Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 19:38, курсовая работа
Цель курсовой работы – проанализировать методы социологических исследований.
Задачи курсовой работы:
Определение понятия, выявление видов, функций социологических исследований;
Исследовать направления реализации социологических методов в управлении;
Рассмотреть общую характеристику методов социологических исследований;
Охарактеризовать выборки социологического исследования;
Исследовать задачи, функции и права социологической службы организации;
Охарактеризовать экспертные методы исследования, социологическое измерение, выборочный метод в социологических исследованиях, методы анализа эмпирических данных.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы социологических исследований 6
1.1 Социологические исследования: понятие, виды, функции 6
1.2 Направления реализации социологических методов в управлении 9
Глава 2. Социологическое исследование: общая характеристика методов, выборки. Соцслужба организации 13
2.1 Общая характеристика методов социологических исследований 13
2.2 Выборки социологического исследования 14
2.3 Задачи функции и права социологической службы организации 16
Глава 3. Разновидность методов социологических исследований 20
3.1 Экспертные методы исследования 20
3.2 Социологическое измерение 22
3.3 Выборочный метод в социологических исследованиях 25
3.4 Методы анализа эмпирических данных 28
Заключение 31
Литература 35
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы социологических исследований 6
1.1 Социологические исследования: понятие, виды, функции 6
1.2 Направления реализации социологических методов в управлении 9
Глава 2. Социологическое исследование: общая характеристика методов, выборки. Соцслужба организации 13
2.1 Общая характеристика методов социологических исследований 13
2.2 Выборки социологического исследования 14
2.3 Задачи функции и права социологической службы организации 16
Глава 3. Разновидность методов социологических исследований 20
3.1 Экспертные методы исследования 20
3.2 Социологическое измерение 22
3.3 Выборочный метод в социологических исследованиях 25
3.4 Методы анализа эмпирических данных 28
Заключение 31
Литература 35
Современное
общество характеризуется повышением
темпов социальных изменений. В этих
условиях возрастает роль научного исследования
и объяснения современных тенденций
в развитии общества, основанного
на достоверной и надежной информации.
Ее анализ имеет особое значение для
органов государственной власти
и местного самоуправления, руководителей
предприятий, учреждений и организаций,
так как эффективность
Результативность управления во многом зависит от умения руководства осуществлять всесторонний, научно обоснованный анализ ситуации. К сожалению, современные менеджеры не всегда уделяют должное внимание использованию возможностей науки в своей практической деятельности. Наука и практика продолжают подчас противостоять друг другу: руководители очень мало, чаще стихийно используют научные рекомендации, выводы и предложения ученых. В управленческой практике продолжает господствовать принцип самодостаточности, метод проб и ошибок. Это не может не привести к снижению социальной эффективности управленческих решений.
Современный менеджер кроме прочих знаний должен владеть основными приемами исследовательской деятельности и уметь организовать ее в поиске социальных факторов повышения эффективности управления. Новые тенденции развития управления рождают и новые требования к менеджеру. Возникает понятие «менеджер исследовательского типа».
Для того чтобы управлять социальными процессами на общегосударственном, региональном, местном и локальных уровнях, необходимо уметь осуществлять их диагностику, выявлять факторы, оказывающие влияние на эти процессы, разбираться в мотивах поведения людей. Всему этому способствует знание и умение использовать на практике разнообразные методы социологии. Это поможет будущим менеджерам лучше понять суть социальных отношений, сориентироваться в многообразии вариантов управленческих решений, выработать адекватные стратегии и социальные технологии, т.е. стать эффективным менеджером, тонко чувствующим реакцию социальной среды на управленческие решения.
В
становлении методологии
Цель курсовой работы – проанализировать методы социологических исследований.
Задачи курсовой работы:
По
структуре курсовая работа состоит
из введения, трех глав, заключения и списка
литературы.
Исследование – это вид
По
мнению М. К. Горшкова и Ф. Э. Шереги,
обычно к социологическим
Вместе с тем, как бы ни были широки возможности социологического исследования, это лишь одно из средств получения социальной информации. Признание за ним статуса «одного из...» не позволяет абсолютизировать его роль и рассматривать, как это иногда бывает, в качестве панацеи от всех бед. Социологическое исследование состоит из логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур. Его цель – получить достоверные данные об изучаемом социальном явлении или процессе.
Выделяют пять основных функций социологического исследования:2
Виды социологических исследований отличаются большим разнообразием.
По уровню знания различают эмпирические и теоретические исследования. Первые связаны с получением эмпирического знания, например, статистических данных, классификаций; вторые – с получением теоретического знания, разработкой, например, типологий, общей или специальных теорий.
По основным целям исследования делятся на фундаментальные и прикладные. Фундаментальные исследования направлены на развитие науки, а прикладные – на решение конкретных проблем, с которыми обращаются заказчики.
В зависимости от масштабов выделяют международные, общенациональные, региональные и локальные исследования.
По продолжительности прикладные исследования можно разделить на краткосрочные – два-три месяца, среднесрочные – четыре-шесть месяцев, долгосрочные – от полугода до года, стратегические – год и более.
В зависимости от того, рассматривается ли предмет изучения в статике или в динамике, выделяются еще два вида социологического исследования – разовое и повторное.
Разовое (точечное) исследование дает информацию о состоянии объекта анализа, о количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его изучения. Такую информацию именуют статической, поскольку она отражает как бы моментальный «срез» количественных параметров объекта и не дает ответа на вопрос о тенденциях его изменения.
Данные,
отражающие изменения объекта, могут
быть получены лишь в результате нескольких
исследований, основанных на единой программе
и инструментарии и проведенных
последовательно через
Повторные трендовые исследования наиболее близки к регулярным, «срезовым» опросам. «В трендовом опросе одна и та же генеральная совокупность изучается в разные моменты времени, причем каждый раз выборка строится заново. Иными словами, анализируются последовательные выборки из одной и той же совокупности. Например, опрос Института Гэллапа, проводимый ежемесячно в ходе избирательной кампании, является трендовым обследованием, показывающим динамику установок населения по отношению к кандидатам и партиям».
В качестве особого вида повторных исследований рассматривают когортные исследования. Термин «когорта» заимствован из демографии, им обозначают людей одного поколения (и более строго – одного года рождения), прослеживают, как с течением времени меняются условия и образ жизни данной когорты, интересы и образ мыслей.
Повторные
панельные исследования позволяют
не только зафиксировать какие-то социальные
изменения в установках, поведении,
но и выявить причины и
Роль
человеческого фактора и
Социологическое
исследование применительно к управлению
организацией можно представить
как научное изучение СУ с использованием
теоретических и эмпирических процедур,
позволяющее познать и оценить:
В
рамках таких исследований проводят
также определение интересов, ценностных
ориентиров и возможностей персонала
поставщиков сырья, материалов и
комплектующих и изделий и
субподрядчиков. Очевидно, что при
проведении социологических