Методы решения проблем социальной политики в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 15:04, курсовая работа

Описание работы

Так как экономика - это система жизнеобеспечения человека и общества, то правомерно задуматься над тем, в какой мере и каким образом качество нашей жизни связано с состоянием и развитием экономики. А заодно разобраться и в том, что понимается под образом, уровнем и качеством жизни, чем характеризуются эти социальные категории, каким образом экономика способна улучшить жизнь.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
I.Сущность социальной политики………………………………….........5
I.I. Россия – социальное государство»………………………………...6
I.II.Цели социальной политики………………………………………...7
I.III.Социальная защита и поддержка населения……….…………….9
II.Преобразования в социальной сфере России……………………….13
II.I.Проблемы социальной сферы России……………………………13
II.II.Реформирование образования……………………………………14
II.III.Реформирование здравоохранения……………………………...17
II.IV.Политика в сфере культуры……………………………………..18
II.V.Развитие физической культуры и спорта……………………….19
II.VI.Социальная поддержка населения……………………………...19
II.VII.Пенсионное обеспечение и страхование……………………....21
II.VIII.Трудовые отношения и занятость населения………………...23
III.Методы решения проблем социальной политики в
современной России………………………………………………..........26
III.I.Формирование программы социальных действий в России…...26
III.II.Цели социальной политики России……………………………..27
III.III.План действий правительства Российской Федерации……….28
Заключение……………………………………………………………….30
Библиографический список……………………………………………...31

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 311.50 Кб (Скачать)
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение…………………………………………………………………..3

I.Сущность социальной политики………………………………….........5

   I.I. Россия – социальное государство»………………………………...6

   I.II.Цели социальной политики………………………………………...7

   I.III.Социальная защита и поддержка населения……….…………….9

II.Преобразования в социальной сфере России……………………….13

   II.I.Проблемы социальной сферы России……………………………13

   II.II.Реформирование образования……………………………………14

   II.III.Реформирование здравоохранения……………………………...17

   II.IV.Политика в сфере культуры……………………………………..18

   II.V.Развитие физической культуры и спорта……………………….19

   II.VI.Социальная поддержка населения……………………………...19

   II.VII.Пенсионное обеспечение и страхование……………………....21

   II.VIII.Трудовые отношения и занятость населения………………...23

III.Методы решения проблем социальной политики в

современной России………………………………………………..........26

   III.I.Формирование программы социальных действий в России…...26

   III.II.Цели социальной политики России……………………………..27

   III.III.План действий правительства Российской Федерации……….28

Заключение……………………………………………………………….30

Библиографический список……………………………………………...31 
 
 
 
 

               Введение 

         Так как экономика - это система жизнеобеспечения человека и общества, то правомерно задуматься над тем, в какой мере и каким образом качество нашей жизни связано с состоянием и развитием экономики. А заодно разобраться и в том, что понимается под образом, уровнем и качеством жизни, чем характеризуются эти социальные категории, каким образом экономика способна улучшить жизнь.

         В широком смысле слова социальным принято называть все, что непосредственно  относится к обществу, людям, их жизни. Так как экономика - это система  жизнеобеспечения людей и общества, то по своей целевой направленности все экономические процессы в той или иной степени одновременно имеют социальную окраску.

         Существует  область экономики, непосредственно связанная с социальными явлениями и именуемая социальной сферой. К социальной сфере принято относить экономические объекты и процессы, виды экономической деятельности, непосредственно связанные и касающиеся образа жизни людей, потребления населением материальных и духовных благ, услуг, удовлетворения конечных запросов человека, семьи, коллектива, групп, общества в целом.

         Социальная  экономика как наука изучает, исследует, анализирует природу возникновения потребностей, потребительские запросы, структуру потребления, выделяет рациональные потребности человека, семьи, социальных групп, регионов, общества с учетом разнообразия самих потребностей и потребителей.

         С другой стороны, в зону действия социальной экономики попадают доходы различных слоев и групп населения.

         Социальная  экономика включает денежные сбережения, накопления, имущественное состояние людей.

         Таким образом, все, что относится непосредственным образом к благосостоянию людей, есть социальная область экономики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         I. Сущность социальной политики

         Социальная политика - политика регулирования социальной сферы, направленная на достижение благосостояния в обществе.

         Социальная сфера  общественных отношений включает в  себя формы регулирования трудовых отношений, участие трудящихся в  управлении производственным процессом, коллективные договоры, государственную  систему социального обеспечения  и социальных услуг (пособия по безработице, пенсии), участие частных капиталов в создании социальных фондов, социальную инфраструктуру (образование, здравоохранение, обеспечение жильем и т.д.), а также реализацию принципа социальной справедливости.

         Субъект социальной политики (социальные группы, имеющие в своих руках власть в социальной сфере), обеспечивая достижение благосостояния, а в обществе (общество - совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей), реализует принцип социальной справедливости, который, по моему мнению, как наиболее общий, является целью деятельности социальной сферы общественных отношений. Социальная политика призвана гарантировать населению минимальный доход; социально защищать население от болезней, инвалидности, безработицы, старости. При этом обеспечение государством минимальных условий жизни касается только тех, кто не может это сделать самостоятельно.

         Социальная политика государства реализуется через  механизм государственных программ социального обеспечения и системы  социальных услуг.

         Главное место в  социальном регулировании принадлежит  государству, которое формулирует  общую концепцию и основные направления  социальной политики, обеспечивает законодательную  и правовую основу. Помимо государства  в решении социальных проблем принимают участие отдельные предприятия и фирмы, общественные, политические и профсоюзные объединения, а также организации, базирующиеся на благотворительных и добровольных началах, наконец, частные лица. В сложившейся ситуации Правительство Российской Федерации в документе "О мерах Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации по стабилизации социально-экономического положения в стране", принятом в декабре 1998 года, поставило на первый план оперативное решение вопросов нормализации сферы жизнеобеспечения, поддержания доходов населения, смягчения последствий финансового кризиса для населения.

         В 1993 г. Конституционному Собранию было предложено выбрать для  России модель социального государства, которое поддержали ученые Академии наук, профсоюзными деятелями и было включено в проект Конституции, а после референдума стало нормой Статьи 7, которая гласит: "Россия – социальное государство". Почему был сделан выбор именно этой модели из ряда других известных научных теорий государственного строительства, в том числе теории элит, конвергенции, технократической теории, теории плюралистической демократии, историко-материалистической концепция государства и др.?

         Потому что эта  модель и теория:

         – во-первых, наиболее близка к нашей исторической практике государственного устройства и менталитету общества;

         – во-вторых, она  дает экономическим реформам социальную направленность, что и преследовала по замыслу авторов перестройка, вначале поддержанная народом именно за обещание повернуть экономику лицом к человеку;

  • в-третьих, потому что такая модель прошла уже полувековую проверку на практике и действует в Германии, Испании, Австрии, Швеции, Финляндии и других европейских странах, имеющих высокий жизненный уровень.
 

      Главной целью  социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу являются последовательное повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, сохранение и приумножение культурных ценностей России, восстановление экономической и политической роли страны в мировом сообществе.

               В этой связи безусловным  приоритетом в области социальной политики являются инвестиции в человека. Именно поэтому будет предусматриваться  опережающий рост ассигнований на эти  цели из бюджетов всех уровней по сравнению с большинством других направлений государственных расходов.

               Стратегическими целями социальной политики являются:

  • создание условий для реализации гражданами своих прав на образование, по своей структуре и качеству соответствующее потребностям развития экономики и гражданского общества;
  • улучшение состояния здоровья населения на основе реально доступной широким слоям населения медицинской помощи и повышения качества лечебных услуг, развития массовой физической культуры и спорта;
  • развитие культурного потенциала и сохранение культурного наследия страны, обеспечение единства культурного пространства и доступности культурных ценностей широким слоям населения;
  • создание эффективного цивилизованного рынка труда;
  • усиление адресности социальной поддержки населения;
  • обеспечение финансовой устойчивости пенсионной системы, повышение реального размера пенсий;
  • создание условий для осуществления права граждан на жилище с учетом их платежеспособного спроса и в соответствии с социальными стандартами жилищных условий.

         Достижение поставленных целей возможно только в результате коренной модернизации экономики, которая  позволит обеспечить экономический  рост, устойчиво опережающий рост мировой экономики, и создать  базу для повышения уровня жизни  граждан. Экономическая политика будет направлена на создание в стране благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата, проведение предсказуемой и стимулирующей рост макроэкономической политики. Усилия Правительства Российской Федерации будут сконцентрированы на обеспечении равных условий конкуренции, защите прав собственности, снятии избыточных административных барьеров для предпринимательской и инвестиционной деятельности, повышении финансовой прозрачности предприятий и организаций. Ключевым направлением экономической политики должно стать создание финансовой инфраструктуры, эффективно выполняющей функцию трансформации сбережений в инвестиции. Налоговая и таможенная реформы будут ориентированы на нахождение эффективного соотношения между стимулирующей и фискальной ролью налогов за счет снижения и выравнивания налогового бремени, упрощения налоговой системы, снижения и максимальной унификации таможенных пошлин, укрепления налогового и таможенного администрирования.

         С целью обеспечения  финансовой стабильности Правительство Российской Федерации будет осуществлять последовательную финансовую политику, основанную на приведении обязательств государства в соответствие с его ресурсами, повышении эффективности функционирования бюджетной системы, четком разграничении бюджетных полномочий и ответственности различных уровней власти. При этом совместно с Центральным банком Российской Федерации будут приняты меры, направленные на обеспечение стабильности национальной валюты. 
       Структурная политика государства будет направлена на повышение конкурентоспособности экономики страны, активизацию и воспроизводство научно-технического и интеллектуального потенциала. Государство переориентируется с оказания поддержки неэффективным предприятиям на развитие инфраструктуры, обеспечение мобильности рабочей силы, поддержку высокотехнологичных и наукоемких производств. Особое внимание Правительства Российской Федерации будет направлено на структурную перестройку и развитие отраслей оборонно-промышленного, топливно-энергетического и агропромышленного комплексов, реструктуризацию естественных монополий.

         Социальная защита и поддержка населения.

         Чем тяжелее экономическая  ситуация в той или иной стране тем больше и громче звучат в ней  призывы к социальной защите населения о такой защите настоятельно просят, ее требуют от правительства. Сложность положения при таких условиях заключена в том, что, если в стране наблюдается экономический спад, снижается производство, уменьшается создаваемый национальный продукт, то возможности правительства выделять дополнительные средства для социальной защиты населения крайне ограничены. Нагрузка на государственный бюджет возрастает, правительство вынуждено прибегать к увеличению налогов, в связи с чем снижаются доходы работающих. А это порождает новые социальные напряжения.

         Чтобы выправить  такое положение, не достаточно желания  людей получить социальную защиту от невзгод ухудшающейся жизни, также  как недостаточно намерений и  обещаний правительства улучшить жизнь. Проблема может быть полностью решена только тогда, когда экономика пойдет вверх и станет создавать минимум благ, который необходим людям. В этом в конечном итоге, и состоит спасение. Но что же делать до того, в период, когда экономика, производство находятся на спаде и не способны удовлетворить потребности всего населения в благах и услугах? Как помочь людям, попавшим в тяжелое, бедственное состояние и кому именно надо помогать?

Информация о работе Методы решения проблем социальной политики в современной России