Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 15:38, реферат
Цель исследования - общая направленность - ожидаемый конечный результат.
Задачами исследования является конкретизация цели.
Для исследования следует произвести эмпирическую интерпретацию понятий - перевод общих терминов на язык подлежащий измерению, т.е. создать более точные, упрощенные понятия. Например,
дисциплина труда:
1) Отношение к трудовым нормам
2) Отношение к распорядку
3) Прогул
1. Введение. . . . . . . . . . . . . . .
. . 3
2. Программа, цель, задачи исследования. . . 4
o Программа. Ее содержание.
o Цели и задачи исследования.
5. Выборка. . . . . . . . . . . . . . .
. . 6
o Технология конструирования выборок.
o Типы выборок.
8. Методы сбора информации . . . . . . . 8
o Прямое наблюдение
o Анализ документов
o Интервью.
o Анкетные опросы.
13. Заключение. . . . . . . . . . . . . .
. 45
14. Список литературы. . . . . . . . . . . . 46
значение:
в зависимости от их
опрашиваемых к опросу, его влияние на их добросовестность,
искренность и т.п.
Буферные вопросы.
Довольно редко анкета бывает посвящена какой-то одной теме.
Но
даже в рамках одной темы
обсуждаются различные аспекты.
неожиданные переходы от одной темы к другой могут произвести на
респондентов неблагоприятное впечатление.
Буферные вопросы
вопросов в анкете. Во первых, как уже сказано они играют роль
своего рода “мостиков” при переходе с темы на тему. Например, после
обсуждения ряда производственных проблем дается такая формулировка:
“Свободное время - это не только время, необходимое нам для
восстановления затраченных на работе сил. Прежде всего это
возможность
для всестороннего развития
ответить на ряд вопросов о занятиях помимо работы”.
С помощью буферного вопроса (в такой функции здесь выступил
не собственно вопрос, а преамбула к нему) исследователь поясняет
респондентам ход своих мыслей.
С помощью таких “буферов” исследователь не просто предлагает
респондентам переключить свое внимание на другую тему, но и
поясняет,
зачем это нужно. Например
такая формулировка: “Большую часть своей жизни человек проводит на
работе.
Огорчения и радости, успехи
и неудачи в труде
для
нас. Поэтому неудивительно,
работе”.
Во вторых буферные вопросы предназначены для того, чтобы
нейтрализовать
эффект излучения. В таком
могут
выступать любые
непосредственно с тем предметом, который обсуждается в вопросах,
взаимовлияние которых предполагает социолог.
Завершая обсуждение значения функционально-психологических
вопросов в конструкции анкеты, отметим: как и любые другие, их
формулировки
могут оказаться
следовательно,
влиять на содержание и
социологом, что тот или иной вопрос выступает как функционально-
психологический, еще не обеспечивает того, что он исполнит свою
роль так, как предполагается. Чтобы предположения социолога
оправдались необходимо проводить специальные методические
эксперименты в этой области.
Обстановка анкетного опроса.
Очень большую роль играет то, как поставлена обстановка
проведения анкетного опроса. Прежде всего надо дать понять
респондентам, что все их ответы абсолютно анонимны. Это позволит
получить более надежную информацию в ответах. Влияет на
респондентов и присутствие посторонних лиц. Для создания более
благоприятной атмосферы во время опроса, необходимо принять меры по
присутствию людей непосредственно связанных с анкетой
(исследователь, респонденты). Место проведения опроса тоже играет
свою роль. Оно должно быть знакомо респонденту. Важно, чтобы он
чувствовал себя свободно в таком месте. Помещение не должно быть
слишком
официальным (кабинет
неофициально (раздевалка). Многое зависит от того, о чем вопросы.
Если в анкете задаются вопросы о предприятии на котором проходит
анкетирование, ответы скорее всего будут неискренни. Надо уделить
внимание и времени проведения анкеты. Она не должна длиться слишком
долго, чтобы не утомлять респондентов (у них есть и более важные
дела).
5. Заключение.
В данной работе, я постарался разобрать основные методы сбора
социологической информации. Надо сказать, что это было очень
интересно. Много нового узнаешь о науке, которой прежде не
интересовался вовсе. В социологии, по моему, сочетаются многие
направления человеческих знаний (психология, философия, логика,
естествознание и т.д.). Социологу необходим большой опыт и запас
знаний для того, чтобы хорошо научиться исследовать человеческое
общество.
Ну и конечно встает вопрос о большой важности этой науки для
многих сфер деятельности человека. В будущем социологию наверняка
ждет
большое распространение.
но не так как хотелось бы. Например было бы неплохо в наше время
практиковать социологию на крупных предприятиях, как это делается
за рубежом. Это сильно помогло бы принимать правильные решения
руководителям, которые толком не знают о том, что творится в
коллективах
их предприятий. Зачастую
противоречат
мнению коллективов и
избежать социологические исследования.
6. Список литературы.
1. Бутенко И.А. “Анкетный опрос как метод общения социолога
с респондентом”, Москва, 1989 год.
2. Ноэль Э. “Массовые опросы. Введение в методику
демоскопии”, Москва, 1987 год.
3. Ядов В.А. “Социологические исследования: методология,
программы, методы”, Москва, 1987 год.