Методы социальной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 00:00, контрольная работа

Описание работы

Методы эмпирического исследования (empirical research methods) Слово "эмпирический" буквально означает "то, что воспринимается органами чувств". Когда это прилагательное употребляется по отношению к методам научного исследования оно служит для обозначения методик и методов, связанных с сенсорным (чувственным) опытом. Поэтому говорят, что эмпирические методы основываются на т. н. "твердых (неопровержимых) данных" ("hard data"). Кроме того, эмпирическое исследование твердо придерживается научного метода в противоположность др. исследовательским методологиям, таким как натуралистическое наблюдение, архивные исследования и др. Важнейшая и необходимая предпосылка, лежащая в основе методологии эмпирического исследования состоит в том, что оно обеспечивает возможность своего воспроизведения и подтверждения (опровержения). Методики выборочного исследования зависят от наличия адекватных и эффективных методик выборочного исследования, обеспечивающих получение надежных и валидных данных, которые можно было бы обоснованно и без утраты смысла распространить на совокупности, из которых эти репрезентативные или, по крайней мере, близко аппроксимирующие их выборки были извлечены.

Содержание

Введение…………………………………………………………….....3
Методы психологии…………………………………………………..4
Выдвижение гипотез………………………………………………….10
Экспериментальный метод……………………………………….…..11
Метод корреляций…………………………………………………….14
Метод наблюдений……………………………………………………15
Метод интервью……………………………………………………….17
Беседа………………………………………………………………..…18
Метод тестов…………………………………………………………...18
Анкетирование ( анкетный метод)…………………………………...19
Другие методы психологического исследования…………………..20
Заключение……………………………………………………………..22
Список использованной литературы…………………………………23

Работа содержит 1 файл

методы соц. психологии.docx

— 43.46 Кб (Скачать)

      Признание самонаблюдения основным методом психологии заложено в том понимании психологии, которое установилось со времени  Р. Декарта и Дж. Локка.

      Объективная проверка непосредственных данных самонаблюдения совершается через посредство этого  отношения к внешнему предметному  миру, которое определяет внутреннюю природу явления сознания. В силу этого не только другие, но и я  сам, для того чтобы проверить  показания моего самонаблюдения, должен обратиться к их реализации в объективном акте. Объективное наблюдение поэтому не добавляет извне к самонаблюдению совершенно разнородные данные. Психология не строится двумя совершенно разнородными методами. Данные внутреннего и внешнего наблюдения взаимосвязаны и взаимообусловлены.

      Подлинное осознание собственного переживания  совершается посредством акта, направленного  непосредственно не на него, а на ту или иную задачу, которая осуществляется исходящим от него действием. Разрешая её, субъект в соответствующем  действии — внешнем или внутреннем — раскрывает себя. В ходе психологического исследования, желая из показаний  испытуемого извлечь данные для  решения той или иной психологической  проблемы, экспериментатору надо поэтому  направлять своими вопросами испытуемого  не на то, чтобы он сообщал, каким  ему представляется то, что он делает и переживает, а на то, чтобы он по заданию экспериментатора совершал соответствующее действие и таким  образом обнаруживал сплошь и  рядом им самим не осознанные закономерности, согласно которым в действительности, объективно протекают соответствующие  процессы.

                                               Метод интервью 

        Некоторые проблемы, которые трудно изучать путем прямого наблюдения, можно исследовать путем косвенного наблюдения, т. е. с помощью опросников и интервью. Вместо того чтобы наблюдать, практикуют ли люди тот или иной вид поведения, например регулярную гимнастику, исследователь просто спрашивает их, так ли это. Поскольку люди могут пытаться выставить себя в более благоприятном свете, этот метод более подвержен влиянию пристрастий, чем непосредственное наблюдение. Тем не менее метод интервью дал немало важных результатов.

      Опросы  широко использовались также для  выяснения политических взглядов людей, предпочтения ими товаров, потребности  в медицинском уходе и т. п. Всем хорошо знакомы такие виды опроса, как социологический опрос и перепись населения. Для адекватного проведения опроса надо, чтобы опросник, прошедший тщательное предварительное тестирование, предъявлялся группе людей, отобранных так, чтобы они адекватно представляли изучаемую группу населения. Интервью – вид беседы, при которой ставится задача получить ответы опрашиваемого на определенные (обычно заранее приготовленные) вопросы. В этом случае, когда вопросы и ответы представляются в письменной форме, имеет место анкетирование.  

                                             Беседа

      Беседа как психологический метод предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления. Виды бесед: сбор анамнеза, интервью, вопросники и психологические анкеты.

Существует  ряд требований к беседе как методу. Первое – непринужденность. Нельзя превращать беседу вопрос. Наибольший результат приносит беседа в случае установления личного контакта исследователя  с обследуемым человеком. Важно  при этом тщательно продумать  беседу, представить ее в форме  конкретного плана, задач, проблем, подлежащих выяснению. Метод беседы предполагает наряду с ответами и  постановку вопросов обследуемыми. Такая  двусторонняя беседа дает больше информации по исследуемой проблеме, чем только ответы испытуемых на поставленные вопросы.

                                                 Метод тестов

          Метод тестов – метод испытаний, установления определенных психических качеств человека. Тест – кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяются наличие и уровень развития определенных психических качеств человека. Тесты могут быть прогностическими и диагностирующими. Тесты должны быть научно обоснованы, надежны, валидны и выявлять устойчивые психологические характеристики.

                            Анкетирование (анкетный метод)

         Анкетный метод ставит себе целью путём опроса некоторого круга лиц по определённой схеме собрать материал для разрешения определённой психологической проблемы. Эта схема фиксируется в анкете или опросном листе. Данные, которые получаются посредством анкеты, основываются большей частью не на систематическом наблюдении заполняющего её лица и не допускают никакой проверки и дифференцированного анализа. Поэтому выводы, которые могут быть сделаны на основании каждой анкеты в отношении отдельного лица, не имеют ни малейшей научной ценности.

      Сферой  применения анкетного метода служат по преимуществу массовые явления более  или менее внешнего порядка. Так, посредством анкетного метода могут  обследоваться читательские или  профессиональные интересы определённой группы лиц.

      Если  охват испытуемых в анкетном обследовании широк, то глубина его незначительна. Пользоваться анкетным методом для  решения сколько-нибудь глубоких психологических  проблем совершенно невозможно.

      Анкеты  как средство исследований подвергаются обычно статистической обработке и  используются для получения статистических средних. Но статистические средние, как  известно, имеют для исследования минимальную ценность, если они получаются в результате перекрытия величин, значительно  отклоняющихся от этой средней как  в одну, так и в другую сторону. Такие статистические средние не выражают закономерностей. Но в психологии при изучении высших, наиболее сложных  психических процессов дело по большей  части обстоит именно так. Поэтому  анкеты, которые служат для получения  таких статистических средних, не представляют сколько-нибудь значительной ценности для углублённого психологического исследования, направленного на раскрытие психологических закономерностей.

                   Другие методы психологического исследования 

      а) В системе методов психологического исследования существенное место занимает изучение продуктов деятельности или, точнее, изучение психических особенностей деятельности на основании продуктов  этой деятельности. Этот метод обращается от прямого изучения протекания самой  деятельности к изучению её продуктов, для того чтобы по ним косвенно судить о психологических особенностях деятельности и, далее, действующего субъекта; потому этот метод иногда называют методом косвенного наблюдения.

      Этим  методом широко пользуются в исторической психологии для изучения психологии человека в давнопрошедшие исторические времена, недоступные уже для  непосредственного наблюдения или  экспериментирования.

      б) В основе генетического метода лежит та мысль, что каждое явление познаётся в его развитии. Эта мысль может получить две резко отличные реализации: в духе эволюционистского и в духе диалектического понимания развития.

      Если  эволюция мыслится как только количественное нарастание и усложнение, а не качественная перестройка, высшие, более поздние  формы в эволюционном ряду отличаются от предшествующих только усложнённостью. В таком случае закономерности высших, т. е. более сложных, форм могут изучаться  на низших, где они выступают в  менее осложнённой, а поэтому  более доступной для изучения форме. Вот почему исследователи, стоящие  на этой точке зрения, сдвигают центр  исследования к младенческим годам.

      Поэтому же в плане сравнительной психологии исследования производятся по преимуществу над низшими, элементарными формами рефлекторного поведения животных, с тем чтобы полученные там закономерности механически перенести на высшие формы человеческого поведения. В первых в наименее усложнённой и наиболее доступной для исследования форме непосредственно даны законы высших. Таково основное положение этой методики. Центральная идея, которая лежит в основе эволюционной трактовки генетического метода, заключается в следующем: законы поведения на всех ступенях развития одни и те же; психологические законы — неизменные, «вечные» законы.

      Основная  идея диалектического понимания  генетического метода, напротив, гласит: законы психологии не «вечные», они  исторические законы; на каждом этапе  развития они другие. Это та великая  мысль, которую впервые сформулировал К. Маркс.

      Генезис и развитие психики может также  изучаться в процессе биологического развития данного рода или вида. Генетический метод в таком случае осуществляется в форме филогенетического  метода. Изучение психики на предшествующих этапах филогенетического развития служит средством познания психики  человека. Психология животных — зоопсихология  — изучается обычно в таком  плане сравнительной психологии.

      Применительно к психологии человека перед генетическим методом встаёт ещё другая задача — раскрыть пути развития человеческой психики на протяжении социально-исторического  развития человечества: генетический метод осуществляется в форме  исторического метода. Исследуя психическое  развитие человечества, прослеживая  пути формирования сложных процессов (например речи, мышления) от их примитивных  к их современным, развитым формам, он обнаруживает движущие силы психического развития в изменении социальных отношений.

      в) Рефлексологический метод в физиологии, который служит средством физиологического исследования, был построен на предварительном открытии и изучении рефлексов; он и результат и средство изучения закономерностей рефлекторной деятельности — сначала результат и лишь затем средство; точно так же ассоциативный эксперимент опирается на учение об ассоциациях. Поэтому каждая психологическая дисциплина имеет свою методику, отличную от методики других; методы психологии животных отличны от методов психологии человека: отпадает самонаблюдение, и преобразуются другие методы. И каждая отдельная проблема имеет свою специальную методику, предназначенную для её изучения. В связи с определением предмета психологии здесь намечены только основные виды методов и общие принципы их построения.

                                                      Заключение 

       Какова же цель эмпирического исследования?  Это получение фактического материала, который впоследствии, либо обобщается теоретическими работами, либо используется в прикладных целях. В данных исследованиях стремятся получить максимально полное, точное описание изучаемого явления. Для этого процесса необходима предварительная теоретическая подготовка исследования.

       Основными методами получения фактов в психологии являются наблюдение, беседа и эксперимент. Каждый из этих общих методов имеет ряд модификаций, которые уточняют, но не изменяют их сущность.  
 
 
 
 
 
 
 
 

                           Список использованной  литературы

  1. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2004.
  2. Григорьев С.И., Растов Ю.Е. Основы современной социологии: Учебное пособие. — Издательство Алтайского государственного университета, 2001.
  3. Осипов Г.В., Социология. Основы общей теории.: Учебник для ВУЗов. — М.: Норма, 2003.
  4. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования.: Учебное пособие. – Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1998.
  5.     Кравченко А. И. Основы социологии: Учеб. пособ. Для студентов средних  и спец. уч. завед. – Екатеринбург: Деловая книга, М.: Логос, 1998.
  6. Лапина; сост. Э. М. Коржева, Н. Ф. Наумова. – Политиздат,1988.
  7. Столяренко Л. Д.Психология: Учебник для Вузов – СПб, Лидер, 2006.

Информация о работе Методы социальной психологии