Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 19:38, курсовая работа
Цель курсовой работы – проанализировать методы социологических исследований.
Задачи курсовой работы:
Определение понятия, выявление видов, функций социологических исследований;
Исследовать направления реализации социологических методов в управлении;
Рассмотреть общую характеристику методов социологических исследований;
Охарактеризовать выборки социологического исследования;
Исследовать задачи, функции и права социологической службы организации;
Охарактеризовать экспертные методы исследования, социологическое измерение, выборочный метод в социологических исследованиях, методы анализа эмпирических данных.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы социологических исследований 6
1.1 Социологические исследования: понятие, виды, функции 6
1.2 Направления реализации социологических методов в управлении 9
Глава 2. Социологическое исследование: общая характеристика методов, выборки. Соцслужба организации 13
2.1 Общая характеристика методов социологических исследований 13
2.2 Выборки социологического исследования 14
2.3 Задачи функции и права социологической службы организации 16
Глава 3. Разновидность методов социологических исследований 20
3.1 Экспертные методы исследования 20
3.2 Социологическое измерение 22
3.3 Выборочный метод в социологических исследованиях 25
3.4 Методы анализа эмпирических данных 28
Заключение 31
Литература 35
В социологических исследованиях широко применяются методы, основанные на знаниях и интуиции экспертов. Эксперт – «это специалист в области науки, техники, искусства и т.д., исследующий вопрос, решение которого требует специальных знаний. Другими словами, это лицо (группа лиц), компетентное в исследуемом вопросе, т.е. имеющее или могущее по тем или иным основаниям иметь специальные знания об объекте и способное его оценивать, а также имеющее опыт решения сходных задач».
Исследование социальных процессов, проводимое при помощи экспертов, называется социальной экспертизой. Социальная экспертиза – это «проводимое специалистами (экспертами) исследование, включающее диагностику состояния социального объекта, установление достоверности информации о нем и окружающей его среде, прогнозирование его последующих изменений и влияния на другие социальные объекты, а также выработку рекомендаций для принятия управленческих решений и социального проектирования в условиях, когда исследовательская задача труднореализуема». Результат экспертизы – экспертная оценка.10
Обращение к экспертам возможно на различных этапах прикладного исследования: на подготовительном этапе – для уточнения сущности проблемы и описания проблемной ситуации, на этапе сбора информации – для получения информации, которую невозможно собрать, используя другие методы, на этапе анализа данных, полученных другими методами, – для их интерпретации и разработки рекомендаций. Экспертные методы могут быть самостоятельным способом сбора информации в исследовании или дополнительным.
Можно выделить четыре основные функции экспертных методов в социологических исследованиях: оценка состояния; оценка причин явления или процесса; прогноз тенденций развития социальных процессов; выработка форм и методов решения социальной проблемы.
В
зависимости от характера организации
работы экспертов принято выделять
два вида экспертизы: индивидуальную
и групповую. Индивидуальная экспертиза
основана на изучении мнений экспертов,
полученных независимо друг от друга.
С помощью индивидуальной экспертизы
можно получить уникальную информацию,
отражающую мнение отдельных экспертов.
Опыт, интуиция, знания помогают специалисту
решать многие проблемы, возникающие
в ситуациях риска и
При решении сложных проблем один специалист не в состоянии учесть все факторы и взаимосвязи между ними или оценить вероятности большого числа альтернатив. Выработка сложных решений в ситуации неопределенности или составление полноценного прогноза требует участия группы эрудированных специалистов, хорошо осведомленных во многих областях знаний. Групповая экспертиза – «это комплекс методов исследования параметров исследуемого объекта, основанный на принципах организации коллективной мыследеятельности с использованием технологии экспертного опроса».
Проблема измерения в науке серьезно начала интересовать ученых во второй половине XIX века.
В
рамках естественно-научной теории
измерение – это «процедура, с
помощью которой измеряемый объект
сравнивается с некоторым эталоном
и получает числовое выражение в
определенном масштабе или шкале».
Этот классический подход опирается
на предположение о существовании
единицы измерения (эталона). Данный
подход получил широкое
В конце XIX – начале XX века кризис затронул и естественные (революция в физике, крах механистического детерминизма), и гуманитарные науки (антипозитивизм, понимающая психология и социология), и математику (парадоксы теории множеств, проблемы оснований математики). В русле попыток преодоления этого кризиса лежало появление новых разработок, направленных как на совершенствование классических представлений об измерении (что привело к созданию новой науки – метрологии), так и на принципиальное расширение этих представлений, позволяющее учесть потребность гуманитарных наук (результатом явилось создание РТИ). РТИ – репрезентационная теория измерения, т.е. основанная на представлении (репрезентации) эмпирических систем числовыми.
Сначала
новый подход к измерению был
связан с интересной идеей: Кемпбелл
и Рассел допустили возможность
приписывания чисел объектам по правилам,
не связанным с использованием единицы
измерения. В 30-е годы американский
психолог С. С. Стивенс предложил
принципиально новый подход к
пониманию измерения. Решение было
вроде бы простым: он предложил рассматривать
числа как результат
При
помощи измерения объекты
Таким образом, измерение – это адекватное отображение эмпирической системы в математическую систему (моделирование свойств эмпирической системы средствами математики). Необходимо подчеркнуть, что измерение – это всегда моделирование и осуществляется оно в два этапа: сначала мы строим эмпирическую систему, а затем математическую модель этой системы, чтобы впоследствии оперировать с моделью, а не с реальным объектом. Однако при этом должно быть выполнено условие: свойства модели должны соответствовать свойствам объекта.
Измерение – это узловой момент в переходе от теоретического уровня анализа к эмпирическому. Проблема измерения в первую очередь характерна для прикладных исследований.
Социологическое измерение различных сторон и свойств социальных явлений связано с поиском фактов, которые могли бы служить их количественной (числовой) характеристикой. К ним относятся разнообразные предметы, события, поступки (реальные и потенциальные), оценки, суждения людей и т.д. Факты, которые используются для социологического измерения, принято называть индикаторами.
Индикатор – это «внешне хорошо различимый показатель измеряемого признака. С его помощью устанавливается наличие или отсутствие признака, его состояние». Иными словами – это доступная для наблюдения и регистрации характеристика явления.
Интерпретация основных понятий позволяет установить, по каким направлениям должен осуществляться сбор количественной информации, операционализация – о чем следует собирать информацию (в рамках каких социальных институтов либо сфер жизнедеятельности личности). Нахождение индикаторов позволяет уяснить, как будет структурирована в количественном отношении первичная социологическая информация. Индикаторы помогают не только правильно сформулировать вопросы анкеты и других видов инструментария, но и определить структуру ответов. Отсюда ясно, какую важную роль они играют в разработке методических документов исследования.
В
процессе поиска индикаторов необходимо
учитывать следующие
В качестве индикаторов целесообразно выбирать в первую очередь объективные по отношению к респондентам факты, повышающие достоверность получаемой информации. Однако чаще приходится использовать субъективные индикаторы – установки, оценки и суждения людей, выражающие их отношение к различным сторонам общественной жизни.
Всем индикаторам присущи различные характеристики, которые в социологическом инструментарии выступают как варианты ответов на вопросы. Расположенные в той или иной последовательности по позициям, они образуют шкалу измерения.
«Шкалой мы будем называть правило, определяющее, каким образом в процессе измерения каждому изучаемому объекту ставится в соответствие некоторое число или другой математический конструкт. Каждый такой конструкт будем называть результатом измерения объекта, или его шкальным значением. Иногда, в соответствии с традицией, шкалой будем называть совокупность шкальных значений объектов изучаемой эмпирической системы. Процесс получения шкальных значений назовем шкалированием».
В эмпирических социологических исследованиях достаточно активно используются методы статистики. В первую очередь они находят свое применение в рамках количественной стратегии исследования. В данном разделе мы остановимся на выборочном методе.
Определив
объект и предмет исследования, его
цели и задачи, исследователь должен
принять решение о том, из каких
источников он получит информацию о
предмете исследования. Таким образом,
встает проблема отбора тех единиц,
которые поставляют социальную информацию.
Очень часто в исследованиях
социально-экономических и
Единица наблюдения – это элемент объекта исследования, который является непосредственным источником социальной информации, носителем регистрируемых признаков. Например, в опросах общественного мнения единицей наблюдения является отдельный респондент.
В крупномасштабных исследованиях, когда предполагается изучение таких достаточно больших социальных объектов, как население страны, избиратели субъекта РФ, работники крупных предприятий и т.п., требуются достаточно большие материальные ресурсы. Поскольку в таких случаях речь идет о многих тысячах человек, соответственно возрастает число работников, занятых сбором информации, проверкой годности анкет, кодировкой вопросов и т.д. Другими словами, чем больше анкет, тем, естественно, больше времени на их обработку, больше тратится средств и энергии на исследование. 14
В данном случае чаще всего используются специальные статистические методы отбора единиц наблюдения, которые позволяют сократить временные и материальные ресурсы на проведение исследования.
Сплошное наблюдение – обследование всех единиц объекта. Примером сплошного статистического обследования крупных социальных объектов является сплошная перепись населения. Однако чаще всего сплошной отбор используется при изучении небольших по численности социальных объектов.
Несплошное наблюдение – обследование части единиц, входящих в объект статистического наблюдения.
Метод основного массива – метод несплошного наблюдения, при котором обследованию подвергаются наиболее крупные, существенные единицы наблюдения.
Монографический метод – метод несплошного наблюдения, при котором обследованию подвергается одна отдельная единица объекта. Метод основан на предположении, что изучаемая единица типична для некоторой совокупности и поэтому выводы, полученные для нее, могут быть распространены на всю совокупность.
Выборочный
метод – метод несплошного
наблюдения, при котором производится
обследование части единиц объекта
с целью получения обобщающих
характеристик объекта, организованное
таким образом, чтобы обеспечивалась
возможность распространения