми  людьми» книжных и, позже, газетных текстов. На нынешнем этапе речь идет о равном доступе социальных, этнических и территориальных слоев общества к источникам информации. Проблема обострилась в связи с появлением Интернета, доступ к которому предполагает владение компьютером и оплату пребывания в Сети, когда возникло понятие  «цифровое неравенство», или «цифровой  разрыв» (digital divide).

В эмпирических исследованиях устанавливают статистическую связь (корреляцию) между характеристиками социально-демографическими и территориальными (пол, возраст, уровень доходов, квалификация, должность и т.п., тип поселения  и место проживания) и пользовательскими (например, наличие дома или на работе доступа к Сети, регулярность, время, затрачиваемое на ее посещение, и  т.п.), выявляются благоприятные и  неблагоприятные с этой точки  зрения регионы страны или земного  шара, благополучные и неблагополучные группы населения, их отношение к проблемам доступности информации, шире — участия в коммуникациях. 

1.2  История возникновения и развития социологии СМИ. Основные направления развития.

Основное формирование теории массовой коммуникации началось относительно недавно - с 1952 года. В становлении современной западной теории коммуникации эволюционно можно выделить несколько этапов, или "поколений", привнесших свои особенности в понимание феномена коммуникации. Несмотря на то, что исследования, которые мы сегодня относим к коммуникативным, проводились на протяжении всего двадцатого века в рамках различных социальных наук, после второй мировой войны, одновременно с развитием информационных наук и технологий, стали оформляться новые подходы к изучению феномена коммуникации. Характерным для этих подходов было рассмотрение коммуникации как передачи информации, где необходимыми составляющими признавались источник информации, сообщение, получатель информации, канал передачи и шум. Модель была модифицирована в коммуникативной литературе и получила широкое распространение как модель информационной трансмиссии. По сей день, несмотря на признанные ограничения, акцентирующие линейный, однонаправленный характер коммуникации, эта модель широко используется в коммуникативной теории и практике, особенно в массовой коммуникации и в публичных выступлениях

В теории коммуникации 50-60-х годов происходит "психологизация" коммуникации, когда она начинает все больше рассматриваться как человеческая коммуникация. Формируется отрасль дисциплины, известная ныне как межличностная коммуникация. Заметный вклад в развитие этого направления вносят: Грегори Бейтсон и калифорнийская группа исследователей Palo Alto Group во главе с психотерапевтом Полем Вацлавиком. В их подходах коммуникация рассматривается прежде всего как взаимодействие. Подчеркивается, что коммуникация есть не просто передача-прием информации, но создание некой общности, некой степени взаимопонимания между участниками.

Следующий этап в становлении теории коммуникации, включающий и настоящее время, характеризуется  расширением системного подхода  к анализу коммуникации. Коммуникация рассматривается как социальный процесс. Подчеркивается ее не просто интерактивный, но трансактный характер, заключающийся в том, что любой субъект коммуникации является отправителем и получателем сообщения не последовательно, а одновременно, и что любой коммуникативный процесс включает в себя, помимо настоящего (конкретной ситуации общения), непременно и прошлое (пережитый опыт), а также проецируется в будущее.

 Первой из  средств массовой информации  появилась пресса. Прообразом первых  газет были новостные сообщения, распространявшиеся в Древнем Риме о событиях, произошедших в городе.

К числу первых газет, сильно напоминающих современные  нам издания, принято относить издававшуюся с 30 мая 1631 года во Франции газету «La Gazette». 
Радио появилось в конце 19 века. 
Первая телевизионная станция WCFL вышла в эфир в Чикаго 12 июня 1928 года.
 

  1. ВИДЫ  СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (СМИ)
 
 
 

Существует три  подсистемы СМИ: печатные, радио и  телевидение. Каждая система состоит  из огромного числа каналов –  разных журналов, газет, книг, радио  и телепередач, которые способны распространяться  по всему миру, либо в небольших регионах.

В печатных СМИ(еженедельники, книги, газеты, журналы), информация подается в виде текста, а так же различных картинок, рисунков, фотографий, графиков схем и т.д. 
Отличительная особенность печатных СМИ – читателю не нужны какие либо специальные средства что бы их использовать ( для радио и телевидения нужны телевизор, магнитофон, радиоприемник и т.д.).

Далее будет  рассмотрено второе по времени появления средство массовой коммуникации - радиовещание Характерная черта радиовещания-возможность мгновенно передавать информацию на любые расстояния, причем получение сигнала происходит сразу после передачи (или с небольшой задержкой, если передача ведется на очень большое расстояние).

Информация о работе Методы влияния СМИ на человеческое сознание