Методы сбора социологической информации

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 15:38, реферат

Описание работы

Цель исследования - общая направленность - ожидаемый конечный результат.
Задачами исследования является конкретизация цели.
Для исследования следует произвести эмпирическую интерпретацию понятий - перевод общих терминов на язык подлежащий измерению, т.е. создать более точные, упрощенные понятия. Например,
дисциплина труда:
1) Отношение к трудовым нормам
2) Отношение к распорядку
3) Прогул

Содержание

1. Введение. . . . . . . . . . . . . . .
. . 3
2. Программа, цель, задачи исследования. . . 4
o Программа. Ее содержание.
o Цели и задачи исследования.
5. Выборка. . . . . . . . . . . . . . .
. . 6
o Технология конструирования выборок.
o Типы выборок.
8. Методы сбора информации . . . . . . . 8
o Прямое наблюдение
o Анализ документов
o Интервью.
o Анкетные опросы.
13. Заключение. . . . . . . . . . . . . .
. 45
14. Список литературы. . . . . . . . . . . . 46

Работа содержит 1 файл

Методы сбора социологической информации.doc

— 179.50 Кб (Скачать)

    запись.

 

          ж) Полезно прибегнуть к независимому  критерию  для  проверки

    обоснованности наблюдения. Данные  наблюдений  “со  стороны”  можно

    проконтролировать   с  помощью  интервью  с   участниками   событий;

    материалы  включенного наблюдения желательно  проверить невключенными

    по  той же программе или по  имеющимся документам.

 

 

 

             Место наблюдения среди других методов сбора данных.

 

          Основным недостатком этого   метода  является  необъективность

    наблюдателя.  Человек  очень  редко   оценивает  ситуацию  абсолютно

    беспристрастно  (ему   свойственно   делать  выводы).   Личностные

    особенности   наблюдателя   определенно    сказываются    на    его

    впечатлениях.

 

          Наблюдению не подлежат события   прошлого,  многие  явления   и

    процессы  массового характера, вычленение  небольшой  части  которых

    делает  их изучение непредставительным.

 

          Наблюдение используется в основном  как дополнительный  метод,

    который  позволяет собрать материалы  для начала работы или  помогает

    проверить  результаты других методов сбора  информации.

 

                          ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ  ИСТОЧНИКИ

 

          Документальной  в  социологии  называют   любую   информацию,

    фиксированную  в печатном или рукописном  тексте, на магнитной ленте,

    на  фото-  или  кинопленке.  В   этом  смысле  понятие  документации

    отличается  от общеупотребительного: обычно  мы называем  документами

    официальные  материалы.

 

          По способу фиксирования информации  различаются: рукописные  и

    печатные  документы; записи  на  магнитной   ленте.  С  точки  зрения

    целевого назначения  выделяются  материалы,  которые  были  избраны

    самим  исследователем.

 

          Пример: Американский социолог У.Томас  и польский  Ф.Знанецкий

    исследовали  по документам жизнь  польских  эмигрантов  в  Европе  и

    Америке.  Они  попросили  одного  польского  крестьянина   написать

    автобиографию  и получили от него 300 страниц  рукописного текста.

 

          Эти документы называют целевыми. Другие  -  не  зависимые   от

    социолога  документы называют наличными.  Обычно  они  и  составляют

    документальную  информацию в социологических  исследованиях.

 

          По степени персонификации документы  подразделяются на  личные

    и  безличные.

 

          Личные  -  документы  индивидуального   учета   (библиотечные

    формуляры,  анкеты и бланки, заверенные  подписью),  характеристики,

    выданные  данному  лицу,  письма,  дневники,  заявления,  мемуарные

    записи.

 

          Безличные -  статистические  или   событийные  архивы,  данные

    прессы, протоколы собраний.

 

          В зависимости от статуса документы делятся на  официальные  и

    неофициальные.

 

          Официальные   -   протоколы,   правительственные   материалы,

    постановления,  заявления,   коммюнике,   стенограммы   официальных

    заседаний,  данные  государственной  и  ведомственной   статистики,

    архивы  и т.д., отчетность.

 

          Неофициальные  -  личные  документы,  а  также   составленные

    частными  гражданами безличные документы  (например,  статистические

    обобщения,  выполненные другим исследователем на основе  собственных

    наблюдений).

 

          Особая группа  документов  -  средства  массовой  информации,

    газеты, журналы, радио, телевидение, кино.

 

          По источнику информации  документы   делятся  на  первичные  и

    вторичные.  К первичным относится прямое  наблюдение. Ко вторичным  -

    обработка  данных прямого  наблюдения,  обобщение  или  описание  на

    основе  первичных источников.

 

          Еще можно классифицировать документы  по содержанию: например,

    литературные  данные,  исторические  и   научные   архивы,   архивы

    социологических  исследований.

 

              Проблема достоверности документальной  информации.

 

          Не следует путать такие понятия  как  надежность,  подлинность

    самого  документа с достоверностью сообщающихся  в нем сведений.

 

          Достоверность  в  первую   очередь   зависит   от   источника

    доступного  документа. Конечно, официальные,  личные,  документы  из

    первых  рук намного надежней, чем какие-либо  другие.

 

 

 

                        Правила работы с документами.

 

          1. “Золотое правило” - четко различать описание событий и их

    оценку.  (Это  правило  применимо   к   любой   информации).   Факты

    безусловно  лучше, чем мнение и оценка.

 

          2. Анализировать намерения  составителя   документа.  Например

    отчет  сотрудника  предприятия  может  быть   составлен   в   более

    благоприятном  свете, чем обстоят дела на  самом деле. А  если  взять

    критику  газеты, то можно говорить о  придирчивом изложении фактов.

 

          3.  Важно  знать  метод   получения  данных  для   составления

    документа  (из первых рук, факты, другие  источники).

 

          4. Если документ содержит статистические  данные,  то  следует

    выяснить, на чем основана классификация.

 

          5. Важно уяснить общую  обстановку  при  которой  составлялся

    документ. Она влияет на объективность  составителя независимо от его

    намерений.

 

          Особую осторожность нужно   соблюдать  при  работе  с   личными

    документами,  такими как: автобиографии, дневники, мемуары, письма и

    т.д.

 

          Вот  несколько  условий   доверия  к  информации   из   личных

    документов.

 

          (а) Можно верить сообщениям, если  они  никак  не  затрагивают

    интересы  автора; или (б) наносят  определенный  ущерб  автору;  (в)

    видимо,  достоверны  те  сведения,  которые в момент  регистрации

    автором   были    общеизвестны;    достоверны    детали    событий,

    несущественные  с  точки  зрения  автора  документа,  а  также  (д)

    сведения  к которым автор относится  недоброжелательно.

 

          Проверка подлинности документов, анализ мотивов,  побуждений,

    условий  составления, целевой установки  автора, ситуации  в  которой

    он  действовал, характера его окружения  - вот те факторы, от которых

    зависит  достоверность информации из  личных документов.

 

          Традиционный (классический) анализ  документов  в  отличие  от

    простого  ознакомления с ними или прочтения  для приобретения  нового

    знания - это именно метод исследования, которое, как всякое научное

    исследование,   предполагает   выдвижение   определенных   гипотез,

    тщательное  изучение  существа  анализируемого  материала,   логики

    текста, обоснованности и  достоверности   приводимых  сведений.  Это

    интеллектуальный  анализ при котором  исчерпывается   все  содержимое

    документа.

 

          Огромную роль играет опыт  исследователя, глубина  его   знаний

    по  предмету и интуиция.

 

    Приемы  качественно-количественного анализа  документов.

 

          При качественно-количественном  анализе документов  необходимо

    перевести  информацию целевых документов  на язык исследования.

 

          Качественный  анализ   -   необходимое   условие   для   всех

    количественных  операций. Но не всегда  целесообразна   квантификация

    документов.

 

          Не следует прибегать к количественному анализу если документы

    уникальны,  если  описаны  очень  сложные   явления,   если   данных

    недостаточно  или они неполные (нерепрезентативны).

 

          Количественный анализ уместен  если:

 

          а)  требуется  высокая  степень  точности  при  сопоставлении

    однопорядковых  данных

 

          б) достаточно много материала,  чтобы оправдать усилия по  его

    обработке  и он репрезентирует области  изучения

 

          в)  материала  настолько   много,  что  нельзя  обойтись   без

    суммарных  оценок

 

          г)   изучаемые   начальные   характеристики   появляются    с

    достаточной  частотой

 

          Наиболее целесообразно  использовать  количественный  анализ,

    если  квантифицируемые  тексты  сопоставляются   с   иными,   также

    количественными   характеристиками.  Например  сопоставление   мнений

    подписчиков  о газете с ее тиражом.

 

          Квантификация текстового материала  получила  в  мире  большое

    распространение  и в 40-х годах для нее была  разработана специальная

    процедура,  названная “контент-анализом”.

 

          Контент-анализ - перевод в количественные  показатели массовой

    текстовой   или  записанной  на  пленку  информации  с   последующей

    статистической  ее   обработкой.   Его   основные  операции   были

    разработаны  американскими социологами Х.Ласуэллом  и Б.Берельсоном.

 

 

 

                     Основные процедуры контент-анализа.

 

          Контент-анализ начинается с   выявления  смысловых  единиц,  в

    качестве  которых используют:

 

          а) Понятия, выраженные в словах  и  отдельных  терминах.  Это

    понятия из  области экономики: интенсификация, технический прогресс,

    методы  хозяйствования, оптимизация управления  и др.;  из  политики:

    интернационализм,  демократия,  разрядка,  мирное  сосуществование,

    перестройка;  нравственные или правовые символы:  почин,  активность,

    инициативность,  нарушение  законности  и  т.д.;  научные:  модель,

    система,  космическое пространство и т.п.

 

          Анализ   текста   по   содержанию   понятий   несет    немало

    социологической   информации.  Например,  по  частоте   употребления

    понятий,  связанных с наукой и новой техникой, можно  определить,  в

    какой  мере  источник  ориентирован  на  предмет  ускорения  научно-

    технического  прогресса.

 

          б)  Тема,  выраженная  в  целых   смысловых  абзацах,   частях

    текстов,  статьях, радиопередачах и т.д.

 

          По  тематике  можно  более   полно   представить   содержание

    документа,  которое свидетельствует  о   определенной  направленности

    взглядов, интересов, ценностных ориентаций  и норм деятельности.

 

          в) Имена исторических личностей, политиков, выдающихся ученых

    и  деятелей искусства, передовиков  производства.

 

          Это говорит о влиянии чьих-то  идей на общественное мнение  и о

    престижности  той  или  иной  концепции.  Сюда  же  можно   отнести

    упоминание  организаций, учреждений, общественных институтов.

 

          г)   целостное   общественное   событие,   документ,    факт,

    произведение, случай и т.п. несут определенный  смысл и  тоже  могут

    быть  приняты  за  единицу  анализа.  Частота  и  длительность  (во

    времени)  упоминания  общественного  события  или  государственного

    решения  (например, борьба за трезвый образ  жизни)  -  свидетельство

    его  важности для общества.

 

          Итак,  смысловые  единицы   анализа   выделяются   на   основе

    содержания гипотез исследования,  подсказываются  методологическими

    посылками  программы.

 

          Надежность    информации,    полученной     контент-анализом,

    обеспечивается  следующими способами:

 

          а) Обоснование полноты объема  выделяемых смысловых единиц,

    предложенное  В.Н.Каюровой, может быть доказано  следующим образом.

 

     Полигон  наполнения текста смысловыми  единицами контент-анализа как

        способ обоснования полноты объема  выделения смысловых единиц:

 

          [pic]

 

          Первоначально выделяются все  смысловые  единицы  ил  первого

    анализируемого  текста,   далее   из   второго   -   те   же   плюс

    дополнительные, ранее не встречавшиеся,  из  третьего  документа  -

    опять   те  же,  что  уже  встречались   в   двух   предыдущих   плюс

    дополнительные  и т.д.  После  изучения  очередных  3-5  текстов,  в

    которых  не попадается  ни  одной   новой  смысловой  единицы,  ранее

    фиксированной  в предыдущих документах, можно  полагать,  что  “поле”

    смысловых  единиц из изучаемого массива исчерпано.

 

          Из рисунка видно, что в итоге  изучения 20 случайно отобранных

    из  всего массива текстов было  выделено суммарно 120 единиц контент-

    анализа,  что исчерпывает “поле”, т.е.  всю  выборочную  совокупность

    документов. Конечно при  изучении  всего  массива  могут  попасться

Информация о работе Методы сбора социологической информации