Методы решения проблем социальной политики в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 15:04, курсовая работа

Описание работы

Так как экономика - это система жизнеобеспечения человека и общества, то правомерно задуматься над тем, в какой мере и каким образом качество нашей жизни связано с состоянием и развитием экономики. А заодно разобраться и в том, что понимается под образом, уровнем и качеством жизни, чем характеризуются эти социальные категории, каким образом экономика способна улучшить жизнь.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
I.Сущность социальной политики………………………………….........5
I.I. Россия – социальное государство»………………………………...6
I.II.Цели социальной политики………………………………………...7
I.III.Социальная защита и поддержка населения……….…………….9
II.Преобразования в социальной сфере России……………………….13
II.I.Проблемы социальной сферы России……………………………13
II.II.Реформирование образования……………………………………14
II.III.Реформирование здравоохранения……………………………...17
II.IV.Политика в сфере культуры……………………………………..18
II.V.Развитие физической культуры и спорта……………………….19
II.VI.Социальная поддержка населения……………………………...19
II.VII.Пенсионное обеспечение и страхование……………………....21
II.VIII.Трудовые отношения и занятость населения………………...23
III.Методы решения проблем социальной политики в
современной России………………………………………………..........26
III.I.Формирование программы социальных действий в России…...26
III.II.Цели социальной политики России……………………………..27
III.III.План действий правительства Российской Федерации……….28
Заключение……………………………………………………………….30
Библиографический список……………………………………………...31

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 311.50 Кб (Скачать)

         Следует, прежде всего, понять, что если снизить производство благ и услуг в стране и одновременно помощь из-за рубежа, если закупки по импорту не способны компенсировать такое снижение, а запасы и резервы доведены до минимума, то предотвратить понижение уровня жизни, потребления практически невозможно. Столь же нереальна в этих условиях задача полной социальной защиты всего населения от уменьшения потребления благ и услуг в целом и в расчете на одного человека. Хуже того, если мы попытаемся предоставить блага в нужном, желаемом количестве одним, то заведомо пострадают другие, кому эти блага не достанутся

         Поэтому и правительство, и народ должны осознать, что поголовная социальная защита населения от снижения уровня жизни в условиях экономического спада невозможна. Правильнее, обоснованнее говорить о социальной поддержке отдельных слоев и  групп населения, наиболее в ней нуждающихся. Такие категории населения принято называть  социально   уязвимыми   слоями.   К социально уязвимым относят, прежде всего, лиц, лишенных возможности самостоятельно, собственными усилиями улучшить свое благосостояние,   поддерживать минимально необходимые   условия   жизни,   существования.

         В широком смысле слова социально уязвимыми считаются люди, обладающие доходами ниже прожиточного минимума. Строго говоря, при отнесении тех или иных групп людей   к   категории   социально   уязвимых следовало бы учитывать не только их текущие денежные доходы, но и денежные сбережения, накопленное богатство, так называемый имущественный ценз. Однако, поскольку получить достоверные сведения об имущественном   состоянии   людей   трудно, приходится использовать в качестве критерия, характеризующего материальное положение человека, его официальные денежные доходы

         В сложившейся практике социально уязвимыми считаются семьи с низким денежным доходом на члена семьи (чаще всего это многодетные семьи), семьи, потерявшие кормильца, матери, воспитывающие детей в одиночку, инвалиды, престарелые, пенсионеры, получающие недостаточное пособие, студенты, живущие на стипендию, безработные, лица, пострадавшие от стихийных бедствий, политических и социальных конфликтов, незаконного преследования. В ряде случаев к социально уязвимым слоям относят детей. Все эти люди нуждаются в социальной поддержке со стороны общества, властей, правительства.

         Социальная поддержка  может быть проявлена в самых разнообразных формах: в виде денежной помощи, предоставления материальных благ, бесплатного питания, приюта, крова, оказания медицинской, юридической, психологической помощи, покровительства, опекунства, усыновления.

         Вопрос о том, кому, в каких видах и формах, в каком объеме оказывать социальную поддержку, относится к числу труднейших в социальной экономике. Так как всем желающим получить помощь и нуждающимся в ней помочь просто невозможно, то ряд экономистов и социологов советуют такой рецепт  "Помогать только тем, кто не способен помочь себе сам". Конечно, нелегко выявить, кто способен и кто не способен сам помочь себе, но рецепт заслуживает внимания.

         В период перехода к  рыночной экономике наиболее остро  проявляется проблема социальной защиты населения от роста цен (инфляции) и безработицы. Для того чтобы рост цен на товары и услуги не приводил к катастрофическому снижению потребления и жизненного уровня, частично применяется индексация доходов. Это означает, что заработная плата, пенсии, стипендии, другие виды доходов увеличиваются по мере роста розничных цен.

         К сожалению, при  спаде производства ни правительство, ни предприятия не имеют возможности  повысить доходы, зарплату ровно во столько раз, во сколько повышаются цены. Так как количество товаров уменьшается, то выплата чрезмерного количества денег приведет к наводнению рынка денежной массой и, как следствие, к новому росту цен, что потребует увеличения доходов,  и так далее.  Возникнет гиперинфляция. Поэтому разумно повышать доходы в несколько меньшей степени, чем растут цены.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         II.Преобразования в социальной сфере России   

               Социальная сфера  оказалась одной из наиболее затронутых системным кризисом. Проблема, видимо, заключается в том, что в советский  период была создана всеобъемлющая  система социального обеспечения населения (бесплатное образование и медицинское обслуживание, льготные условия выхода на пенсию и т.д.), причем объем декларированных социальных прав и гарантий зачастую не соответствовал экономическим возможностям государства. Обозначившийся в 70-80-х годах кризис плановой системы привел к кризису социальной сферы, что повлекло за собой необходимость ее преобразования.  

               Преобразования в  социальной сфере будут направлены на достижение следующих приоритетных задач:

  • создание необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных благ (прежде всего медицинского обслуживания и общего образования);
  • повышение защиты социально уязвимых домохозяйств, которые не имеют возможностей для самостоятельного решения социальных проблем и нуждаются в государственной поддержке;
  • создание для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления;
  • формирование правовых и организационных основ для развития институтов социально-культурной сферы, создающих возможность максимально полной мобилизации средств населения и предприятий, эффективного использования этих средств, и обеспечение на этой основе высокого качества и возможности широкого выбора населением предоставляемых социальных благ и услуг.

         Последовательное  осуществление политики, базирующейся на реально имеющихся у государства  ресурсах и возможностях, предполагает переход к перераспределению  социальных расходов в пользу самых уязвимых групп населения при одновременном сокращении социальных трансфертов обеспеченным семьям. Только в этом случае активная социальная политика выступает не ограничителем, а катализатором экономического роста.

         Реализация предлагаемой модели социальной политики требует осуществления следующих приоритетных действий.  
 

         
  1. Реформирование  образования

             Организационно-экономические  составляющие реформы образования  зафиксированы в ряде официальных  документов1, обсуждаются общественностью, поэтому среди них выделяются основные компоненты:

              - обеспечение конкуренции  между общеобразовательными школами  за привлечение учащихся путем  введения системы нормативного  бюджетного финансирования образовательных  учреждений;

              - установление связи  между качеством работы учителя и уровнем оплаты его труда;

              - введение независимой  оценки уровня и качества знаний  выпускников средних школ в  форме единого государственного  экзамена. 

Распространенность  образовательных притязаний, предполагающих получение ребенком высшего образования, в зависимости от уровня материальной обеспеченности семьи

(в % по  группам) 

Тип учебного заведения, которое посещает ребенок Доход семей, желающих, чтобы ребенок получил  высшее образование, рублей на человека в месяц
 
менее 500
500-менее 1000 1000-менее 1500 1500-менее2000 2000 - менее 3000 3000 и более
Школа 90,0 92,1 96,1 95,1 96,5 98,0
1П  У 90,0 84,6 93,3 100,0 93,3 100,0
ССУЗ 84,2 93,4 90,0 93,3 88,2 100,0
В целом по подвыборке 89,1 91,8 94,5 95,1 94,8 98,4
 
 

         Первоочередные действия Правительства Российской Федерации в сфере образования будут направлены на обеспечение увеличения расходов на образование и существенное повышение их эффективности, создание условий для привлечения в сферу образования средств из внебюджетных источников.

Максимальные  приемлемые для семьи ежемесячные  затраты на обучение ребенка в  вузе 

Максимальные  затраты, рублей в месяц Доля семей, в %
0 6,4
Менее 500 9,8
500-менее  1000 19,2
1000 - менее 2000 34,3
2000 - менее 3000 13,9
3000 - менее 6000 13,4
6000 и более 2,9

          
     Необходимо обеспечить софинансирование на конкурсной основе инвестиционных проектов в сфере образования, осуществляемых образовательными организациями. Отдельно предполагается выделять средства на информационное обеспечение образовательных организаций. 
     В сфере высшего образования на переходный период будет введен конкурсный порядок распределения государственного заказа на подготовку специалистов и финансирование инвестиционных проектов вузов не зависимо от их организационно-правовой формы. Необходимо установление особого статуса образовательных организаций вместо существующего статуса государственных учреждений, переход на контрактную основу финансовых взаимоотношений образовательных организаций с государством, а также внедрение принципа адресного предоставления стипендий. 
     В целях повышения эффективности государственных расходов на образование Правительство Российской Федерации намерено реализовать ряд мер, направленных на реструктурирование бюджетной сети, включая реорганизацию учебных заведений профессионального образования путем их интеграции с высшими учебными заведениями и создания университетских комплексов, а также начало реструктуризации малокомплектных сельских школ. 
     В рамках поэтапного внедрения механизмов нормативного подушевого финансирования будет осуществлен переход на прозрачную систему финансирования общего образования на основе федерального, регионального и местного нормативов его финансового обеспечения. Регионы, уровень бюджетной обеспеченности которых недостаточно для финансирования общего образования в пределах минимальных нормативов, получат необходимую финансовую поддержку в рамках системы межбюджетных трансфертов. Предполагается установить федеральную составляющую и рамочные условия разработки региональной составляющей государственного стандарта основного общего образования.

         Правительство Российской Федерации примет нормативные правовые акты, устанавливающие возможность  финансирования за счет средств родителей, иных внебюджетных источников преподавания дополнительных предметов и оказания дополнительных образовательных услуг в средней школе, не включенных в нормативы финансового обеспечения. 
      Поэтапный переход к нормативному подушевому финансированию высшего профессионального образования предусматривает экспериментальную отработку технологии проведения единого государственного выпускного экзамена и его последующее законодательное закрепление. Будет сформирована независимая система аттестации и контроля качества образования. Одновременно будет осуществлен комплекс подготовительных мер по персонализации титула бюджетного финансирования профессионального образования (государственных именных финансовых обязательств).
 
 

         
  1. Реформирование  здравоохранения
 

      В течение ближайших  лет необходимо решить задачу обеспечения  полного финансирования Программы  государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, включая расходы  на амортизацию оборудования и капитальный  ремонт зданий и сооружений. Это  потребует оптимизации структуры медицинских услуг, совершенствования нормативной базы, в том числе разработки минимальных социальных нормативов обеспечения населения лекарственными средствами, а также повышения эффективности организационно-финансовых механизмов системы здравоохранения.

         Важнейшим первоочередным мероприятием в сфере здравоохранения  является разработка федерального закона о медико-социальном страховании. Его  принятие заложит правовые основы для  обеспечения всеобщей доступности  и повышения качества услуг здравоохранения в рамках объединенной системы медико-социального страхования, а также позволит завершить переход к системе подушевого принципа финансирования, добиться полной реализации программы государственных гарантий предоставления населению бесплатной медицинской помощи и ввести действенные механизмы контроля за выплатой пособий по временной нетрудоспособности. 
      Внедрение новых организационно-финансовых механизмов предполагает также обеспечение хозяйственной самостоятельности и увеличение разнообразия организационно-правовых форм медицинских организаций, переход к единым методам оплаты медицинской помощи, повышение действенности механизмов координации управления здравоохранением, а также уточнение соответствующих надзорных полномочий на федеральном и региональном уровнях, процедур лицензирования и регулирования деятельности страховщиков.
 
 

Информация о работе Методы решения проблем социальной политики в современной России