Методы сбора социологической информации

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 15:38, реферат

Описание работы

Цель исследования - общая направленность - ожидаемый конечный результат.
Задачами исследования является конкретизация цели.
Для исследования следует произвести эмпирическую интерпретацию понятий - перевод общих терминов на язык подлежащий измерению, т.е. создать более точные, упрощенные понятия. Например,
дисциплина труда:
1) Отношение к трудовым нормам
2) Отношение к распорядку
3) Прогул

Содержание

1. Введение. . . . . . . . . . . . . . .
. . 3
2. Программа, цель, задачи исследования. . . 4
o Программа. Ее содержание.
o Цели и задачи исследования.
5. Выборка. . . . . . . . . . . . . . .
. . 6
o Технология конструирования выборок.
o Типы выборок.
8. Методы сбора информации . . . . . . . 8
o Прямое наблюдение
o Анализ документов
o Интервью.
o Анкетные опросы.
13. Заключение. . . . . . . . . . . . . .
. 45
14. Список литературы. . . . . . . . . . . . 46

Работа содержит 1 файл

Методы сбора социологической информации.doc

— 179.50 Кб (Скачать)

 

          Вопросы обращенные  к  респондентам,  не  изолированы  -  они

    звенья  одной цепи, и как звенья, каждый  из них связан с  предыдущим

    и последующим (эту взаимосвязь Л.С.Выгодский назвал   “влияние

    смыслов”). Анкета - не  механическая  последовательность  вопросов,

    которые   могут  размещаться  в   ней  как  угодно  или   как   удобно

    исследователю,  а   особое   целое.   Она   обладает   собственными

    свойствами,  не  сводимыми  к  простой   сумме   свойств   отдельных

    составляющих  ее вопросов.

 

          В самом начале задаются  простые   вопросы,  а  не  по  логике

    исследователя  содержащейся в  программе,  чтобы  не  обрушивать  на

    отвечающего  серьезные вопросы сразу, а  дать ему освоиться с анкетой

    и  постепенно переходить  от  простого  к  более  сложному  (правило

    воронки).

 

          Эффект излучения - когда все  вопросы логически взаимосвязанны

    и логически  сужают  тему,  у  респондента  возникает  определенная

    установка,  согласно которой  он  будет   отвечать  на  них  -  такое

    влияние  вопроса называют эффектом  излучения   или  эффектом  эха  и

    проявляется  оно в  том,   что  предшествующий  вопрос  или  вопросы

    направляют  ход мыслей респондентов в   определенное  русло,  создают

    некоторую  мини-систему координат, в рамках  которой формируется  или

    выбирается  вполне определенный ответ.

 

          Иногда  возникают  проблемы  связанные  с  последовательность

    вопросов. Расхождения в ответах на один  и тот же вопрос  не  должны

    быть  обусловлены разной их последовательностью.

 

          Так, например, если низкооплачиваемому  рабочему задать вопрос

    “Намереваетесь  ли  Вы  в  ближайшее  время  уволиться  с   данного

    предприятия?”   после  вопроса  о  заработной   плате,   вероятность

    получения  утвердительного ответа повышается. А если тот  же  вопрос

    поставить   после  выяснения,  скажем,  перспектив  роста   з/платы,

    возрастает  вероятность получить отрицательный  ответ.

 

          Факт сопряженности ответов на  разные вопросы учитывается   при

    составлении  анкеты. Для этого, например, вводятся  буферные вопросы.

 

          Пока  можно  лишь  предполагать,  что  при   помощи   анкеты,

    достигается  большая изолированность ответов на каждый  вопрос,  чем

    при  непосредственном общении с интервьюером. Опрашиваемому не  надо

    заботиться  о своем образе в глазах  партнера  по  общению  (конечно,

    при  условии анонимности), как во время  интервью.  Поэтому,  видимо,

    здесь характер сопряженности ответов выражен слабее. Однако это  не

    доказано.

 

          Общие и частные вопросы. Анкета  начинается с наиболее частных

    вопросов  и постепенно  их  конкретизирует  (правило  воронки).  Это

    позволяет  постепенно  вводить  респондента  в  ситуацию.  Но  общее

    решение  не всегда предполагает конкретное, в то время как последнее

    сильно  влияет  на  общее  (люди  охотнее   обобщают  частности,  чем

    занимаются  дедукцией).

 

          Пример: Общие вопросы самооценки  об  интересе  к  политике  и

    религии,  поставленные до и после частных  вопросов о политическом  и

    религиозном  поведении  респондентов,  набрали   неравное  количество

    “голосов”.  Во втором случае респонденты  заявили  о  своем  интересе

    гораздо  чаще.  В то  же  время общие оценки   экономической   и

    энергетической  ситуации оказались в весьма  незначительной  степени

    подверженными  воздействию постановки частных  вопросов о  доходах  и

    источниках  энергии респондента до и после  них. Это  дает  основание

    предполагать, что общие и частные  вопросы   влияют  друг  на  друга

    неоднозначно. Распределение ответов на  общие   вопросы  зависит  от

    предшествующей  постановки частного вопроса  на ту же  тему  сильнее,

    чем  наоборот.  Кроме  того  эта  зависимость  обусловлена  также  и

    содержанием  обсуждаемого явления.

 

          Применение вопросов-фильтров.

 

          Назначение фильтров состоит  в том, чтобы оказывать влияние  на

    ответы  последующих вопросов. Эти вопросы  позволяют выделить  группу

    людей,  ответы которых оказываются основанными  не  только  на  общих

    представлениях, но и на личном опыте:

 

          “Посещает ли Ваш ребенок детскую  музыкальную школу?

 

          - да

 

          - нет

 

          Если да, кто его обычно сопровождает туда?

 

          - кто любо из родителей

 

          - бабушка, дедушка и т.п.”

 

          Эти вопросы сберегают время  тех к кому следующий за  фильтром

    вопрос  не адресован.

 

          Использование  фильтров   приводит   к   пропускам   ответов.

    Вызываются  эти пропуски  не  только  сознательным  переходом  части

    опрашиваемых  к вопросам, на которые они  могут  ответить,  минуя   не

    относящиеся  к ним, но и некоторыми другими  факторами. Так  например

    выяснилось, что использование серии фильтрующих вопросов  (“Если  у

    Вас  высшее образование, то...?”; “Если  у  Вас  высшее  гуманитарное

    образование,  то...?”; “Если у Вас высшее  гуманитарное образование и

    Вы  проходили практику в средней  школе,  то...?”)  хотя  и  является

    очень   удобным  для  социолога   способом   расположения   вопросов,

    чрезвычайно  усложняет восприятие анкеты  респондентами.  Иногда  это

    приводит  к настолько существенному числу  пропущенных  ответов,  что

    все  исследование оказывается под угрозой.

 

          Вопрос с преамбулой.

 

          Вопрос о фактах, как любой  другой, может быть  воспринят   как

    оценочная   характеристика  респондента,  поэтому   целесообразно   в

    некоторых  случаях задавать его в   такой  форме,  которая  несколько

    ослабляет  его оценочный характер. Например:  “Одни  люди  ежедневно

    убирают  квартиру, другие делают это от  случая к  случаю.  Как   чаще

    всего  поступаете Вы?”

 

          Содержащееся в преамбуле к  вопросу указание на то, что  далеко

    не  все люди  поступают так,  как,  кажется,  принято   позволяет

    респонденту  более свободно рассказать о  своем поведении.

 

          Вопросы таблицы.

 

          Вопросы таблицы очень удобны  для исследователя.  Это  трудные

    вопросы  при которых респонденту приходится прилагать ряд усилий для

    ответа  на них.

 

          В таких вопросах речь идет   о  вещах,  ответить  на  которые

    можно   лишь  тогда,  когда   используются   знания   и   умственные

    способности   респондентов.   После   таких   вопросов   желательно

    переходить  к более простым.

 

    Пример:

 

          “Какими источниками информации  Вы пользуетесь, чтобы  быть  в

    курсе  событий общественной жизни?”

 

|                        |О событиях                                   |

|                        |Внутри страны         |За рубежом            |

|                        |посто-|когда |редко |посто-|когда  |редко |

|                        |янно  |как   |      |янно  |как   |      |

|Радио                   |      |      |      |      |      |      |

|Телевидение             |      |      |      |      |      |      |

|Политические  информации |      |      |      |      |      |      |

|Газеты                  |      |      |      |      |      |      |

|Беседы с  товарищами     |      |      |      |      |      |      |

|Общественно  -           |      |      |      |      |      |      |

|политические  журналы    |      |      |      |      |      |      |

|Лекции                  |      |      |      |      |      |      |

 

 

          Такие вопросы не следует повторять часто, т.к. у респондентов

    возникает   утомление,  рассеивание   внимания,   возникает   эффект

    излучения.

 

          Так, например, в одном исследовании  респондентам  предлагался

    список  одних и тех же тем. В первом случае требовалось  оценить  их

    действенность,  во втором  -  оперативность,  в  третьем  -  полноту

    освещения  проблем. Предъявление этого списка  во второй, а тем более

    в  третий вызвало у респондентов  ощущение, что повторяется не  только

    список, но и критерии оценивания. Многие  участники опроса, взглянув

    на  третью таблицу, говорили: “Я  вам уже отвечал”, “Это уже  было”  и

    т.п., пропускали ее, оставляли без  ответа.

 

          Однообразие заполнения таблиц  ведет к  тому,  что  повышается

    опасность   получить  механические  заполнения,  бездумные   ответы.

    Избрав  однажды  для  ответа  оценку  “3”,  респондент   может   ее

    фиксировать  на протяжении всей таблицы  независимо от  того,  какова

    действительная  оценка и даже независимо от содержания вопроса.

 

          Проблема монотонности.

 

          С эффектом излучения связано  в значительной  мере  и   влияние

    единообразных  вопросов на  ответы  респондентов.  Как  в  случаи  с

    таблицами,  так и во  многих  других,  особенно  когда  респондентам

    предлагается  несколько вопросов, сформулированных  по одной и той же

    синтаксической  схеме, анкета оказывается монотонной. Это приводит к

    увеличению  доли непродуманных ответов или   их  пропуску.  Для  того

    чтобы  приодолеть  монотонность,  рекомендуются  следующие  приемы:

    “разбавлять”   таблицы   и   вопросы,   заданные    в    одинаковой

    синтаксической  форме, другими вопросами; варьировать  категории  для

    ответа (в первом случае попросить  респондента выразить согласие или

    несогласие, во втором - оценить, в  третьем  -  решить,  верно  или

    неверно  то или иное утверждение, в  четвертом  сформулировать  ответ

    самостоятельно   и   т.п.);   шире    использовать    разнообразные

    функционально-психологические   вопросы,   “гасящие   взаимовлияние

    ответов”; разнообразить оформление анкеты.

 

          Функционально-психологические вопросы.

 

          Для того чтобы  создать   и  поддерживать  интерес   к  анкете,

    снимать  возникающее напряжение,  переводить  респондента  от  одной

    темы  к другой, в анкете применяются  специальные вопросы, получившие

    название  функционально-психологических.

 

          Эти вопросы служат не столько  для сбора сведений, сколько для

    обеспечения  отношений общения между исследователем и респондентами.

    Эти  вопросы служат не только побуждением  к  ответам,  они  содержат

    разнообразную   информацию:  пояснения  и   оправдания   высказываний

    социолога,  обращенные  к  респондентам,   некоторые   комментарии,

    воспринимаемые  как  признаки  более  симметричного   общения,  более

    равноправного  обмена информацией.

 

          К функционально-психологическим  вопросам относятся контактные

    вопросы  и буферные вопросы.

 

          Контактные вопросы.

 

          Любое  общение  начинается  с  фазы   адаптации.   Эта   фаза

    предусматривает  восприятие общения  к  респондентам,  знакомство  с

    целью  исследования и инструкцией о  заполнении анкеты.

 

          Первый   вопрос   анкеты   оказывается   контактным.    Можно

    рассчитывать, что по причине взаимосвязи  всех вопросов анкеты, если

    человек  ответит на первый  вопрос,  то  может  ответить  и   на  все

    остальные.

 

    Ряд  требований к первому вопросу  анкеты:

 

          1) Контактный вопрос должен быть очень простым.  Здесь  часто

    используются  вопросы чисто событийного характера  - например,  стажа

    работы,  района  местожительства,  привычки,  заинтересованность  в

    проблемах.

 

          2) Контактный вопрос должен быть  очень общим,  т.е.  касаться

    всех  респондентов. Поэтому нежелательно  начинать анкету с фильтра.

 

          3) Контактный вопрос рекомендуется  делать настолько  широким,

    чтобы  на него  мог  ответить  любой   респондент.  Отвечая,  человек

    начинает  верить в свою компетентность, чувствовать себя уверенно. У

    него  возникает желание развивать  свои мысли  дальше,  высказываться

    полнее. Поэтому анкету  лучше  начинать  с  того,  что  принимается

    всеми,  что наиболее понятно.

 

          Вовсе не  обязательно,  чтобы  контактные  вопросы  содержали

    искомую   информацию.   Главная   их   функция   -   в   облегчении

    взаимодействия. Ответы на контактные вопросы  вовсе  не  обязательно

    вовлекать  в научный анализ в связи  с содержательными проблемами. С

    другой  стороны, в  методическом  плане   эти  ответы  имеют  большое

Информация о работе Методы сбора социологической информации