Методы социологических исследований

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 19:38, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проанализировать методы социологических исследований.
Задачи курсовой работы:
Определение понятия, выявление видов, функций социологических исследований;
Исследовать направления реализации социологических методов в управлении;
Рассмотреть общую характеристику методов социологических исследований;
Охарактеризовать выборки социологического исследования;
Исследовать задачи, функции и права социологической службы организации;
Охарактеризовать экспертные методы исследования, социологическое измерение, выборочный метод в социологических исследованиях, методы анализа эмпирических данных.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы социологических исследований 6
1.1 Социологические исследования: понятие, виды, функции 6
1.2 Направления реализации социологических методов в управлении 9
Глава 2. Социологическое исследование: общая характеристика методов, выборки. Соцслужба организации 13
2.1 Общая характеристика методов социологических исследований 13
2.2 Выборки социологического исследования 14
2.3 Задачи функции и права социологической службы организации 16
Глава 3. Разновидность методов социологических исследований 20
3.1 Экспертные методы исследования 20
3.2 Социологическое измерение 22
3.3 Выборочный метод в социологических исследованиях 25
3.4 Методы анализа эмпирических данных 28
Заключение 31
Литература 35

Работа содержит 1 файл

Методы социологических исследований.docx

— 67.44 Кб (Скачать)

Глава 3. Разновидность методов социологических исследований

3.1 Экспертные методы  исследования

 

     В социологических исследованиях  широко применяются методы, основанные на знаниях и интуиции экспертов. Эксперт – «это специалист в области науки, техники, искусства и т.д., исследующий вопрос, решение которого требует специальных знаний. Другими словами, это лицо (группа лиц), компетентное в исследуемом вопросе, т.е. имеющее или могущее по тем или иным основаниям иметь специальные знания об объекте и способное его оценивать, а также имеющее опыт решения сходных задач».

     Исследование  социальных процессов, проводимое при помощи экспертов, называется социальной экспертизой. Социальная экспертиза – это «проводимое  специалистами (экспертами) исследование, включающее диагностику состояния  социального объекта, установление достоверности  информации о нем  и окружающей его  среде, прогнозирование  его последующих  изменений и влияния  на другие социальные объекты, а также  выработку рекомендаций для принятия управленческих решений и социального  проектирования в  условиях, когда исследовательская  задача труднореализуема». Результат экспертизы – экспертная оценка.10

     Обращение к экспертам возможно на различных  этапах прикладного исследования: на подготовительном этапе – для  уточнения сущности проблемы и описания проблемной ситуации, на этапе сбора  информации – для получения информации, которую невозможно собрать, используя  другие методы, на этапе анализа  данных, полученных другими методами, – для их интерпретации и разработки рекомендаций. Экспертные методы могут  быть самостоятельным способом сбора  информации в исследовании или дополнительным.

     Можно выделить четыре основные функции экспертных методов в социологических исследованиях: оценка состояния; оценка причин явления или процесса; прогноз тенденций развития социальных процессов; выработка форм и методов решения социальной проблемы.

     В зависимости от характера организации  работы экспертов принято выделять два вида экспертизы: индивидуальную и групповую. Индивидуальная экспертиза основана на изучении мнений экспертов, полученных независимо друг от друга. С помощью индивидуальной экспертизы можно получить уникальную информацию, отражающую мнение отдельных экспертов. Опыт, интуиция, знания помогают специалисту  решать многие проблемы, возникающие  в ситуациях риска и неопределенности, предвидеть возможные направления  и последствия развития в будущем, производить оценку значимости факторов. Особенности индивидуальной экспертизы: 11

  1. Простота организации.
  2. Дешевизна (по сравнению с групповой экспертизой).
  3. Позволяет исключить возможность влияния экспертов на мнение друг друга.
  4. Отсутствие проблем межличностного взаимодействия в группе.

     При решении сложных проблем один специалист не в состоянии учесть все факторы и взаимосвязи  между ними или оценить вероятности  большого числа альтернатив. Выработка  сложных решений в ситуации неопределенности или составление полноценного прогноза требует участия группы эрудированных  специалистов, хорошо осведомленных  во многих областях знаний. Групповая  экспертиза – «это комплекс методов  исследования параметров исследуемого объекта, основанный на принципах организации  коллективной мыследеятельности с  использованием технологии экспертного  опроса».

3.2 Социологическое измерение

 

     Проблема  измерения в науке серьезно начала интересовать ученых во второй половине XIX века.

     В рамках естественно-научной теории измерение – это «процедура, с  помощью которой измеряемый объект сравнивается с некоторым эталоном и получает числовое выражение в  определенном масштабе или шкале». Этот классический подход опирается  на предположение о существовании  единицы измерения (эталона). Данный подход получил широкое распространение  в естественных науках вплоть до конца  XIX века. В гуманитарных науках классический подход неприменим в силу того, что соответствующая процедура очень часто не предполагает наличия единицы измерения.

     В конце XIX – начале XX века кризис затронул и естественные (революция в физике, крах механистического детерминизма), и гуманитарные науки (антипозитивизм, понимающая психология и социология), и математику (парадоксы теории множеств, проблемы оснований математики). В русле попыток преодоления этого кризиса лежало появление новых разработок, направленных как на совершенствование классических представлений об измерении (что привело к созданию новой науки – метрологии), так и на принципиальное расширение этих представлений, позволяющее учесть потребность гуманитарных наук (результатом явилось создание РТИ). РТИ – репрезентационная теория измерения, т.е. основанная на представлении (репрезентации) эмпирических систем числовыми.

     Сначала новый подход к измерению был  связан с интересной идеей: Кемпбелл и Рассел допустили возможность  приписывания чисел объектам по правилам, не связанным с использованием единицы  измерения. В 30-е годы американский психолог С. С. Стивенс предложил  принципиально новый подход к  пониманию измерения. Решение было вроде бы простым: он предложил рассматривать  числа как результат моделирования  реальности, «видеть» в числах только то, что исследователь ставил своей целью отобразить при измерении. 12

     При помощи измерения объекты исследования, рассматриваемые как носители определенных отношений между ними, отображаются в некоторую математическую систему  с соответствующими отношениями  между элементами этой системы. В  качестве объектов измерения могут  выступать любые интересующие социолога  объекты – индивиды, производственные коллективы, условия труда и быта и т.д. При измерении каждому  объекту приписывается определенный элемент используемой математической системы. В отношения, моделируемые при измерении, объекты вступают как носители определенных свойств. Поэтому вместо термина «измерение объектов» часто используется термин «измерение свойств объектов». В  социологии чаще всего используются числовые математические системы. Однако возможно эффективное использование  и нечисловых систем: частично упорядоченных  множеств, графов, матриц и т.д.

     Таким образом, измерение – это адекватное отображение эмпирической системы  в математическую систему (моделирование  свойств эмпирической системы средствами математики). Необходимо подчеркнуть, что измерение – это всегда моделирование и осуществляется оно в два этапа: сначала мы строим эмпирическую систему, а затем  математическую модель этой системы, чтобы  впоследствии оперировать с моделью, а не с реальным объектом. Однако при этом должно быть выполнено условие: свойства модели должны соответствовать  свойствам объекта.

     Измерение – это узловой момент в переходе от теоретического уровня анализа к  эмпирическому. Проблема измерения  в первую очередь характерна для  прикладных исследований.

     Социологическое измерение различных сторон и  свойств социальных явлений связано  с поиском фактов, которые могли  бы служить их количественной (числовой) характеристикой. К ним относятся разнообразные предметы, события, поступки (реальные и потенциальные), оценки, суждения людей и т.д. Факты, которые используются для социологического измерения, принято называть индикаторами.

     Индикатор – это «внешне хорошо различимый показатель измеряемого признака. С  его помощью устанавливается  наличие или отсутствие признака, его состояние». Иными словами  – это доступная для наблюдения и регистрации характеристика явления.

     Интерпретация основных понятий позволяет установить, по каким направлениям должен осуществляться сбор количественной информации, операционализация  – о чем следует собирать информацию (в рамках каких социальных институтов либо сфер жизнедеятельности личности). Нахождение индикаторов позволяет  уяснить, как будет структурирована  в количественном отношении первичная  социологическая информация. Индикаторы помогают не только правильно сформулировать вопросы анкеты и других видов  инструментария, но и определить структуру  ответов. Отсюда ясно, какую важную роль они играют в разработке методических документов исследования.

     В процессе поиска индикаторов необходимо учитывать следующие принципиальные положения:13

  1. Выбор индикатора предопределен операциональным понятием. Именно оно очерчивает круг фактов, которые могут быть использованы в качестве индикаторов.
  2. Многие операциональные понятия сами выполняют роль индикатора (пол, возраст, национальность, конфессиональная принадлежность и др.). Тогда позиции шкалы строго определяются этими понятиями.
  3. Ряд операциональных понятий требуют использования не одного, а нескольких индикаторов (например, в случае измерения политической активности населения используются индикаторы, отражающие как установки, так и реальное или потенциальное поведение людей).
  4. Выбор индикаторов зависит от характера объекта социологического исследования и условий, в которых он находится.

     В качестве индикаторов целесообразно  выбирать в первую очередь объективные  по отношению к респондентам факты, повышающие достоверность получаемой информации. Однако чаще приходится использовать субъективные индикаторы – установки, оценки и суждения людей, выражающие их отношение к различным сторонам общественной жизни.

     Всем  индикаторам присущи различные  характеристики, которые в социологическом  инструментарии выступают как варианты ответов на вопросы. Расположенные  в той или иной последовательности по позициям, они образуют шкалу  измерения.

     «Шкалой мы будем называть правило, определяющее, каким образом в процессе измерения  каждому изучаемому объекту ставится в соответствие некоторое число  или другой математический конструкт. Каждый такой конструкт будем  называть результатом измерения  объекта, или его шкальным значением. Иногда, в соответствии с традицией, шкалой будем называть совокупность шкальных значений объектов изучаемой  эмпирической системы. Процесс получения  шкальных значений назовем шкалированием».

3.3 Выборочный метод  в социологических  исследованиях

 

     В эмпирических социологических исследованиях  достаточно активно используются методы статистики. В первую очередь они  находят свое применение в рамках количественной стратегии исследования. В данном разделе мы остановимся на выборочном методе.

     Определив объект и предмет исследования, его  цели и задачи, исследователь должен принять решение о том, из каких  источников он получит информацию о  предмете исследования. Таким образом, встает проблема отбора тех единиц, которые поставляют социальную информацию. Очень часто в исследованиях  социально-экономических и политических процессов информация может быть получена от больших групп людей, которые являются объектом исследования.

     Единица наблюдения – это элемент объекта  исследования, который является непосредственным источником социальной информации, носителем  регистрируемых признаков. Например, в  опросах общественного мнения единицей наблюдения является отдельный респондент.

     В крупномасштабных исследованиях, когда  предполагается изучение таких достаточно больших социальных объектов, как  население страны, избиратели субъекта РФ, работники крупных предприятий  и т.п., требуются достаточно большие  материальные ресурсы. Поскольку в  таких случаях речь идет о многих тысячах человек, соответственно возрастает число работников, занятых сбором информации, проверкой годности анкет, кодировкой вопросов и т.д. Другими  словами, чем больше анкет, тем, естественно, больше времени на их обработку, больше тратится средств и энергии на исследование. 14

     В данном случае чаще всего используются специальные статистические методы отбора единиц наблюдения, которые  позволяют сократить временные  и материальные ресурсы на проведение исследования.

     Сплошное  наблюдение – обследование всех единиц объекта. Примером сплошного статистического  обследования крупных социальных объектов является сплошная перепись населения. Однако чаще всего сплошной отбор  используется при изучении небольших  по численности социальных объектов.

     Несплошное  наблюдение – обследование части  единиц, входящих в объект статистического наблюдения.

     Метод основного массива – метод  несплошного наблюдения, при котором  обследованию подвергаются наиболее крупные, существенные единицы наблюдения.

     Монографический метод – метод несплошного  наблюдения, при котором обследованию подвергается одна отдельная единица  объекта. Метод основан на предположении, что изучаемая единица типична  для некоторой совокупности и  поэтому выводы, полученные для нее, могут быть распространены на всю  совокупность.

     Выборочный  метод – метод несплошного  наблюдения, при котором производится обследование части единиц объекта  с целью получения обобщающих характеристик объекта, организованное таким образом, чтобы обеспечивалась возможность распространения выводов, полученных при изучении выборочной совокупности, на генеральную. Большинство  эмпирических исследований в социологии носит выборочный характер.

Информация о работе Методы социологических исследований