Методы социальной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 00:00, контрольная работа

Описание работы

Методы эмпирического исследования (empirical research methods) Слово "эмпирический" буквально означает "то, что воспринимается органами чувств". Когда это прилагательное употребляется по отношению к методам научного исследования оно служит для обозначения методик и методов, связанных с сенсорным (чувственным) опытом. Поэтому говорят, что эмпирические методы основываются на т. н. "твердых (неопровержимых) данных" ("hard data"). Кроме того, эмпирическое исследование твердо придерживается научного метода в противоположность др. исследовательским методологиям, таким как натуралистическое наблюдение, архивные исследования и др. Важнейшая и необходимая предпосылка, лежащая в основе методологии эмпирического исследования состоит в том, что оно обеспечивает возможность своего воспроизведения и подтверждения (опровержения). Методики выборочного исследования зависят от наличия адекватных и эффективных методик выборочного исследования, обеспечивающих получение надежных и валидных данных, которые можно было бы обоснованно и без утраты смысла распространить на совокупности, из которых эти репрезентативные или, по крайней мере, близко аппроксимирующие их выборки были извлечены.

Содержание

Введение…………………………………………………………….....3
Методы психологии…………………………………………………..4
Выдвижение гипотез………………………………………………….10
Экспериментальный метод……………………………………….…..11
Метод корреляций…………………………………………………….14
Метод наблюдений……………………………………………………15
Метод интервью……………………………………………………….17
Беседа………………………………………………………………..…18
Метод тестов…………………………………………………………...18
Анкетирование ( анкетный метод)…………………………………...19
Другие методы психологического исследования…………………..20
Заключение……………………………………………………………..22
Список использованной литературы…………………………………23

Работа содержит 1 файл

методы соц. психологии.docx

— 43.46 Кб (Скачать)

      Таким образом, в самой методике, в «практике» исследования закладывается единство, связь между теорией и практикой, между научным познанием психических  явлений и реальным практическим воздействием на них.

      7. В рамках нашей общей концепции  новый смысл и характер может  приобрести использование в методике  психологического исследования  продуктов деятельности, поскольку  в них материализуется сознательная  деятельность человека (изучение  продуктов умственной деятельности  и творчества в исследовании  мышления, воображения). Психологическое  исследование никак не должно  при этом основываться на механической  регистрации голой результативности  деятельности и пытаться устанавливать  в ней и навсегда фиксировать стандартные показатели психического состояния.

      Один  и тот же внешний результат  может иметь самое различное  психологическое содержание в зависимости  от того, в какой конкретной ситуации он имел место. Поэтому раскрытие  психологического содержания результатов  каждого объективного исследования, исходящего из внешних данных, его  расшифровка и правильная интерпретация  требует обязательного учёта, а  значит, и изучения конкретной личности в конкретной ситуации. Поскольку  при этом личность и ситуация в  их конкретной реальности выходят за пределы только психологических  явлений, психологическое исследование, не утрачивая своего характера и  специфичности своего объекта, требует  тщательного учёта целого ряда моментов, выходящих за пределы чисто психологического.

                                   Выдвижение гипотез 

      Первый  шаг любого исследовательского проекта  — это выдвижение гипотезы —  утверждения, которое может быть проверено, — по интересующей теме. Однако наиболее важным источником научных  гипотез часто становится научная  теория — совокупность связанных  между собой утверждений, касающихся конкретного феномена. Слово «научный»  означает, что исследовательские  методы сбора данных являются а) беспристрастными, в том смысле, что они не отдают предпочтения одной гипотезе перед  другими; и б) надежными, т. е. они  позволяют другим квалифицированным  специалистам повторить эти наблюдения и получить те же самые результаты. Различные методы, которые мы будем  рассматривать далее, обладают этими  двумя характеристиками. Некоторые  из методов используются чаще в одних  подходах, чем в других, но все  эти методы могут применяться  в любых подходах. Главное исключение состоит в том, что некоторые  представители феноменологического  подхода вообще отвергают научные  методы.

      В рядe случаев психологи объединяют свои усилия с представителями других научных дисциплин, в особенности с биологами, при изучении психических феноменов. Описание некоторых из таких междисциплинарных подходов вы найдете в рубрике «На переднем крае психологических исследований».

                                      Экспериментальный метод 

      Наиболее  эффективным научным методом  является эксперимент. Исследователь  тщательно контролирует условия  — чаще в лаборатории — и  проводит измерения с целью выяснить взаимосвязи между переменными (переменная — это то, что может принимать  различные значения). Экспериментальный  метод отличается от других методов  научного наблюдения именно возможностью осуществлять точный контроль за переменными.

      Экспериментальный метод можно применять как  в лаборатории, так и вне ее. Экспериментальный метод — это  вопрос логики, а не места проведения. И все же эксперименты, как правило, проводятся в специальных лабораториях, главным образом потому, что для  контроля за предъявлением стимулов и точного измерения поведения  обычно требуется точная техника.

Эксперимент делится  на следующие этапы:

  • Сбор информации;
  • Наблюдение явления;
  • Анализ;
  • Выработка гипотезы, чтобы объяснить явление;
  • Разработка теории, объясняющей феномен, основанный на предположениях, в более широком плане.
 
 

      Иногда  эксперимент сосредоточен только на влиянии определенного условия  при его наличии или отсутствии (независимая переменная, имеющая  два возможных значения: наличие  и отсутствие). Для построения эксперимента требуется экспериментальная группа, в которой данное условие присутствует, и контрольная группа, в которой  это условие отсутствует.

      Основные  особенности эксперимента, обусловливающие  его силу, заключаются в следующем.

      1) В эксперименте исследователь  сам вызывает изучаемое им  явление, вместо того чтобы  ждать, как при объективном  наблюдении, пока случайный поток  явлений доставит ему возможность  его наблюдать.

       2) Имея возможность вызывать изучаемое  явление, экспериментатор может  варьировать, изменять условия,  при которых протекает явление,  вместо того чтобы, как при  простом наблюдении, брать их  такими, какими ему их доставляет  случай.

       3) Изолируя отдельные условия  и изменяя одно из них при  сохранении неизменными остальных,  эксперимент тем самым выявляет  значение отдельных условий и  устанавливает закономерные связи,  определяющие изучаемый им процесс.  Эксперимент, таким образом, очень  мощное методическое средство  для выявления закономерностей. 

      4) Выявляя закономерные связи между  явлениями, эксперимент часто  может варьировать не только  сами условия в смысле их  наличия или отсутствия, но и  их количественные соотношения.  В результате эксперимент устанавливает  допускающие математическую формулировку  количественные закономерности. В  основном именно благодаря эксперименту  естествознание пришло к открытию  законов природы.

      Основная  задача психологического эксперимента заключается в том, чтобы сделать  доступными для объективного внешнего наблюдения существенные особенности  внутреннего психического процесса. Для этого нужно, варьируя условия  протекания внешней деятельности, найти  ситуацию, при которой внешнее протекание акта адекватно отражало бы его внутреннее психическое содержание.

      Задача  экспериментального варьирования условий  при психологическом эксперименте заключается прежде всего в том, чтобы вскрыть правильность одной  единственной психологической интерпретации  действия или поступка, исключив возможность  всех остальных.

      Известная аналитичность и абстрактность  была в значительной мере свойственна  лабораторному эксперименту. Эксперимент обычно берёт изучаемый им процесс изолированно, внутри одной определённой системы условий. Раскрытие взаимосвязи различных функций и изменения в процессе развития законов протекания психических процессов требуют дополнительных методических средств. Их доставляет главным образом генетический и патологический методы. Против лабораторного эксперимента выдвигались три соображения. Указывалось: 1) на искусственность эксперимента, 2) на аналитичность и абстрактность эксперимента и 3) на осложняющую роль воздействия экспериментатора.

         Очень сложным и существенным является вопрос о влиянии воздействия экспериментатора на испытуемого. Для преодоления возникающих в связи с этим трудностей иногда стремятся устранить непосредственное воздействие экспериментатора и построить эксперимент так, чтобы сама ситуация, а не непосредственное вмешательство экспериментатора (инструкция и т. п.) вызывала у испытуемого подлежащие исследованию акты. Однако, поскольку эксперимент по самому существу своему всегда включает непосредственное либо опосредованное воздействие экспериментатора, то вопрос заключается не столько в том, чтобы устранить это воздействие, сколько в том, чтобы правильно учесть и организовать его.

      Пользуясь экспериментом в психологии, никогда  нельзя забывать того, что всякое вмешательство  экспериментатора, в целях изучения психических явлений, вместе с тем  неизбежно оказывается и средством  полезного или вредного воздействия  на изучаемую личность. Особое значение это положение приобретает при изучении психологии ребёнка. Оно накладывает ограничение на использование эксперимента, с которым нельзя не считаться. Необходимо также иметь в виду, что данные, полученные в экспериментальной ситуации, могут быть правильно истолкованы, только взятые в соотношении с условиями, в которых они получены. Поэтому, чтобы правильно интерпретировать результаты психологического эксперимента, необходимо сопоставить условия эксперимента с предэкспериментальной ситуацией и с условиями всего пути развития данного человека и интерпретировать непосредственные данные эксперимента применительно к ним.

      Измерения. При проведении эксперимента психологам часто приходится говорить о количествах и величинах. Иногда переменную можно измерить физическими средствами — например, количество часов без сна или дозу лекарства. В других случаях их приходится шкалировать, размещая в определенном порядке; так, при оценке агрессивных ощущений пациента психотерапевт может использовать пятибалльную шкалу с отметками, начиная от «никогда», далее «редко», «иногда», «часто» и «всегда». С целью более точного сообщения результата переменным присваиваются числа; этот процесс называется измерением.

                                     Метод корреляций 

      Не  со всеми проблемами можно справиться экспериментальным методом. Существует множество ситуаций, когда исследователь  не может контролировать, какие испытуемые попадают в те или иные условия. Вообще говоря, можно использовать метод  корреляций, чтобы определить связана  ли некоторая переменная, которую  мы не можем контролировать, с другой интересующей нас переменной, или, иначе  говоря, коррелируют ли они между  собой.

      Корреляция  бывает положительной (+) и отрицательной (-). Знак корреляции показывает, связаны  ли две переменные положительной  корреляцией (величина обеих переменных растет или уменьшается одновременно) или отрицательной корреляцией (одна переменная растет при уменьшении другой). По мере усиления связи двух переменных r увеличивается от 0 до 1.

      Знакомый  пример использования корреляционного  метода — тесты по измерению некоторых  способностей, достижений и других психологических качеств. При тестировании группе людей, различающихся по какому-нибудь качеству (например, математическим способностям, ловкости рук или агрессивности), предъявляют некоторую стандартную ситуацию. Затем можно вычислить корреляцию между изменениями показателей данного теста и изменением другой переменной.

      Тестирование  — важный инструмент психологических исследований. Оно позволяет психологам получать большое количество данных о людях с минимальным отрывом их от повседневных дел и без применения сложного лабораторного оборудования. Построение тестов включает множество этапов, которые мы подробно рассмотрим в последующих главах.

                                            Метод наблюдений 

      Непосредственное  наблюдение. На раннем этапе исследования лабораторные эксперименты и корреляционный метод могут оказаться преждевременными и большего можно достичь, наблюдая за естественным ходом интересующего вас явления. Внимательное наблюдение за поведением человека и животных служит отправной точкой для очень многих психологических исследований. Исследователей следует специально подготовить к проведению наблюдений за естественно протекающим поведением, с тем чтобы они точно записывали наблюдаемое и избегали проекции собственных предрасположенностей на содержание своих отчетов.

      Самонаблюдение, или интроспекция, т. е. наблюдение за собственными внутренними психическими процессами, неотрывно от наблюдения за их внешними проявлениями. Познание собственной психики самонаблюдением, или интроспекцией, всегда осуществляется в той или иной мере опосредованно через наблюдение внешней деятельности. Таким образом, совершенно отпадает возможность превращать самонаблюдение — как того хочет радикальный идеализм — в самодовлеющий, в единственный или основной метод психологического познания. Вместе с тем, так как реальный процесс самонаблюдения в действительности всегда является лишь одной стороной наблюдения также и внешнего, а не только внутреннего, интроспективного, так что показания самонаблюдения могут быть проверены данными внешнего наблюдения, — отпадают и все основания для того, чтобы пытаться, как хотела поведенческая психология, вовсе отрицать самонаблюдение.

      В ряде случаев, например при изучении ощущений, восприятия, мышления, так  называемое самонаблюдение (посредством  которого мы раскрываем содержание наших  психических процессов) и так  называемое объективное наблюдение (посредством которого мы познаём  явления объективной действительности, в них отражающиеся) представляют собственно два различных направления  в анализе или истолковании одних  и тех же исходных данных. В одном  случае мы от показаний нашего сознания, отражающих объективную действительность, идём к раскрытию тех психических  процессов, которые привели к  такому, а не к иному её отражению; в другом — от этих показаний  сознания, отражающих объективную действительность, мы переходим к раскрытию свойств  этой действительности.

Информация о работе Методы социальной психологии