Методы социологических исследований

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 19:38, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проанализировать методы социологических исследований.
Задачи курсовой работы:
Определение понятия, выявление видов, функций социологических исследований;
Исследовать направления реализации социологических методов в управлении;
Рассмотреть общую характеристику методов социологических исследований;
Охарактеризовать выборки социологического исследования;
Исследовать задачи, функции и права социологической службы организации;
Охарактеризовать экспертные методы исследования, социологическое измерение, выборочный метод в социологических исследованиях, методы анализа эмпирических данных.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы социологических исследований 6
1.1 Социологические исследования: понятие, виды, функции 6
1.2 Направления реализации социологических методов в управлении 9
Глава 2. Социологическое исследование: общая характеристика методов, выборки. Соцслужба организации 13
2.1 Общая характеристика методов социологических исследований 13
2.2 Выборки социологического исследования 14
2.3 Задачи функции и права социологической службы организации 16
Глава 3. Разновидность методов социологических исследований 20
3.1 Экспертные методы исследования 20
3.2 Социологическое измерение 22
3.3 Выборочный метод в социологических исследованиях 25
3.4 Методы анализа эмпирических данных 28
Заключение 31
Литература 35

Работа содержит 1 файл

Методы социологических исследований.docx

— 67.44 Кб (Скачать)

Содержание  

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы социологических исследований 6

1.1 Социологические исследования: понятие, виды, функции 6

1.2 Направления реализации социологических методов в управлении 9

Глава 2. Социологическое исследование: общая характеристика методов, выборки. Соцслужба организации 13

2.1 Общая характеристика методов социологических исследований 13

2.2 Выборки социологического исследования 14

2.3 Задачи функции и права социологической службы организации 16

Глава 3. Разновидность методов социологических исследований 20

3.1 Экспертные методы исследования 20

3.2 Социологическое измерение 22

3.3 Выборочный метод в социологических исследованиях 25

3.4 Методы анализа эмпирических данных 28

Заключение 31

Литература 35

Введение

 

     Современное общество характеризуется повышением темпов социальных изменений. В этих условиях возрастает роль научного исследования и объяснения современных тенденций  в развитии общества, основанного  на достоверной и надежной информации. Ее анализ имеет особое значение для  органов государственной власти и местного самоуправления, руководителей  предприятий, учреждений и организаций, так как эффективность управленческой деятельности зависит от качества получаемой субъектами управления информации и  уровня развития социологического стиля  мышления и воображения.

     Результативность  управления во многом зависит от умения руководства осуществлять всесторонний, научно обоснованный анализ ситуации. К сожалению, современные менеджеры не всегда уделяют должное внимание использованию возможностей науки в своей практической деятельности. Наука и практика продолжают подчас противостоять друг другу: руководители очень мало, чаще стихийно используют научные рекомендации, выводы и предложения ученых. В управленческой практике продолжает господствовать принцип самодостаточности, метод проб и ошибок. Это не может не привести к снижению социальной эффективности управленческих решений.

     Современный менеджер кроме прочих знаний должен владеть основными приемами исследовательской  деятельности и уметь организовать ее в поиске социальных факторов повышения эффективности управления. Новые тенденции развития управления рождают и новые требования к менеджеру. Возникает понятие «менеджер исследовательского типа».

     Для того чтобы управлять социальными  процессами на общегосударственном, региональном, местном и локальных уровнях, необходимо уметь осуществлять их диагностику, выявлять факторы, оказывающие влияние на эти процессы, разбираться в мотивах поведения людей. Всему этому способствует знание и умение использовать на практике разнообразные методы социологии. Это поможет будущим менеджерам лучше понять суть социальных отношений, сориентироваться в многообразии вариантов управленческих решений, выработать адекватные стратегии и социальные технологии, т.е. стать эффективным менеджером, тонко чувствующим реакцию социальной среды на управленческие решения.

     В становлении методологии эмпирической социологии существенную роль сыграли  такие выдающиеся социологи как  О. Конт, Э. Дюркгейм, М. Вебер, А. Шюц, К. Поппер, Т. Кун, П. Фейерабенд, Л. Флек и  др. Процедура и методы социологических  исследований рассматриваются в  работах современных российских социологов: В.А. Ядова и В.В. Семеновой, М.К. Горшкова и Ф.Э. Шереги, В.Г. Андреенкова  и О.М. Масловой, И.Ф. Девятко, З.В. Сикевич  и др. Одни из лучших и наиболее полных современных отечественных учебников и учебных пособий по данному курсу разработали В.А. Ядов, а также М.К. Горшков и Ф.Э. Шереги.

     Цель  курсовой работы – проанализировать методы социологических исследований.

     Задачи  курсовой работы:

    1. Определение понятия, выявление видов, функций социологических исследований;
    2. Исследовать направления реализации социологических методов в управлении; 
    3. Рассмотреть общую характеристику методов социологических исследований; 
    4. Охарактеризовать выборки социологического исследования; 
    5. Исследовать задачи, функции и права социологической службы организации;
    6. Охарактеризовать экспертные методы исследования, социологическое измерение, выборочный метод в социологических исследованиях, методы анализа эмпирических данных.

     По  структуре курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретические  основы социологических  исследований

1.1 Социологические исследования: понятие, виды, функции

 

       Исследование – это вид деятельности, позволяющий изучить сущность  и причины явлений, выявить  их взаимосвязи, определить тенденции  развития, найти возможности использования  полученных знаний в практической  деятельности.

     По  мнению М. К. Горшкова и Ф. Э. Шереги, обычно к социологическим исследованиям  обращаются для того, чтобы располагать  как можно более обширной и  актуальной информацией, отражающей различные  стороны и нюансы жизнедеятельности  общества, которые подчас скрыты от внешнего глаза, но которые необходимо учитывать в практике политического, административного, экономического, финансового, идеологического и иного вида социального управления.1

     Вместе  с тем, как бы ни были широки возможности  социологического исследования, это  лишь одно из средств получения социальной информации. Признание за ним статуса  «одного из...» не позволяет абсолютизировать его роль и рассматривать, как  это иногда бывает, в качестве панацеи  от всех бед. Социологическое исследование состоит из логически последовательных методологических, методических и организационно-технических  процедур. Его цель – получить достоверные  данные об изучаемом социальном явлении  или процессе.

     Выделяют  пять основных функций социологического исследования:2

  1. Описательная функция предполагает характеристику социальных явлений и процессов, заключается в систематизации данных, полученных в результате наблюдения, экспериментов, измерения. В процессе описания устанавливаются не только факты, но и зависимости между ними: последовательность, одновременность, причинность, взаимосвязь и т.д.
  2. Аналитическая (объяснительная) функция связана с проведением анализа социальных явлений и процессов. Может быть произведен системный, структурный, функциональный, сравнительный анализ и т.д.
  3. Прогностическая функция предполагает разработку прогноза. Прогноз – это научно обоснованное предположение о будущем состоянии исследуемого объекта или процесса.
  4. Практическая (управленческая) функция связана с разработкой практических рекомендаций в адрес заказчика по решению проблемы, изменению сложившейся ситуации.
  5. Организационно-технологическая функция предполагает разработку и внедрение социальных технологий, которые представляют собой систему мер, направленных на изменение, преобразование действительности.

     Виды  социологических исследований отличаются большим разнообразием.

     По  уровню знания различают эмпирические и теоретические исследования. Первые связаны с получением эмпирического  знания, например, статистических данных, классификаций; вторые – с получением теоретического знания, разработкой, например, типологий, общей или специальных  теорий.

     По  основным целям исследования делятся  на фундаментальные и прикладные. Фундаментальные исследования направлены на развитие науки, а прикладные –  на решение конкретных проблем, с  которыми обращаются заказчики.

     В зависимости от масштабов выделяют международные, общенациональные, региональные и локальные исследования.

     По  продолжительности прикладные исследования можно разделить на краткосрочные  – два-три месяца, среднесрочные  – четыре-шесть месяцев, долгосрочные – от полугода до года, стратегические – год и более.

     В зависимости от того, рассматривается  ли предмет изучения в статике  или в динамике, выделяются еще  два вида социологического исследования – разовое и повторное.

     Разовое (точечное) исследование дает информацию о состоянии объекта анализа, о количественных характеристиках  какого-либо явления или процесса в момент его изучения. Такую информацию именуют статической, поскольку  она отражает как бы моментальный «срез» количественных параметров объекта и не дает ответа на вопрос о тенденциях его изменения.

     Данные, отражающие изменения объекта, могут  быть получены лишь в результате нескольких исследований, основанных на единой программе  и инструментарии и проведенных  последовательно через определенные промежутки времени. Их называют повторными (лонгитюдными). По сути дела речь идет о средстве сравнительного социологического анализа, который направлен на выявление  динамики изучаемого объекта. Данные получают многократно, в разные моменты времени. Принято выделять три разновидности  лонгитюдных исследований: трендовые, когортные и панельные.

     Повторные трендовые исследования наиболее близки к регулярным, «срезовым» опросам. «В трендовом опросе одна и та же генеральная  совокупность изучается в разные моменты времени, причем каждый раз  выборка строится заново. Иными словами, анализируются последовательные выборки  из одной и той же совокупности. Например, опрос Института Гэллапа, проводимый ежемесячно в ходе избирательной  кампании, является трендовым обследованием, показывающим динамику установок населения  по отношению к кандидатам и партиям».

     В качестве особого вида повторных  исследований рассматривают когортные  исследования. Термин «когорта» заимствован  из демографии, им обозначают людей  одного поколения (и более строго – одного года рождения), прослеживают, как с течением времени меняются условия и образ жизни данной когорты, интересы и образ мыслей.

     Повторные панельные исследования позволяют  не только зафиксировать какие-то социальные изменения в установках, поведении, но и выявить причины и последствия  этих изменений на микроуровне, т.е. на уровне отдельных индивидов. Панельное  исследование – это многократное обследование одной и той же выборки  из генеральной совокупности в разные моменты времени. Эту многократно  используемую выборку и называют панелью.

1.2 Направления реализации социологических методов в управлении

 

     Роль  человеческого фактора и связанных  с ним социальных взаимоотношений  потребителей и изготовителей, персонала  внутри любой организации и обществе в целом с развитием и усложнением  пауки и техники возрастает. Здесь  слово «социальный» (от лат. socialis) следует понимать как «общественный». Науку, занимающуюся изучением основных законов, закономерностей и принципов общественной жизни и социальной деятельности людей, называют социологией.

     Социологическое исследование применительно к управлению организацией можно представить  как научное изучение СУ с использованием теоретических и эмпирических процедур, позволяющее познать и оценить:3

    • новые знания в области социального управления;
    • потребности и перспективные устремления имеющихся и потенциальных потребителей своей продукции и услуг;
    • сущность и реальную деятельность персонала организации; их интересы, исповедуемые ценности, понимание существующих проблем в управленческой работе и отношение к ним, и к выявленным особенностям и тенденциям развития;
    • возможности использования полученных при изучении новых знаний в теории и практике управления.

     В рамках таких исследований проводят также определение интересов, ценностных ориентиров и возможностей персонала  поставщиков сырья, материалов и  комплектующих и изделий и  субподрядчиков. Очевидно, что при  проведении социологических исследовательских  работ выявляется и решается широкий  круг проблем, связанных с общественными  отношениями потребителей, персонала  своего предприятия, поставщиков, субподрядчиков и т.п.

Информация о работе Методы социологических исследований