Методы решения проблем социальной политики в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 15:04, курсовая работа

Описание работы

Так как экономика - это система жизнеобеспечения человека и общества, то правомерно задуматься над тем, в какой мере и каким образом качество нашей жизни связано с состоянием и развитием экономики. А заодно разобраться и в том, что понимается под образом, уровнем и качеством жизни, чем характеризуются эти социальные категории, каким образом экономика способна улучшить жизнь.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
I.Сущность социальной политики………………………………….........5
I.I. Россия – социальное государство»………………………………...6
I.II.Цели социальной политики………………………………………...7
I.III.Социальная защита и поддержка населения……….…………….9
II.Преобразования в социальной сфере России……………………….13
II.I.Проблемы социальной сферы России……………………………13
II.II.Реформирование образования……………………………………14
II.III.Реформирование здравоохранения……………………………...17
II.IV.Политика в сфере культуры……………………………………..18
II.V.Развитие физической культуры и спорта……………………….19
II.VI.Социальная поддержка населения……………………………...19
II.VII.Пенсионное обеспечение и страхование……………………....21
II.VIII.Трудовые отношения и занятость населения………………...23
III.Методы решения проблем социальной политики в
современной России………………………………………………..........26
III.I.Формирование программы социальных действий в России…...26
III.II.Цели социальной политики России……………………………..27
III.III.План действий правительства Российской Федерации……….28
Заключение……………………………………………………………….30
Библиографический список……………………………………………...31

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 311.50 Кб (Скачать)
  

      В рамках реформирования трудового законодательства Правительство  Российской Федерации предпримет необходимые  усилия по принятию Трудового Кодекса  Российской Федерации, а также подготовит законопроекты о трудовых договорах, формировании институтов досудебного урегулирования трудовых споров, о добровольных объединениях работодателей и ряд других. Предусматривается также совершенствование механизма страхования от несчастных случаев на производстве. 
      Для повышения эффективности государственных программ содействия занятости населения необходимо осуществить переход к финансированию выплаты пособий по безработице из федерального бюджета, а активных программ занятости населения - из федерального и региональных бюджетов. Одновременно будет происходить внедрение эффективных механизмов профилирования безработных и уточнение условий и порядка выплаты пособий по безработице, а также осуществление мер в области активной занятости населения.
 
 
 
 
 
 
 

         III. Методы решения проблем социальной политики в современной России

         Сложившаяся ситуация свидетельствует, что Россия не только не наращивает, но и стремительно растрачивает тот человеческий потенциал, который страна имела в результате относительно эффективной системы образования, здравоохранения, культуры, сложившейся в предшествующий период. Отсюда вывод: или экономическая жизнь должна подчиняться задачам ориентации на развитие человека, обеспечение реализации его важнейших социально-экономических прав, творческого потенциала, или наше общество остается в глобальном социально-экономическом кризисе. Стоит задача формирования долгосрочной стратегии и программы социальных действий, позволяющих осуществлять непротиворечивую, целостную и эффективную социальную политику. Реализация краткосрочных целей связана с необходимостью решения или хотя бы ослабления наиболее острых социальных проблем, иначе нарастание противоречий сделает невозможным продолжение экономических реформ.

         Социальная политика переходного периода должна предусматривать  механизмы социальной защиты тех  групп населения, кто не в состоянии самостоятельно обеспечить себе прожиточный минимум (инвалиды, старики, многодетные семьи). Другое направление социальной политики - социальная поддержка наиболее активной части населения, тех, кто хочет и может преодолеть трудности, но не имеет порой для этого необходимых ресурсов (начинающие предприниматели, фермеры). Помощь может предоставляться как в форме льготного кредитования и налогообложения, субсидирования, так и в виде предоставления различных консультационных услуг, переобучения на специализированных курсах. Необходимо отметить, что деятельность в этом направлении имеет также целью создание среднего класса, который обеспечивает политическую и экономическую стабильность в обществе, содействует поступательному развитию экономики посредством развитого спроса. Так, например, доля средних слоев на Западе составляет 50-70% населения, в Чехии, Словакии, Венгрии - 40-50 %.

         С целью переориентации населения с занятий торгово-посреднической деятельностью на работу в сфере реальной экономики, науке, просвещении необходимо перестроить систему трудовой мотивации, т.е. установить разумное соотношение между результатами, качеством труда и доходами, убедить людей, что они честным трудом могут обеспечить себе и своей семье приемлемый уровень жизни. Минимальный уровень оплаты труда должен быть приведен в соответствие с минимальным прожиточным уровнем в стране.

         Задача построения экономической системы, ориентированной  на человека, стимулирующей развитие личности, основывается на идее социальной справедливости и в связи с этим заключает в себе огромный созидательный потенциал. Понятие социальной справедливости в настоящее время общественным сознанием воспринимается как благополучие, достигнутое в результате деятельности, приносящей реальную пользу обществу. И если в силу способностей, знаний, умений, предприимчивости вклад в общественное благосостояние оказывается существенным, то естественным будет и высокое вознаграждение данного индивидуума. Нечестные доходы, обогащение за счет ограбления населения, использования своего общественного положения воспринимается как вызов общественному мнению, размывают социальную базу проводимых реформ, становятся источником социальной напряженности в обществе.

         Стратегической целью  социальной политики России является формирование социально-ориентированной экономики. Социальная ориентация экономики означает, прежде всего, подчинение производства потребителю, удовлетворение, в конечном счете, массовых потребностей населения, что присуще именно экономике с развитым рыночным механизмом. Поэтому необходимым условием построения экономики для человека является продолжение рыночных реформ. Государство должно стремиться к смягчению негативных и усилению позитивных следствий проводимых реформ для материального положения населения, а для этого необходимо, чтобы сами реформы проводились последовательно с заранее просчитанным результатом от реализации каждого этапа реформ.

         Опыт развития человеческих ресурсов в наиболее продвинутых  в этом направлении странах ориентирует на продолжение начавшегося преодоления отчуждения работников от собственности, ослабление в обществе других видов отчуждения (социального, культурного, политического), преобразование человека из фактора производства в субъект своего труда. Необходимо обеспечить приоритетное развитие социокультурной сферы, которое предусматривает инвестиции в образование, культуру, как на макро-, так и на микроуровне, стимулирование инвестиций частного бизнеса.

         В России должен совершиться  поворот к совмещению человеческих ценностей с экономическими, чтобы в XXI в. она не оказалась на задворках цивилизации, а присоединилась к тем странам, где, как предсказывают известные футурологи Д. Нейсбит и П. Абердин, вероятно формирование контуров нового общества. В таком обществе работник будет собственником, "одержит победу" над техникой, заботы о благосостоянии сменятся заботами о самореализации в свободном творческом труде, а уравнительный коллективизм сменится индивидуализацией людей.

         План действий Правительства  Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2004—2005 годы был утвержден распоряжением Правительства РФ от 26 июля 2003 г. № 1072-Р. В качестве первоочередных социальных задач правительства в нем выделены: обеспечение всеобщей доступности и достижение приемлемого качества базовых социальных благ - медицинского обслуживания и общего образования, повышение защиты социально уязвимых домохозяйств, для трудоспособного населения создание благоприятных экономических условий для обеспечения за счет собственных доходов более высокого уровня потребления, формирование правовых и организационных основ для развития институтов социально-культурной сферы и обеспечение высокого качества и широкого выбора населением предоставляемых социальных благ и услуг. План предусматривает опережающий рост ассигнований на социальное развитие по сравнению с другими направлениями государственных расходов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Заключение

         Рассмотренные в  курсовой работе проблемы в социальной политике государства требуют незамедлительного решения. Именно из-за социальной благоустроенности зависит эффективность производства, благосостояние государства. В первую очередь должен быть создан нормальный уровень жизни простым гражданам (среднему классу). Социальная забота государства о своих гражданах требует больших финансовых вложений. На первый взгляд не видимая отдача от этих вложений приумножит благосостояние не только населения, но и самого государства. То как государство проводит социальные программы можно судить о уровне жизни наименее обеспеченных слоев общества и то какую часть занимает эта группа населения в общем населении страны.

               Поэтому эффективная  социальная политика государства является одной из первоочередных задач перехода к рыночным отношениям и выхода Российской экономики из кризиса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Библиографический список

    1. Райзберг Б.А. Рыночная экономика. «Деловая жизнь», Москва 2001.
    2. Столяров И.И. Государственное регулирование рыночной экономики, «Дело», Москва 2001.
    3. Государственное регулирование экономики. Под редакцией Т.Г. Морозовой. «Юнити», Москва 2002.
    4. Курс экономической теории. Под редакцией М.Н. Чепурина; Е.А.Киселевой. «АСА» Киров 2004.
    5. Экономическая теория. Под редакцией А.И. Добрынина. «Питер» 2003.
    6. Экономическая теория. Под редакцией И.П. Николаевой. «Проспект», Москва 2000.
    7. Вопросы статистики. Научно-информационный журнал №3. Основные социально-экономические показатели по Российской Федерации за 1999-2004 гг. Москва,2005.
    8. Вопросы статистики. Научно-информационный журнал №9. Ценность и доступность высшего профессионального образования в России. Москва,2005.
    9. Вопросы экономики №5 Социально-экономические модели в современном мире и путь России. Под редакцией К.И. Микульского, стр.154, Москва 2004.
    10. Вопросы экономики №3 Экономическая наука и образование В.Тамбовцев, стр. 4. Москва, 2005.

Информация о работе Методы решения проблем социальной политики в современной России