Методы сбора социологической информации

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 15:38, реферат

Описание работы

Цель исследования - общая направленность - ожидаемый конечный результат.
Задачами исследования является конкретизация цели.
Для исследования следует произвести эмпирическую интерпретацию понятий - перевод общих терминов на язык подлежащий измерению, т.е. создать более точные, упрощенные понятия. Например,
дисциплина труда:
1) Отношение к трудовым нормам
2) Отношение к распорядку
3) Прогул

Содержание

1. Введение. . . . . . . . . . . . . . .
. . 3
2. Программа, цель, задачи исследования. . . 4
o Программа. Ее содержание.
o Цели и задачи исследования.
5. Выборка. . . . . . . . . . . . . . .
. . 6
o Технология конструирования выборок.
o Типы выборок.
8. Методы сбора информации . . . . . . . 8
o Прямое наблюдение
o Анализ документов
o Интервью.
o Анкетные опросы.
13. Заключение. . . . . . . . . . . . . .
. 45
14. Список литературы. . . . . . . . . . . . 46

Работа содержит 1 файл

Методы сбора социологической информации.doc

— 179.50 Кб (Скачать)

    демографическим  и социальным признакам; по  содержанию  деятельности

    (характер труда,  сфера занятий, сфера досуга); относительно статуса

    в  коллективе  или  группе  (руководитель  коллектива,  подчиненный,

    администратор,  общественный  деятель,  член   коллектива...);   по

    официальным  функциям в совместной деятельности  на изучаемом объекте

    (обязанности,  права,  реальные   возможности   их   осуществления;

    правила,  которым они следуют строго и которыми принебрегают...); по

    неофициальным  отношениям и функциям  (дружба,  связи,  неформальное

    лидерство,  авторитет...).

 

          4) Цель деятельности и социальные  интересы субъектов и групп:

    общие  и групповые цели  и  интересы;  официальные  и  неформальные;

    одобряемые  и  не  одобряемые  в  данной   среде;   согласованность

    интересов  и целей.

 

          5) Структура  деятельности  со  стороны:  внешних  побуждений

    (стимулы),  внутренних  осознанных  намерений  (мотивы),   средств,

    привлекаемых  для достижения  целей  (по  содержанию  средств  и  по

    моральной  их оценке), по интенсивности деятельности  (продуктивная,

    репродуктивная;  напряженная,  спокойная)  и   по  ее   практическим

    результатам  (материальные и духовные продукты).

 

          6)  Регулярность  и  частота   наблюдаемых  событий:  по  ряду

    указанных  выше параметров и  по  типичным  ситуациям,  которые  ими

    описываются.

 

          Наблюдение по такому плану  позволяет более хорошо разобраться

    в объекте наблюдения.

 

          По  собранным  предварительным   данным   задачи   наблюдения

    уточняются. Некоторые стороны наблюдаемых  событий  изучаются  более

    детально, другие вовсе опускаются.

 

          Таким образом, после предварительного, наблюдение переходит в

    стадию  более формализованного поиска.

 

          Составлению  жесткой  процедуры   контролируемого   наблюдения

    предшествует  детальный анализ проблемы на  основе  теории  и  данных

    неконтролируемого  наблюдения. Теперь  отдельные  явления,  события,

    формы  поведения  людей  должны  быть  интерпретированы  в   понятиях

    логики  исследования, они  приобретают   смысл  индикаторов  каких-то

    более  общих свойств или действий.

 

          Поучительную   технику   регистрации   наблюдаемых    событий

    разработали   московские  социологи  в   рамках   исследовательского

    проекта   “общественное    мнение”    (руководитель    исследования

    Б.А.Грушин). В числе   одного  из  каналов  выражения  общественного

    мнения   были   выделены   собрания.   Для    регистрации    данных

    использовалась  картотека наблюдения,  включающая  девять  различных

    бланков оценки: ситуации перед началом  собрания,  организационного

    периода,  регистрации   действий   докладчика   или   выступающего,

    регистрации   реакций  аудитории  на  выступление,  описания   общей

    ситуации во  время прений, ситуации при принятии  решений собрания, в

    частности при  обсуждении поправок и дополнений к  проекту  решения,

    ситуации по  окончании  собрания  и  карточка  общей  характеристики

    собрания.

 

          Вот  как  выглядит  карточка  индикаторов   для   регистрации

    отношения   участников  собрания  к   выступающему   -   докладчику,

    участнику дискуссии.

 

           Индикаторы отношения участников  собрания к выступающим

 

                 путем прямого наблюдения реакций  аудитории

 

|                                 |Сила проявления реакции|Особые       |

|Элементы наблюдаемого  поведения  |                       |заметки      |

|                                 |по группам             |наблюдателя, |

|                                 |(шкальные оценки)      |заранее не   |

|                                 |                       |формализуемые|

|А) Одобрительные  реплики,       |1, 2, 3, 4, 5, 6       |             |

|возгласы, аплодисменты.          |                       |             |

|Б) Неодобрительные  реплики и     |1, 2, 3, 4, 5, 6       |             |

|т.д..                            |1, 2, 3, 4, 5, 6       |             |

|В) Требование  дополнительной     |                       |             |

|информации.                      |К каждой строке        |             |

|Г) Разговоры,  связанные с        |элементов наблюдаемого |             |

|обсуждаемым  вопросом.            |поведения дана         |             |

|Д) Вопросы  к выступающему.       |6-членная номинальная  |             |

|Е) Отсутствие  реакции            |шкала, пункты которой: |             |

|(нейтральное  отношение).         |1 - президиум собрания |             |

|Ж) Призывы  к соблюдению порядка. |2 - большинство        |             |

|З) Призывы  к соблюдению          |аудитории              |             |

|регламента.                      |3 - примерно половина  |             |

|И) Разговоры,  тему которых       |аудитории              |             |

|определить  невозможно.           |4 - меньшинство        |             |

|К) Посторонние  разговоры.        |аудитории              |             |

|Л) Занятие  посторонними делами.  |5 - несколько  человек  |             |

|                                 |6 - один - два человека|             |

 

 

          Наблюдение   большой    аудитории    собрания    производится

    несколькими   лицами,  которые  придерживаются  единой   инструкции.

    подготовке  протокола регистрации данных наблюдения предшествует  не

    только   разработка   общей   концепции,   но    и    неоднократные

    нестандартизованные  наблюдения на разных объектах ( в нашем  случае

    - собраниях  разных организаций и коллективов).

 

 

 

          Следует ли наблюдателю вмешиваться в наблюдаемый процесс?

 

          Ответ на этот вопрос зависит  от цели исследования. Если  цель

    исследования  состоит  в  том,  чтобы   описать  и  проанализировать

    (диагностировать)  ситуацию,  то  вмешательство  исказит  картину  и

    может   привести  к  нежелательному   для   исследования   искажению

    информации.

 

          Для этого существуют способы  добиться минимальных ошибок  при

    диагностическом  наблюдении. Один из них заключается   в  том,  чтобы

    исследователь  сделал так, что люди не знают,  что за ними наблюдают.

    Другой  способ - создать ложное  представление   о  цели  наблюдения.

    Конечно  эти способы могут  показаться  безнравственными,  но  чтобы

    добиться  правдивости информации, исследователю лучше не  показывать

    своих  целей, особенно в том случае, если узнав о  них  люди  смогут

    неправильно  истолковать задачи исследования.

 

          Если же цель исследования  заключается в принятии определенных

    управленческих  решений, то вмешательство будет полезно,  так как

    позволит  изменять ход событий и   оценивать  полученные  результаты.

    Именно  этим целям служит стимулирующее  включенное наблюдение.

 

          Преимущества  включенных  наблюдений   очевидны:   они   дают

    наиболее  яркие,  непосредственные  впечатления   о  среде,  помогают

    лучше  понять поступки людей и действия  социальных общностей.  Но  с

    этим  же связаны основные недостатки  такого  способа.  Исследователь

    может  потерять способность объективно оценивать  ситуацию,  как  бы

    внутренне   переходя  на  позиции  тех,  кого  он  изучает,  слишком

    “вживается”  в свою роль соучастника событий.  Поэтому  как  правило,

    итогом  включенного наблюдения является  социологическое эссе,  а  не

    строго научный трактат.

 

          Имеются  и  нравственные  проблемы  включенного   наблюдения:

    насколько  вообще этично, маскируясь под  рядового участника какой-то

    общности  людей, в действительности исследовать  их?

 

 

 

              Пути повышения надежности данных при наблюдении.

 

          В полевых условиях, при простом  бесструктурном и невключенном

    наблюдении  вести записи  очень  сложно.  Это  уже  дело  навыков   и

    изобретательности   исследователя.    Можно    применять    заранее

    разработанные коды. Можно применять маскировочные приемы  (например

    ученику  на предприятии вести записи, якобы  связанные  с  работой).

    Можно   использовать  хорошую  память  и  регистрировать  наблюдения

    позже,  в спокойной обстановке.

 

          Структуризованное  наблюдение  предпринимает  более   строгие

    приемы  ведения записей.  Здесь  используются  бланки  -  протоколы,

    разлинованные   по  пунктам  наблюдения  с   кодовыми   обозначениями

    событий  и ситуаций.

 

          Пример:   Наблюдатели   и    сотрудники    исследовательского

    коллектива,   которые   исследовали   собрания,   расчленили   зоны

    наблюдения (президиум, выступающий, сектор  участников  собрания  из

    15-20  человек)  и  по  шкале   времени  фиксировали   происходящее,

    пользуясь  кодами. В  протоколе  (см.схему   ниже)  в  каждой  строке

    делается  отметка  пункта  номинальной   шкалы  с  учетом   времени.

    Напомню,  что другой  наблюдатель  регистрирует  по  соответствующей

    инструкции  действия ораторов,  после  чего  можно  синхронизировать

    реакции  аудитории на выступления с  трибуны собрания.

 

          Частоту и интенсивность событий  в данном случае  регистрируют

    с   помощью  шкал  ранжирования  по  предыдущей  схеме,   графа   2.

    Современная  техника позволяет использовать  магнитофон,  кино-  или

    фотоаппарат,  видеозаписи,  обеспечивающие  подлинность   регистрации

    наблюдаемого.

 

             Протокол регистрации событий  на основе индикаторов

 

                 отношения участников собрания  к выступающим

 

 

 

|Время                |Элементы наблюдаемого поведения  и|Особые        |

|                     |реакции, кодируемые в номинальной|отметки,      |

|                     |шкале                            |примечания    |

|                     |а |б |в |г |д |е |ж |з  | и... |              |

|0 - 5 мин            |  |  |  |  |  |  |  |  |      |              |

|6 - 10 мин           |  |  |  |  |  |  |  |  |      |              |

|.....................|  |  |  |  |  |  |  |  |      |              |

|.....................|  |  |  |  |  |  |  |  |      |              |

|..                   |  |  |  |  |  |  |  |  |      |              |

 

 

          Надежность (обоснованность и устойчивость  данных  повышается,

    если  выполнять следующие правила:

 

          а)  Максимально  дробно  классифицировать  элементы  событий,

    подлежащих   наблюдению,   пользуясь   четкими   индикаторами.   Их

    надежность  проверяется  в  пробных   наблюдениях,   где   несколько

    наблюдателей  регистрируют  по  единой  инструкции  одни  и  те  же

    события,  происходящие на объекте, аналогичном  тому,  который  будет

    изучаться.

 

          б)  Если  основное  наблюдение   осуществляется   несколькими

    лицами, они сопоставляют свои впечатления  и  согласовывают  оценки,

    интерпретацию  событий, используя единую  технику   ведения  записей,

    тем  самым повышается устойчивость  данных наблюдения.

 

          в) Один и тот же объект  следует наблюдать в разных  ситуациях

    (нормальных, и стрессовых, стандартных и необычных), что позволяет

    увидеть  его с разных сторон.

 

          г) Необходимо четко различать   и  регистрировать  содержание,

    формы   проявления   наблюдаемых   событий   и   их   количественные

    характеристики   (интенсивность,    регулярность,    периодичность,

    частоту).

 

          д)  Важно  следить  за  тем,  чтобы   описание   событий   не

    смешивалось  с их интерпретацией. Поэтому  в протоколе следует  иметь

    специальные   графы  для  записи  фактуальных   данных   и   для   их

   истолкования.

 

          е) При включенном или  невключенном  наблюдении,  выполняемом

    одним  исследователем,  особенно  важно   следить  за  обоснованность

    интерпретации  данных, стремясь к  тому,  чтобы   перепроверить  свои

    впечатления  с помощью различных возможных интерпретаций.  Например,

    бурная  реакция  собрания  на  выступление   может  быть  следствием

    одобрения,  недовольства по поводу высказанного  оратором,  реакцией

    на  его шутку или реплику из  зала,  на  допущенную  им  ошибку  или

    оговорку, на постороннее действие во  время выступления...  Во  всех

    этих  случаях  делаются  особые  заметки,  поясняющие  протокольную

Информация о работе Методы сбора социологической информации