Методы социологических исследований

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 19:38, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проанализировать методы социологических исследований.
Задачи курсовой работы:
Определение понятия, выявление видов, функций социологических исследований;
Исследовать направления реализации социологических методов в управлении;
Рассмотреть общую характеристику методов социологических исследований;
Охарактеризовать выборки социологического исследования;
Исследовать задачи, функции и права социологической службы организации;
Охарактеризовать экспертные методы исследования, социологическое измерение, выборочный метод в социологических исследованиях, методы анализа эмпирических данных.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы социологических исследований 6
1.1 Социологические исследования: понятие, виды, функции 6
1.2 Направления реализации социологических методов в управлении 9
Глава 2. Социологическое исследование: общая характеристика методов, выборки. Соцслужба организации 13
2.1 Общая характеристика методов социологических исследований 13
2.2 Выборки социологического исследования 14
2.3 Задачи функции и права социологической службы организации 16
Глава 3. Разновидность методов социологических исследований 20
3.1 Экспертные методы исследования 20
3.2 Социологическое измерение 22
3.3 Выборочный метод в социологических исследованиях 25
3.4 Методы анализа эмпирических данных 28
Заключение 31
Литература 35

Работа содержит 1 файл

Методы социологических исследований.docx

— 67.44 Кб (Скачать)

     Выборочный  метод применяется в первую очередь  при изучении крупных социальных объектов, включающих 500 единиц и более. Хотя он успешно применяется и  для построения малых выборок.

     Рассмотрим  некоторые основные понятия выборочного  метода.

     Генеральная совокупность – совокупность всех единиц, входящих в объект исследования, который формулируется в программе  исследования.

     Выборочная  совокупность – часть генеральной  совокупности, непосредственно подвергаемая обследованию, чьи характеристики распространяются на генеральную совокупность. В момент исследования она должна представлять собой как бы микромодель генеральной  совокупности. Другими словами, требуется, чтобы структура выборочной совокупности максимально совпадала со структурой генеральной совокупности по основным изучаемым качественным характеристикам  и контрольным признакам. Для  того чтобы добиться этого, нужно  строго соблюдать правила выборки.

     Ошибка  выборки – это различие между  характеристиками генеральной и  выборочной совокупностей.

     Репрезентативность (представительность) выборки –  свойство выборочной совокупности воспроизводить существенные для исследования характеристики генеральной совокупности. Репрезентативная выборочная совокупность «наилучшим образом  представляет генеральную совокупность (т.е. объект в целом) и, следовательно, позволяет обоснованно переносить научные выводы, полученные при анализе  выборочной совокупности, на генеральную  совокупность».

     Процесс выборки основан, во-первых, на взаимосвязи  и взаимообусловленности качественных характеристик и признаков социальных объектов, во-вторых, на правомерности  выводов о целом на основании  изучения его части при условии, что по своей структуре эта  часть является микромоделью целого.

3.4 Методы анализа  эмпирических данных

 

     Данные  – это «первичная информация, полученная в результате социологического исследования: ответы респондентов, оценки экспертов, результаты наблюдения и т. п. Данные можно также определить как совокупность значений переменных, приписанных единицам исследования – объектам (людям, вещам, учреждениям)». Первичные эмпирические данные появляются в результате сбора  информации, они содержатся в первичных  документах (анкетах, бланках интервью, картах контент-анализа, диктофонных записях, дневниках наблюдения и т.п.). С ними можно производить следующие операции: 1) подготавливать их для обработки; шифровать, кодировать и т. д.; 2) обрабатывать (вручную или с помощью компьютера); табулировать, рассчитывать многомерные распределения признака, классифицировать и т. д.; 3) анализировать и 4) интерпретировать. Характер анализа полученных в ходе исследования данных зависит от стратегии исследования. В этом разделе мы остановимся на способах анализа данных в количественных исследованиях.15

     Количественный  анализ «направлен на выявление механизма  развития проблемной ситуации под воздействием различных факторов, представленных в форме переменных, значение которых  меняется в результате влияние внутренних и внешних воздействий».

     В случае использования случайных  способов отбора количественный анализ начинается с расчета ошибки выборки  и определения ее репрезентативности. Репрезентативность выборки – это  «характеристика качества выборки, соответствия распределения признаков (переменных), полученных в результате выборочного исследования, распределению  этих же признаков в генеральной  совокупности». Она позволяет обоснованно  переносить научные выводы, полученные при анализе выборочной совокупности, на генеральную совокупность. Если установлена большая ошибка выборки  и низкая репрезентативность, производить  анализ данных не имеет смысла. Прежде всего необходимо произвести «ремонт» выборки, т. е. дополнительный сбор данных, позволяющий исправить недостатки выборки. В некоторых исследованиях, не требующих высокой репрезентативности, например, в разведывательных ограничиваются и достаточно большой ошибкой  выборки.

     Виды  количественного анализа разнообразны, далеко не все из них могут использоваться в одном конкретном исследовании. Необходимо четко понимать, что выбор  методов анализа осуществляется заранее на подготовительном этапе  исследования в рамках программы  исследования. Он определяется целью, задачами исследования, а также выдвинутыми  гипотезами. Кроме того, на выбор  методов анализа оказывает влияние  уровень измерения социологических  переменных, т. е. тип шкалы измерения.

     Можно выделить два типа анализа данных – одномерный и многомерный анализ. Одномерный анализ – это описание распределения наблюдений («случаев») вдоль оси интересующего нас  признака.  Многомерный анализ позволяет  одновременно исследовать взаимоотношения  двух и более переменных и в  той или иной форме проверять  гипотезы о причинных связях между  ними.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

 

     Методология и методы социологических исследований, рассмотренные в данном учебном  пособии, свидетельствуют о большом  разнообразии способов, которые могут  применяться для изучения сложных  явлений и процессов социального  характера. Для того чтобы свободно ориентироваться в этом многообразии и в случае необходимости сделать  оптимальный выбор, нужно знать  особенности, возможности и недостатки методов исследования. Как раз  на это и направлено изучение курса  «Методы социологических и прикладных исследований».

     Если  говорить о тенденциях развития данной учебной дисциплины, то необходимо отметить, что на сегодняшний день усиливается интеграция социальных наук с точки зрения исследуемых  социальных явлений и обмена методами в целях получения наиболее глубокого  и достоверного знания о сущности социальных явлений и процессов. Поэтому наблюдается усиление междисциплинарных  связей, которые нашли определенное воплощение в данном курсе.

     Сложность изучаемых социальных явлений и  процессов порождает ряд труднорешаемых проблем в рамках методологии  социологических исследований. Назовем некоторые из них:

  • Продолжается научная дискуссия о сосуществовании количественной и качественной стратегии исследования, о возможностях и ограничении использования качественных методов.
  • Достаточно остро стоит проблема профессиональной этики социолога, связанная с конфиденциальностью информации, которая может быть получена исследователями, а также ангажированностью некоторых исследований.
  • Следующая проблема – взаимодействие науки и практики – порождена как объективными, так и субъективными факторами: высокая стоимость серьезных профессионально выполненных исследований, широкое распространение услуг, выполняющихся на низком профессиональном уровне, а также недостаточный уровень исследовательской культуры самих потенциальных заказчиков прикладных исследований, которые не верят в возможности науки и считают ее оторванной от практики.
  • Нерешенной остается проблема ограниченных возможностей социологического знания в прогнозировании тенденций социальных процессов.
  • Слабое практическое применение получило пока направление исследований, связанное с оценкой эффективности решения социальных проблем и управленческих решений в целом. Не разработаны критерии оценки тех или иных решений.
  • К сожалению, большинство исследователей ограничиваются чисто описательными или объяснительными целями, не выходя на уровень разработки и внедрения социальных технологий, ученые редко принимают участие в разработке социально значимых проектов и программ.
  • Наконец, очень важной проблемой является качество информации, получаемой в социологическом исследовании. С одной стороны, на него влияет достаточно большая сложность исследуемых явлений и процессов, их динамизм, с другой – оно зависит от состояния научного знания, возможностей методов исследования, а также профессионализма исследователей.

     К сожалению, в рамках достаточно ограниченного  по времени курса невозможно охватить весь опыт социологических исследований и осветить все их направления. Поэтому  автор рекомендует студентам  самостоятельно познакомиться с  результатами современных социологических  исследований, которые можно найти  в специальных научных журналах, в сборниках научно-практических конференций, на сайтах исследовательских  центров в Интернете, а также в текстах диссертаций по социологическим наукам и их авторефератах.

     Обзор этих источников доказывает, что у  социологических исследований есть будущее, которое связано с большей  востребованностью прикладных исследований в практике управления. Этот процесс  может идти в двух направлениях. В структуре крупных предприятий  и организаций могут создаваться  специализированные научно-исследовательские  подразделения, проектные группы, занимающиеся прикладными исследованиями систем управления, стратегического планирования, решения социальных проблем, исследованиями мотивации, социально-психологического климата и др. Либо руководители могут обращаться к уже существующим исследовательским центрам, кафедрам и лабораториям при вузах, временным  творческим коллективам, в которых  работают специалисты в области  проведения социологических исследований.

     Такого  рода сотрудничество может быть взаимовыгодным. С одной стороны, оно будет  способствовать обеспечению эффективной  работы системы управления, совершенствованию  управления в соответствии с тенденциями  социального, экономического и политического  развития. С другой стороны, социологические  науки могут стать причастными  к реальным социальным изменениям, происходящим в обществе, к механизму  функционирования различных государственных, общественных и хозяйственных структур, к принятию решений общегосударственного или местного уровня.

     Однако  это возможно только в случае, если уровень качества исследований будет  достаточно высоким, а социологи  смогут предложить заказчикам необходимые  практические технологии, способные  оказать реальное воздействие на ход социальных процессов и решение  интересующих заказчика проблем.

     Собственные исследования, проведенные автором, а также опыт научного руководства  диссертационными исследованиями показывает актуальность и перспективность  социологических исследований. Поэтому  так необходимо изучение методологии  и методов социологических исследований и развитие исследовательской культуры будущих специалистов в области управления.

 

Литература

 
     
  1. Гайдышев  И. Анализ и обработка данных: специальный  справочник. СПб: Питер, 2001.
  2. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: Учебное пособие для вузов. М.: Центр социального прогнозирования, 2003.
  3. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Методы социологического исследования: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2004.
  4. Добреньков В. И., Осипова Н. Г. Методология и методы научной работы: учебное пособие. М.: КДУ, 2009.
  5. Зерчанинова Т.Е. Исследование социально-экономических и политических процессов: Учеб. пособие. Екатеринбург: УрАГС, 2005.
  6. Кузнецов И. Н. Технологии социологического исследования: Учебно-методическое пособие. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2005.
  7. Попов В.М., Солодков Г.П., Топилин В.М. Системный анализ в управлении социально-экономическими и политическими процессами. Учебное пособие Ростов-на-Дону: СКАГС. 2002
  8. Рой О. М. Исследования социально-экономических и политических процессов: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2009
  9. Сикевич З. В. Социологическое исследование: практическое руководство. СПб.: Питер, 2005.
  10. Татарова Г.Г. Основы типологического анализа в социологических исследованиях. Учебное пособие. М.: Издательский Дом «Высшее Образование и Наука», 2007.
  11. Бестужев-Лада И.В. Социальное прогнозирование. Курс лекций. М.: Педагогическое общество России 2002.
  12. Зборовский Г. Е., Шуклина Е. А. Прикладная социология: Методология и методика социологического исследования: Учеб. пособие для вузов. Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного ун-та, 2002.

Информация о работе Методы социологических исследований