Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 21:42, курсовая работа
Представление о том, что человечество вступает в принципиально новый этап развития, сформировалось еще на стыке 1960-1970-х годов, когда были сформулированы тезисы о наступлении общества информационного, с одной стороны, и постиндустриального — с другой. Несмотря на несовпадения и взаимную критику авторов многочисленных концепций, можно выделить ряд черт, рассматриваемых как присущие или неизбежно развивающиеся на современном этапе :
1. качественно расширяется автоматизация и компьютеризация разных видов деятельности, перераспределяются центры тяже-
Введение…………………………………………………………………………3
1. Социология СМИ как специальная отрасль социологического знания…..4
1.1 Предмет, структура и проблематика социологии СМИ…………………5
1.2 Основные направления исследований социологии СМИ, история
развития…………………………………………………………………………..7
2. Виды средств массовой информации………………………………………..9
3. Функции СМИ………………………………………………………………...11
3.1 Коммуникативная функций………………………………………………...11
3.2 Информационная функция…………………………………………………11
3.3 Ценностно-регулирующая функция………………………………………12
4. Методы влияния СМИ на человеческое сознание………………………….15
Заключение……………………………………………………………………….19
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Социология СМИ как специальная отрасль социологического знания…..4
1.1 Предмет, структура и проблематика социологии СМИ…………………5
1.2 Основные направления исследований социологии СМИ, история
развития…………………………………………………………
2. Виды средств
массовой информации………………………………………..9
3. Функции СМИ………………………………………………………………...
3.1 Коммуникативная функций………………………………………………...11
3.2 Информационная функция…………………………………………………11
3.3 Ценностно-регулирующая
функция………………………………………12
4. Методы влияния
СМИ на человеческое сознание………………………….15
Заключение……………………………………………………
Представление о том, что человечество вступает в принципиально новый этап развития, сформировалось еще на стыке 1960-1970-х годов, когда были сформулированы тезисы о наступлении общества информационного, с одной стороны, и постиндустриального — с другой. Несмотря на несовпадения и взаимную критику авторов многочисленных концепций, можно выделить ряд черт, рассматриваемых как присущие или неизбежно развивающиеся на современном этапе :
1. качественно расширяется автоматизация и компьютеризация разных видов деятельности, перераспределяются центры тяже-
сти — от создания вещей к оказанию услуг, на первое место выходит производство знания и информации, возникают новые и расширяются старые наукоемкие отрасли;
2. главной подсистемой общества становится не экономика, а информация; повышается ее роль как одного из важнейших видов ресурсов, которыми располагает человечество для своей жизнедеятельности (наряду с материальной собственностью, экономическим капиталом и др.). Знание и информация превращаются в основные источники получения и увеличения стоимости;
3. с изменением роли информации перестраивается иерархия социальных институтов: на первое место среди элементов, необходимых для поддержания целостности общества, выходят средства коммуникации;
4. за счет развития информационных технологий расширяется доступ к информации для индивидов и групп;
5. повышение роли информации и знания приводит к формированию новой элиты, чья роль основывается на квалификации, а не на обладании собственностью. Соответственно главной областью социальных конфликтов становятся образование и контроль над информацией. Недоступность последней приводит к отчуждению (личности от общества, одних групп от других, государства от общества);
6. учет способа производства информации выдвигается как определяющий при выделении стадий развития общества.
Появление Интернета открыло невиданное разнообразие вариантов организации дистанцированного общения между людьми: электронные почта и коммерция; библиотеки, конференции и многое другое — все это, не отходя от одного и того же средства индивидуального пользования — персонального компьютера. Возник вопрос: с чем мы имеем дело? Это единый вид общения (а многие так и считают, что все в Интернете — СМИ), его среда (медийная), включающая разные по социальной природе коммуникации? И если справедливо последнее, то по каким основаниям классифицировать разные ресурсы Сети? Какие нормы регулирования к ним применять?
В последней четверти прошедшего века многое было сказано и по поводу медиатизации — возрастания объема и роли процессов распространения и получения опосредованной информации, заменяющей непосредственный опыт людей; усиления роли фокусирования СМИ на явлениях и персонах, зависимость их статуса от внимания медиа.
В последние
десятилетия резко возрос интерес
к миру коммуникаций в целом. Все
чаще выделение этапов развития человеческого
общества связывается с преобладанием
на каждом из них социальных коммуникаций
определенных видов.
1.1 Предмет, структура и проблематика социологии СМИ
Предмет, структура и проблематика социологии СМИ Предмет данной научной и учебной дисциплины следует определить с учетом следующих обстоятельств:
■ социология СМИ является одной из предметных областей (отраслей) социологии;
■ вместе с тем социология СМИ входит и в состав дисциплин, отражающих специальные теоретические и прикладные знания в области журналистики;
■ социология СМИ — многоуровневая дисциплина со спецификой каждого из уровней.
Начнем с предмета социологии в целом, так как рассматриваемая здесь область — ее часть. Дать его сложившееся определение не так просто: многие специалисты отмечают отсутствие как оформленной единой теории, так и определения ее предмета.
Предмет социологии
в целом следует определять, имея
в виду ее многоуровневый состав. Здесь
тесно взаимодействуют три
Существует множество определений социологии. Одно из них такое: «Социология — наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей».
Из этого определения видно, что социология занимается отнюдь не всеми социальными сущностями и явлениями, у нее есть свой фокус: это изучение социальной жизни через ее субъектов — личность и социальные общности и через взаимоотношения между ними. Она изучает эти объекты в развитии и «на основе широкого использования эмпирических данных».
Общая теоретическая социология создает необходимый фундамент для социологического изучения СМИ как особого социального института, регулирующего обмен информацией в обществе. Социология СМИ использует представление об обществе как системе социальных связей, о его субъектах, структуре, видах социальных процессов. Здесь действует представление о личности как индивидуальном уровне общественного бытия, о способах ее связи с обществом (социальности) и о многом другом, что студенты изучают в курсе общей социологии.
Предмет одной из отраслей социологии — социологии СМИ — складывается на «пересечении» с общей социологией и теорией журналистики, которая занимается журналистикой как специфическим социальным институтом, видом деятельности, совокупностью профессий и профессионалов, произведений — с учетом ее (журналистики) контрагентов: массовой аудитории и социальных институтов. Социология же данной отрасли сосредотачивается на изучении социальных аспектов функционирования СМИ, задаваясь следующими вопросами:
■
каково место СМИ в системе
социальных коммуникаций, в чем специфика
ее функций для различных
■ как в обществе распределяются информационные ресурсы и каковы социальные отношения по этому поводу;
Доступность информации
и информационное неравенство. Эта
проблема стала предметом многочисленных
исследований, особенно с той поры,
когда распространилось представление
о современном обществе как информационном,
а об информации — основном ресурсе
в обществе. Однако и раньше, начиная
с XIX столетия, были попытки выявления
доступности для понимания «
В эмпирических
исследованиях устанавливают
1.2 История возникновения и развития социологии СМИ. Основные направления развития.
Основное формирование теории массовой коммуникации началось относительно недавно - с 1952 года. В становлении современной западной теории коммуникации эволюционно можно выделить несколько этапов, или "поколений", привнесших свои особенности в понимание феномена коммуникации. Несмотря на то, что исследования, которые мы сегодня относим к коммуникативным, проводились на протяжении всего двадцатого века в рамках различных социальных наук, после второй мировой войны, одновременно с развитием информационных наук и технологий, стали оформляться новые подходы к изучению феномена коммуникации. Характерным для этих подходов было рассмотрение коммуникации как передачи информации, где необходимыми составляющими признавались источник информации, сообщение, получатель информации, канал передачи и шум. Модель была модифицирована в коммуникативной литературе и получила широкое распространение как модель информационной трансмиссии. По сей день, несмотря на признанные ограничения, акцентирующие линейный, однонаправленный характер коммуникации, эта модель широко используется в коммуникативной теории и практике, особенно в массовой коммуникации и в публичных выступлениях
В теории коммуникации 50-60-х годов происходит "психологизация" коммуникации, когда она начинает все больше рассматриваться как человеческая коммуникация. Формируется отрасль дисциплины, известная ныне как межличностная коммуникация. Заметный вклад в развитие этого направления вносят: Грегори Бейтсон и калифорнийская группа исследователей Palo Alto Group во главе с психотерапевтом Полем Вацлавиком. В их подходах коммуникация рассматривается прежде всего как взаимодействие. Подчеркивается, что коммуникация есть не просто передача-прием информации, но создание некой общности, некой степени взаимопонимания между участниками.
Следующий этап в становлении теории коммуникации, включающий и настоящее время, характеризуется расширением системного подхода к анализу коммуникации. Коммуникация рассматривается как социальный процесс. Подчеркивается ее не просто интерактивный, но трансактный характер, заключающийся в том, что любой субъект коммуникации является отправителем и получателем сообщения не последовательно, а одновременно, и что любой коммуникативный процесс включает в себя, помимо настоящего (конкретной ситуации общения), непременно и прошлое (пережитый опыт), а также проецируется в будущее.
Первой из средств массовой информации появилась пресса. Прообразом первых газет были новостные сообщения, распространявшиеся в Древнем Риме о событиях, произошедших в городе.
К числу первых
газет, сильно напоминающих современные
нам издания, принято относить издававшуюся
с 30 мая 1631 года во Франции газету «La
Gazette».
Радио появилось в конце 19 века.
Первая телевизионная станция WCFL вышла
в эфир в Чикаго 12 июня 1928 года.
Существует три подсистемы СМИ: печатные, радио и телевидение. Каждая система состоит из огромного числа каналов – разных журналов, газет, книг, радио и телепередач, которые способны распространяться по всему миру, либо в небольших регионах.
В печатных СМИ(еженедельники,
книги, газеты, журналы), информация подается
в виде текста, а так же различных картинок,
рисунков, фотографий, графиков схем и
т.д.
Отличительная особенность печатных СМИ
– читателю не нужны какие либо специальные
средства что бы их использовать ( для
радио и телевидения нужны телевизор,
магнитофон, радиоприемник и т.д.).
Далее будет рассмотрено второе по времени появления средство массовой коммуникации - радиовещание Характерная черта радиовещания-возможность мгновенно передавать информацию на любые расстояния, причем получение сигнала происходит сразу после передачи (или с небольшой задержкой, если передача ведется на очень большое расстояние).
Информация о работе Методы влияния СМИ на человеческое сознание