Методы социологических исследований

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 19:38, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проанализировать методы социологических исследований.
Задачи курсовой работы:
Определение понятия, выявление видов, функций социологических исследований;
Исследовать направления реализации социологических методов в управлении;
Рассмотреть общую характеристику методов социологических исследований;
Охарактеризовать выборки социологического исследования;
Исследовать задачи, функции и права социологической службы организации;
Охарактеризовать экспертные методы исследования, социологическое измерение, выборочный метод в социологических исследованиях, методы анализа эмпирических данных.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы социологических исследований 6
1.1 Социологические исследования: понятие, виды, функции 6
1.2 Направления реализации социологических методов в управлении 9
Глава 2. Социологическое исследование: общая характеристика методов, выборки. Соцслужба организации 13
2.1 Общая характеристика методов социологических исследований 13
2.2 Выборки социологического исследования 14
2.3 Задачи функции и права социологической службы организации 16
Глава 3. Разновидность методов социологических исследований 20
3.1 Экспертные методы исследования 20
3.2 Социологическое измерение 22
3.3 Выборочный метод в социологических исследованиях 25
3.4 Методы анализа эмпирических данных 28
Заключение 31
Литература 35

Работа содержит 1 файл

Методы социологических исследований.docx

— 67.44 Кб (Скачать)

     Социологические исследования СУ, как и всякие другие, могут быть классифицированы по определенным признакам:4

    • по отношению к теории и практике – теоретические, теоретико-прикладные, прикладные;
    • по отношению к внешней и внутренней среде системы – внутренние, внешние (в частности маркетинговое);
    • по периоду проведения – ретроспективные (предшествующие), реально-временные (в реальном масштабе времени), прогнозы (последующие);
    • по регулярности проведения – регулярные (периодические), эпизодические, разовые;
    • по познавательности целей и глубине исследования – пилотажные (зондажные, направленные на предварительное изучение малоизученных социальных объектов), описательные (более глубокие, чем пилотажные), аналитические (обеспечивающие получение новых теоретических знаний, понимание механизмов социальных явлений в управлении, выявление причин, следствий, иных взаимосвязей);
    • по продолжительности – экспресс, краткосрочные (непродолжительные), долгосрочные (продолжительные);
    • другие.

     Экспресс  исследования и краткосрочные социологические  исследования следует отнести к  оперативным. Среди них можно  выделить оценочные исследования, которые  предназначены, как правило, для  отбора персонала, например менеджеров, экспертов, управленческих групп и  т.п.

     По  общей направленности, т. е. по отношению  социологических исследований СУ к  теории и практике выделяют:

    • теоретические исследования, обеспечивающие получение новых социальных теоретических знаний об исследуемом объекте;
    • теоретико–прикладные исследования, использующие теоретико-эмпирические процедуры изучения  и решения социальных проблем на основе полученных новых знаний;
    • прикладные исследования, направленные на решение конкретных практических проблем социального характера на основе имеющихся в социологии подходов.

     Каждый  из этих видов исследований используется в зависимости от уровня управления и целей.

     Наибольший  интерес для функционирующих  СУ представляют прикладные социальные исследования, цель которых, например, можно сформулировать следующим образом:

    • выявление тенденции занятости населения и снижение уровня безработицы в стране, субъекте РФ, городе или районе;
    • определение причин текучести персонала и организации и разработка на этой основе  мер  по ее снижению или оптимизации;
    • обоснование оптимальных  функциональных соотношений между человеком и техническими средствами  в СУ;
    • определение требований потенциальных потребителей к продукции (услугам) позволяющих оптимизировать новую номенклатуру и объем их выпуска, выработать соответствующие маркетинговые  мероприятия;
    • повышение мотивации результативности труда персонала; 
    • определение тенденции и причин заболеваемости работников организации;
    • улучшение социально-исихологического климата к организации и др.

Глава 2. Социологическое исследование: общая характеристика методов, выборки. Соцслужба организации

2.1 Общая характеристика  методов социологических исследований

 

     При проведении социологических исследований, как и при любом исследовании, могут использоваться разнообразные  методы. В общем случае социологический  метод основывается на регистрации  единичных изучаемых событий, сборе  и анализе полученной социальной информации. В соответствии с ним  все методы можно подразделить  на регистрационные, сбора данных и  анализа информации.

     Регистрация единичных событий и сбор данных социального характера, в основном, могут быть осуществлены методами наблюдения и изучения документации (в том  числе одной из разновидностей этого  метода – опросов, включающих анкетирование, интервьюирование, опросы-беседы).

     Кроме того, в ряде случаев используется метод социометрического тестирования, который представляет собой специфический  вид опроса, обычно применяемый для  определения меры вовлечения работника  в соответствующую группу персонала. Такое тестирование на основе четырех  – десяти вопросов позволяет определить качество взаимодействия тестируемого с группой. Характер вопросов может  быть примерно следующий: кого вы в  группе уважаете, с кем бы вы не хотели работать и т.п.

     Очень часто источником социальной информации становятся мнения респондентов (например, фактических или потенциальных  потребителей). Опрос и сбор их мнений производится обычно в письменной форме  распространением анкет или устно (на конференциях, аукционах, выставках, в учебных заведениях и т.п.).5

     В практике социологических исследований используется также метод экспертных оценок.

       К разновидности экспертного  метода следует отнести органолептический  метод, в основе которого лежит  анализ восприятий органов чувств (без применения технических средств  измерения и регистрации) —  зрения, слуха, обоняния, осязания  и вкуса. Данный метод может  использоваться для оценки респондентами  или потребителями некоторых  видов продукции при проведении  социологических и маркетинговых  исследований.

       Особенно широко используются  органы чувств человека, в частности  вкуса, при определении показателей,  например продукции пищевой и  парфюмерной, промышленности.

     В органолептическом методе органы чувств, являясь только датчиками, позволяют  произвести анализ ощущений и получить оценку показателя, точность которого зависит от квалификации, способностей и других свойств специалистов-экспертов  или респондентов.

     Обычно  работая с этим методом оценки показателей, применяют балльную систему  с различным количеством оценок и распределением  баллов.

     В социологических исследованиях  широко может использоваться также  метод эксперимента.

     По  результатам социологических исследований оформляется отчет, который должен соответствовать требованиям государственного стандарта.

2.2 Выборки социологического исследования

 

     Социологические исследования, как правило, проводятся таким образом, что вместо всей генеральной  совокупности подлежащих изучению объектов отбирается только ее часть – выборочная совокупность, т.е. выборка. Она должна быть адекватной моделью и отражать все важнейшие особенности  генеральной  совокупности  рассматриваемых объектов.

     В результате исследования, проведенного на основе такой выборки, с достаточной  долей вероятности распространяющейся на всю совокупность исследуемых  объектов, должна быть репрезентативной по отношению к генеральной совокупности. Существуют следующие виды отбора:

     Случайный отбор – отбирается необходимое, количество объектов из числа генеральной  совокупности с помощью генератора таблицы случайных чисел или  методом жеребьевки.

     Механический  отбор – определяется шаг выборки, который определяется на основе деления  генеральной совокупности объектив на требуемый объем выборки . Далее из каждой полученной группы выбирают один объект, например 1-й, что и обеспечивает отбор объектов.

     Районированный (типичный) отбор – предварительно вся генеральная совокупность классифицируется по выделенному признаку на типичные группы. Например, по численности персонала  подразделения можно охарактеризовать как крупные, средние и малые, из числа которых осуществляется отбор объектов случайным или  механическим способом. Выборка из каждой группы может проводиться  пропорционально или не пропорционально  объему объектов в каждой выделенной группе.6

     Серийный (гнездовой) отбор – совокупность случайного, механического и районированного  способов отбора с использованием элементов  сплошного исследования объектов. Сначала  вся генеральная совокупность расчленяется случайным или механическим способом на типичные группы, т.е. районы, и из них отбираются не отдельные объекты, а их серии, которые в дальнейшем подлежат исследованию.

     Отбор на основе квоты – сначала отбираются признаки генеральной совокупности, по которым будут определяться квоты. Такими признаками могут быть, например пол, образование, возраст и т. п. Далее выбранные признаки, в свою очередь, подразделяются на варианты. Например, пол декомпозируется на мужской и женский, образование – на среднее, среднее специальное по соответствующей специальности, неоконченное высшее по соответствующей специальности, высшее с присвоением квалификации бакалавра по соответствующей специальности, высшее с присвоением квалификации соответствующего специалиста – юриста, менеджера, экономиста, инженера электрика, инженера-механика и т. п., высшее с присвоением степени магистра по соответствующей специальности. При этом может образовываться сочетание каждою из декомпозированных объектов. Далее появляется возможность из каждого элементного сочетания отобрать объекты по квоте, из числа которых формируют окончательную требуемую выборку, например случайным или механическим способом. Это наиболее трудоемкий способ составления выборки.7

     Успех социологического исследования на основе выборки во многом зависит от ее объема. Естественно, что чем она больше, тем меньше будет ошибка.

     Обычно  применяют два способа определения репрезентативной выборки:

    • схематичный (на основе простейших расчетов по приблизительно составленной схеме анализа получаемой при исследовании информации);
    • вероятностно-статистический – на основе теории вероятностей и математической статистики).

2.3 Задачи функции и права социологической службы организации

 

     Организация и проведение социологических исследований осуществляется обычно в рамках социологической службы или службы социального развития.    Для этого перед ней ставят ряд связанных с этим задач:8

    • выявление и использование социальных резервов повышения результативности труда персонала;
    • изучение социологических и психологических проблем организации труда персонала и разработка путей и методов их решения;
    • организационно-методическое  обеспечение,  координация разработки программ и реализации планов по проведению социологических исследований;
    • совершенствование форм и методов социологических исследований.

     В соответствии с приведенными задачами должны выполняться примерно следующие  функции:9

    • организация и анализ уровня социального развития персонала и подготовка предложений к проектам программ и планов социального развития персонала;
    • организация и изучение социальных аспектов научно-технического прогресса и разработка мероприятий по преодолению социально-психологических барьеров использования современных технических средств;
    • проведение социологических и социально-психологических исследований;
    • анализ и прогнозирование развития социальных процессов:
    • подготовка предложений по учету социально-психологических факторов в организации;
    • распространение социологических знаний, организация учебы менеджеров и всего персонала основам социологии и психологии;
    • обобщение и диффузия прогрессивных социально-психологических методов управления;
    • участие в организации и проведении экспериментов и в разработке предложении по социально-психологическим аспектам совершенствования управления;
    • участие в экспертизе проектов производственного и непроизводственного назначения в части обеспечения учета в них социальных требований и нормативов;
    • прогнозирование социальных процессов в организации;
    • анализ изменений и разработка предложений, но совершенствованию социальной структуры персонала;
    • изучение причин текучести кадров, разработка мер по закреплению и стабилизации персонала;
    • социально-психологическое обеспечение профориентации, профподбора, профобучения, расстановки, производственной ориентации, профессионального и должностного продвижения персонала с учетом его индивидуально-психологических особенностей;
    • участие в формировании резерва менеджеров среднего и низового звеньев управления;
    • участие в разработке и внедрении мероприятий по повышению удовлетворенности трудом, обеспечению престижности профессий, усилению творческого характера труда;
    • участие в формировании структуры и состава подразделений;
    • участие в аттестации и рационализации рабочих мест и приведении их в соответствие с социальными требованиями;
    • участие в подготовке мероприятий по оздоровлению и созданию безопасных и благоприятных условий и повышению организационной и общей культуры персонала;                   
    • участие в разработке предложений по повышению мотивации результативности труда персонала;         
    • разработка и внедрение мероприятий по повышению социальной роли личности, созданию благоприятного социально-психологического климата в подразделениях;
    • проведение социально-психологических консультаций для персонала;
    • разработка социальных мер по укреплению трудовой и производственной дисциплины и повышению ответственности  за  результаты труда.

Информация о работе Методы социологических исследований