Методы решения проблем социальной политики в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 15:04, курсовая работа

Описание работы

Так как экономика - это система жизнеобеспечения человека и общества, то правомерно задуматься над тем, в какой мере и каким образом качество нашей жизни связано с состоянием и развитием экономики. А заодно разобраться и в том, что понимается под образом, уровнем и качеством жизни, чем характеризуются эти социальные категории, каким образом экономика способна улучшить жизнь.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
I.Сущность социальной политики………………………………….........5
I.I. Россия – социальное государство»………………………………...6
I.II.Цели социальной политики………………………………………...7
I.III.Социальная защита и поддержка населения……….…………….9
II.Преобразования в социальной сфере России……………………….13
II.I.Проблемы социальной сферы России……………………………13
II.II.Реформирование образования……………………………………14
II.III.Реформирование здравоохранения……………………………...17
II.IV.Политика в сфере культуры……………………………………..18
II.V.Развитие физической культуры и спорта……………………….19
II.VI.Социальная поддержка населения……………………………...19
II.VII.Пенсионное обеспечение и страхование……………………....21
II.VIII.Трудовые отношения и занятость населения………………...23
III.Методы решения проблем социальной политики в
современной России………………………………………………..........26
III.I.Формирование программы социальных действий в России…...26
III.II.Цели социальной политики России……………………………..27
III.III.План действий правительства Российской Федерации……….28
Заключение……………………………………………………………….30
Библиографический список……………………………………………...31

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 311.50 Кб (Скачать)
         
  1. Политика  в сфере культуры
 

  Правительство Российской Федерации намерено поддерживать развитие культуры в качестве одной  из своих приоритетных задач, провести реформирование организационных и экономических механизмов, создать благоприятные условия для привлечения в сферу культуры средств из внебюджетных источников. В числе первоочередных мероприятий в этом направлении будут следующие:

         - внесение изменений  и дополнений в закон Российской Федерации "Основы законодательства о культуре";

         - создание общероссийской  системы мониторинга состояния  и использования памятников истории  и культуры, предметов музейного,  библиотечных и архивных фондов  и кинофонда;

         - разработка финансово-хозяйственного механизма, направленного на последовательное внедрение программно-целевых, контрактных и инвестиционных методов финансирования учреждений и работников сферы культуры.  

         
  1. Развитие  физической культуры и спорта

         Особое внимание Правительство Российской Федерации намерено уделить развитию массовой физической культуры, спорта и туризма, включая развитие детского и юношеского спорта, внеурочных форм занятий физкультурой и спортом, увеличение числа доступных (без предварительного отбора) соревнований по массовым видам спорта для всех возрастных групп населения. Необходимо реализовывать программы развития физической культуры и спорта среди инвалидов, детей-сирот, "трудных" подростков. Кроме того, предполагается также сосредоточить внимание на программах, направленных на преодоление наркомании, алкоголизма, курения и других вредных привычек.

         Первоочередные мероприятия  будут направлены на: создание общероссийской системы мониторинга, оценки и прогнозирования  состояния физического здоровья населения; разработку финансово-хозяйственного механизма, направленного на последовательное внедрение программно-целевых, контрактных и инвестиционных методов финансирования организаций и учреждений, получающих бюджетные средства, а также спортсменов высокой квалификации; привлечение в сферу физической культуры и спорта средств из внебюджетных источников.  
 

         
  1. Социальная  поддержка населения

         В основу реформ в  сфере социальной поддержки населения  будет положен принцип адресного  предоставления социальной помощи лишь тем домохозяйствам, фактические доходы или потребление которых находятся ниже прожиточного минимума.  
 
 
 

Прожиточный минимум россиянина

(руб рублей в месяц)2 

Группы  населения 1992 1998 2000 2001 2002 2004
Все население 1,9 493,3 1210 1500 1808 2003
Трудоспособное 2,1 554,7 1320 1629 1967 2254
Пенсионеры 1,3 347,9 909 1144 1379 1613
Дети 1,8 498,2 1208 1499 1799 1987
В % к среднедушевым доходам 210 205 189 205 218 237
 

         Бюджетные ресурсы  для оказания адресной социальной помощи будут сформированы за счет сокращения бюджетных субсидий производителям товаров и услуг, а также социально  неоправданных льгот и выплат, предоставляемых различным категориям граждан. Сохраняемые для ветеранов войны, инвалидов Великой Отечественной войны, Героев Советского Союза и России льготы, предполагается постепенно перевести в денежную форму. Натуральные льготы и выплаты, установленные для отдельных категорий государственных служащих, военнослужащих и работников правоохранительных органов, будут переводиться в форму оплаты труда и денежного довольствия из федерального бюджета.

  Всего за год Кварталы Январь-июнь Январь-сентябрь
 
 
 
 
1 II III IV  
 
 
 
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума

млн. человек 1999

41,2            
2000 41,9            
2001 39,4 49,8 43,4 38,6 33,2 46,1 40,8
2002 34,6 45,1 39,1 35,4 30,9 41,5 39,1
2003 29,6 38,2 33,7 31,3 23,2 35,6 33,5
2004              
в °/о к общей численности населения 1999 28,3            
2000 28,9            
2001 27,3 34,5 30,1 26,8 23,0 32,0 28,3
2002 24,2 31,5 27,3 24,7 21,6 29,0 27,3
2003 20,6 26,5 23,5 21,8 16,1 24,8 23,3
2004              
 

         Потребности регионов в финансировании адресной социальной помощи будут учитываться в формуле межбюджетного выравнивания при определении величины федеральных трансфертов на основе показателей доли бедных домохозяйств и глубины бедности. При этом необходимо существенно расширить полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в определении приоритетов в оказании социальной помощи. Необходимо также принять меры по совершенствованию механизма финансирования ежемесячного пособия на ребенка.

         Правительство Российской Федерации предусматривает также  разработку концепции демографической  политики Российской Федерации на период до 2015 года.  

         
  1. Пенсионное  обеспечение и страхование

         Первоочередные действия Правительства Российской Федерации предусматривают поэтапное повышение до 1,2 предельного соотношения заработков с применением индивидуального коэффициента пенсионера. Одновременно с целью повышения финансовой устойчивости Пенсионного фонда Российской Федерации будет осуществляться переход к механизму повышения пенсий, основанному на сочетании индексации по инфляции и по заработной плате. Потребуется также рассмотреть вопрос о необходимости поэтапной корректировки пенсионного возраста.

         
  Всего за год Кварталы 
 
 
Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
Назначенная месячная пенсия(до 2001 г.-с учетом компенсации) средний размер рублей

1999

 
 
I II Ш IV 403,0 403,1 403,1 403,1 455,5 455,5 455,5 455,5 455,6 455.6 521.4 521,5
2000 694,3 582,6 667,1 729,7 797,9 521,6 613,2 613,1 613,2 693,8 694,4 695,1 745,8 748,2 748,9 821,3 823,4
2001 1023,5 880,3 984,1 1093,6 1136,2 824,2 900,2 916,4 917,3 1015,7 1019,3 1020,3 1126,8 1133,6 1134,7 1135,8 1138,0
2002 1379 1298 1334 1420 1462 1241 1323 1329 1332 1334 1337 1340 1459 1461 1461 1461 1462
2003 1637 1489 1609 1701 1749 1464 1501 1501 1608 1608 1610 1611 1746 1747 1749 1751 1747
2004   1764 1889'     1762 1764 1765 1887 1889 18911            
в % к величине прожиточного минимума пенсионера 1999 70 69 67 69 76 72 69 66 64 70 68 66 69 71 70 79 78
2000 76 68 75 79 83                        
2001 90 83 85 94 95                        
2002 100 99 97 102 102                        
2003 102 96 99 106 108                        
2004   101                              
 
 

         Предусматривается подготовка законопроектов, обеспечивающих постепенный переход к накопительному финансированию пенсий, в том числе досрочных, учет накоплений на индивидуальных счетах в системе государственного пенсионного страхования, а также подготовка одного из базовых законов, определяющего виды пенсий и условия их предоставления по государственному пенсионному страхованию. Развитие жилищно-коммунального хозяйства.

         В целях усиления адресности социальной поддержки населения  по мере устранения перекрестного субсидирования и дотационности жилищно-коммунального хозяйства предоставляемые жилищные компенсации должны обеспечить частичное возмещение расходов на оплату жилья и коммунальных услуг малообеспеченным семьям и будут гарантировать, что соответствующие расходы каждой семьи по установленному социальному стандарту не превысят 20 процентов от их совокупного дохода. 
      Предусматривается сокращение перекрестного субсидирования коммунальных услуг, что приведет к снижению тарифов на коммунальные услуги для предприятий-потребителей. Будет реализована система мер по регулированию на муниципальном уровне тарифов предприятий жилищно-коммунального хозяйства, являющихся локальными монополистами, включая также внедрение практики заключения концессионных договоров на управление объектами коммунальной инфраструктуры. 
      Правительство Российской Федерации примет меры, направленные на более четкое законодательное разграничение различных форм найма жилья. Будут созданы необходимые условия для привлечения долгосрочных частных инвестиций в жилищный сектор и создания кредитных и заемных механизмов их использования гражданами, застройщиками, органами местного самоуправления. Предполагается начать внедрение системы правового зонирования территорий, принять меры по обеспечению застройщикам гарантированных долгосрочных имущественных прав на единый объект недвижимости (земельный участок и возводимый объект) и по упрощению процедур оформления градостроительной и проектно-сметной документации.
 

         
  1. Трудовые  отношения и занятость населения
 

      Приоритетной  задачей является реформирование трудового законодательства с целью повышения мобильности рабочей силы, сокращения латентных процессов на рынке труда, обеспечения устойчивого баланса интересов работников, работодателей и государства. Будет повышена действенность индивидуальных и коллективных договорных отношений на уровне предприятия. В частности, предполагается расширить круг вопросов, регулируемых непосредственно договорами, упростить процедуры расторжения индивидуальных трудовых договоров по инициативе работодателя при наличии соответствующих объективных причин и с сохранением необходимого уровня защиты прав и интересов работника, а также расширить сферу применения срочных индивидуальных трудовых договоров.

         Правительство Российской Федерации продолжит курс на повышение минимального размера оплаты труда, развитие коллективных трудовых отношений с участием профессиональных союзов, включая содействие формированию добровольных объединений работодателей, развитие эффективных институтов и механизмов, обеспечивающих выполнение индивидуальных и коллективных трудовых договоров и эффективное урегулирование индивидуальных и коллективных трудовых споров.

         Общая численность  безработных

  Всего за год Кварталы Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
 
 
 
 
I II Ш IV  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Общая численность безработных {на конец периода) млн. человек 1999 9,3 10,2 9,2 8,7 9,0 10,0 10,4 10,0 9,6 9,1 8,8 8,7 8,7 8,8 8,9 9,1 8,9
2000 7,5 8,5 7,5 7,1 7,0 8,7 8,6 8,2 7,8 7.4 7,3 7,2 7,1 7,1 7,0 7,0 7,0
2001 6,4 7,0 6,2 6,2 6,2 7,1 7,1 6,8 6,4 6,1 6,1 6,1 6,1 6,2 6,3 6,3 6,2
2003 6,0 6,4 5,9 5,7 5,8 6,4 6,6 6,3 6,1 5,8 5,7 5,7 5,7 5,7 5,8 5,7 5,9
2004   6,4 5,9     6,3 6,6 6,3 6,1 5,8 5,7            
В % к соответствующему периоду предыдущего года

1999

108,3 121,0 110,8 104,7 96,9 121,2 123,2 118,7 113,2 110,0 109,2 107.0 104,9 102,3 100,2 98,1 92,3
2000 81,3 83,7 81,6 81,5 78,3 87,2 82,5 81,3 81,0 81.2 82.5 82,6 81,5 80,4 78.8 77,0 79,1
2001 85,0 82,3 83,0 86,6 89,0 81,0 83,0 82,9 82,8 82,4 83,8 85,2 86,7 87,8 88,9 90,1 87,9
2002 89,5 85,2 89.2 86,8 97,6 85,8 83,8 85,9 88,2 90,7 88,7 86,7 84,6 89,0 93,4 97,6 101,7
2003 103,9 108,3 106,1 106,8 95,3 105,9 110,2 108,7 107,0 105,3 106,0 108,2 109,2 103,1 98,5 92,9 94,6
2004   99,1 100,0     97,6 99,8 99,9 100,0 100,0 99.9            
В % к экономически активному населению 

1999

12,9 14,3 12,8 12,1 12,5 14,2 14,6 14,1 13,4 12,7 12,3 12,1 12,0 12,1 12,4 12,6 12,4
2000 10,5 11,9 10,4 9,9 9,8 12,2 12,1 11,4 10,8 10,2 10,1 10,0 9,8 9,8 9,8 9,8 9,9
2001 9,0 9,9 8,8 8,6 8,8 10,0 10,2 9,6 9,1 8,6 8,6 8,6 8,6 8,7 8,8 8,9 8,7
2002 8,0 8,4 7,7 7,4 8,5 8,6 8,4 8,2 8,0 7,7 7,5 7,3 7,2 7,6 8,1 8.6 8,8
2003 8,3 9,1 8,2 7,9 8,0 9,1 9,3 8,9 8,5 8,2 8,0 8,0 7,9 7,9 8,0 7,9 8.3
2004   8,9 8,1     8,8 9,2 8,8 8,4 8,1 7,9            

Информация о работе Методы решения проблем социальной политики в современной России