Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 00:00, контрольная работа
Методы эмпирического исследования (empirical research methods) Слово "эмпирический" буквально означает "то, что воспринимается органами чувств". Когда это прилагательное употребляется по отношению к методам научного исследования оно служит для обозначения методик и методов, связанных с сенсорным (чувственным) опытом. Поэтому говорят, что эмпирические методы основываются на т. н. "твердых (неопровержимых) данных" ("hard data"). Кроме того, эмпирическое исследование твердо придерживается научного метода в противоположность др. исследовательским методологиям, таким как натуралистическое наблюдение, архивные исследования и др. Важнейшая и необходимая предпосылка, лежащая в основе методологии эмпирического исследования состоит в том, что оно обеспечивает возможность своего воспроизведения и подтверждения (опровержения). Методики выборочного исследования зависят от наличия адекватных и эффективных методик выборочного исследования, обеспечивающих получение надежных и валидных данных, которые можно было бы обоснованно и без утраты смысла распространить на совокупности, из которых эти репрезентативные или, по крайней мере, близко аппроксимирующие их выборки были извлечены.
Введение…………………………………………………………….....3
Методы психологии…………………………………………………..4
Выдвижение гипотез………………………………………………….10
Экспериментальный метод……………………………………….…..11
Метод корреляций…………………………………………………….14
Метод наблюдений……………………………………………………15
Метод интервью……………………………………………………….17
Беседа………………………………………………………………..…18
Метод тестов…………………………………………………………...18
Анкетирование ( анкетный метод)…………………………………...19
Другие методы психологического исследования…………………..20
Заключение……………………………………………………………..22
Список использованной литературы…………………………………23
Методы эмпирического исследования (empirical research methods) Слово "эмпирический" буквально означает "то, что воспринимается органами чувств". Когда это прилагательное употребляется по отношению к методам научного исследования оно служит для обозначения методик и методов, связанных с сенсорным (чувственным) опытом. Поэтому говорят, что эмпирические методы основываются на т. н. "твердых (неопровержимых) данных" ("hard data"). Кроме того, эмпирическое исследование твердо придерживается научного метода в противоположность др. исследовательским методологиям, таким как натуралистическое наблюдение, архивные исследования и др. Важнейшая и необходимая предпосылка, лежащая в основе методологии эмпирического исследования состоит в том, что оно обеспечивает возможность своего воспроизведения и подтверждения (опровержения). Методики выборочного исследования зависят от наличия адекватных и эффективных методик выборочного исследования, обеспечивающих получение надежных и валидных данных, которые можно было бы обоснованно и без утраты смысла распространить на совокупности, из которых эти репрезентативные или, по крайней мере, близко аппроксимирующие их выборки были извлечены. В эмпирическом исследовании существует 3 вида переменных, влияющих на ход эксперимента: а) независимые переменные, б) зависимые переменные и в) промежуточные, или посторонние, переменные. Первые 2 вида переменных включаются в экспериментальный план самим исследователем; переменные третьего вида не вводятся исследователем, но всегда присутствуют в эксперименте - и их следует контролировать. Цель эксперимента заключается в том, чтобы варьировать условия окружения (независимые переменные) и наблюдать происходящие при этом поведенческие события (зависимые переменные), одновременно контролируя (или устраняя эффекты) влияния на них любых др. (посторонних) переменных. Контроль переменных в эксперименте, которого требует эмпирическое исследование, может достигаться либо при помощи экспериментального плана, либо при помощи статистических методов. Используются 3 основных типа экспериментальных планов: а) планы проверки гипотезы, б) планы оценки и в) квазиэкспериментальные планы.
Эмпирическое исследование или инновационная работа в области практической психологии должны быть направлены на решение актуальной проблемы. Актуальность характеризуется с практической и научной точек зрения. Практическая актуальность определяется необходимостью поиска новых знаний для решения практической проблемы или важностью разработки методики, имеющей практическую направленность. Научная актуальность - необходимостью решения конкретной научной проблемы в связи с отсутствием определенных знаний, методики исследования в соответствующей области психологии.
Психология, как и каждая наука, пользуется целой системой различных частных методов, или методик. Основными методами исследования в психологии, как и в ряде других наук, являются наблюдение и эксперимент. Каждый из этих общих методов научного исследования выступает в психологии в различных и более или менее специфических формах; существуют разные виды и наблюдения и эксперимента. Наблюдение в психологии может быть самонаблюдением или внешним наблюдением, обычно в отличие от самонаблюдения именуемым объективным. Внешнее, так называемое «объективное», наблюдение может в свою очередь подразделяться на прямое и косвенное. Точно так же существуют различные формы или виды эксперимента. Разновидностью эксперимента является так называемый естественный эксперимент, являющийся формой промежуточной между экспериментом и простым наблюдением.
Помимо этих основных методов, которые получают в психологии специфическое выражение в соответствии с особенностями её предмета, в психологии пользуются рядом промежуточных и вспомогательных методик.
Ввиду
роли, которую в методике психологического
исследования играет генетический принцип,
можно, далее, говорить о генетическом
принципе или методе психологического
исследования. Генетический метод в
психологии, т. е. использование изучения
развития психики как средства для
раскрытия общих
При
использовании различных
Методика исследования всегда отражает ту или иную методологию. В соответствии с общими принципиальными установками нашей психологии специфические черты должна носить и её методика.
1.
Психика, сознание изучается
В
силу единства сознания и деятельности
различие в психологической природе
акта деятельности сказывается и
во внешнем его протекании. Поэтому
всегда существует некоторое соотношение
между внешним протеканием
Этот принцип объективного психологического исследования реализуется многообразными методическими средствами, зависящими от особенностей предмета исследования.
2.
Поскольку решение
Неправильно
было бы недооценивать значение физиологических
методик в психологическом
Однако физиологический анализ и, значит, физиологическая методика в психологическом исследовании может играть лишь вспомогательную роль и должна занимать в нём поэтому лишь подчинённое место.
Решающим
вопросом при этом является, однако,
не столько это разграничение
и подчинение одного из них другому,
сколько умение правильно их соотнести,
так чтобы в конкретной практике
психофизического исследования они
образовали подлинное единство. Под
этим углом зрения должна быть пересмотрена
пронизанная дуализмом
3.
Поскольку материальные основы
психики не сводятся к её
органическим основам,
4.
Целью психологического
5.
Психологические
6.
Поскольку продвижение детей
с одного уровня или ступени
психического развития на
То
положение, что надо изучать детей,
обучая их, является частным случаем
более общего положения, согласно которому
мы познаём явления