Методы социальной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 00:00, контрольная работа

Описание работы

Методы эмпирического исследования (empirical research methods) Слово "эмпирический" буквально означает "то, что воспринимается органами чувств". Когда это прилагательное употребляется по отношению к методам научного исследования оно служит для обозначения методик и методов, связанных с сенсорным (чувственным) опытом. Поэтому говорят, что эмпирические методы основываются на т. н. "твердых (неопровержимых) данных" ("hard data"). Кроме того, эмпирическое исследование твердо придерживается научного метода в противоположность др. исследовательским методологиям, таким как натуралистическое наблюдение, архивные исследования и др. Важнейшая и необходимая предпосылка, лежащая в основе методологии эмпирического исследования состоит в том, что оно обеспечивает возможность своего воспроизведения и подтверждения (опровержения). Методики выборочного исследования зависят от наличия адекватных и эффективных методик выборочного исследования, обеспечивающих получение надежных и валидных данных, которые можно было бы обоснованно и без утраты смысла распространить на совокупности, из которых эти репрезентативные или, по крайней мере, близко аппроксимирующие их выборки были извлечены.

Содержание

Введение…………………………………………………………….....3
Методы психологии…………………………………………………..4
Выдвижение гипотез………………………………………………….10
Экспериментальный метод……………………………………….…..11
Метод корреляций…………………………………………………….14
Метод наблюдений……………………………………………………15
Метод интервью……………………………………………………….17
Беседа………………………………………………………………..…18
Метод тестов…………………………………………………………...18
Анкетирование ( анкетный метод)…………………………………...19
Другие методы психологического исследования…………………..20
Заключение……………………………………………………………..22
Список использованной литературы…………………………………23

Работа содержит 1 файл

методы соц. психологии.docx

— 43.46 Кб (Скачать)

                                          Содержание.

  1. Введение…………………………………………………………….....3
  2. Методы психологии…………………………………………………..4
  3. Выдвижение гипотез………………………………………………….10
  4. Экспериментальный метод……………………………………….…..11
  5. Метод корреляций…………………………………………………….14
  6. Метод наблюдений……………………………………………………15
  7. Метод интервью……………………………………………………….17
  8. Беседа………………………………………………………………..…18
  9. Метод тестов…………………………………………………………...18
  10. Анкетирование ( анкетный метод)…………………………………...19
  11. Другие методы психологического исследования…………………..20
  12. Заключение……………………………………………………………..22
  13. Список использованной литературы…………………………………23

                                               
     
     
     
     
     
     
     
     
     

          Методы эмпирического исследования  (empirical research methods) Слово "эмпирический" буквально означает "то, что воспринимается органами чувств". Когда это прилагательное употребляется по отношению к методам научного исследования оно служит для обозначения методик и методов, связанных с сенсорным (чувственным) опытом. Поэтому говорят, что эмпирические методы основываются на т. н. "твердых (неопровержимых) данных" ("hard data"). Кроме того, эмпирическое исследование  твердо придерживается научного метода в противоположность др. исследовательским методологиям, таким как натуралистическое наблюдение, архивные исследования и др. Важнейшая и необходимая предпосылка, лежащая в основе методологии эмпирического исследования состоит в том, что оно обеспечивает возможность своего воспроизведения и подтверждения (опровержения). Методики выборочного исследования  зависят от наличия адекватных и эффективных методик выборочного исследования, обеспечивающих получение надежных и валидных данных, которые можно было бы обоснованно и без утраты смысла распространить на совокупности, из которых эти репрезентативные или, по крайней мере, близко аппроксимирующие их выборки были извлечены. В эмпирическом исследовании существует 3 вида переменных, влияющих на ход эксперимента: а) независимые переменные, б) зависимые переменные и в) промежуточные, или посторонние, переменные. Первые 2 вида переменных включаются в экспериментальный план самим исследователем; переменные третьего вида не вводятся исследователем, но всегда присутствуют в эксперименте - и их следует контролировать. Цель эксперимента заключается в том, чтобы варьировать условия окружения (независимые переменные) и наблюдать происходящие при этом поведенческие события (зависимые переменные), одновременно контролируя (или устраняя эффекты) влияния на них любых др. (посторонних) переменных. Контроль переменных в эксперименте, которого требует эмпирическое исследование, может достигаться либо при помощи экспериментального плана, либо при помощи статистических методов. Используются 3 основных типа экспериментальных планов: а) планы проверки гипотезы, б) планы оценки и в) квазиэкспериментальные планы.

Эмпирическое  исследование или инновационная  работа в области практической психологии должны быть направлены на решение  актуальной проблемы. Актуальность характеризуется с практической и научной точек зрения. Практическая актуальность определяется необходимостью поиска новых знаний для решения практической проблемы или важностью разработки методики, имеющей практическую направленность. Научная актуальность - необходимостью решения конкретной научной проблемы в связи с отсутствием определенных знаний, методики исследования в соответствующей области психологии.

                                               Методы психологии

           Психология, как и каждая наука, пользуется целой системой различных частных методов, или методик. Основными методами исследования в психологии, как и в ряде других наук, являются наблюдение и эксперимент. Каждый из этих общих методов научного исследования выступает в психологии в различных и более или менее специфических формах; существуют разные виды и наблюдения и эксперимента. Наблюдение в психологии может быть самонаблюдением или внешним наблюдением, обычно в отличие от самонаблюдения именуемым объективным. Внешнее, так называемое «объективное», наблюдение может в свою очередь подразделяться на прямое и косвенное. Точно так же существуют различные формы или виды эксперимента. Разновидностью эксперимента является так называемый естественный эксперимент, являющийся формой промежуточной между экспериментом и простым наблюдением.

      Помимо  этих основных методов, которые получают в психологии специфическое выражение  в соответствии с особенностями  её предмета, в психологии пользуются рядом промежуточных и вспомогательных методик.

      Ввиду роли, которую в методике психологического исследования играет генетический принцип, можно, далее, говорить о генетическом принципе или методе психологического исследования. Генетический метод в  психологии, т. е. использование изучения развития психики как средства для  раскрытия общих психологических  закономерностей, — не сопоставляется с наблюдением и экспериментом  в одном ряду и не противопоставляется  им, а необходимо на них опирается  и строится на их основе, поскольку  установление генетических данных в  свою очередь основывается на наблюдении или эксперименте.

      При использовании различных методов  психологического исследования необходимо считаться с особенностями изучаемой  проблемы. Так, например, при изучении ощущений вряд ли какой-либо другой метод  может быть так эффективен, как  экспериментальный. Но при изучении высших проявлений человеческой личности серьёзно встаёт вопрос о возможности  «экспериментировать» над человеком.

      Методика  исследования всегда отражает ту или  иную методологию. В соответствии с  общими принципиальными установками  нашей психологии специфические  черты должна носить и её методика.

      1. Психика, сознание изучается нами  в единстве внутренних и внешних  проявлений. Взаимосвязь психики  и поведения, сознания и деятельности  в её конкретных, от ступени  к ступени и от момента к  моменту изменяющихся формах  является не только объектом, но и средством психологического  исследования, опорной базой всей  методики.

      В силу единства сознания и деятельности различие в психологической природе  акта деятельности сказывается и  во внешнем его протекании. Поэтому  всегда существует некоторое соотношение  между внешним протеканием процесса и его внутренней природой; однако это отношение не всегда адекватно. Общая задача всех методов объективного психологического исследования заключается  в том, чтобы адекватно выявить  это отношение и, таким образом, по внешнему протеканию акта определить его внутреннюю психологическую природу. Однако каждый отдельный, изолированно взятый акт поведения допускает обычно различное психологическое истолкование. Внутреннее психологическое содержание действия раскрывается обычно не из изолированно взятого акта, не из отдельного фрагмента, а из системы деятельности. Лишь учитывая деятельность индивида, а не только какой-нибудь изолированный акт, и соотнося её с теми конкретными условиями, в которых она совершается, можно адекватно раскрыть то внутреннее психологическое содержание действий и поступков, которое может быть высказано и может быть утаено в высказываниях человека, но обнаруживается в его действиях.

      Этот  принцип объективного психологического исследования реализуется многообразными методическими средствами, зависящими от особенностей предмета исследования.

      2. Поскольку решение психофизической  проблемы, из которого исходит  наша психология, утверждает единство, но не тожество психического  и физического, психологическое  исследование, никак не растворяясь  в физиологическом и не сводясь  к нему, однако необходимо предполагает  и часто включает физиологический  анализ психологических (психофизических)  процессов. Вряд ли, например, возможно  научное изучение эмоциональных  процессов, не включающее физиологического  анализа входящих в их состав  физиологических компонентов. Психологическое  исследование никак не может  и в этом отношении замкнуться  в чисто имманентном — феноменологическом  описании психических явлений,  оторванном от изучения их  психофизиологических механизмов.

      Неправильно было бы недооценивать значение физиологических  методик в психологическом исследовании. Так, в частности павловская методика условных рефлексов является мощным средством анализа чувствительности.

      Однако  физиологический анализ и, значит, физиологическая  методика в психологическом исследовании может играть лишь вспомогательную  роль и должна занимать в нём поэтому  лишь подчинённое место.

      Решающим  вопросом при этом является, однако, не столько это разграничение  и подчинение одного из них другому, сколько умение правильно их соотнести, так чтобы в конкретной практике психофизического исследования они  образовали подлинное единство. Под  этим углом зрения должна быть пересмотрена пронизанная дуализмом постановка исследований в традиционной психофизиологии  ощущения и движения и развёрнута целая система психофизических  исследований, конкретно реализующих  общий принцип психофизического единства.

      3. Поскольку материальные основы  психики не сводятся к её  органическим основам, поскольку  образ мыслей людей определяется  образом их жизни, их сознание  — общественной практикой, методика  психологического исследования, идущего  к психологическому познанию  человека, отправляясь от его  деятельности и её продуктов,  должна опираться на социально-исторический  анализ деятельности человека. Лишь  правильно определив подлинное  общественное содержание и значение  тех или иных поступков человека  и объективных результатов его  деятельности, можно прийти к  правильному их психологическому  истолкованию. Психическое не должно  при этом социологизироваться,  т. е. сводиться к социальному;  психологическое исследование должно  поэтому сохранять свою специфичность  и самостоятельность, не растворяясь,  а лишь — где это требуется  — опираясь на предварительный  социологический анализ человеческой  деятельности и её продуктов  в общественно-исторических закономерностях  их развития.

      4. Целью психологического исследования  должно быть раскрытие специфических  психологических закономерностей.  В этих целях необходимо не  оперирование одними лишь статистическими  средними, а анализ конкретных  индивидуальных случаев, потому  что действительность конкретна и лишь её конкретным анализом можно раскрыть реальные зависимости. Принцип индивидуализации исследования должен быть существеннейшим принципом нашей методики. Однако задача теоретического психологического исследования заключается не в жизнеописании отдельного индивида в его единичности, а в том, чтобы от единичного перейти к всеобщему, от случайного к необходимому, от явлений к существенному в них. Для теоретического психологического исследования изучение индивидуальных случаев является поэтому не особой областью или объектом, но средством познания. Через изучение индивидуальных случаев в их вариативности психологическое исследование должно идти к истинной своей цели — к установлению всё более общих и существенных закономерностей. Установка на индивидуализацию исследования и на раскрытие реальных закономерностей должна быть поставлена в нашей психологии во главу угла — в принципиальной противоположности всем концепциям, для которых суть заключается в том, чтобы устанавливать стандарты, оперируя статистическими средними.

      5. Психологические закономерности  раскрываются в процессе развития. Изучение развития психики является  не только специальной областью, но и специфическим методом  психологического исследования. Генетический  принцип является существенным  принципом нашей методики. При  этом суть дела заключается  не в том, чтобы проводить  статические срезы на различных  этапах развития и фиксировать  различные уровни, а в том, чтобы  сделать именно переход с одного  уровня на другой предметом  исследования и вскрыть таким  образом динамику процессов и  их движущие силы. В частности  при изучении психического развития  в онтогенезе задача заключается  не в том, чтобы зафиксировать  посредством как бы моментальных  снимков различные, по существу  абстрактные, уровни умственного  развития и отнести к ним  различных детей, как бы разнеся  их по различным этажам и  полкам, а в том, чтобы в ходе  самого исследования продвинуть  детей с одного «уровня» на  следующий, высший, и проследить  в реальном процессе развития его существенные закономерности.

      6. Поскольку продвижение детей  с одного уровня или ступени  психического развития на другой  совершается в процессе обучения, генетический принцип в выше  раскрытом его понимании требует  в качестве существенного своего  развития и дополнения применительно  к психологии ребёнка, помимо  индивидуализации, ещё «педагогизации»  психологического исследования. Надо  изучать ребёнка, обучая его.  Но принцип педагогизации психологического  изучения ребёнка означает не  отказ от экспериментального  исследования в пользу педагогической  практики, а включение принципов  педагогической работы в сам  эксперимент.

      То  положение, что надо изучать детей, обучая их, является частным случаем  более общего положения, согласно которому мы познаём явления действительности, воздействуя на них (в частности  самое глубокое и конкретное познание людей достигается в процессе их переделки). Это одно из основных положений нашей общей методологии  и теории познания. Оно может и  должно получить многообразное конкретное осуществление в методике психологического исследования. Так при изучении патологических явлений психики у больного индивида терапевтическое воздействие даёт возможность не только выправить, но и глубже познать их.

Информация о работе Методы социальной психологии