Методы воздействия в социальной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 19:08, контрольная работа

Описание работы

Люди не просто взаимодействуют, общаются, выстраивают свои отношения, но и оказывают воздействия друг на друга. Последнее применяется столько времени, сколько существует человек. Однако в далеком историческом прошлом люди умели влиять друг на друга только посредством слов, интонации, жестов и мимики.

Содержание

Ведение…………………………………………………………………………….3


1. понятие, виды и этапы воздействия в социальной психологии…………….4



2. Методы воздействия в социальной психологии……………………………...8


Заключение……………………………………………………………………….15


Список использованной литературы …………………………………………..16

Работа содержит 1 файл

социальная психология.doc

— 84.50 Кб (Скачать)

Методы  воздействия в социальной психологии

Содержание  

Ведение…………………………………………………………………………….3 
 

1. понятие, виды и этапы воздействия  в социальной психологии…………….4 
 
 

2. Методы воздействия  в социальной психологии……………………………...8 
 

Заключение……………………………………………………………………….15 
 

Список использованной литературы …………………………………………..16

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ведение  

    Люди  не просто взаимодействуют, общаются, выстраивают свои отношения, но и  оказывают воздействия друг на друга. Последнее применяется столько  времени, сколько существует человек. Однако в далеком историческом прошлом люди умели влиять друг на друга только посредством слов, интонации, жестов и мимики. Однако, сегодня способы действия на человеческое сознание стали намного более разнообразными и эффективными благодаря накопленному за тысячелетия практическому опыту, а также за счет создания специальных технологий.

    То  есть в настоящее время в связи с экономическими и культурными преобразованиями в нашей стране особое значение приобретает глубокое и всестороннее знание психологических закономерностей, определяющих установки и поступки людей, а также грамотное использование методов психологических воздействий  осуществляемых в различных формах (экологических, массовых, групповых, межличностных и т. п.) с помощью различных средств (вербальных и невербальных) и способов (убеждение, принуждение, внушение, заражение и т. п.). Каждый из этих видов воздействий, обладая своей спецификой и возможностями, полное и эффективное воплощение получает только в контексте реализации конкретных задач и условий деятельности и общения, в которых данные воздействия осуществляются, и зависит от точной их инструментовки в конкретных обстоятельствах. Следует также отметить, что, несмотря на свою актуальность, проблема эффективности психологического воздействия в социальной психологии в нашей стране не получила пока должного освещения.

      
 
 
 

1. Понятие, виды и этапы взаимодействия в социальной психологии  

    Психологическое воздействие – социальное – психологическая  активность одних людей, направленная на других людей, их группы с целью изменения психологических характеристик личности, групповых норм, общественного мнения настроений и переживаний.

    По  мнению отечественных и зарубежных ученых, психологическое воздействие  подразделяется на следующие виды: информационно -    психологическое, психогенное, психоаналитическое, психотропное. 1

    Информационно-психологическое  воздействие – это воздействие  словом, информацией.

    Психологическое воздействие такого вида ставит своей  основной целью формирования, определенных идеологических идей,  взглядов, убеждений. Одновременно оно вызывает у людей положительные и отрицательные эмоции, чувства и даже бурные массовые реакции,  формирует устойчивые образы-представления.

    Психогенное воздействие является воздействием:

    - физического воздействия на мозг  индивида, в результате которого  наблюдается нарушение нормальной нервно – психической деятельности. Например, человек получает травму головного мозга, в результате которой он теряет возможность рационально мыслить, у него пропадает память и т.п. Либо он подвергается воздействию таких физических факторов, которые через определенные физиологические реакции изменяют состояние его психики;

    - шокового воздействия окружающих  условий или каких то событий  (например   многочисленные жертвы, картин массовых разрушений и так далее)  на сознание человека, в результате чего он не в состоянии рационально действовать, теряет ориентацию в пространстве, испытывает депрессию, впадает в панику и так далее. Чем менее подготовлен человек к различного рода опасным воздействиям окружающей действительности, тем более резко выражены его психологические травмы, получивших названия психогенных потерь. Частным, по всем показательным случаем психогенного воздействия выступает, например, влияние цвета на психофизиологическое и эмоциональное состояние человека.

      Психоаналитическое (психокоррекционное) воздействие – это воздействие  человека терапевтическими средствами, особенно в состоянии гипноза  или глубокого  сна. Существуют  также методы, включающие сознательное сопротивление как отдельного индивида, так и групп людей в бодрствующем состоянии.

    Нейролингвистическое  воздействие (НЛП – нейролингвистическое программирование) – вид психологического воздействия, изменяющий мотивацию  людей путем введения в их сознание специальных лингвистических программ.

    При этом основным объектом воздействия  является нейрофизиологическая активность мозга и возникающие благодаря  ей эмоционально-волевые состояния. Главным средством выступает  вербальные и невербальные лингвистические программы, усвоения содержания которых позволяет изменить в заданном направлении убеждения, взгляды и представления человека, как отдельного индивида, так и целых групп людей

    Субъект нейролингвистического воздействия  выступает специалист. Он сначала выявляет находящиеся в психике противоречивые взгляды и убеждения, а также возникающие из – за этого и беспокоящие людей отрицательные эмоциональные состояния. Но психоаналитические и нейролингвистический виды воздействия полезны тогда, когда они используются в гуманных целях.  

    Психотропное воздействие – это воздействие на других людей, осуществляемое путем передачи информации через в нечувственное восприятие.

    То  есть в данной связи необходимо отметить, что телевизионные и другие массовые сеансы якобы экстрасенсорного воздействия является яркими примерами самого обыкновенного обмана.

    Что же касается психотронного воздействия, то известны факты работ по созданию генераторов высокочастотной и  низкочастотной кодировки мозга, биолокационных установок, по использованию химических и биологических средств в целях стимулирования определенных психологических реакций.

    Психотроника  ориентируется преимущественно  на методы, связанные с применением технических средств воздействия на сознание. Например используется эффект, вызываемый цветовыми пятнами, встроенные в компьютерный вирус. Этот вирус способен негативно воздействовать на психофизиологическое состояние оператора персональной ЭВМ вплоть до смертельного исхода.  Принцип его действия основан на феномене так называемого 25 –го кадра, являющегося самым мощным средством внушения. Феномен 25 кадра связан с тем, что человек имеет не только сенсорный диапазон восприятия, но и субсенсорный в котором информация усваивается психикой, минуя сознание.

    Аналогичным примером психотронного воздействия  стала массовая «телевизионная эпидемия», вспыхнувшая в Япония 1 декабря 1997 г. после демонстрации очередной  серии популярного мультфильма  «Покемон». Более 700 детей были доставлены в больницу с симптомами эпилепсии. 2

          Психотропное воздействия – это воздействия на психику людей с помощью медицинских препаратов, химических или биологических веществ. Например, сильно воздействует на психику некоторые пахучие вещества. Так американский А. Хирш достаточно давно установил, что определенные запахи вызывают конкретные действия в поведении человека. По его мнению запах – это что-то вроде пульса управления, который руководит человеческими эмоциями и через них поступками людей.

   Теперь  хотелось выделить закономерности психологического воздействия. Выделяют три этапа психологического воздействия:

  1. операциональный, когда осуществляется деятельность его субъекта;
  2. процессуальный когда имеет место принятия или неприятия данного воздействия его объектом;  
  3. заключительный, когда появляется ответные реакции как следствие перестройки психики объекта воздействия.

    Перестройка психики под влиянием психологического воздействия может быть различной  как по широте, так и по временной  устойчивости. По первому критерию различают парциальные изменения, то есть изменения какого – нибудь одного психологического качества, и более общие изменения психики, то есть изменения ряда психологических качеств индивида. По второму критерию изменения могут быть кратковременными и длительными.

    Психологическое воздействие имеет свои закономерности:

    - если оно направлено в первую  очередь на потребностно мотивационную  сферу людей, то его результаты  сказываются в первую очередь  на направленности и силе побуждений  людей; 

    - когда под прицелом оказывается эмоциональная сфера психики, то это отражается на внутренних переживаниях;

    - сочетание воздействий на обе  названные сферы позволяет влиять  на волевую активность людей  и таким образом управлять  их поведением;

    - влияние на коммуникативно-поведенческую сферу позволяет создать социально-психологический комфорт и заставлять людей сотрудничать либо конфликтовать с окружающими;

    - в результате психологического  воздействия на интеллектуально-познавательную  сферу человека изменяются в  нужную сторону его предоставления, характер восприятия вновь поступающей информации.  
 

    2. Методы психологического  воздействия 

    Психологическое воздействие  осуществляется людьми с различными целями: совершенствование условия существования, в интересах создания благоприятных предпосылок для взаимодействия и совместной деятельности, в политических и педагогических целях.

    Методами  психологического воздействия бывают следующие: убеждение, внушение, заражения, подражания, гипноз. Но всегда основными его методами, которые всеми используются, являются убеждение, внушение и манипулирование. 

    Убеждение – это метод воздействия на основе людей, обращенный к их собственному критическому восприятию. Используя  метод убеждения психологи исходят  из того, что оно ориентировано  на интеллектуально – познавательную сферу человеческой психики. Его суть заключается в том чтобы с помощью логических аргументов сначала добиться от человека внутреннего согласия с определенными умозаключениями, а затем сформулировать и закрепить новые установки. 3

    Убеждая необходимо следовать определенным правилам:

    - логика убеждения должна быть  доступной интеллекту объекта  воздействия;

    - убеждать надо доказательно, опираясь  на факты известные субъекту;

    - помимо конкретных фактов и  примеров информация должна содержать и обобщенные положения;

    - убеждающая информация должна  выглядеть максимально правдоподобной;

    - сообщаемые факты и общие положения  должны быть такими, чтобы вызвать  эмоциональную реакцию объекта  воздействия. 

    Также эффективность убеждения зависит  от многих факторов.

    Во – первых, от того, насколько оно доказательно и убедительно.  Доказательность основывается на логичности, правдоподобии и непротиворечивости изложенного материала. Иначе говоря, важно не только, что сообщается, но и то каким образом это действует. А убедительность зависит от большой степени от учета присущих объекту воздействия установок , убеждений, интересов, потребностей, его образа мышления, от национально – психологических особенностей.  

    Тем самым психологии исходят из того что:

    - Содержание убеждающего воздействия  должно быть хорошо продумано и соответствовать законам формальной логики;

Информация о работе Методы воздействия в социальной психологии